№ 4. Резолюция Митрополита Филарета на представлении о. Ректора Московской Духовной Академии о сочинении двух студентов оной
9 Июня 1830 г.
В июне 1830 г. Ректор Московской Духовной Академии2 представил Митрополиту Филарету исправленные им сочинения двух студентов, приготовленных для прочтения на испытании: из коих одно заключает в себе объяснение и защищение правильности приложения Св. Евангелистом Мфеем к Иисусу Христу пророчества Исаии (7:14), а второе о духе и о свойствах Христианского мученичества. По прочтении сих сочинений Преосвященный Филарет написал на представлении следующую резолюцию:
Ни того, ни другого рассуждения ну могу признать достаточно приготовленным, ни для напечатания, ни для прочтения в публичном собрании. Рассуждение о мученичестве и теперь бесконечно обширно и, как в отношении к логике, так и в отношении к словесности слабо. Это принужденное скопление слов, выражений, исторических обстоятельств, выписок, а не систематическое произведение ума, которого бы все части были направлены к определенной цели. Я прочел около половины оного (дочитать не имею ни времени, ни терпения), но не встретил еще ничего, что прямо и с силою было бы направлено к указанной во вступлении цели, то есть к защищению мученичества от нареканий. После неопределенного и утомительного рассказа о гонениях иудейских, римских, персидских, магометанских, российских поставлено восклицание: таково начало и происхождение мученичества! Маккавеи предъуготовили (сие слово написал о. Ректор) ветхозаветную церковь к таковым же подвигам в новозаветной церкви. На что ж было приготовлять ветхозаветную церковь к таким подвигам, которые не в ней, а в последующей за нею новозаветной Церкви совершиться должны? Мне кажется это не значит очищать сочинение от погрешностей. Сочинение о пророчестве: се Дева, при подобном несовершенстве неудобно для чтения в собрании потому, что в нем много сухого филологического разбирательства слов, от которого слушатель, знающий еврейский язык, соскучится, а не знающий задремлет. Убеждаю о. Ректора между двугодовыми упражнениями студентов отыскать к открытому испытанию, хотя небольшое рассуждение, но достойное внимания слушателей. Впрочем ни мало не возбраняется представить оба рассуждения, о коих здесь говорено, Комиссии Духовных Училищ на ее усмотрение.
Филарет М. Московский
Июня 9 1830 г.
Дело К. Д. У. 1830 г. Апреля 22
№ 3404.
* * *
Арх. Поликарп.