№ 5. Замечания Митрополита Филарета, сделанные во время испытания и рассмотрения сочинений студентов 7-го курса Московской духовной Академии
12 Июля 1830 г.
Конференции Московской Духовной Академии предложение
Вследствие испытания и рассмотрения сочинений и переводов студентов Академии седьмого учебного курса, вознамерясь предложить Академической конференции то, что оказывается нужным для соображения и руководства на будущее время, нахожу, что для сего должно, частью повторить, что сказано мною при окончании прошедшего курса, в предложении 8 июля 1828 года № 95.
1) Учение Богословия Догматического показало ныне преимущественные против прежнего труды профессора, вознагражденные соответственными плодами. Желательно, чтобы о. Ректор, по окончательной отделке, представил уроки свои на усмотрение начальства.
2) По Герменевтике, разбор небольших одних и тех же на предварительном и открытом испытании, статей пророчества Захарии оказался обращенным на недовольно важные предметы, и недовольно занимательным. Чтобы сделать сей выбор, надобно было миновать много весьма важных статей в священном писании, до коих уроки Герменевтики, вероятно, еще не касались. От теории и практики Герменевтики многое зависит в Богословском учении. Желательно, чтоб в следующий курс занялся сею частью старший из помощников профессора Богословия, с достойным предмета вниманием.
3) По Богословии нравственной, ответы студентов большей частью не свободны; и, кажется, сие частью происходит от образа изложения уроков. Надобно профессору Богословии деятельно вникнуть в сие, и дать сим урокам направление как можно, точнее сообразное с пользою учащихся.
4) Собственные труды учащих философии по тем частям, по коим достигли довольной зрелости, желательно, чтобы представлены были на усмотрение начальства.
5) По классам словесности в вышеупомянутом предложении желательными представлены две вещи: примеры и разбор образцов. Опыт последнего показан в конспекте; а первых на испытании не показано. Итак, повторяю, желательно видеть примеры.
6) Повторяю и то, что в наставническом рассмотрении сочиненных студентами проповедей отчасти примечается невнимательность, пропускающая погрешности без исправления и неумеренная снисходительность в похвалах.
7) Повторяю и то, что беспорядка, состоящего в самовольном студентами избрании предметов для сочинений, без утверждения наставников, терпеть не должно.
8) Настоятельно повторяю, что надлежит от посредственно успевших в сочинении, требовать не слишком обширных сочинений и тщательным разбором и критикою оных раскрывать и образовать способность к соображениям более обширным; ибо с заботливостью усмотрено, что некоторые из лучших даже студентов, взяв себе для диссертации слишком обширные планы, не могли привести своих сочинений к окончательной отделке до окончания учебного курса.
9) Повторяю и то, что некоторые сочинения представлены в разных видах неоконченной работы. В примере представляю длинное рассуждение о хилиазме, в котором однако речь не дошла до того, чтобы сделать хотя краткое рассмотрение известного места Апокалипсиса, в разумении которого лежит ключ к разрешению спора о хилиазме.
10) Сказанное в вышеупомянутом предложении о представлении переводов начинает приносить плод. Переводов с Греческого представлено немало и в числе их есть достойные внимания. Переводов с Английского не успел я рассмотреть. Если другие занятия не позволят мне сделать особого распоряжения о представленных мне переводах, то о. Ректору надобно будет вникнуть, которые из них могут быть представлены для напечатания и которые могут быть сохранены до усовершения или до соединения с подобными, поколику не составляют целого. Остается желать, чтобы и по сему предмету усилено было внимание, особенно руководителя высшего класса за классом низшим. Например. Переведена беседа Святого Златоустого о новости праздника Рождества Христова и о выведении времени сего события из первосвященства Захарии. Беседа сия может быть прочитана и употреблена в пособие Археологического соображения, но для представления ее в переводе трудно поставить правильную цель.
Впрочем то, что замечено здесь для усовершения дел Академии, не должно обращаться в упрек нынешнему ее состоянию, которое показывает прилежание и успехи студентов с признаками благоповедения, что все должно быть плодом благонамеренного действования и доброго примера начальствующих и учащих.
Филарет М. Московский
№ 247
Июля 12 дня 1830 г.
Дело К. Д. У.
1830 Апреля 22
М 3404.