Библиотека литературы Древней Руси. Том 10 (XVI век)

Источник

Том 1Том 2Том 3Том 4Том 5Том 6Том 7Том 8Том 9Том 10Том 11Том 12Том 13Том 14Том 15Том 16Том 17Том 18Том 19Том 20

Содержание

Вступление. Литература «государственного устроения»

Повесть о болезни и смерти Василия III В год 7041 (1533)-й. сказание о великом князе всея руси Василии Ивановиче, о том, как он ездил осенью в свою вотчину на Волок Ламский охотиться, и как заболел он там, и монашеский сан принял, и сына своего великого князя Ивана Васильевича на царство благословил, и о преставлении его, и о погребении Лета 7041-го. Сказание о великом князе Василье Ивановиче всеа руси, како ездил во свою отчину на волок на ламъский на осень тешитися, и как болезнь ему тамо сталася, и мнишеский образ приял, и сына своего великого князя Ивана васильевича на царство благословил, и о преставлении, и о погребении его Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи Хождение на восток гостя Василия Познякова с товарищи О горе Сионе О монастырях О селе Скудельничем О селе Гефсимании Хождение на восток гостя Василия Познякова с товарищи О горе Сионе О монастырех О селе Скудельниче О селе Гепсимании Повесть о споре жизни и смерти Повесть о споре жизни и смерти спор жизни со смерть Спор жизни со смертью Прение животу с смертию Из «Измарагда» Слово Иоанна Златоуста, как, не ленясь, читать книги (глава 4) Слово святого Нифонта о русалиях (глава 33) Слово из патерика, как не следует покидать церковь, когда там поют (глава 38) Слово из притчи и о воспитании детей родителями (глава 53) Слово Иоанна Златоуста о тех, кто не встает на заутреню (глава 71) Слово блаженного Евсевия-арxиепископа об утопающих (глава 82) Слово святых отцов о воине (глава 131) Слово Иоана Златоустого, како не ленитися книги чести Слово святого Нифонта о русалиях Слово от патерика, яко не достоит отитти от церкви, егда поют Слово от притчи и о наказании детей родителем Слово Иоанна Златоуста о невстающих на утреннюю Слово блаженного Евсевиа арxиепископа о утопающих Слово святых отец о тязиоте Домострой Книга, называемая домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам 1. Наставление отца сыну 2. Как христианам веровать во святую троицу, и пречистую богородицу, и в крест христов, и святым небесным бесплотным силам, и всем святым, и честным и святым мощам, и как поклоняться им 3. Как тайнам божиим причащаться, и веровать в воскресение из мертвых, и страшного суда ожидать, и прикасаться ко всякой святыне 4. Как любить бога всею душою, и близких своих, и страх божий иметь, и помнить о смертном часе 5. Как святителей почитать, также и священников и монахов 6. Как посещать в монастырях, и в больницах, и в темницах, и всякого в скорби 7. Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякому властителю покоряться, и правдою служить им во всем, и большим и малым, и скорбным и немощным, всякому человеку, кто бы он ни был, и себе самому вдуматься в это 8. Как дом свой украсить святыми образами и в чистоте содержать 9. Как в церкви божии и в монастыри с приношением приходить 10. Как священников и иноков в свой дом приглашать молиться 11. Как кормить приходящих в дом чинно 12. Как мужу с женою и с домочадцами дома у себя молиться 13. Как в церкви мужу и жене молиться, чистоту хранить и никакого зла не творить 14. Как почитать отцов своих духовных и повиноваться им 15. Как детей своих воспитать в поучении и страхе божьем 16. Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать 17. Как детей учить и страхом спасать 18. Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем 19. Как всякому человеку рукодельничать и всякое дело делать, благословясь 20. Похвала женам 21. Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить 22. Каких людей держать и как наставлять их во всяком учении, и в божественных заповедях, и в домашней работе 23. Как врачеваться христианам от болезни и от всяких страданий 24. О неправедной жизни 25. О праведном житии, если кто по-божески живет, и по заповедям господним, и по отеческому преданию, и по христианскому закону и если господин судит справедливо и нелицеприятно всех одинаково – богатого и бедного, ближнего и дальнего, то удовлетворены будут сборами справедливыми, и так поступать 26. Как жить человеку, разметив свою жизнь 27. Если кто живет, ничего не рассчитав 28. Если кто слуг содержит без присмотра 29. Учить мужу свою жену, как богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться 30. Хорошие жены мастерицы – доход и сбереженье всему; а с того, что скроит, остатки и обрезки сохранять 31. Как всякое платье кроить и остатки и обрезки хранить 32. Всякий порядок домашний содержать 33. Каждый день госпоже надзирать над слугами за домашним хозяйством и рукоделием и о всяком сохранении и порядке 34. Каждый день жене мужа обо всем спрашивать и советоваться обо всем: и как на люди выходить, и к себе приглашать, и о чем говорить с гостями 35. Как слуг наставлять, когда с чем-нибудь посылаешь на люди 36. Женам наказ о пьянстве и о хмельном питье, и слугам также, и о том, чтобы тайком не держать ничего нигде, а клевете и обману слуг без проверки не верить; как их строгостью наставлять, да и жену также, и как в гостях находиться и дома себя вести во всем правильно 37. Как всякую одежду жене носить и сохранить 38. Как порядок в избе навести хорошо и чисто 39. Если муж сам не поучает, то накажет его бог, если же и сам так поступает и жену и домочадцев учит, милость от бога примет 40. Самому господину или кому он прикажет припасы на год и всякий товар купить 41. Себе на обиход купить всякий товар заморский и из дальних земель 42. О том же: когда что купить тому, у кого деревень нет, и всякие домашние припасы и летом и зимой, и как запасать на год, и как дома животину всякую разводить, и еду и питье держать всегда 43. А столь много муж запасет в нужное время всякого припасу, (в том числе и) постного и как его сохранить 44. О прибыли от запасенного впрок 45. Как огород и сад разводить 46. Как хозяину запасы напитков держать для себя и для гостя и как приготовить их для посторонних 47. Ему же наставление, как пиво варить, как мед сытить и вино курить 48. Как ключнику наблюдать за поварами, и за хлебниками, и всюду за всяким порядком 49. Как мужу с женою советоваться, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне 50. Ключнику наказ на случай пира 51. Наказ господина ключнику, как готовить блюда постные и мясные, варить и семью кормить в мясоед и в пост 52. О хранении в житницах и в закромах 53. Так же присматривать и в сушильне 54. В погребе и на леднике все хранить 55. Ключнику по хозяйскому наказу в клетях и в подклетях и в амбарах содержать все в порядке 56. На сеновалах сено и в конюшнях лошадей, а на дворе запас дров пристроить и всякую скотину 57. В поварнях и в пекарнях и в хозяйственных службах пристроить сготовленное 58. За погребами, и за ледниками, и в житницах, и в сушильнях, и в амбарах, и в конюшнях господину чаще присматривать 59. Слуг господину, справясь обо всем, по достоинству жаловать 60. О торговцах и лавочниках, а также о том, как часто рассчитываться с ними 61. Как двор устраивать, или лавку, или деревню, или амбар 62. Как подворное тягло платить, или с лавки позем, или с деревни подать, и как должникам всякий долг платить 63. Наказ ключнику, как в погребе хранить всякие припасы соленые и в бочках, и в кадках, и в мерниках, и в чанах, и в ведерках мясо, рыбу, капусту, огурцы, сливы, лимоны, икру, рыжики, грузди 64. Послание и наставление от отца к сыну Книга глаголемая домострой, имеет в себе вещи полезны, поучение и наказание всякому християнину – мужу, и жене, и чадом, и рабом, и рабыням 1. Наказание от отца к сыну 2. Како християном веровати во святую троицу и пречистую богородицу и кресту христову, и святым небесным бесплотным силам, и всем святым, и честным и святым мощем и поклонятись им 3. Како тайнам божиим причащатись и веровати воскресению мертвых, и страшного суда чаяти и касатися всякой святыни 4. Како любити бога от всея душа, тако же брата своего, и страх божий имети и память смертную 5. Како святительский чин почитати, тако же и священнический чин и мнишеский 6. Како посещати в монастырех и в болницах, и в темницах, и всякого скорби 7. Како царя и князя чтити и повиноватися во всем и всякому властелю покарятися, и правдою служити им во всем, к болыииим и к меншим, и скорбным и маломощным, ко всякому человеку, какову быти, и себе о сем внимати 8. Како дом свой украсити святыми образы, дом чист имети 9. Како к церквам божиим и в монастыри с приношением приходити 10. Како священников и иноков в дом свой призывати молитися 11. Како кормити приходящих в дому з благодарением 12. Како мужу з женою и з домочатцы в дому своем молитись 13. Како в церкви мужу и жене молитися, чистота хранити и всякого зла не творити 14. Како чтити детем отцов своих духовных и повиноватися им: 15. Како детей своих воспитати, во всяком наказании и страсе божии 16. Како чад воспитати, с наделком замужь выдати 17. Како дети учити и страхом спасати 18. Како детем отца и мати любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем 19. Како всякому человеку рукодельничати и всякое дело делати благословяся 20. Похвала женам 21. Наказ мужу и жене, и людем, и детем, како лепо быти им 22. Каковы люди дерьжать и как о них промышляти во всяком учении и в божественых заповедей, и в домовном строении 23. Како врачеватися християном от болезни и от всяких скорбь 24. О неправедном житии 25. О праведном житии, аще кто по бозе живет и по заповедем господним, и по отческому преданию, и по християньскому закону, аще ли властелин судит праведно и нелицемерно всем равно – богату и убогу, и ближнему, и далнему, доволни будут уроки праведными, и творити 26. Како жити человеку, сметя свой живот 27. Аще кто не разсудя себя живет 28. Аще кто слуг держит без строя 29. Поучати мужу своя жена, как богу угодити и мужу своему уноровити, и како дом свой добре строити, и вся домашняя порядня и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой делать 30. Добрые жены рукоделные плоды и береженье всему, и что скроит, и остатки и обрески беречи 31. Как всякое платье кроити и остатки и обрески беречи 32. Всякая порядня домашняя держати 33. По вся государыни дни дазирати у слуг всего и домашней порядни и рукоделья, и о самой ей и о всяком бережении и строении 34. По вся дни жене с мужем о всем спрашиватися и советовати о всем: и как в люди ходити, и к себе призывати, и з гостьями что беседавати 35. Слуг наказывати, как в люди посылать с чим 36. Женам наказ о пьяньстве и о пьяном питии и слугам тако же, и о потай не держати ничево нигде, и слуг лжи и клеветы не слушати без исправы; как их наказывати грозою и жену тако же, и как в гостех быти и дома себя устроивати во всем 37. Как платья всякое жене носити и усътроити 38. Как избная парядня устроити хорошо и чисто 39. Аще мужь сам не учит, ино суд от бога приимет, аще сам творит и жену и домочатцов учит милость от бога приимет 40. Самому государю или кому прикажет годовой запас и всякой товар купити 41. Себе на обиход купити всякой товар заморской и из далных земель 42. О том же: коли что купить, у кого сел нет, и всякой домашней обиход, и лете, и зиме, и как запасати в год и дома животина водити всякая, и ества, и питие держати всегды 43. А толко мужь припасет в год всякого запасу, и постного, и тому устрой 44. О запасной прибыли впередь 45. Огород и сад как водить 46. Как человеку запасное питие держать про себя и про гость, и как устроити то при людех 47. Тому же пивоваренной наказ, как пиво варить и кака мед сытити и вино курити 48. У поваров и у хлебников и везде всякой порядни ключнику дозирать 49. Мужу з женою советовати как ключнику приказати о столовом обиходе, о поварне и о хлебне 50. Ключнику приказ, как пир лучится 51. Наказ от государя ключнику, как ества постная и мясная варить и кормить семья в мясоед и в пост 52. В житницах и в закромех о береженьи 53. В сушиле тако же смотрити 54. В погребе и на леднике всего беречи 55. А в клетех и в подклетех и в онбарех устроити всякая порядня ключнику по государеву наказу 56. В сенницах сено и в конюшнях лошади, и на дворе и дровяной запас устроити и всякая животина 57. В поварнях и в хлебнях, и в деловых избах устроити деланое 58. На погребех и на ледникех, и в житницах, и в сушилех, и в онбарех, в конюшнях часто государю смотрити 59. С слугами государю сметяся во всем по тому их жаловати 60. О торговых и о лавочных людех, по тому же счет с ними часто держати 61. Как двор строити или лавка, или деревня, или анъбар 62. Как дворовое тягло плотить или с лавки позем или з деревни подать, и должником долг всякой платить 63. Указ ключнику, как держать на погребе всякой запас просолной и в бочках, и в кадех, и в мерникех, и во тчанех, и в ведерцах мясо, рыба, копуста, огурцы, сливы, лимоны, икра, рыжики, грузьди 64. Послание и наказание ото отца к сыну Чин свадебный Чин свадебный Чин свадебной Об умствованиях Косого (из «многословного послания») Пояснение к «многословному посланию» <...> черноризца послание многословное к просившим его подтвердить их благочестие против зломудрствования косого и тех, кто с ним Сказание «многословному посланию» <...> черноризца послание многословное к вопросившим о известии благочестиа на зломудрие косого и иже с ним Казанская история Новое сказание, вкратце повествующее о начале казанского царства, и о войнах с казанскими царями великих московских князей, и о победах их, и о взятии казанского царства О Казанском царстве. глава 1 Глава 2 О взятии великим князем Иваном Васильевичем Великого Новгорода и похвала тому же великому князю. Глава 3 О послах, пришедших от царя к великому князю московскому, и о ярости царя, и о том, как нагрубил ему великий князь. Глава 4 Об окончательном запустении золотой орды, и о царе ее, и о величии русской земли, и о чести и красоте славного города Москвы. Глава 5 О великом князе Ярославе, и об обновлении им русских городов, и о поучении им своих людей, и о новом набеге на русскую землю Саина, царя ордынского. Глава 6 О первом начале Казанского царства, и о местных угодьях, и о змеином жилище. Глава 7 О первом взятии Казани и иных болгарских городов, на которые ходил князь Юрий Дмитриевич, и о разорении великой орды. Глава 8 О изгнании царя из золотой орды, и о смирении его, и о битвах его с великим князем Московским. Глава 9 О послании Московских воинов на царя. Глава 10 О втором основании Казани. о походе Казанского царя на русские города, и о смерти его, и о пленении великого князя Василия. Глава 11 О втором взятии Казани, и о пленении царя Алехама со всеми приближенными его, и о посажении на Казанское царство царя Махмет-Амина, и о посечении в Казани христиан. Глава 12 О приходе Казанского царя Махмет-Амина к Нижнему Новгороду, и о падении у города его войска, и о страхе Московских воевод, и о смерти великого князя Ивана. Глава 13 О послании Московских воевод к Казани и о гибели воинов у города. Глава 14 О проказе царя Махмет-Амина, и о покаянии его, и о послании с дарами к великому князю, и о смерти того царя. Глава 15 О заключении великим князем мира с Казанцами и о послании на царство в Казань царя Шигалея. Глава 16 О печали великого князя о христианах, перебитых в Казани, и радость его о спасении Шигалея. Глава 17 О временном прекращении великим князем войны с Казанью, и о войне, и о примирении его с польским королем, и о второй посылке Московских воевод к Казани. Глава 18 О третьей посылке Московских воевод к Казани и о взятии большого Казанского острога. Глава 19 О заключении Казанцами мира с великим князем, и о взятии ими царя из Москвы, и об убиении его. Глава 20 О смерти великого князя Василия Ивановича, и о передаче им царства своему сыну, и о самовластии бояр его. Глава 21 О воцарении великого князя Ивана Васильевича, и о разуме, и о премудрости его, и об избиении им своих бояр, и об объезде им земли своей, и о любви его к своим воинам, и о том, что узнал он о Казанском царстве. Глава 22 О пленении Казанцами русской земли, и об осквернении ими святых божиих церквей, и о поругании ими христиан. Глава 23 Моление к богу царя и великого князя о том, чтобы сжалился он над христианским народом, в плену находящимся. Глава 24 О поднявшемся в Казани мятеже и изгнании царя, и о взятии на царство из Москвы царя Шигалея, и о бегстве его, и сказание об убиении князя Чуры. Глава 25 О взятии в третий раз на царство царя Сафа-Гирея, и о скорби его, и о смерти, и о царице его, и о Казни Московских вельмож, и о послании воевод московских на Казань. Глава 26 О первом походе самого царя и великого князя на Казань и о том, как приглянулось ему место для постройки города. Глава 27 О сне, привидевшемся царю и великому князю, и о послании им во второй раз своих воевод к Казани, и о строительстве города Свияжска. Глава 28 О раздававшемся в том месте звоне и о чудесном явлении Сергия-чудотворца. Глава 29 О волхвах, предрекающих взятие Казани, о печали Казанских старейшин и о их гордости. Глава 30 О пророчестве царицы о Казани. Глава 31 О бесе, соблазняющем видениями людей, живущих в городе. Глава 32 О том, как царица со знатными своими вельможами управляла Казанью, и о печали ее из-за постройки Свияжского города. Глава 33 О греховной любви царицы и Кощака, и о бегстве его из Казани, и о пленении его и смерти. Глава 34 О думе Казанских вельмож и царицы о Казани и о мире, заключенном ими с царем Шигалеем и воеводами. Глава 35 Об отраве, посланной царицею на погибель царю, и о его гневе на царицу. Глава 36 О смерти Сеита и об освобождении в Казани всех русских пленников. Глава 37 О том, как выводили из Казани царицу и ее сына. Глава 38 О том, как утешал воевода царицу и как провожал ее казанский народ. Глава 39 О том, как вели царицу из Казани в Москву, и о плаче ее после выхода из городка Свияжска. Глава 40 О вести, полученной турецким царем о Казани, и о царице, и о послании его к Ногайским Мурзам. Глава 41 О том, как в третий раз пошел в Казань царь Шигалей, и о посажении его на царство, и об избиении им казанских вельмож. Глава 42 О предателе князе Чапкуне и о измене его с казанцами. Глава 43 О послании воевод к царю и великому князю против царя Шигалея, и о выходе царя из Казани, и о захвате казанцев. Глава 44 О веселом пире воевод, и о послании ими в Казань своих отроков, и об оплакивании казанцами своих вельмож. Глава 45 О смерти воеводских отроков. Глава 46 О походе Московских воевод к Казани, и о том, как хулили и унижали их Казанцы, и о печали их из-за Казани. Глава 47 Об уходе царя Шигалея в Москву, и о печали царя и великого князя о Казани, и о приходе в Казань царя Едигера. Глава 48 Совещание царя и великого князя со своими боярами о Казани. Глава 49 Ответ царю и великому князю всех его вельмож и воевод. Глава 50 О созыве русских воинов и о смотре их. Глава 51 Наказ царя и великого князя царице своей Анастасии. Глава 52 О молитве и о молении царя и великого князя. Глава 53 О благословении митрополитом царя и великого князя и всего его воинства и о предсказании его о Казани. Глава 54 О выходе на Казань царя и великого князя, и о приходе к русским границам крымского царя, и о изгнании его. Глава 55 О выходе царя и великого князя из Коломны и о построении его полков. Глава 56 О необъятности степи, и о нехватке воды для воинов, и о приходе царя и великого князя в Свияжск. Глава 57 О повелении царя и великого князя воеводам переправляться через Волгу и о битве с казанцами. Глава 58 О приходе царя и великого князя к Казани, и о величине его войска, и о крепости города Казани, и об осмотре его. Глава 59 О послании царем и великим князем с любовию послов к казанскому царю. Глава 60 О страхе Казанского царя и о жестоком ответе казанцев царю и великому князю. Глава 61 О толковании волхвами снов царя и Сеита, и о страхе царя и казанцев, и о выезжающих из города биться с русскими. Глава 62 О победе над Черемисой. Глава 63 О печали Казанцев и об отправленных ими послах, ходивших за людьми к Ногаям. Глава 64 О прекращении боя, и о затворившихся в городе казанцах, и о гневе великого князя на казанцев. Глава 65 Слово воевод к великому князю о Казани и его призыв к ним. Глава 66 Похвала царю Шигалею и князю Семену. Глава 67 О Черноризцах, посланных из обители живоначальной троицы Сергиева монастыря. Глава 68 О Фрягах, пришедших к царю и великому князю. Глава 69 Чудо святых Апостолов и святого Николы: явление их на воздухе и благословение ими этой земли и города Казани, дабы поселились в нем православные христиане. Глава 70 Второе чудо святого Николы. Глава 71 Чудо третье преподобного Сергия. Глава 72 Об ободрении воинов царем и великим князем и о тоске и плаче казанских женщин и детей. Глава 73 О злобе казанцев, и о последнем послании к ним царя и великого князя, и о милосердии его. Глава 74 О бесстрашии казанцев, и о ропоте их, и об ободрении ими друг друга. Глава 75 О гневе и ярости царя и великого князя на казанцев. Глава 76 Моление и поучение к воинам царя и великого князя. Глава 77 О зажжении во рве пороха, и о веселии казанцев, и о молитвах их и жертвоприношениях. Глава 78 О страшном огне, и о разрушении стен, и о погибели казанцев. Глава 79 Приготовления к бою и победа Московских воевод над Казанцами. Глава 80 Плач и унижение казанцев и убиение князя Чапкуна. Глава 81 Моление и смирение казанцев. Глава 82 О падении храбрых казанцев. Глава 83 О битве и о захвате полона и богатства казанского. Глава 84 О взятии в плен казанского царя и о московском изменнике. Глава 85 Собирание всех убитых в Казани казанцев и русских воинов, очищение города. Глава 86 Вход в Казань царя и великого князя и молитва его и благодарение богу. Глава 87 О добровольном подчинении остальной черемисы царю и великому князю и об исполнении его обещания. Глава 88 О поставлении в Казани архиепископа и похвала Христу, Богу нашему. Глава 89 Похвала городу Казани. Глава 90 О послании в Москву с вестью, чтобы молились господу богу Иисусу Христу, и о людской радости. Глава 91 О возвращении в Москву царя и великого князя. Глава 92 О встрече царя и великого князя двумя архиепископами и всем московским народом и о красоте облачения его. Глава 93 Встреча царя и великого князя преосвященным митрополитом Макарием и наставление его князю. Глава 94 О милостыне, которую раздал народу царь и великий князь, и о встрече его царицею. Глава 95 О пиршестве и веселии царя и великого князя с боярами и воеводами, и о его дарах им, и о милости его к казанскому царю. Глава 96 О смирении казанского царя и о перемене веры его святым крещением. Глава 97 О крещении казанского царя, и о почестях и любви, оказанных ему царем и великим князем, и о царе Шигалее, и о казанской царице, и о сыне ее. Глава 98 О взятии Казани, и о трудах и печалях царя великого князя, и воевод, и воинов его, и о нуждах земских людей. Глава 99 О походе на Казань царя и великого князя, и о количестве убитых поганых, и о шествии его в город. Глава 100 Похвала царю и великому князю и всем воеводам его и воинам. Глава 101 Сказание въкратце от начала царства Казанского и о бранех, и о победах великих князей московских со цари казаньскими, и о взятие царства казани, еже ново бысть О Казанском царстве. Глава 1 Глава 2 О взятии великого нова града от великого князя Иоанна Васильевича, и похвала тому же великому князю. Глава 3 О послех, от царя пришедших к великому князю московскому, и о ярости цареве на него, и о грубости великого князя на царя. Глава 4 О конечном запустънии златые орды, и о царе ея, и о величестве руские земли, и о чести и красоте преславного града Москвы. Глава 5 О великом князе Ярославе, и о поновлении руских градов от него, и о поучении его людем своим, и о воставшем паки мятеже на рускую землю от Саина царя Ординьского. Глава 6 О первом начале казаньского царства и о местном угодии, и о змиином жилище. Глава 7 О первом взятии казанстем и о инех градех болгарских и о повоевании великие орды, на них же ходил князь Юрье Дмитриевич. Глава 8 О изгнании царя от златые орды и о смирении его, и о бранех с великим князем Московским. Глава 9 О послании московских вой на царя. Глава 10 О втором начале казанском. о прихожении казанского царя на руские грады и о смерти его и о взятии великого князя Василия. Глава 11 О втором взятии казанском и о пленении Алехама царя со всеми его, и о посажении на Казань Махмет-Аминя царя, и о посечении християнстем в Казани. Глава 12 О приходе Махметь-Аминя, царя казанского, к нижному нову граду, и о падении войска его у града, и о страсе московских воевод, и о смерти великого князя Иоанна. Глава 13 О послании Московских воевод x Казани и о падении вой у града. Глава 14 О проказе цареве Махмет-Аминеве, и о покаянии его, и о послании з дары к великому князю, и о смерти того царя. Глава 15 О смирении великого князя с казанцы и о послании на царство в Казань царя Шигалиа. Глава 16 О печали великого князя о христианех, в Казани побиенных, и радость его о Шигалиеве животе. Глава 17 О престатии воевания на время великого князя на Казань. и о брани, и о смирении его с полским королем, и о втором послании московских воевод на Казань. Глава 18 О третьем послании московских воевод еже к Казани и о взятии острога казанского великого. Глава 19 О мире казанцев с великим князем и о взятии царя с Москвы, и о убиении его. Глава 20 О смерти великого князя Василья Ивановича и о приказе царства сыну его, и о самовластии боляр его. Глава 21 О воцарении великого князя Иоанна Васильевича, и о разуме, и о премудрости, и о избиении от него боляр его, и о соглядании его земли своея, и о любви его к воем своим, и о уведании его о казанском царстве. Глава 22 О пленении казанцев на рускую землю и о осквернении от них святых божиих церквах и наругание християном. Глава 23 Моление к богу царя и великого князя и о жалости крестьянского народа, кои в плен взяты. Глава 24 О воставшем мятежи в Казани и о согнании царя, и о взятии с Москвы царя Шигалея, и о бежении его, и сказание о