Источник

Конгрегационализм

Конгрегационализм. Англиканская церковь всегда оставалась верною идее о святой кафолической церкви, как в своей организации с епископами, священниками и диаконами, так и в своем учении при ее преданности кафолическим символам, даже и в трудные времена, вообще известные под именем реформации. Решительно восставая против притязаний римских первосвященников, она твердо держалась древнего порядка и с полным правом ссылалась на авторитет первенствующей церкви, которым на вселенских соборах освящены были усвоенные ею учения и практика, – в их кафолических основах.

Но еще прежде чем было достигнуто окончательное установление порядка вещей, и в особенности во время реакции в царствование королевы Марии (1553–1558 г.), многие из приверженцев реформаторских взглядов вынуждены были искать убежища на континенте и там познакомились с учением и учреждениями, связанными с именем Кальвина. – По возвращении на родину, когда, в 1558 году вступление Елизаветы на престол еще раз оживило в реформаторствующей партии надежду на успех, эти лица принялись усердно ратовать за признание официальным учением кафолической церкви страны тех взглядов, с какими они освоились за границей. Но, несмотря на поддержку многих способных людей, в особенности Траверса (преподавателя при Темпльской церкви в Лондоне) и Картрайта (профессора богословия на «Лэди Маргарет» кафедре в Кембридже), попытка навязать кальвинизм англиканской церкви потерпела полную неудачу. Витгифт (начальник Троицкой коллегии в Кэмбридже, впоследствии архиепископ Кентерберийский) был главным ее противником. Когда неудача обратить англиканскую церковь в кальвинизм сделалась очевидною для этих проповедников, им предстояло одно из двух: – или сообразоваться с дисциплиной и практикой господствующей церкви, или же порвать всякую связь с нею.

За последнюю альтернативу ухватились, около 1570 года, некоторые из последователей под руководством священника Роберта Броуна, который призывал всех, кто захотел его слушать, отделиться от англиканской церкви и составить в оппозицию ей, независимую организацию на кальвинистической основе. Так-то начало свое существование общество, известное прежде под именем «Бороунистов», а потом и ныне «Независимых» или «Конгрегационалистов».

Избранное для этого время было неблагоприятно для успеха такого проекта, ибо (в 1569 г.) Пий V со своим конклавом изготовил, а через два года распространил по Англии папскую буллу, которую Елисавета была объявлена еретичкой, все же её подданные освобождены от присяги ей и, под угрозою отлучения от церкви, не смели повиноваться ее законам. Столь постыдный эдикт объединил всех англичан на защиту их церкви и государства, почему разногласие в такую пору сделалось весьма серьезным делом. Броун был вызван в суд, где ему предложено было прекратить свою проповедь. С несколькими из своих последователей он удалился в Голландию, а затем, хотя и возвратился в 1585 г., его последующая деятельность не имела значения.

Те из его последователей, которые оставались в Англии, восполнили ничтожность своего числа силою протеста против королевы и церкви, так что, между 1583 и 1591 годами, пятеро из тех (хотя скорее по политическим, чем церковным побуждениям), были приговорены к смертной казни. Это побудило многих бежать из Англии сначала в Голландию, а потом в Северную Америку. Пионерами этого последнего выселения было то общество, которое на «Майском цветке» отправилось в Массачузет в 1620 году. Эти-то люди, которых иногда называют «отцами-пилигримами», и были основателями конгрегационализма в Америке. – Замечательно, что эти люди, которые эмигрировали, чтобы основать колонию, чтобы они могли проповедовать и прилагать к жизни свою особую форму христианства, без вмешательства или препятствий со стороны какой-либо – церковной или гражданской – власти, – именно они с такими насилиями противодействовали всем тем, кто отличался от них. Во всяком случае не подлежит сомнению, что карательные законы Массачузетского штата против римских католиков, баптистов и квакеров оставались долгое время ужасно строгими и приводились в исполнение со зверством, диким даже для той эпохи.

Несмотря на эти переселения, все-таки многие оставались в Англии, так что во время великого восстания, которое отправило на эшафот Карла I и сделало Оливера Кромвеля диктатором страны, весьма значительная часть армии последнего состояла из индепендентов, а в период его протекторства по всей стране господствовал пуританизм, который, в союзе с пресвитерианством, насильно навязывал повсюду индепендентскую сторону богопочтения.

Однако, с восстановлением монархии в 1660 году, древние формы богопочтения были также восстановлены. Правда, и потом некоторое время дело не обходилось без борьбы и затруднений: но после проведения в 1689 г. акта о веротерпимости, коим обеспечивалась свобода отправления богослужения всякому христианскому обществу, за исключением папистов и унитариан, значение индепендентов постепенно уменьшалось, так что во 2-й четверти ХVII ст. число нонконформистов по всей стране понизилось до 110.000. Впрочем, в последние годы того же столетия, с религиозным возбуждением, произведенным Джоном Весли, индепенденты опять начали увеличиваться в количестве своих приверженцев. В настоящее время следующие цифры, взятия из их официального издания за 1906 год, выражают число их членов.

36 – Примечание к таблице: Итого … 3,130

Следующие статистические данные могут быть также небезынтересны:

В Европе: Брит. Острова 4,905–479,112, Швеция (Svenska Forhund stef) 1006–100.006, Венгрия 1–42=579,154. Сверх того, без данных о числе последователей, указано в скобках число молитвенных мест в следующих государствах: Во Франции – Mission Populaire Evangelique de France (158); в Голландии – Bonr Uan-Urije Сhrisleli; ne Gemeenten in Nederland (16); в Португалии – Egreja Evangelica (10); в Испании – La Union Ibero Evangelica (7); в Бельгии – для матросов в Антверпене (1); в Богемии Cechy (22); в Болгарии (2); в Германии (1); в Норвегия (1); в Русской Польше (1); в России (2) и в Турции (2).

Таким образом, общее число членов по всему миру равняется =1,418,404 по меньшей мере, ввиду отсутствия данных касательно перечисленных государств Европы, но не может превышать этой цифры более чем на 10,000 человек.

Отсюда видно, что наибольшее число конгрегационалистов приходится на Соединенные Штаты, Великобританию, Швецию, Австралию, Южную Африку, Канаду и Японию – в нисходящем порядке. – Что касается Великобритании, то наибольшее число их приходится на Лондон, Бирмингем и мануфактурные центры в графстве Ланкастерском. Главные церкви (chapels) – The City Temple, – с P. Дж. Кампбеллем в качестве пастора Lundhuvst Road, Bampslead, с Д-ром Хортоном во главе, – в самом Лондоне, Liwisham Bidh Boad, Brockley, около Лондона, с В. Джестин Эвансом во главе, и Carris Lane, в Бирмингеме, с Дж. X. Джоветтом в качестве пастора.

Для удобства мы говорили до сих пор о конгрегационалистах, как будто бы они составляли одно общество христиан. В действительности же такой взгляд противоречит основному принципу конгрегационализма; так как «конгрегация» – общество людей, собирающихся на молитву в каком-либо месте, – представляет высший авторитет по всем без исключения церковным вопросам. Иначе говоря, всякая отдельная община пользуется абсолютным и бесконтрольным правом устанавливать учение, богослужение, условия общения и дисциплину; а способ пользования этим правом состоит в вотировке большинства присутствующих на собрании, созванному для решения какого-нибудь вопроса. Таким образом, самой основной частью их строя решительно отрицается всякий авторитет соборов, синодов, епископов, священников или диаконов, вследствие отвержения всякого церковного контроля. Отсюда естественно вытекает второй принцип, состоящий в освобождении членов и всяких других христианских обществ от какого бы ни было контроля со стороны гражданского правительства. Эти два принципа провозглашаются за единственно соответственные с волей Великой Главы, Самого Господа Иисуса Христа. Казалось бы, что при этих принципах церковная анархия не только возможна, но и вероятна: на деле, однако же, ее почти не заметно. Правда, проповедуемое учение может иногда приближается к кафолическим взглядам с одной стороны, а с другой – к социнианству; но вообще говоря, его можно всего лучше охарактеризовать как середину между этими двумя крайностями. У конгрегационалистов служители, или пасторы, как их иногда называют в общине, люди, получавшие некоторое образование и благовоспитанные, так что их проповедь привлекает многих серьезных людей. Конгрегационалистские капеллы, потому, посещаются главным образом людьми среднего класса, которые не очень интересуются догматическим учением, но ищут культурного и осмысленного выражения истины; общее же однообразие в учении поддерживается тщательной подготовкой кандидатов на пасторство в богословских коллегиях, равно как и формой посвящения по образцу, очень похожему на пресвитерианский.

