§ 49. Возможность восстановления и спасения падшего человека и необходимость для сего Божественной помощи
В какое отношение стал Творец мира к человеку, когда этот последний согрешил? Как всесвятой Бог, источник и носитель святого нравственного закона, Он не мог продолжать общение с грешным человеком. «Что общего у света с тьмой» (2Кор.6:14)? Между тем только в тесном общении с Богом человек мог жить блаженною жизнью и достигать своего высокого назначения. Удалившись через грех от тесного союза с Богом, человек впал в несчастие и подвергся вечной смерти. Но мог ли всесвятой и милосердый Бог допустить, чтобы лучшее на земле творение Его рук погибло физически и духовно? Конечно, нет! Тем более, что первые люди пали не по развращению своего сердца, а в состоянии обольщения. Хотя преступление первых людей и влекло за собой гибельные последствия, но оно все-таки было только несчастной ошибкой с их стороны. Всякая же ошибка не исключает возможности сознания её и стремления к исправлению. Наличность того и другого делала людей способными к искуплению и спасению их.
Премудрость Божия, от века знала и созерцала то средство, чрез которое человек должен быть спасен от греха. Средство это состояло в том, что Сын Божий от века добровольно взял на Себя грех первого человека и всего мира, чтобы в Своем лице понести все следствия греха, как-то: гнев Божий на грешника, бедствия земной, расстроенной грехом, жизни и самую смерть. Таким путем преступление будет наказано, но сам преступный человек избегнет заслуженного наказания, останется жить, войдет опять в близкое общение с Богом и достигнет своего первоначального блаженства и назначения. Ибо только таким, а не другим путем возможно было возвратить человека к Богу. Поэтому еванг. Иоанн называет Христа агнцем, заколённым от сложения мира (Апк. 13:8).