убиении князя Чюры. Глава 25 О третием взятии царя Сап-Кирея на царство и о скорби его, и о смерти, и о цариц его, и о казни велмож московских, и о послании воевод московских на Казань. Глава 26 О первом хожении самого царя и великого князя x казани и о излюблении его места градного. Глава 27 О видении сна царя и великого князя и о втором послании воевод его x Казани, и о поставлении Свияжского града. Глава 28 О бывшем звону на мъсте том и о чюдотворном явлении Сергиа чюдотворца. Глава 29 О волхвех, прорицающих взятие казанское, и о сетовании казанских старейшин, о гордении их. Глава 30 О царицыне пророчении и о Казани. Глава 31 О бесе, творящем мечтание пред человеки, живущими во граде. Глава 32 О царицыне владении Казанью всею и велмож с нею болших, и печаль о поставлении града Свияжского. Глава 33 О любви блудной со царицею Кощака и о избежении его из Казани, и о ятии его, и о смерти его. Глава 34 О думе велмож казанских со царицею о Казани и о миру, еже со царем Шихалеем и с воеводами. Глава 35 О царицыне отраве, данные на смерть царю и о гневе его на царицу. Глава 36 О смерти Сеитове и всего руского плена испущение из Казани. Глава 37 О изведении царицы и сына ея. Глава 38 О утешении словес воеводы ко царицы и о провожении ея от народа казанского. Глава 39 О поведении царицине к Москве из Казани и о плаче ея от свияжского града идущи. Глава 40 О бывшей вести у Турского царя о Казани, и о царицы, и о послании его к Мурзам Нагайским. Глава 41 О пошествии в Казань царя Шигалея третие и о посажении его на царство, и о избиении от него велмож казанских. Глава 42 О прелагатае князе Чапкуне и о изменении о нем казанцев. Глава 43 О писании воевод ко царю и великому князю на царя Шигалея и о шествии царя ис Казани, и о поимании казанцев. Глава 44 О веселыи пира воевод и о послании в Казань отрок их, и о сетовании казанцев по велможах своих. Глава 45 О смерти отроков воеводцких. Глава 46 О пошествии воевод московских x Казани и хула и уничижение от казанцев, и печаль им о Казани. Глава 47 О пошествии царя Шихалея к Москве, и печаль царя и великого князя о Казани, и о пришествии в Казань царя Едигея. Глава 48 Совет з Боляры своими царя и великого князя о Казани. Глава 49 Ответ ко царю и великому князю от всех велмож его и воевод. Глава 50 О собрании руских вой и о расмотрении их. Глава 51 Наказание царя и великого князя ко царице своей Анастасие. Глава 52 О молитве и о молении царя и великого князя. Глава 53 О благословении митрополитомь царя и великого князя и все воинство его и проречение его о Казани. Глава 54 О пошествии на Казань царя и великого князя и о пришествии Крымского царя на руские пределы, и о прогнании его. Глава 55 О пошествии царя и великого князя с Коломны и о урядстве полков его. Глава 56 О величестве поля и о нуже безводне воем, и о пришествии царя и великого князя во Свияжский град. Глава 57 Повеление царя и великого князя воеводам перевозитися волгу и о брани с казанцы на встрече. Глава 58 О приходе царя и великого князя x Казани и о количестве силы его, и о расмотрении, и о крепости града Казанского. Глава 59 О послании с любовию царя и великого князя ко царю Казанскому. Глава 60 О страсе Казанского царя и ответ жестокий казанцев ко царю и великому князю. Глава 61 Сказание волхвов о цареве сне и о сеитове и о страсе царя и казанцев, и о выезжающих из града битися с русию. Глава 62 О побежении Черемисы. Глава 63 О печали Казанцов и о посланных их послех, ходивших по люди в Нагаи. Глава 64 О бою преставъшем и во осаде седших казанцев, и о разгневании великого князя на казанцев. Глава 65 Глаголание о казани воевод к великому князю и моление его к ним. Глава 66 Похвала царю Шигалею и князю Симеону. Глава 67 О посланых Черноризцех изо обители живоначалные Троицы Сергиева монастыря. Глава 68 О пришедших Фрязех ко царю и великому князю. Глава 69 Чюдо святых Апостол и святого Николы, како явишася на воздусе и благословиша землю ону и град Казань, да вселятся в нем православнии христиане. Глава 70 Чюдо второе святого Николы. Глава 71 Чюдо 3-е преподобного Сергиа. Глава 72 О укрепление воем царя и великого князя и тоскование, и плачь казанских жен и детей. Глава 73 О злобе казанцев и о последнем послании к ним царя и великого князя, и о милосердии его. Глава 74 О безстрашии и о роптании казанцев, и о укреплении меж собою. Глава 75 О гневе и о ярости царя и великого князя на казанцев. Глава 76 Моление и учение к воем своим царя и великого князя. Глава 77 О зажжении зелия в рове и о веселии казанцев, и о молбе, и о жертве их. Глава 78 О страсе огня и о разрушении стен, и о погибели казанцев. Глава 79 Ополчение и победа московских воевод на казанцев. Глава 80 Плачь и уничижение к себе казанцев и убиение князя Чапкуна. Глава 81 Моление и смирение казанцев. Глава 82 О падении храбрых казанцев. Глава 83 О сече и о взятии плена и богатьства казаньского. Глава 84 О изымании казанского царя и о прелагатае московском. Глава 85 Смечение всех в Казани побитых казанцев и руских вой, изчищение града. Глава 86 Вшествие в Казань царя и великого князя и моление его и благодарение к Богу. Глава 87 О заложении Черемисы досталные за царя и великого князя и о исполнении обещания его. Глава 88 О поставлении в Казани арxiепископа и похвала Христу Богу нашему. Глава 89 Похвала граду Казани. Глава 90 О послании с вестию к Москве, иже молитися господу богу и Viсусу Христу, и о радости людстей. Глава 91 О возвращении к Москве царя и великого князя. Глава 92 О всретении царя и великого князя арxiепископов дву и всего народа московского и о красоте оболчения его. Глава 93 Всретение царя и великого князя преосвященным митрополитом Макарием и поучение его к нему. Глава 94 О милостыни к народу царя и великого князя и о стретении царицею его. Глава 95 О пиръшестве и веселии царя и великого князя З боляры и воеводы его и о даровании его к ним, и о милости его ко царю казанскому. Глава 96 О смирении казанского царя и о преложении веры его ко святому крещению. Глава 97 О крещении казанского царя и о чести и любви к нему царя и великого князя, и о царе шагалее, и о царице казанской, и о сыне ея. Глава 98 О взятии казанском и о трудех, и о скорбех царя великого князя и воевод, и вой его, и о нужы земских людей. Глава 99 О хожении x Казани царя и великого князя и о количестве избиенных поганых, и о шествии его во град. Глава 100 Похвала царю и великому князю и всем воеводам его и воем. Глава 101 Троицкая повесть о взятии Казани Сказание о великой милости божьей, какую всемилостивый бог оказал рабу своему благочестивому царю и великому князю Ивану Васильевичу за победу его над сарацинами и взятие Казани Начало Свияжского дела Начало казанскому и крымскому делу Повесть о том, как благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич всей руси самодержец благодаря милости всесильного бога и помощи и молитвам пречистой богородицы, предводительницы и заступницы христиан, и великих чудотворцев одолел врагов своих и взял город Казань О посланцах из обители живоначальной Троицы – Сергиева монастыря Чудо явления святых Апостолов и святого Николы в воздухе над городом и благословения ими места этого и города для поселения здесь православных христиан Второе чудо о явлении святого Николы некоему человеку с повелением, дабы царь государь князь великий приступал к штурму города Третье чудо преподобного Сергия чудотворца Сказание о велицей милости божии, еже всемилостивый бог сотвори на рабе своем благочестивом царе и великом князе Иване Васильевиче, како срачин победи и казань взя Начало Свияскому делу Начало казанскому и крымскому делу Повесть како благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич всеа русии самодержец милостию всесильного Бога и помощию и молитвами пречистые Богородица, воеводе и заступнице християном, и великих чюдотворцов врагом своим одоле и град Казань взял О посланных изо обители живоначальные Троицы – Сергеева монастыря Чюдо святых Апостол и святого Николы, како явишася апостоли над градом на воздусе и святый николае и благословиша место оно и град, да въселятся православни християне Чюдо второе святого Николы, како явися некоему человеку и повеле да приступает ко граду царь и государь князь великий Чюдо третее преподобного Сергия чюдотворца Чаши государевы заздравные Чаша государева царя Ивана Васильевича Чаша государева царя Бориса Федоровича Чаша государева царя Ивана Васильевича Чаша государева царя, великого князя Ивана Васильевича всея России Чаша государева царя Бориса Федоровича Чаша государева царя Ивана Васильевича Чаша государева царя, великого князя Ивана Васильевича всея России Чаша государева царя Бориса Федоровича  

 
Вступление. Литература «государственного устроения»

Литература – духовный организатор мира культуры. Она противостоит хаосу антикультуры, изначальной дисгармонии мира. Ее организующая роль тем сильнее, чем обширнее страна, чем больше в ней региональных, социальных, внутри феодальных различий, бытовых особенностей – социальных и местных. Литература – огромное органическое целое, носящее активный, действенный характер. Именно потому в такой большой и пестрой стране, как феодальная Россия, литература играла в культурной жизни особенно важную, связующую роль. Она создавала идеалы поведения, идеалы личности, идеалы быта и государственного устройства.

Эти идеалы носили собирательную, объединительную функцию, и нужда в них проявлялась тем острее, чем больше развивалось объединение государственное.

Середина XVI века была эпохой величайшего государственного торжества на Руси, исконно русские земли были собраны воедино, присоединено Казанское царство, присоединено Астраханское царство, Волга стала целиком русской. Был открыт путь на Восток, в Сибирь и Среднюю Азию. Предстояло открыть ворота на Запад через Ливонию. Государство стало единым под властью одного сильного монарха вместо десятков слабых князей. Россия в глазах официозных идеологов русской государственности была близка к выполнению своей официальной исторической миссии: стать новым Римом. Миссия эта была своеобразным государственным мифом. Преодолеть для достижения идеала мифа Третьего Рима осталось совсем малое. «Стоглав» и книгопечатание, «Домострой» и «Степенная книга», казалось, упразднят культурные различия в государстве. «Четьи-Минеи» соберут всю читающуюся литературу, даже расположат ее для чтения по дням года. Чтение войдет в годовой цикл: каждому месяцу года, каждому дню месяца – свое, предназначенное. Сама история вот-вот закончится, ибо в мире полной политической и культурной упорядоченности не останется места для событий, случайностей, различий. А в непогрешимости монарха сомневаться не приходилось, ибо к монарху-то, согласно официальному мифу, все и сводится. Воля государя укрепляет все. Он над церковью и над государством. Он над людьми и над всеми их думами.

В эпоху образования единого русского централизованного государства литература становится не просто изображением действительности, но изображением неких идеалов, господствовавших в жизни, глашатаем жизненных ценностей, устроителем идеального единого распорядка и уклада жизни.

Если в предшествующую эпоху создавалось то, что должно было стать идеалом, то в середине XVI века идеал был создан, и создана была почва для его, казалось бы, быстрого осуществления: русская территория была собрана, самостоятельность отдельных княжеств уничтожена, земли и церковь объединены.

Литература середины XVI века занята «устроением жизни». С одной стороны, продолжается присоединение к Русскому государству новых областей. Однако с другой стороны, эти новые области сами вносят разлад в быт, обычаи, искусство, письменность, даже в церковное устройство. Вожделенное единство ускользает, особенно в связи с присоединением нерусских областей – Казанского и Астраханского царств. Необходимость удержать и укрепить прочность быта, прочность и единство культуры возрастает все в большей мере.

Академик А. С. Орлов называл эпоху, начинающуюся с середины XVI века, – эпохой «обобщающих предприятий». «Стоглав» крепит единство и устойчивость церкви, «Домострой» вводит быт в регламентированные и идеализированные формы, «Степенная книга» и «Лицевой летописный свод» создают стройную концепцию русской истории: как бы целеустремленную к тому, чтобы стать опорой вселенского православия. Эта последняя концепция стала осуществляться в литературе уже в предшествующую пору, когда возникла идея Москвы как «Третьего Рима» – третьего и последнего; мирового царства, предназначенного провидением выполнить мировую роль, дать завершающее торжество православию и православному государству. В эпоху же, о которой идет речь, расширяется «Легенда о Белом Клобуке» – знаке не запятнанного ересями православия, который удостаиваются носить наследники Первого Рима и Царьграда – новгородские митрополиты, многие из которых переходили затем из Новгорода на Москву.

Итак, в 50–60-х годах проводятся многочисленные реформы, направленные на укрепление централизованного государства, на унификацию всей культурной, политической, экономической жизни страны. Унификация эта – подведение всей страны под некие нормы, создавшиеся в представлениях правящего класса отчасти под влиянием широкой полемики, разгоревшейся в литературе в предшествующий период. Хотя сама полемика в этот предшествующий период велась довольно широко и различные точки зрения были в ней представлены с относительной свободой, – результаты полемики свелись к тому, что монархическая власть сочла оправданным свое вмешательство во все стороны жизни своих подданных, и создававшиеся произведения, в большинстве своем огромные и пышные, приобрели характер предписаний и установлений, официальных историй и поучений к созданию единообразия во всех сторонах жизни: «Стоглав», «Домострой», «Чин венчания на царство», «Великие Четьи-Минеи», «Казанская история».

Во всем порядок и строгость. При этом вот на что следует обратить внимание. Предполагается единый быт всех слоев общества, единый круг чтения для всех, единое законодательство – как и единая денежная система. У одних побогаче, у других победнее, но в целом одинаковая. «Домострой» предлагает общие нормы семейной жизни для всех классов и сословий. Различие, которое допускается, – только в числе, количестве, богатстве. Двор одинаковый у крестьянина, купца, боярина – никаких отличий по существу. Все хозяйство ведется одинаково. «Великие Четьи-Минеи» предполагают общее чтение для всех. Тут и сложнейшие богословско-философские сочинения Дионисия Ареопагита и сравнительно простые жития русских святых. Разумеется, если не понимаешь, то можно и не читать, но если понимаешь, – то читать следует то, что предлагается, и в надлежащие дни года. Совершается словно возвращение к годовому кругу жизни, которое оставалось еще действенным в земледельческом и церковном обиходе. Изменения крупного исторического плана не предусматривались. Оставалось только славить историю, приведшую к утверждению Москвы как центра человечества, и настоящее, которое можно улучшать в частностях, но нельзя изменять в целом. Происходит возвращение к монументализму, характерному для литературы и искусства Киевской Руси, но только утверждающемуся на другой основе. Перед первым монументализмом открывался мир во всем его величии и грандиозности. Перед вторым монументализмом он закрывался и застывал как достигнутый идеал. Первый живил, второй мертвил. У первого было все впереди, у второго – позади. Этот второй монументализм отличался особым консерватизмом, сочетанием веры в совсем близкое достижение идеала и полного отказа от творческого отношения к современной авторам действительности.

Идеал, доведенный до деталей, требует церемониальности. Эта любовь к церемониальности во всем чувствуется в XVI веке и во всем приобретает свои формы. Может вызвать недоумение: какое отношение могут иметь к литературе чин свадебный, чин венчания на царство? На самом деле в этих на первый взгляд сухих указаниях есть такая сила любви к церемониальности, которая поднимает их до уровня своеобразной поэзии. Это документы художественного творчества – творчества в области житейской, бытовой, но тем не менее не совсем обычной, ибо нельзя думать, что свадьбы справлялись всегда и всюду именно по одному чину. Скорее всего, это художественный идеал, свод рекомендаций, следовать которым надлежало лишь посильно.

Стиль, который следует признать господствующим в XVI веке, – это стиль церемониального монументализма, он может быть назван также стилем второго монументализма, учитывая, что первый монументализм – это стиль XI–XIII веков.

Господствующий в XVI веке стиль характеризуется не только пышностью традиционных форм, но и особым отношением к миру, стремящимся все подчинить определенным идеалам поведения и мироустройства. Стиль этот в известной мере деспотичен, ибо он не только обнаруживает в мире определенные стороны, особенности, но и навязывает эти особенности миру, исходя в основном из нужд феодального государства, впервые осуществившего на определенном уровне свое единство на огромной территории. Вместе с тем литература все больше обращается к действительности. Само по себе это обращение может быть различным: к большей ее изобразительности и наглядности, к светскому осмыслению, к документированности или к мелочевидению, к вниманию к подробностям событий, к строгой выдержанности последовательности рассказа, к жизненной наблюдательности, к связности рассказа как к некоему своеобразному повторению жизненного процесса и т. д.

«Повесть о болезни и смерти Василия III» стремится изобразить подробности событий. Эти подробности выстраиваются в некую цельную картину болезни, беспокойных передвижений, метущегося поведения, предсмертных распоряжений великого князя. Это одна из многих в русской литературе картин смерти, для своего времени замечательная, но привлекающая внимание по преимуществу деталями и самим нарастанием событий приближающейся кончины.

Автор выражает свое отношение к событиям, жалеет великого князя, а по поводу прощания умирающего с женой замечает: «Жалосно же бе тогда видети, слез, рыдание исполнено в то время».

Некоторые подробности очень оживляют повествование. Таким, например, оказывается рассказ о том, как в спешке выронили чернеческую мантию, которую несли для пострижения в опочивальню к великому князю, и пришлось положить на него только переманатку и ряску. Реалистическая деталь вырастает из нарушения церемониала. Это значительно и в известной мере символично: отдельные элементы реалистичности противостоят церемониалу – все равно, жизненному или литературному.

И вместе с тем повесть о смерти Василия III – это не простая фактография. «Повесть» хотя и описывает реальные события, действительно происшедшие, – памятные, известные, но она незаметно придает всему характер «действа». Перед нами смерть великого князя, а не рядового человека. Эта смерть могла бы быть и «чином кончины» – чем-то вроде чина свадебного или венчания на царство. Автор повести видит не только факты, но и величие фактов, их постепенность и степенность. Умереть внезапно, без покаяния, без прощания с близкими, без осознания самим умирающим значительности происходящего с ним, – считалось в Древней Руси величайшим несчастием. Описывая нарастание болезни, медленное движение к концу, автор повести о смерти Василия III делал кончину достойной великого князя, подчинял ее некоторому «идеалу смертного конца».

Вместе с тем церемониальное обряжение событий уже не удовлетворяет читателей, и писатели начинают вносить в свое повествование разнообразные детали, делающие изображаемое легко представимым. Повествование благодаря этому разрастается, усложняется и приобретает отдельные черты реалистичности.

Стремление к соединению истории в единую причинно-следственную связь, к стилистическому объединению рассказа, к связному повествованию было настолько волевым, что выражалось даже в грандиозной попытке к иллюстрированию истории в единой манере в многотомном «Лицевом летописном своде» XVI века. Единые приемы миниатюрных изображений должны были подчеркнуть единство истории. Если раньше в летописном повествовании прерывистость повествования, скачки от одного эпизода к другому, переходы повествования из одного княжества в другое должны были изобразить незначительность того, что совершается в этом мире в противоположность единственно значительному – вечности, то теперь наступила пора, когда подчеркивалось обратное – значительность всего того, что совершается в этом мире, целенаправленность мировой истории, устремляющейся к вечности. Раньше все земное было незначительно, а значительным считалось лишь то, что свидетельствовало о вечности. Теперь выявилось обратное – земное стало значительным, как содержащее в себе вечное, божественную волю, вечное же находило себе выражение в мелочах и случайностях исторического процесса.

Если раньше прошлое представлялось как некая россыпь событий, а исторические сочинения (и в первую очередь летописи) излагали историю фрагментарно, то теперь, в XVI веке (а отчасти и раньше), историю стремились превращать в связное и сюжетное повествование. Это вызывало необходимость в ее делении на историю княжеств, городов, стран, отдельных князей. Жизнь человека также стала иметь свою «судьбу», целенаправленность. Появилась потребность в создании истории как цепи биографий и биографии соединять в историю страны («Степенная книга»), излагать историю княжений или царств.

В последующее время – в начале XVII века, в годы Смуты, поняли, что в истории есть борьба – соединение судьбы и воли людей, появились представления о роли народа, народных масс, восстаний, земских соборов и пр. Появилось и представление о двойственности натуры человека, о совмещении в нем злых и добрых черт. Пока же, в середине XVI века, это движение к новому историческому сознанию совершалось в относительно простом художественном пространстве.

Середина XVI века была ознаменована в русской истории присоединением Казани, а в истории литературы – в основном созданием такого эпохального произведения, как «Казанская история». «Казанская история» не только самый значительный памятник середины XVI века по своим художественным достоинствам и достоинствам исторического источника, не знающего себе равных по количеству сведений, сообщаемых им о присоединенном Казанском царстве, но и памятник, вобравший в себя многие новые черты литературы.

В истории литературы мы можем наблюдать периоды, которые проходят как бы под сенью одного какого-либо автора или одного какого-либо произведения. Так, например, «Повесть временных лет» осветила собой целую эпоху. Возникла она в начале XII века, но разошлась по произведениям всей Руси и жила в списках, переработках, цитатах – пять веков по крайней мере.

Конечно, «Казанская история» не может сравниться с «Повестью временных лет», но в ней самой жила литература предшествующих четырех с половиной веков в цитатах, заимствованных формулах, а главное – в идеях. При этом «Казанская история» «заглянула в будущее»: она ярко представила все те прогрессивные особенности литературы, которые разовьются в литературе второй половины XVI и XVII веков.

Что же это за особенности? Во-первых, развивается личностное, авторское начало в произведении. Автор сообщает о себе биографические данные, что раньше делалось исключительно редко и скупо. Во-вторых, происходит усложнение рассказа и усложнение авторского отношения к описываемому. Эти усложнения частично объясняются необычной судьбой автора «Казанской истории», но в целом они становятся в какой-то мере характерными для русской литературы и знаменуют собой широкое и более свободное видение мира.

Какие же события в жизни автора «Казанской истории» способствовали появлению в ней новых черт, характерных для литературы его эпохи?

Автор был пленником в Казани, принял магометанство и почетное положение при дворе казанского хана Сап-Кирея. Он пишет: «И взят мя к себе царь с любовию служити во двор свой, и сотвори мя пред лицем своим стояти. И удержану ми бывшу тамо у него двадесят легь в пленении. Во взятие же казанское изыдох ис Казани на имя царя и великого князя. Он же мя ко христове вере обрати и ко святей церкви приобщи, и мало земли удела даде ми, яко да жив буду, служа ему».

Двадцатилетнее пребывание в Казани не только в приближении ко двору, но и «при беседе со мною и мудръствующих честнейших казанцев», дало ему знание истории Казанского царства, осведомленность во всех дворцовых делах и интригах, в бытовой обстановке, хорошую ориентировку в расположении Казани и окрестных мест.

Заметно различие в осведомленности автора. То, что происходит в Казани, он знает в большинстве случаев как свидетель или долголетний житель Казани. То же, что происходит в Москве, он по большей части сочиняет по литературному этикету своего времени.

Автор давно интересовался историей Казани. Еще находясь на воле, на Руси, он расспрашивал «искуснейших (то есть наиболее осведомленных. – Д. Л.) людей, руских сынов», но одни «глаголаху тако, инии же инако, ни един же ведая истинны». Только попав в плен и служа при дворе у «царя казанского», автор получил возможность удовлетворить свою любознательность и не только, по-видимому, на основании устных источников. Его сведения отличаются относительной точностью – насколько эта точность вообще была возможна при состоянии исторических знаний в XVI веке.1

Наконец соучастие в казанской жизни и дружеские связи с казанцами позволили ему судить о них более объективно, чем судили обычно русские книжники о врагах Руси. Он и сочувствует казанцам по-человечески, и восхищается красотой города, и с полной лирической самоотдачей передает или даже сочиняет от себя слова плача о Казани казанской царицы Сююмбеки. Этот плач приурочен автором к тому моменту, когда Сююмбеку выводили из Свияжска, чтобы отправить в Москву, и перед ней открылся потрясающий по красоте вид на Казань. Плач в виду Казани должен был производить особенно сильное впечатление на тех читателей, которые знали этот открывающийся обзор.