Миссионерской проповедью среди язычников в чужих странах, за исключением Японии, конгрегационализм, по-видимому, не отличается; в самой Англии его деятельность среди беднейшего класса населения не очень успешна. – Вообще говоря, представляется сомнительным, чтобы конгрегационализм продолжал увеличиваться численно: в Америке за несколько последних лет число членов оставалось почти тем же, а в некоторых случаях даже уменьшилось.

Без сомнения, объединение конгрегаций в союзе по графствам и, наконец, образование из таких местных союзов одного общего для всей страны имело значение как в поддержании известного общего образца учения, так и в распространении принципа конгрегационализма. Таковой союз существовал с 1831 года в Англии и Валлисе и ныне играет важную роль среди конгрегационалистов, хотя он и продолжает теоретически предоставлять каждой отдельной конгрегации по-прежнему полную свободу; но, тем не менее, не подлежит сомнению, что он может нравственно влиять, на отдельные конгрегации почти с такой же силой, как какой-нибудь внешний авторитет, стоящий выше отдельной конгрегации. А потому существование означенных союзов, содействует укреплению конгрегационализма в его целом, подвергает серьезной опасности главный принцип, для проведения которого он существует.

Резюмируя вкратце, мы можем назвать конгрегационализм такой системой христианства, которая не признает иного авторитета, кроме авторитета самой конгрегации; образовалась она благодаря кальвинистским и влияниям набежавших из Англии в царствование королевы Марии; начала свою деятельность в Англии около 1570 г., вторгнулась в Америку в 1620 г., достигла своего апогея в 1-й половине XVII столетия и с решительностью была отвергнута Англией при восстановлении монархии, после смерти Оливера Кромвеля. Число членов ныне простирается до 1,428,000, проживающих почти исключительно в Великобритании с колониями и в Американских Соединенных Штатах; большая часть членов, принадлежит к образованным средним классам; пасторы избираются голосовкой конгрегациан из лиц, обучавшихся в богословских коллегиях секты и посвящаемых такими же пасторами. Большая часть конгрегаций с 1831 г. объединилась в союзы, которых влияние простирается на всю провинцию пли страну.

[Всего конгрегационалистов в мире 1.447.193, конгрегационалистских церквей, капелл и т. п. 12.847, в воскресных школах конгрегационалистов обучается 1.682.945 учеников: см. «Церк. Вестник» 1909 г., № 36, стлб. 1120–1121].

Свящ. Андрю Амос.

(The Reverend Andrew Amos. 37 )

* * *

36

Из этого числа 252 остаются без дела в данный момент, 83 занимаются обучением, 41 состоят секретарями и 357 в отставке.

37

Перевод с английской рукописи, специально изготовленной для «Бог. Энц.», сделан маг. богословия Н. В. Орловым, профессором Королевской Коллегии в Лондоне.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 12: Книги символические — Константинополь : с 10 иллюстрациями. — 1911. — XI с., 904 стб., 905-928 с., [10] л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle