Источник

Повесть о споре жизни и смерти спор жизни со смерть

Спор жизни со смертью

Некий человек, удалой воин, ездил по полю чистому, по раздолью широкому. И пришла к нему смерть, и был вид ее страшен, как у рыкающего льва, ужасен он для человеческой природы. Носит смерть с собой всякие орудия: меч, ножи, пилы, рожны, серпы, топоры и другие неведомые предметы, которыми по-разному вершит свои злодеяния.

Увидав ее, смиренная моя душа сильно устрашилась. И я спросил смерть: «Кто ты, лютый зверь? Очень уж страшен облик твой: вид у тебя человеческий, а поведение звериное».

Ответила ему смерть: «Пришла к тебе, хочу тебя взять».

Говорит тогда человек тот: «Да я не хочу, а тебя не боюсь».

Смерть же ему в ответ: «О человече, почему меня не боишься? Цари и князья, и воеводы, и священнослужители меня боятся. Я славлюсь по всей земле, а ты меня не страшишься».

Говорит ей человек тот: «Ведь я удалой воин, в ратном деле многочисленные полки побеждаю, а в одиночку ни один человек не может со мною сразиться, ни выйти против меня. А ты ко мне одна пришла и всяких орудий с собой много носишь. Нет в тебе удали, только страшна: облик твой пугает меня, и все во мне трепещет, когда смотрю на тебя. Уходи от меня прочь, пока не пронзил тебя мечом своим».

Тогда говорит ему смерть: «Я ни сильна, ни хороша, ни пригожа, а вот сильных и пригожих забираю. Вот что скажу я тебе, человече, послушай меня. От Адама и до сегодняшнего дня сколь много было богатырей удалых, а ведь никто не осмелился со мной сразиться, да и не знаю я никого, кто бы со мной сразиться мог. Да еще скажу тебе, послушай меня: от Адама и до сегодняшнего дня сколь много было людей, царей и князей, и священнослужителей, женщин и девиц, – всех их я забрала. Самсон сильный, не богатырь ли был, не сильнее ли тебя был? Так говорил он: «Если бы было кольцо в землю вделано, то я бы весь мир повернул». А я и его взяла. Александр, царь македонский, удал и храбр был и всему подсолнечному миру царем и государем стал, а я и его взяла, как одного из убогих. А царь Давид, среди пророков пророк, – а я и его взяла. О человече, не мудрее ты царя Соломона – царь Соломон разумным и мудрым был, да и тот со мной не смел поспорить, и его я взяла. Акир Премудрый в Алевитском царстве, не было под солнцем другого такого мудреца, да и тот со мной не смел поспорить, а я и его взяла. Да знаешь ли ты, человече, что я, смерть, – не взяточница, богатства не коплю, а нарядных одежд не ношу, а земной славы не ищу, потому что немилостива – с детства не приучилась миловать: и я не милую, не делаю отсрочки ни на минуту, а как приду, так и возьму».

И говорит человек тот: «Госпожа моя смерть, будь благосклонна ко мне».

И говорит ему смерть: «Невозможно это, человече, потому что ко всем моя благосклонность одинакова: какова к царю, такова и к князю, и к священнослужителю, и к богатому, и к бедному. О человече, если бы я собирала богатства, то столько набралось бы у меня богатства всего мира, что и сказать нельзя! Потому так, человече, что хожу я, аки тать в нощи, никого не предупреждаю, ибо, человече, слышала, что говорит Господь в Евангелии: «Остерегайтесь, ни один из вас не знает, когда тать придет в дом его; если бы знал, крепко бы стерег и не дал бы проникнуть в дом свой». Так и ты, человече, знай: берегись смерти каждый час, пока я не пришла за тобой. А теперь, человече, неоткуда ждать тебе помощи, потому что, человече, – «В чем тебя застану, в том и сужу», – говорит Господь».

Сказал тогда человек тот: «Госпожа моя смерть! Разреши мне, госпожа, пойти в город и покаяться».

Ответила ему смерть: «Нет, человече, не пущу тебя, потому что многие люди так же говорят. Когда я прихожу к ним, то они говорят: “Господи, отпусти меня, чтобы покаяться”, – и я отпущу, чтобы покаялся, и он, освободившись, поступает по-прежнему, а про меня забывает, думает, что с ним ничего не случится. Уже, человече, жизнь твоя пресекается, близок конец твой, а солнце твое зашло».

Тогда человек этот начал рыдать, плакать взахлеб и много жалобных слов произнес. И говорит он: «Госпожа моя смерть! Разреши, госпожа, пойду и приготовлю сорочку и саван и все другое необходимое для погребения тела моего».

