Источник

Общий характер внешней политики Русского государства до вступления на Московский великокняжеский престол Ивана III (1462 г.)

Русское государство1 в первые века своего существования (IX, X, XI вв.) входило в сношения почти со всеми окружающими его государствами и народами: на севере – с финскими племенами и скандинавами, на северо-западе и западе – с литовцами, балтийскими славянами, поляками, чехами и венграми, на юге – с болгарами и Византийской империей, на юго-востоке с находившимися здесь степными-кочевыми народами – торками, печенегами и хазарами. Торговые интересы были главной причиной сношений северной России, преимущественно Новгорода, с балтийским славянами и Скандинавией, а южной России с Византийской империей; с последнею киевские великие князья Олег, Игорь и Святослав в 907, 911, 944 и 971 годах заключили особые договоры, сохранившиеся в русских переводах в наших летописях и имевшие в виду упорядочение различных вопросов торговли Русских с греками. – Брачные союзы также соединяли русских князей с иноземными государями в X–XII вв.: женою великого князя Ярослава была дочь шведского короля Олафа I, старшая дочь его была за норвежским королем Гаральдом, младшая Анастасия за венгерским королем Андреем, вторая Анна за французским королем Генрихом I, а сестра за польским королем Казимиром (XI в.). Дочь английского короля Гаральда выдана была датским королем за внука великого Князя Ярослава-великого князя Владимира Мономаха (XII в.). Великий князь Владимир киевский был женат на сестре византийских императоров (Х в.), а дочь кн. Мстислава и Христины была за наследником Византийского престола Алексеем Комниным. Наши летописи говорят еще, что за великим князем Изяславом была дочь польского короля Гертруда, а за великим князем Всеволодом – греческая царевна (XI в.). – При своих спорах русские князья обращаются за помощью к иноземным государям и, в случае неблагоприятных обстоятельств, находят у них убежище. Так князь Новгородский Владимир Святославич, спасаясь от преследований вел. князя Ярополка, уходит за море, к варягам (X в.); вел. кн. Святополк Окаянный от князя новгородского Ярослава бежал к тестю своему Болеславу, королю польскому (XI в.); вед. князь Изяслав (ум. 1077 г.) получает помощь от польского короля Болеслава Смелого и с нею занимает Киев; князь Волынский Ярослав приглашает к себе на помощь поляков, венгров и чехов (XII в.); великий князь Мстислав (ум. в 1182 г.) отправляет полоцких князей в изгнание в Грецию; вел. князю Изяславу Мстиславичу (ум. в 1154 г.) в его борьбе с князем ростовским Юрием постоянно помогал венгерский король Геза II, женатый на сестре его. Точно также и иностранные государи иногда находили убежище себе в России; как напр. Олаф норвежский у вел. кн. Владимира и Ярослава, или у последнего дети английского и венгерского королей. – Вероятно, еще более частые сношения были у русских князей c кочевыми народами, окружавшими Русское государство и постоянно нападавших на окраинные земли его; по крайней мере, вел. князь Владимир Мономах говорит, что он один заключил около 19 мирных договоров с половцами.

С конца XII века центр политической жизни Русского государства передвигается на север, в бассейн рек Оки и Волги, в область Владимиро-Суздальскую, из княжеств которой на первое место выдвигается, благодаря своему счастливому географическому положению, небольшое удельное княжество Московское, впоследствии ставшее великим княжеством и царством. Русская жизнь замирает на юге и русские княжества входят в состав соседних государств: в XIII в. Литва присоединила к себе Полоцкое княжество, владения коего в Ливонии ранее Литвы захватили утвердившиеся на берегах Балтийского моря немцы; в XIV в. в состав великого княжества Литовского вошли – Витебская и Киевские земли, княжества Чернигово-Северские, Минское, Турово-Пинское и Волынское (отчасти); в 1340 г. король Казимир Великий присоединяет к Польше и Галицкое русское великое княжество (королевство).

С подчинением Русского государства власти татар и с захватом части русских земель Польско-Литовским государством изменяется и характер международных сношений русских князей. Они теперь должны были постоянно совершать путешествия к монгольским ханам, доставлять дань и получать от них особые ярлыки на велико-княжеские престолы, и, при исправном исполнении своих обязанностей по собиранию даний, пользовались спокойствием и безопасностью от нападений с востока и юго-востока. В таких условиях находились северные и северо-восточные русские княжества; но в худших условиях были западные русские области – Новгород и Псков, так как они подвергались нападениям с трех сторон – со стороны шведов, Ливонских рыцарей и Литвы. Последняя, соединившись с Польшей (1385 г.), подчинив себе западные русские области и превратившись таким образом в обширное государство, простиравшееся от Балтийского моря до Черного, стала стеною между Западной Европой и Русью, отрезав последнюю от первой. Со времен вел. князя Ольгерда (1345–1377 гг.) Литва обратила внимание и на земли восточной России и стала заботиться о подчинении их себе; но в этом деле она встретила сопротивление со стороны московских князей, прилагавших усиленное старание к собранию около себя всех земель северо-восточной Руси. Борьба из-за этих земель между Москвою и Литвой, начатая в XV–XVI вв., продолжалась и в последующие века и служила. Главным предметом дипломатических переговорове между этими государствами в XVI в.

Таков общий характер внешней политики Русского государства до вступления на московский велико-княжеский престол Ивана Ш (1462 г.), под властью коего объединилось большинство русских земель2.

* * *

1

Извлечение из этого написанного по поручению Министерства Иностранных Дел очерка истории Посольского приказа напечатано было в юбилейном издании Министерства: «Очерк истории Министерства Иностранных Дел. 1809–1912». Спб. 1902 г., стр. 1–34.

2

В киевский период существования Руси, когда вся территория Русского государства состояла из мелких удельных княжеств, мы встречаем с почти постоянной борьбой русских князей между собой за уделы, за владение, за пользование тою или другою частию Руси на основании права рождения, старейшинства, ряда, раздела, чем вызвано было появление различных соглашений о разделе Руси, союзов одних князей против других и мирных договоров или докончаний. Подобными же известиями о борьбе за власть и велико-княжеское достоинство, за вопрос о господстве и подчинении, наполнена история Русского государства и в последующее время, когда центр политической жизни его передвинулся с юга на север: князь московский, тверской или рязанский, сделавшись собственником в своем княжении, стремится подчинить всех своей власти – бояр, самнх удельных князей. Князья младшие удельные, защищаясь от влияния великого князя право рода, сам ищут на основании рода такой же власти и начинаются распри между удельными и великим князьями. С другой стороны, из за велико-княжеской власти возникают между собой подобные тем, которые были в киевской Руси из за уделов. Получившие право великого князя стремились расширить власть свою на всех русских и на всю Русь. Возникает борьба. Между самими великими князьями и великими княжествами – тверским, рязанским, московским, которая должна была кончиться подчинением всех под одну руку и завершилась торжеством Москвы. Eе князья, с 1323 г. ставшие великими, к концу XV в. около Москвы сосредоточили большинство русских княжеств. Внешние сношения удельных князей, судя по их договорным грамотам, находились в зависимости от великого князя, а великие князья московские стремились к тому, чтобы внешние отношения и великих князей, остававшихся самостоятельными, независимыми от них, подчинить себе (договор 20 июля 1447 г. между великими князьями – московским Василием II Васильевичем, и рязанским Иваном Федоровичем).


Источник: О Посольском приказе / С. А. Белокуров. - Москва : Имп. О-во истории и древностей российских при Московском ун-те, 1906. - [4], 170 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle