§ 48. Разбор римско-католического и протестантского учения о первородном грехе
Римская церковь учит, что человек, состоя из двух противоположных между собою природ – плоти и духа, от самого создания своего должен был испытывать борьбу духа и плоти. Дух устремлялся к Богу, а плоть к чувственности. Для уничтожения этого разлада Бог даровал ему благодатный дар первобытной праведности, который удерживал душу и тело ъ согласии. Чрез падение человек лишился этого благодатного дара и вследствие этого, естественно, происходит борьба в каждом человеке: «плоть воюет против духа и влечет его к чувственности, ко греху».
Природа же человека, взятая сама по себе, осталась ни мало не поврежденною. Поэтому и потомки Адама и Евы обладают еще теми же существенными преимуществами, какими обладали и сами прародители, по выход из рук своего Творца.
Это учение римско-католической церкви не согласно а) с учением св. писания, которое ясно свидетельствует о том, что грех прародителей извратил самую природу человека, поселив в душе человека почти непреодолимую наклонность к греху. Ап. Павел говорить о себе, что в нём есть желание добра, но он не находит в себе силы выполнить такое желание (Рим.7:19) б). Об этом же свидетельствует и собственное самонаблюдение каждого из нас; каждый по опыту знает, как сильны бывают в нашей душе злые наклонности и страсти, как тяжела, подчас непосильна бывает борьба с ними.
Протестантство допустило противоположную, по сравнению с римским учением, крайность в понимании первородного греха. Лютер учит, что человек при самом творении получил от Бога всю совокупность совершенств и одними собственными силами мог соблюдать заповеди своего Создателя. Состояние человека после падения является .полною противоположностью состоянием глубочайшего извращения человека грехом первородным. Человек утратил самую способность к добру, он стал подобен соляному столпу, в который превращена жена Лота. Поэтому он не способен к самодеятельному участию в своём спасении, – его обращение и возрождение совершается исключительно благодатью Божией.
Однако, св. писание свидетельствует, что существо человека не превратилось всецело в грех, а удержало следы образа Божия. У человека осталось влечение к добру (Рим. 2:14), стремление к истине (Рим. 1:19:20), совесть, одобряющая и осуждающая поступки человека (Рим.7:16:2:16). С другой стороны, если бы природа человека утратила чрез грехопадение всякие остатки и следы добра, то невозможно было бы и его искупление, надо было бы вновь создавать его природу.