Говорит ему смерть: «Нет, человече, не отпущу тебя».

И начал человек рыдать и стенать в сердечной тоске, так говоря: «Ох, ох, ох! Смерть-злодейка, кто тебя может избежать? Увы, увы мне, не готов я, о горе мне, грешному, пришел за мной неумолимый злодей! По праву дано ей имя смерть, о, немилосердная злодейка!»

Смерть же, подступив к нему, подсекла ему ноги косой и, взяв серп, схватила его за шею, взяла маленький топор и начала отсекать ноги, а потом и руки. И иными орудиями стала дробить все части тела моего, одними одни, а другими другие члены тела моего, и окоченели жилы мои, и вырвала она двадцать ногтей моих. И отняла язык, и омертвело все тело мое, не мог никак пошевельнуться от страха перед всеми орудиями, которыми терзала она меня. Потом взяла она топор острый и отрубила голову мою. После этого налила чего-то в чашу, а чего – не знаю и не ведаю, и дала мне пить против моего желания. Так ведь, братья, столь было горько и тошно в это время, что и описать нельзя беду эту великую.

И исторгнула мою душу, и стремительно вылетела душа из меня, из тела моего, как птица из тенет. И тотчас прекрасные юноши взяли душу мою на руки свои и держали ее, а я оглянулся назад и увидел тело мое, лежащее бездушно и неподвижно, как если бы кто-нибудь снял с себя одежду свою и бросил ее и стоял бы и смотрел на нее. Так и я видел тело свое очень гнусным, от которого, как от трупа, исходил ужасный смрад. Так же как кто-нибудь испустил из себя нечистоты и, гнушаясь их, отбежал прочь, так и мертвая человеческая плоть омерзительна. Аминь.

Прение животу с смертию

Некий человек воин удалец ездяше по полю чистому и по роздолию высокому. И прииде к нему смерть, и бе видение ея страшно, яко лев ревый, всячески страшна от человеческого устроения. Носящи же с собою оружия всякие: мечь, ножи, пилы, рожны, серпы, оскорды и уды, иные же незнаемая, и ими же кознодействует различными образы.

Сию же видивши смиренная ми душа устрашися велми. И аз рекох ей: «Кто ты еси, лютый зверь? Образ твой страшен велми: подобие у тобя человеческое, а хожение звериное».

Рече ему смерть: «Пришла есми к тобе, хощу тя взяти».

Рече же человек той; «Да аз не хощу, а тобя не боюся».

Рече же ему смерть: «О человече, о чем мя не боишися? Цари и князи, и воеводы, и святители меня боятся. Аз есмь славна на земли, а ты меня не хощеши боятися».

Рече же ей человек той: «Да аз есмь воин удалец, в ратном деле многия полки побиваю, а един от человек никто же может со мною побитися, ни противу стати на мя. А ты ко мне едина пришла, а оружия и запасу с собою много носиши. Видишися мне ты не удала, толко еси страшна: образ твой страшит мя, уды моя во мне трепещут на тобя смотря. Отиди от мене прочь, доколе тя не потну мечем моим».

Рече же ему смерть: «Аз есмь не силна, ни хороша, ни красна, толке силных и красных побираю. Да скажу ти, человече, послушай мене. От Адама и до сего дни сколке было богатырей удалых, а никтоже со мною не смел побитися, а и хоще ми ся того, хто бы со мною побил. Да еще скажу ти, послушай мене: от Адама и до сего дни сколке было людей, царей и князей, и владык, жен и девиц, то всех аз побрала. Самсон силный, не богатырь ли был, не силнее ли тебе был? Тако говорил: «Аще бы было колце в землю вделано и яз бы всем светом поворотил». Да аз и того взяла. Александр, царь макидонский,280 удал и храбрь был, и всему подсолнечному на земли царь и государь был, да и того яз взяла, аки единого от убогих. А царь Давид,281 в пророцех пророк был, – да и того яз взяла. О человече, не мудрее ты царя Соломона282 – царь Соломон хитр и мудр был, да и той со мною не смел поговорити, и того яз взяла. Акирь Премудрый во Алевитцком царьствии,283 не было такового мудреца ни под солнцем, да и тот со мною не смел поговорити, и аз и того взяла. Да ведомо тебе, человече, аз есмь смерть, не посулница, богатства не збираю, а красна портища не ношу, а земные славы не хощу, занеже есми немилостива – издетска не навадилася миловати; и аз не милую, не наровлю ни часу, как пришед, так и возму».