Автор «Казанской истории» все время колеблется между сочувствием казанцам и необходимостью признавать их врагами Русского государства. Иногда он прибегает даже к житийным шаблонам в отношении Казани и казанцев. Вот характерный пример. Подобно тому как в житиях основателей монастырей воспевается красота места, выбранного святым для монастыря, так и в «Казанской истории» говорится о поисках подходящего места для строительства города царем Саином Болгарским: «И поискав царь Саин, по местом преходя, и обрете место на Волге, на самой украине Руские земли, на сей стране Камы реки, концем прилежащи х Болгарстей земли, а другим концем к Вятке и к Перми, зело пренарочито: и скотопажно, и пчелисто, и всякими земляными семяны родимо, и овощами преизобилно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодия житейского полно – яко не обрестися другому такому месту по всей нашей Руской земли нигдеже точному красотою и крепостию, и угодием человеческим, и не вем же, аще будет как и в чюжих землях».

Освобождение Василия III из казанского плена казанским царем Мамотяком за большой выкуп автор комментирует как благое деяние казанского царя: «Милует бо и варварин, видя державного злостражуща».

Автор восхищается Казанью и казанцами: «Град же Казань зело крепок, велми, и стоит на месте высоце...» Казанцы же «умение велико имущи ратоватися во бранех. И не побеждени бываху ни от киих же, и мало таковых людей мужественых и злых во всей вселенней обреташеся». Подчеркнутое слово могло бы и отсутствовать, оно этикетно, но без него вся характеристика могла бы быть обращена к русским, а не к их врагам. Автор ссылается затем и на собственные к Шигалею чувства – «жалость бо ми душевная и сладкая любы его ко мне глаголати о нем и до смерти моея понужает». Воздав хвалу казанскому царю Шигалею, автор пишет: «Да никтоже мя осудит от вас о семь, яко единоверных своих похуляюща и поганых же варвар похваляющи: таков бо есть, яко и вси знают его и дивятся мужеству его, и похваляют».

В одной и той же фразе автор «Казанской истории» называет Казань и «презлым царством сарацынским» и «предивной Казанью» – без единой оговорки.

Знание истории Казани, событий последних лет, топографии города и его окрестностей оказалось тем более ценно, что автор «Казанской истории» был весьма образован и в русской литературе. В его произведении ясно ощутимы реминисценции из «Слова о Законе и Благодати», «Повести временных лет», «Жития Александра Невского», «Слова о погибели Русской земли», «Повести о разорении Рязани Батыем», «Сказания о Мамаевом побоище» и мн. др. Его военная терминология и отдельные образы близки с теми, что знакомы нам по «Слову о полку Игореве». Здесь и сравнения с пардусами, и отдельные выражения, близкие тем, что встречаются только в «Слове» («под меч подклонити», «намостить дебри, и блата, и езера, и реки... костми», «чаша, сетованием растворяема» и пр.).

Характерно и следующее. Автор «Казанской истории» определяет и тех, кому назначено его произведение, и характер своего исторического произведения. Адресаты его – это «братия наша, воини» и «простые» читатели. «История» обращена откровенно и прямо прежде всего не к служителям церкви, а к светскому читателю. Он надеется, что читатели его «от скорби своея пременятся», то есть, очевидно, перестанут сожалеть о потерях своих родных и друзей, положивших головы свои за присоединение Казани. Произведение же свое он определяет как «сладкую повесть». Что значит «сладкая»? Означает это прежде всего то, что повесть эту «сладко читать» – она интересна, и она литературно хорошо написана. Это не самооценка, это только определение характера повествования, к которому он стремился. «Казанская история» – сюжетна и украшена, – украшена прежде всего введением драматических ситуаций, блестяще переданными или сочиненными длинными речами действующих лиц (в этих речах прежде всего сказалась вымышленность, авторское воображение).

То обстоятельство, что автор «Казанской истории» воздает должное казанцам, их мужеству, любви к своему городу, уму и сообразительности (хотя в конечном счете они в основном ошибаются, не идя на добровольное подчинение Москве), лишь усугубляет драматизм повествования.

Значительность события присоединения Казанского царства к России определялась значительностью самой предшествующей истории Казани. Это не просто присоединение к России стратегически важного пункта: это слияние историй! И с этой точки зрения, чем многозначительнее была история Казани, тем более пышным и важным оказывалось и само присоединение. Церемониальное по своей сути литературное произведение, «Казанская история» сама становилась частью гораздо большей церемонии – церемонии присоединения Казанского царства. Она была так же важна в этой церемонии, как и построение в честь взятия Казани церкви Василия Блаженного. И если последняя своей нарочитой и необычной пестротой как бы подражала Востоку, выражала своей архитектурой представление Москвы о «стиле Востока», то «пестрая» в своем отношении к казанцам и Казани «Казанская история» выражала противоречивые чувства автора: радость от присоединения Казани и уважение к ее истории, как бы признание ее исторической самостоятельности.

Другой памятник, который чрезвычайно характерен для середины XVI века, – это «Домострой». Перед нами унификация, идеализация и поэтизация быта, доведенные до предела возможного. Это не просто сборник по большей части мелких практических советов – как солить рыжики, или наказывать слуг и детей, или как класть чистую посуду, ложки и плошки, – обязательно «опрокинуто ниц». Нет, это и более широкие рекомендации – как устроить свой дом так, чтобы в него было «как в рай войти» (§ 38). В «Домострое» перед читателем развертывается грандиозная картина семейного идеального быта и идеального поведения хозяев и слуг.

В отличие от своего предшественника – «Измарагда», возносившего идеал человека до требований, которые могли относиться только к святому, «Домострой» рассказывает и о поварне, о об укладах, и о хранении запасов: о делах и быте, вполне светских и жизненно мелких.

Идеал «Домостроя» – это идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости, и вместе с тем гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной строгости – запасливости и нищелюбия. И это в целом идеал трудовой жизни. И слуги и сама «государыня» (госпожа) должны не сидеть без дела – даже когда «мужь ли придет, гостья ли обычная» – «всегда бы над рукоделием сидела сама». Иное дело – гость «необычный», то есть знатный, – тут уж сами обязанности хозяйки становились трудом, и подчас тяжелым.

Упорядоченность быта оказывалась почти обрядовой, даже приготовление пищи – почти церковным таинством, послушание – почти монастырским, любовь к родному дому и хозяйствование в нем – настоящим религиозным служением.

Степенность во всем! Нарушения домашнего обряда – почти церковный грех. Случаи недорода, дороговизны смягчены вовремя сделанными домашними запасами. Домашняя жизнь не замкнута своим двором, ибо предусмотрена помощь соседям и соседская помощь. В «Домострое» пишется и о том, как давать в долг, как сохранить ношенное, чтобы отдавать сиротам – особенно детям. Важное место в «Домострое» занимали статьи: «Как всякое платье кроити и остатки и обрески беречи» или «как платья всякое жене носити и усътроити». Старые вещи надо беречь, хранить их чисто и «поплачено», то есть в заплатанном виде, – «ино сироткам пригодитца». Осуждается в «Домострое» злоупотребление правом неволи (не само право неволи в его разных видах, – а лишь та бесчеловечность, которая может быть с ним связана). Этому посвящена особая статья – «Аще кто слуг держит без строя». Нельзя, чтобы служанка, «у неволи заплакав», стала «лгать, и красть, и блудить», а «мужик» «и рóзбивать, и красть, и в коръчме пити, и всякое зло чинити». В быту без слез не обойдешься, но «в неволи заплакать», видимо, считалось особенно тяжелым.

Указывал «Домострой» и как наказывать, а после наказания непременно пожалеть и простить, чтобы наказываемый не затаил в душе обиды. А побить его следует «не перед людьми», а тайно, чтобы не оскорбить особенно. «А по всяку вину по уху ни по виденью (то есть по глазам. – Д. Л.) не бити, ни под серцо кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревяным не бить» (§ 38).

Если помнить об общей грубости семейных нравов, то нельзя не признать, что «Домострой» стремился к смягчению этих нравов, – стремился умно, давая тонкие, психологически обоснованные советы, прибегая к примерам и формулируя советы просто, а иногда и пословично (конец § 38).

Идеал – это, конечно, не реальность. Но идеал – великий и бесценный регулятор жизни. А если этот регулятор доведен до дома, до семейной жизни, входит во все мелочи быта, личного поведения в семье и в доме и во всем требует «знать меру», – то идеал, им проповедуемый, становится уже почти реальностью. Перед нами своеобразная «поваренная книга» русского быта.

В художественном же отношении «Домострой» рисует быт русских людей XVI века в различных мелочах, ибо, рассказывая о том, какой должна была быть жизнь, он давал понять и о том, в чем заключались ее нарушения, очевидно не такие уж редкие.

Спрашивается – жизнь каких классов населения пытается регламентировать «Домострой»? Конечно, в первую очередь – имущих, зажиточных и даже весьма зажиточных. Двор, который описывается и устраивается в «Домострое», – это двор и боярский, и купеческий, и, может быть, даже еще выше – княжеский. Но «Домострой» обращен и к тем, «у кого сел нет» (§ 42).

Привлекает к себе внимание и указание по крестьянству: как кормить корову, как ее доить, «а самой руки умыти чисто», вымыть вымя у коровы, и «потиралцем чистым вытерть, и в чистом месте издоить, и во всяком бережении» корову сохранить (§ 42). То же пишется и о «лошадках» (оцените это ласкательное слово!), и о коровках, и о кобылках, и о телятах, и о ягнятах, и о курах, и о гусях, и свиньях, и утках.

Заботой о неимущих людях проникнуты и советы «Домостроя»: как добыть запас, чтобы он не был «втридорога, а не милой кус». «Милый кус» – это тот товар, что действительно надобен и по вкусу (§ 43).

Древняя Русь знала разграничения между классами не в характере быта, как это стало в послепетровской Руси, а главным образом в степени накопленных богатств, в наличии слуг и величине хозяйства. Поэтому кое в чем идеал, нарисованный «Домостроем», мог быть и идеалом крестьянства, хотя и успевшего сильно обнищать при централизованной власти.

Как бы чувствуя недостаток духовности в «Домострое» (а этот недостаток и сделал его в XIX веке символом ретроградности в жизни), составители заканчивают его наставлением для души. Автор «Домостроя» понимал, что жизнь не может ограничиваться заботой о материальных и бытовых благах, о доме и о хозяйстве, а потому присоединил к своему сочинению наставление благовещенского попа Сильвестра возлюбленному его сыну Анфиму. Наставление это служит как бы духовной параллелью к остальному сугубо материалистическому тексту «Домостроя» и, возможно, составлено одним и тем же автором: уж слишком много – и в основной части «Домостроя», и в его заключении – общих тем и выражений. Сильвестр нет-нет да сбивается на хозяйственные темы «Домостроя», хотя и пытается перевести их в план «духовности».

Литература в середине века живет в полной мере произведениями, созданными и в предшествующие века. Эти произведения изменяются, дополняются, редактируются, приспосабливаясь к требованиям эпохи. Одним из таких произведений, жившим в течение нескольких столетий, был «Измарагд», созданный, по-видимому, еще в XIV–XV веках. «Измарагд» – первое систематическое наставление «как жить», но наставление по преимуществу духовное. Он расширялся, дополнялся, и одно из его наиболее интересных «расширений» относится как раз к рассматриваемому времени. «Домострой» оказался уже «Измарагда» как духовного наставления, зато гораздо шире в своих бытовых рекомендациях. И это очень типично. Жизнь должна была быть регламентирована во всех своих мелочах и бытовых подробностях. Даже опечатки и разночтения в рукописных книгах были опасны в культурной жизни, и вслед за попытками исправления текста священных книг, к которым был в предшествующий период привлечен афонский ученый – Максим Грек, теперь в целях предотвращения каких-либо расхождений в тексте учреждается книгопечатание.

* * *

История литературы не ограничивается литературой. В литературе есть сторона, обращенная к истории, так же как в истории – одна из сторон, обращенная к литературе.

В истории к литературе обращено ожидание будущего; в литературе же к будущему обращено ее лицо, – даже когда она говорит о прошлом. Литература – выразитель настоящего, своей современности, современность же всегда глядит в будущее. В литературе действенны не только традиции, но и настороженный взгляд вперед. И это должно учитываться в литературоведении, в обобщениях, посвященных той или иной эпохе литературы.

Характеризованная нами эпоха, кульминацией которой было начало царствования Ивана Грозного, была полна столь напряженного ожидания окончательного разрешения всех проблем, что она не могла не кончиться в условиях феодализма трагическими последствиями. Там, где нет еще научного предвидения, а господствует мифологическое мышление, создающее свой миф будущего, попытка овладеть мифом, претворить его в жизнь не может не разочаровывать трагически. В мифологическом мировоззрении есть всегдашнее стремление остановить время, достичь идеального покоя и вечности. Но развитие неостановимо, в нем нет покоя и есть жертвы.

Чтобы понять середину XVI века, мы должны заглянуть и в близкое будущее этого движения к мифологическому идеалу, к той мифической модели, по которой должна была течь вся русская жизнь в эпоху безграничной феодальной монархии и безграничной «одинокой» власти единых представлений о жизни.

Мнимая близость идеала к осуществлению, конкретная подробность этого идеала, выраженная во внешних и внутренних успехах, создавали нетерпение и нетерпимость, и обе они вместе в конце концов привели к деспотизму, который тем более оказывался жестоким, чем меньше его понимали подвластные люди – современники, а впоследствии историки. Грозный, полный надежд в начале своего царствования, стал затем свирепеть от бессилия, как можно скорее и полнее провести в жизнь идеал и от непонимания того – почему это ему не удается, хотя все казалось ему таким ясным и необходимо понятным. Его подданные тем более были раздражающе пассивны, чем больше они не понимали того, чего от них хотят. Единство одиночеством власти и связанным с этим одиночеством своеволием. Грозный власти, сосредоточенной в руках одного «всесильного» монарха, оборачивалось же в конце концов не столько желал осуществления идеала, – он его во второй половине царствования почти и забыл, – сколько стремился осуществить свою полную власть над подданными – всеми: холопами и боярами, крестьянами и дворянами. Он обманчиво видел причину своих неудач в недостатке повиновения. Пассивность раздражала его больше, чем любое открытое восстание. Карающий меч Грозного каждый раз увязал в тине несопротивления, не встречая препятствий, которые могли бы оправдать силу его размаха. Грозный ломал то, что было мягко; он рвал то, что было несопротивляющимся; он с силой гнул то, что на самом деле гнулось легко. И при этом он постоянно считал, что неудача происходит от недостатка примененной силы. Он убирал советников и все более начинал страдать от одиночества безграничной власти. Было от чего стать неуравновешенным и сходить с ума.

Жестокость и нетерпимость власти вызваны были не только личными и случайными свойствами Ивана Грозного, как часто думают. Эта жестокость лежала в социальном порядке вещей: эпоха подошла к воплощению полной средневековой унификации, – подошла, но не могла ее до конца осуществить. Монархическая же унификация казалась крайне необходимой после мучительных столетий политических разладов и феодальной культурной раздробленности. Оставшееся для достижения идеала малое, казалось, уже не имело реальных сил для сопротивления. Но вот в этом-то и крылась ошибка. Сопротивление монарху, всякое проявление хотя бы небольшого произвола злило, вызывало жестокое подавление и вместо идеала усиливало деспотизм, а вместе с деспотизмом – произвол, дробление еще худшее, чем раньше, отделение и бегство из центра на окраины – на Север в леса и на Юг в степи, на Восток, – что привело к освоению Сибири, на Запад – для продления в Польско-Литовском государстве той культурной работы, которая оказывалась невозможной в центре. Иван Федоров продолжает печатать книги в Остроге и Львове, Андрей Курбский – охранять и насаждать православие в Польско-Литовском государстве и полемизировать с Грозным, упрекая его за жестокость по крупным и мелким поводам.

Мелочи в конце концов стали мстить за себя и превратились в крупнейшие препятствия на пути к мифологическому идеалу всеединства, к которому стремился не один Грозный.

Д. С. Лихачев

* * *

1

см. рецензию на издание «Казанской истории» Г. Н. Моисеевой 1954 г.: Сафагалиев М. Г. – Вопросы истории, 1955, № 7, с. 148–151


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург: Наука, 1997-. / Т. 10: ХVI век. - 2000. - 617, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle