§ 50. Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя
Божественное предопределение о спасении человека не было скрыто от последнего. Бог желал, чтобы и человек, по мере своих сил, принял участие в восстановлении своей греховной природы, а для этого ему нужно было, хоть до некоторой степени, знать план Божественного домостроительства своего спасения. И Бог открыл об этом человеку, во 1-х, в обещаниях, данных нашим прародителям, а во 2-х – в различных ветхозаветных прообразах и пророчествах. Можно даже сказать, что вся ветхозаветная история была постепенным приготовлением человека к принятию Спасителя мира.
Такой длинный период времени (5508 л.) нужен был для того, чтобы человек на собственном опыте, во всей полноте, узнал всю тяжесть совершённого им в раю греха, свое малосилие в делании добра, и чтобы таким путем лучше назрела в душе его потребность в высшей благодатной помощи.
Божественное откровение о спасении человека было дано последнему немедленно после грехопадения Адама и Евы; тогда, именно, Бог сказал, что «Семя жены сотрет главу змея» (Быт.3:15), т.е. Потомок Евы, Спаситель мира, победит диавола, который лишил первых людей их блаженного состояния. После потопа Господь избирает хранителем истинной веры Авраама и говорить ему, что о От Семени его благословятся вси язы́цы земнии (Быт. 20:11: 18), т.е. что благодаря будущему Потомку его, И. Христу, благословятся все народы земные. Подобные же обещания были даны Исааку (Быт. 26:34) и Иакову (Быт. 28:13:14).
Многие ветхозаветные лица, предметы, священные действия и обряды указывали на те или иные лица и события в нов. завете, т.е. были прообразами последних. Так, Адам был прообразом Мессии по отношению к человеческому роду, Мельхиседек прообразом Мессии своим священническим достоинством, а также неизвестностью происхождения, Моисей, посредник и законодатель ветх. завета, прообразом Христа, единого Посредника между Богом и людьми и Установителя нов. завета: Давид быль прообразом Мессии по отношению к Его царскому достоинству и по многим важным обстоятельствам своей жизни; пророк Иона своим трехдневным пребыванием внутри огромной рыбы и чудесным спасением своим прообразом Мессии в состоянии Его смерти и воскресения (Иона 2:1:11; Мф. 12: 40); ковчег, спасающий Ноя во время всемирного потопа, прообразом таинства крещения (Быт. 7:13: 18; 1Пет. 3: 21); агнец пасхальный был образом Мессии во многих отношениях (Исх.12:46; Ин.19:36, 1Кор.5:7); медный змий указывал на Мессию, распятого на кресте и спасающего всякого верующего в Него от вечной смерти (Чис.21:9; Ин. 3:14); вообще все обряды ветхого завета ап. Павел называет тенью будущего (Кол.2:17) и образом закона истинного, который был дан Христом.
Но в особенности преобразовательное значение имели жертвы. В жертве дано было человеку наглядное напоминание его грехов (Евр.10:3), за которые он повинен смерти. Вместе с тем мысль человека возводилась к Избавителю, Который некогда принесет Себя в жертву за спасение людей, как Агнец Божий, вземляй грехи всего мира.
Чтобы яснее раскрыть пред людьми план Божественного домостроительства нашего спасения и тем лучше приготовить их к принятию Мессии, Бог посылал пророков, которые удостоились созерцания Божественного плана восстановления человека и сообщили людям полученные таким путем откровения
Из ветхозаветных пророчеств о Спасителе М1ра особенно замечательными были следующая:
Прор. Исаия предсказал, что Спаситель мира родится от Девы (7:14).
Прор. Михей предсказал, что Он родится в Вифлееме (5:2).
Прор. Малахия, при построении второго храма Иерусалимского, предсказал, что обещанный Спаситель Мира явится скоро, именно в этом храме, и что Ему будет предшествовать Предтеча, подобный пророку Илии (3: 1:5).
Прор. Захария предсказал торжественный вход И. Христа в Иерусалим (9:9).
Прор. Исаия и Давид с особенною ясностью предсказали страдания Спасителя за грехи мира (Исх.53; Пс.21).
Прор. Даниил определили самое время рождения Мессии, предсказав, что Он родится спустя 490 лет после возвращения Иудеев из плена вавилонского, и что за Его смертью последует разрушение храма и Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв (Дан. 9: 24–27).