И рече человек той: «Госпоже моя смерть, яви на мне любление свое».

И рече ему смерть: «Никако же, человече, занеже до всех любовь моя равна: какова до царя, такова и до князя, и до святителя, и до богата, и до нища. О человече, аще бы яз збирала богатство, столке бы было у меня богатства всего много и несказанно! Занеже, человече, аз хожу аки тать в нощи, не сказываюся никому, занеже, человече, слышах во Евангелии глаголеть Господь: «Блюдитеся вы, не ведает бо ни един вас, коли тать приидет в дом его, аще бо ведал, крепко бы стерегл и не дал бы подкопывати храма своего».284 Тако и ты, человече, разумей: берегися смерти на всяк час, доколе аз не пришла по тебя. А ныне, человече, несть ти помощи, занеже, человече, – «В чем тя застану, в том тя и сужу»,285 – глаголет Господь».

Рече же человек той: «Госпоже моя смерть! Дай же ми, госпоже, да покаюся шед во град».

Рече же смерть: «Никакоже, человече, не пущу тя, занеже мнози тако глаголют, человецы такоже. Егда аз приступлю к ним, и они глаголють: «Господи, отпусти мне, да покаюся», – и аз полегчаю, чтобы покаялся, и он, отшед, да то же творит, а меня забудет, чает себе ни во что же. Уже, человече, живот твой коротается, конец близок есть, а солнце твое зашло есть».

Тогда же начя человек той рыдати, захлипаяся плакати и многи жалостные словеса изглаголати. И рече: «Госпоже моя смерть! Дай же, госпоже, да шед приуготовлю погребалная: срачицу и саван и ина, яже на потребу телу своему».

Рече же смерть: «Никакоже, человече, не отпущу тя».

И начя человек рыдати и стенати, от сердца убиватися, глаголя: «Ох, ох, ох! Смерть злодею, кто тя может убежати? Увы, увы мне, не готов есмь, горе мне грешному, пришол немилостивый злодей по меня! По правде дано имя ей смерть, о немилосердию твоему, злодею!»

Она же, смерть, приступив к нему, подсече ему ноги косою и, взя серп, и захвати за шею его и взят малый оскордец и начат отсекати нози, потом и руцы. И иным оружием вся составы моя и иным иная, инако соузы моя телесные и члены тела моего, и жилы оклячеша, истерза два десят ногтей моих. И абие не реку, но омертве все тело мое, ни двигнутися не могох никако же от страха, всеми оружии кознодействует надо мною. Таже взем теслу и сечет главу мою. И по сем налия в чашу, не вем что в ней, не разумею никагоже, дасть ми пити – мне же не хотящу. Тако же, братие, столь бе горко в той час и тошно, не мочно и сказати беды тоя великие.

И отторже ми душю и скоро искочи из мене, ис тела, яко птица от тенета. И абие краснии они уноши взяша душю мою на руку свою и держаста, а возрех воспять и видех тело мое лежаще бездушьно и недвижимо, якоже кто совлек с себя ризу свою и поверже ю, и стоя зря на ню. Тако же аз видел тело свое велми гнусно, яко стерво смрадость от него злая. Якоже кто ис себе выпустит кал да гнушается его и бежит от него, тако же человеческое естество мертво и ненавидемо всеми. Аминь.

* * *

280

...Александр, царь макидонский... – Александр Македонский (356–323 гг. до н. э.), покоривший весь мир и дошедший в своих походах до неведомых земель, был популярен в Древней Руси благодаря «Александрии» – литературному памятнику, широко распространенному в древнерусской письменности (см. т. 9 наст. изд.).

281

А царь Давид... – Давид – царь Израильско-Иудейского государства (X в. до н. э.), герой ветхозаветных преданий: юношей в поединке поразил великана Голиафа, одержал многочисленные победы в разных сражениях; ему приписывается составление псалмов, объединенных в библейской книге Псалтырь.

282

...не мудрее ты царя Соломона... – Соломон – сын Давида и Вирсавии, царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965–928 гг, до н. э.), в ветхозаветных преданиях подчеркивается его мудрость. В древнерусской письменности широко бытовали легендарные рассказы о Соломоне (см.: Суды Соломона в наст. изд., т. 3).

283

Акирь Премудрый во Алевитцком царьствии... – Герой «Повести об Акире Премудром», отличавшийся мудростью (см. т. 3 наст. изд.).

284

...аще бо ведал... храма своего». – Мф.24:43.

285

«В чем... и сужу»... – Ср. Исх.5:21.


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург: Наука, 1997-. / Т. 10: ХVI век. - 2000. - 617, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle