Источник

Об умствованиях Косого (из «многословного послания»)

Подготовка текста, перевод и комментарии Я. С. Лурье

Текст «Об умствованиях Косого» («О Косого мудровании») сохранился в виде особых «вопросов», входящих в состав одного из двух противоеретических трактатов, направленных против русского еретика середины XVI в. – Феодосия Косого, проповедовавшего сперва в Московской (Белоозеро, Москва), а затем в Западной (Литовской) Руси. Оба противоеретических трактата – «Послание многословное к вопросившим... на зломудрие Косого» и «Истины показание к вопросившим о новом учении...» – написаны автором или авторами, знакомыми с учением Косого по изложению (письменному и устному) неких «богобоязненных людей» из Литвы и «крылошан» из Старой Руссы. Автор «Истины...» прямо назван в древнейшей рукописи памятника (возможно, его автографе) – это старец Зиновий, инок новгородского Отенского монастыря, ученик Максима Грека. В «Многословном послании» имени автора нет, но ряд исследователей также считает этот памятник сочинением Зиновия Отенского.

Ересь Феодосия Косого, получившая распространение вначале и осужденная собором в середине 50-х т. XVI в., представляла собой самое радикальное из всех еретических движений Древней Руси. Еретики отрицали не только церковную традицию после Библии (подобно новгородско-московской ереси конца XV – начала XVI в.), но также и всякую церковную иерархию и богоустановленность светских «властей». После бегства еретиков в Польско-Литовское государство Косой и его сподвижники примкнули к крайним представителям Реформации в Польше – антитринитариям (социнианам), и возглавленное ими движение «русских братьев», наряду с близким к нему движением «чешских братьев», оставило глубокий след в идейной жизни Западной Европы вплоть до XVII–XVIII вв.

«Послание многословное» было, по мнению большинства исследователей, более ранним из двух противоеретических трактатов Зиновия Отенского – оно написано, по-видимому, в конце 50-х – начале 60-х гг. XVI в.

Не имея возможности включить в «Библиотеку литературы Древней Руси» «Послание многословное» в его полном объеме, мы публикуем здесь введение («Сказание») к «Многословному посланию» и «Вопросы о Косого мудровании» (так они озаглавлены в пометках, сделанных в рукописи на полях), которые в «Послании» перемежаются с пространным опровержением «мудрований» Косого. Следует, однако, иметь в виду, что «Вопросы» отнюдь не представляют собой точного изложения учения Косого (едва ли даже существовавшего в письменном виде) – в ряде случаев они явно искажают его высказывания, придавая им особенно одиозный характер. Однако самый характер аргументации Косого «Вопросы», по-видимому, передавали верно: как и другие представители еретических и реформационных движений, Феодосий Косой широко привлекал тексты «Писания», и в особенности – Евангелия, Апостольские послания и Деяния, противопоставляя их «Преданию», то есть основной традиции, на которую опиралась господствующая церковь.

«Сказание» и «Вопросы» из «Многословного лослания» публикуются по единственной древней рукописи (XVI в.; сохранилась также еще копия XIX в.) этого памятника: РНБ, Кир.-Бел. собрание, № 31/1108, л. I–4 об., 12 (заголовок «Послания многословного»), 15–16, 57–58 об., 81–82, 120–122 об., 194–195, 225 об.–226, 245, 248 об.–249.

Пояснение к «многословному посланию»

Причина написания этого многословного послания такова.

Некие рабы в городе Москве, украв кое-что из имущества своих господ, бежали в Белозерские земли. Боясь, что будут наказаны своими господами, они укрылись в монастырях и постриглись в монахи. Потом встретились на Новоозере Феодосий, по прозвищу Косой, и Игнатий, и Вассиан, ученики Артемия, и другие с ними. Эти монахи впали в ересь, которую можно назвать безбожной, отступили от Христовой веры, и вселился в них злой дух, начали они учить своей ереси и других людей. Розыск об этой безбожной ереси был произведен священным собором, собравшимся в Москве. Тогда зачинатели той ереси разбежались из Новоозера: Игнатий – на Двину, Косой и Вассиан с прочими – в Литву. По дороге в Литву они прошли Псков, и Торопец, и Великие Луки, везде сея свою злую ересь. Укрывшись же в месте, называемом озеро Усочорт, они переменили свои имена, чтобы их не узнали, и многих совратили от православной веры в свое лжеучение, не только не боясь Бога и склоняясь к греху, но и не стыдясь богобоязненных благочестивых людей.

Учили же они, прельщая простодушных людей, так: прежде всего хулить монастыри, обвиняя их в том, что они имеют села, затем укоряли попов и епископов, говоря: «Живут попы и епископы не по Евангелию, они – ложные учителя, накапливают имущество, много едят и пьют и по Евангелию не учат – учат человеческим измышлением». А о себе эти еретики говорят, что они лучше всех узнали истину, и живут по Евангелию, и имеют больше мудрости, чем святые отцы. И святых отцов хулят и называют их неистинными учителями, себя же именуют истинными учителями. Потом хулят святые церкви, называя их кумирницами, крест Христов и святые иконы называют кумирами, мощи святых мучеников и всех святых именуют эллинскими мертвецами, а почитающих все святое и Божественное зовут погибшими и заблудшими, последователями человеческих измышлений. Есть же и пить учат они без умеренности, мясо и все остальное – во все дни и ночи, ничего не называть святым и священным, и не усматривать ни в чем ни святости, ни освящения. Также и творить молитв не велят, ни класть поклонов, ни поститься, также ничего не называть нечистым и ни в чем не видеть скверны. И после соития омываться не повелевают, считая, что все на свете чисто. И все веры во всех землях почитают одинаковыми. Книги святых отцов и церковные правила именуют ложным писанием, повелевают читать одни лишь книги Ветхого завета, и Евангелие, и Апостол, и Постническую книгу Василия Великого, а у Златоуста только Маргарит. Одни лишь эти книги они повелевают читать потому, что из них выбирают отдельные строки и ложно толкуют их согласно своему развращенному разуму, прельщая не разумеющих Писания в свою пагубную ересь. Прочие же книги святых отцов и мучения святых и жития и учения святых мучеников не разрешают читать. Учат также не верить в то, что на святых почиет Божия благодать, и чудеса от них именуют ложными и пророчества их – не от Святого Духа, и Богородицу считают простой женщиной.

Уча таким образом, эти еретики увидели, что некоторые из богобоязненных простых людей, наученных ими, усомнились в их нечестивом учении, и стали еретики убеждать их, оболгав некоего монаха и говоря: «И монах этот ведает истину, но молчит и истину утаивает». Тогда эти богобоязненные люди, испытывая из-за еретиков великое смущение и не зная, в чем заключается истинное благочестие, боясь прогневать Бога неведением благочестия, написали к тому монаху, о котором слышали клевету от еретиков, моля его и заклиная именем Господним сказать им об истинном благочестии, ничего не умалчивая, не утаивая. Изложили они ему все эти нечестивые учения и спросили его, добру ли учат их люди Косого.

Когда же монах услышал об этом великом бедствии для людей Божиих из-за еретиков, испытал он великую душевную боль, пролил много слез из-за такого прельшения христиан антихристом, сразу же принялся за работу и написал это «Послание многословное» к людям, благочестие которых поколеблено еретиками, написал поспешно и неискусно, однако согласно православному вероучению. <...>

<...> черноризца послание многословное к просившим его подтвердить их благочестие против зломудрствования косого и тех, кто с ним

<...> Писали вы мне в грамоте своей, говоря: «Как христиане, крещенные во имя Отца и Сына и Святого Духа, вы обещали и обязались верить и соблюдать те обряды, каких придерживается святая апостольская соборная церковь Христова. Так вы и мудрствовали в благочестии по своему обещанию Богу и исповеданию и доныне, подобно отцам вашим, изначала принявшим крещение при Владимире. Ныне же пришли в вашу землю некие, выдававшие себя за черноризцев, и стали учить, говоря: “Неправая у вас вера, и гневите вы Бога вашим мнимым благочестием – ходите в церкви каменные, а такое в Евангелии и Апостоле не писано. Писано – апостолы в горницу собирались, а не в церковь; ибо не было церкви при апостолах. Единой церковью в Иерусалиме была древняя, о разрушении которой Христос сказал: «Не оста-нется камня на камне», и прочее. Не подобает церквам ныне быть после разрушения древней церкви. Ныне же не церкви созданы, но кумирницы и хранилища золотых украшений. Ибо Златоуст в слове «Когда предстала царица» говорит: «Церковь не стены, но собрание верующих». Он же в Маргаритах говорит: «Не храм освящает собравшихся, но собравшиеся делают храм святым»». <…>

Писано также в грамоте вашей, что те же пришельцы говорили вам: «Не подобает почитать иконы Христа, и его матери, и ангелов, и мучеников, и отцов церкви. Бог заповедал: “Не сотвори себе, – сказал он, – никакого подобия того, что на небе наверху и на земле внизу, и того, что в воде и под землей, и не поклоняйся им и не служи им”. И в Псалмах написано: “Идолы язычников – серебро и золото – дело рук человеческих. Уста имеют и не говорят, очи имеют и не видят, уши имеют и не слышат, ноздри имеют и не обоняют, руки имеют и не осязают, ноги имеют и не ходят, и не возглашают гортанью своей”. И в Премудрости <Соломона> написано: «Нечестивы и уповают на мертвых те, кто именует богами деяния рук человеческих – золото и серебро, измышления ума и подобия животных». И немного далее говорит: «Если кто отсечет от дерева подходящий кусок и своим мастерством создаст образ и уподобит его человеку или какому-нибудь из животных, и расписав красками и нарисовав алые цветы, всячески его украсив, найдет ему подобающее место, поместив на стене и укрепив железом, чтобы не упал, видя и зная, что тот образ сам себе помочь не может и потребна ему помощь», и прочее, как написано в Премудрости. И в Послании Иеремии в Вавилон написано: «Ныне вы увидите в Вавилоне богов серебряных, золотых и деревянных, которых носят на плечах, чтобы пугать чужеземцев. Не бойтесь, дабы и вы не уподобились иноплеменникам, которых охватывает из-за них страх, когда они видят, как кланяется им весь народ». И немного далее говорит: «Скипетр имеет, как человек, главный судья страны, а согрешающего перед ним не убьет. Также саблю имеет в руке и секиру, а сам себя на войне и от разбойника не защитит; поэтому мы знаем, что они не боги, не бойтесь же их». И немного далее говорит: «В их храмах устанавливают жрецы двери, которые закрывают ключами и засовами, чтобы разбойники не обворовали храм, зажигают многочисленные светильники, потому что сами по себе идолы не видны. Над телами и головами их парят летучие мыши, а также летают ласточки и иные птицы. Поэтому можете узнать, что они – не боги; не бойтесь же их. Если кто не очистит от ржавчины позолоту, которой они украшены, она не заблестит; когда идолов отливали, они этого не чувствовали. За плату они куплены, нет в них души. Лишенных ног носят на плечах, обнаруживая тем перед людьми их нечестие», и прочее, как написано в Послании Иеремии. И иконы тоже дело рук человеческих: очи имеют и не видят, и прочее, и красками расписаны и позолочены так же, как идолы, и украшены так же. И по Писанию, иконы – идолы, и в Евангелиях ничего не написано об иконах. Грех почитать иконы». <…>

Еще писали вы, что эти пришельцы говорили вам и такое: «Не надо творить молитв, единственная молитва – отступить от неправды, ибо Бог требует только чистых сердец, а не молитвы. И в Евангелии написано: «Совершайте поклонение духом и истиной», а не телом, кланяясь или падая на землю и творя поклоны. И смеются над ектениями, говоря: «Как же молятся о победе над врагами, когда Христос повелевает любить врагов и молиться за них? Как узнает Бог, что мы от него требуем? Зачем нам Бога учить? Не подобает просить у Бога, поэтому да не будем учить Бога». И Октоих, и месячные песнопения святым, и Устав – все это они называют сочинениями развращенных людей и человеческими измышлениями. Говорят еще: “Кто разделил дни на постные и не постные? Дни изначала сотворены Богом одинаковыми, и Господь в Евангелии сказал: «Не могут сыны чертога брачные поститься, пока с ними жених». И с нами жених – Христос, и поэтому не подобает нам поститься и с утра есть можно, ибо и ученики Христа утром растирали колосья и ели. Сказал Христос: «Не входящее в уста оскверняет человека», и прочее. Поэтому никогда не следует поститься. А апостол писал: «Для чистых – все чисто». И Петру на спустившемся с неба полотне показал Бог всех животных и повелел их есть. Что такое посты? Что значит среда и пятница? Нет этого ничего. И ничего нет в том, чтобы есть мясо ежедневно. Ибо говорит Златоуст: «Не поститься велел Христос, но быть милосердным, как милосерден отец ваш небесный». И снова он же: «Из чего узнают, что вы мои ученики? Из того, что вы мертвых воскрешаете и прокаженных исцеляете? Нет, из того, сказал, что вы любите друг друга». <…>

Писали вы мне еще, что эти пришельцы говорят про веры, которые есть у всех народов, что все люди для Бога едины: и татары, и немцы, и прочие народы. Ибо говорит апостол Петр: «Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен ему». Поэтому и крещение не нужно людям, ибо говорит апостол: «И обрезание ничего не значит, и необрезание ничего не значит». Так же и перед причащением телом и кровью Христовой не нужно поститься, или очищаться, или омываться. Это – не тело Христово и не кровь: Христос завещал нам учение, а не тело свое, не кровь свою. А причастие – простой, обычный хлеб, и есть его надлежит, как обычный хлеб, без всяких приготовлений к этому. И все приносимое в церковь – свечи и прочее – Бог ненавидит, и это приношение во грех приносящим. Ныне Бог не требует приношений. В Ветхом завете были приношения, ныне же: «Жертва Богу – дух сокрушенный», как указано в Писании. А всякое приношение – то же, что жертва идолам. А монашество откуда взяли? В Евангелии и Апостоле об этом ничего не написано, но пишет Апостол: «Дух Святой ясно говорит, что, когда придут последние времена, отступят некие от веры, внимая лживым духам и учениям бесовским, следуя лицемерию лжеучителей, с сожженной совестью запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарностью». А не есть мяса в среду, в пятницу и в пост, и монашествовать, и не жениться, и после соития омываться – все это человеческие измышления. И поэтому подобает есть мясо в среду, и в пятницу, и в посты, и не блюсти воздержания, и после соития не омываться. «Ибо брак да будет честен и ложе непорочно» и «Для чистых все чисто» – пишет Апостол. И Петру было заповедано на спустившемся с неба полотне: «То, что Бог сделал чистым, не оскверняй». Также и в Евангелии написано: «Не входящее в уста оскверняет человека». Также сказано: «Фарисей слепой, очисти прежде то, что внутри». Таким образом, все это – человеческие измышления, противоречащие Евангелию и Апостолу. «Клялся, говорит, и утвердил твое правосудие», а не говорит: «человеческие измышления». В церквах же попы учат человеческим измышлениям по книгам и по их уставам и повелевают себя слушаться, и земных властей бояться, и давать им дани. Но не подобает у христиан властям быть и воевать, – сказано: «От взявшего у тебя не требуй назад». Велят также попы приносить деньги и подавать нищим, а нищие – псы, не следует им подавать, ибо сказано: «Нехорошо отнимать хлеб у детей и бросать псам». А дети – это мы, ибо познали истину, потому что у нас есть разум духовный. И всякий, кто имеет такой же разум, – тот духовный брат и дитя, и нам подобает приносить имущество, как сказано в Деяниях: «Приносили деньги и клали к ногам апостолов». Те же все, кто приходягк церквам и следуют человеческим измышлениям, суть псы и мирские люди, сбившиеся с истинного пути, и не воссияет им истинное учение, они – погибшие, и сколько бы добрых дел ни делали, не могут спастись, если не восприимут нашего образа мыслей. Никому так не открылась истина, как нам открылась. Не подобает также повиноваться властям и попам, потому что сказано: «Не называйтесь наставниками: один есть у вас наставник – Христос». Также не подобает почитать родителей, ни именовать их отцами; ибо сказано: «Отцом не называйте никого на земле. Один отец у вас – Бог». И поэтому мы сыновья Божии, ибо истину никто так не познал, как мы; не имеющие же нашего образа мыслей – мирские люди и псы. <...>

Писали вы мне еще в грамоте вашей, что эти пришельцы говорят вам: не подобает читать о мучениях святых мучеников, потому что от этого люди впадают в соблазн: писано в житиях, что они укоряли мучителей, а это не подобает делать. Не подобает также почитать и жития святых отцов, потому что от них, как и от мученических житий, люди впадают в соблазн: описываются в них чудеса и пророчества. Ибо говорил Христос: «Все пророки были до Иоанна Предтечи», и поэтому после пророчества Предтечи не бывает пророчества от Бога; также и после апостолов нет чудес; нынешние же пророчества и чудеса ложные, ибо не подобает после Предтечи и апостолов быть пророчеству и чудесам. Также не подобает ни почитать мощи апостолов, мучеников и святых отцов, ни призывать их в молитвах, потому что это человекослужение, а человекослужение предано проклятию. Укоряет таких и пророк, говоря: «Живые обращаются за помощью к мертвым». Ибо апостолы творили чудеса и помогали людям, когда были живы; после смерти же ни они, ни мученики, ни святые отцы ничем не могут помочь тем, кто молится им: мертвецы они такие же, как и всякие мертвецы. И у эллинов были такие же мертвецы. И чудеса от их мощей бывают для искушения людей, а не святым Духом. Где написано, что тела нетленны? Поэтому тот, кто почитает мертвые тела и призывает мертвых к молитве, есть человекослужитель и отступник от заповедей: презирая господина, молится рабу, оставя Бога, призывает на помощь мертвецов. Также и дни поминовения праздновать не подобает: это великий грех. <...>

Также писали вы мне в грамоте вашей, что говорят ваши пришельцы: «Не подобает слишком почитать родившую Христа, ибо сказал Христос: «Кто мать моя и кто братья мои? Тот, кто творит волю пославшего меня, тот мне брат, и сестра, и мать». И поэтому мать Христова не заслуживает почитания, но так же, как все женщины, так и она. Почиталась, когда Христа в утробе носила, а после того, как родила Христа, не имеет святости. Ибо пока кошель полон серебреников, его оберегают, когда же опустошится, тогда тот же кошель в пренебрежении бывает, ибо он – ничто; так же и мать Христова, когда родила, стала как все женщины. И крест, которому поклоняются, есть дерево. Какую он святость имеет? Как и всякое дерево, как столб, не имеет святости. Крест – это то, о чем Господь сказал: «Возьми крест свой и следуй за мной», а не тот крест, который сотворяют руками и поклоняются ему». <...>

Писали вы мне в грамоте вашей, что эти пришельцы именуют попов в церкви ложными учителями, говоря, что в Маргаритах написано: «Ныне попы – не священники Божии, но лицемеры во священстве». О попах же говорит и Господнее слово: «Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры». <...>

Писали вы мне еще в грамоте вашей, что эти пришельцы говорят: «Так же, как иудеи и мучители в древние времена подвергали гонению апостолов, так и нас гонят впавшие в заблуждение, потому что мы истину знаем лучше всех, из-за того нас и гонят. Златоуст писал, толкуя евангельскую притчу о плевелах на поле, что не подобает убивать еретиков. Они же нас, познавших истину, гонят, как и апостолов, и возбраняют нам толковать слово Божие». <...>

Сказание «многословному посланию»

Предлежащему сему многословному посланию вина есть сиа.

Раби неции в граде Москве, украдше от стяжаниа господий своих, бежаша в пределы Белозерскиа.387 Убояша же ся мук от господий своих, внидоша в манастыря и постригошася. Потом съвокупишася на Новоозере Федосей, нарицаемый Косой, и Игнатей, и Васиан, ученикы Артемиевы,388 и инии с ними. Тии мниси развратишася в ересь, нарицаемую безбожную, отвергошася Христовы веры, и вселися в них дух лукавый, начаша своей ереси учити и иныа. Бысть же от святого собора, иже в Москве,389 взыскание от безбожной сей ереси. Тогда началницы ереси тоа разбегошася от Новоозера:390 Игнатей на Двину, Косой и Васиан с прочими – в Литву. Бежаще же в Литву, проидоша Псков, и Торопець, и Лука Великиа,391 везде сеюще свою злую ересь. Присташа же в месте, нарицаемем озеро Усочорт, имена своа преименоваша, да не уведани будуть, и многиа съвратиша от православной веры во свою прелесть, не токмо не боящаяся Бога и грехолюбныа, но и богобоязнивых смиреных людей.

Учаху же, прелыцающе люди простыа нравом: преже хулити манастыри, оклеветающе их, яко села имяху, таже попы и епископы укаряху, глаголюще: «Живут попы и епископы не по Евангелию, ложнии учитилие, имениа збирають, ядять и пиють много, и по Евангелию не учат, учат человеческая преданиа». Себе же еретицы они глаголють – истину паче всех познали, и живуть по Евангелию, и разум имеють больши святых отец. Та же святых отець хулять и неистинными учители их нарицають, себе именують истинными учители. Потом хулят святыа церкви, нарицающе их кумирницею, крест Христов и иконы святыа кумиры нарицаху, святых мученик и всех святых мощи еллиньскими мертвецы именоваху, и почитающих святая и Божественая вся погибшими и заблужшими именують, и последующих человеческым преданием. Ясти же и пити повелевают без воздержаниа, мяса и вся по вси дни и нощи ясти, святости и освящениа никоея же не нарицати, ни мнети ничто же свято ниже освященно. Такоже и молитвы творити не повелевають, ни покланятися Богу, ни поститися, такоже и нечистым не нарицати ничто же, и скверна никакова не мнети ни в чесомь же. И по блуде не омыватися повелевают, мнети же вся чиста. И вси веры в всех землях однакы мнети. Книгы святых отец и правила церковная ложным писанием именують, токмо едины книгы повелевають Ветхиа прочитати, и Евангелие, и Апостол,392 и Великого Василиа Постническую книгу,393 и Златоустов Маргарит394 токмо. Сиа же книги едины прочитати сего ради повелеваху, понеже из них строкы избирающе и по развращенному своему разуму ложно толкующе сиа, прельщають не разумеющих Писаниа в свою пагубную ересь. Прочая же книгы святых отець и мучениа святых и жития и учениа, не повелевають прочитати. Учать же и не веровати в святых благодати Божии быти, и чюдеса от них ложны именующе, и пророчества не Святым Духом бывающа, и Богородицу просту жену быти глаголють.

Сицевая учаще еретицы они, видяху некоих богобоязнивых простых людей учимых от них, о таковом нечестивом учении их сумнящихся, еретици же они уверяюще себе им, оболговаху етера калугера,395 глаголюще: «И калогер он ведаеть истину, но молчить и истину таить». Богобоязнивии же людие тии в колебании велицем о благочестии от учениа еретиков онех бояхуся прогневати Бога неведанием благочестиа, тем же писаша к оному калогеру, о нем же клевету слышаша от еретик, моляще его и заклинающе именем Господним сказати им истину благочестиа, а не умолчати, ни утаити. Поведаша же ему вся нечестивая тая учениа и въпрошаху его о сем, аще полезно учать их Косого чадь.

Слышавь же калогер людем Божиим великую сию погибель от еретиков онех, зило поболе душею и много плакав о прелести антихристове, еже на христианы, понудився абие, написа Послание сие многословное, въскоре и неукрашено,396 токмо православно, к колеблемым людем о благочестии от еретик <...>

<...> черноризца послание многословное397 к вопросившим о известии благочестиа на зломудрие косого и иже с ним

<...> Писасте ми в грамоте вашей, глаголющи: «Понеже крещени бысте в имя Отца и Сына и Святого Духа и бысте христиане, обещастеся и исповедасте веровати и благочествовати, яко же дръжить святая апостольская съборная церкви Христова. Тако и мудръствовасте в благочестии по обещанию своему к Богу и исповеданию и доныне, якоже отцы ваши, приемше просвещение от начала при Владимире.398 Ныне же пришедше в вашу страну етери, мнящеся чернеческая носяще, и учаху, глаголюще: Не праве быти вере в вас, и Бога прогневаете мнимым благочестием вашим – в церкви каменые приходите, а того в Евангелии и Апостоле не писано. Писано – апостоли на горницу въсходили, а не в церковь; не беяху бо церкви при апостолех. Едина церкви в Иерусалиме древняа, еаже о разрушении Христос рече:399 «Не останет камень на камени»400 и прочее. Не подобает церквам ныне бывати по разрушении древняа церкви. Ныне не церкви сия създаны, но кумириницы суть и златокузницы. Златоуст бо в слове «Оже предста царица» глаголеть: «Церковь не стены, но верных съборы». Той же и в Маргаритех глаголеть: «Не храм освящает сходящихся, но сходящиися свят храм сътворяють»» <...>

Писано же пакы в грамоте вашей, яко тии же пришелцы глаголаша вам: «Не подобаеть почитати иконы Христовы, и матере его, и аггел, и мучеников, и отцев. Богь заповеда: «Не сътвориши себе, глаголя, всякого подобиа, елико на небеси горе и елика на земли долу, елико же в воде и елика под землею, и не поклонишися им, и да не послужиши им».401 И в Псалмех писано: «Идоли язык – сребро, злато – дела рук человеческ. Уста имуть и не глаголють, очи имуть и не видять, уши имуть и не слышать, ноздри имуть и не обоняют, руце имуть и не осяжуть, нозе имуть и не поидуть, и не възгласять гортанем своим».402 И в Премудрости писано: «Нечестиви же суть, и в мертвых упование их, иже именоваху богы дела рук человеческых – злато, и сребро, ума обретение и подобиа животным». И помале глаголеть: «От леса древо право отсечеть, по уму его мастерства образуеть то и уподобит то образу человечу или некоторому от животных, помазающи красками и червленые цветы творяще, украсив его всяко, и сътворить ему по нем обитание, и на стену възложив, железом укрепить и, да не падеть, зря и ведя, яко не можеть помощи себе: образ бо есть, и требе есть тому помощь»,403 и прочая, яже в Премудрости писано. И в Послании Иеремиине в Вавилон писано: «Ныне же узрите в Вавилоне богы сребряны, и златы, и древяны, на раме несомы, кажуще страх странам. Не убоитеся, убо да не и вы иноплеменником уподобитеся и страх прииметь вы от них: видевшем весь народ предь и въслед их кланяющаяся им». И помале глаголеть: «Хоругов имать, акы человек, судий стране, иже съгрешающего к нему не убиет. Имать же и саблю в десницы и брадъв, сам же себе от рати и от разбойник не отимет; от того знаеми суть, яко не суть бози, не убойтеся их убо». И помале глаголеть: «Храмы их утвержають жерцы дверми, и ключи, и завесами, яко да не от разбойник окрадени будуть, светила жгуть им многа, иже сами себе не могуть видети. По телесем их и по главе парять нетопыре нощнии, ластавица и птица такоже еже. От того увесте, яко не суть бози; не убойтеся их убо. Злато бо, лежащее на них на красу, аще не оцыстыт кто ржа, не блеснется; егда бо слияшаясь, не чюша. От всея цены куплени суть, в нихже несть духа. Без ногу на раму носять я, являюще своя нечестиа человеком»,404 и прочая, яже в Иеремиине послании писано. И иконы тож дело рук человеческ: очи имуть и не видять, и прочая, и вапы помазаны и позолочены тако же, якоже и идоли, и украшени тако же. И по Писанию, идоли суть иконы, и в Евангелии несть писано о иконах. Грех есть почитати иконы». <...>

Пакы же писасте ми, яко пришелцы они глаголаша вам и сия: «Несть потребы молитвы творити, молитва оно едино, еже от неправды отступити, и яко Бог сердца чиста токмо истязуеть, а не молитвы. И в Евангелии писано: «Духом и истиною кланятися»,405 а не телесне кланятися, или на землю падати и покланятися. И октениям406 насмеяваются, глаголюще: «Како на врагы молятся, Христос повелеваеть любити врагы и молитися о них? Яко весть Бог, что требуем? Почто нам Бога учити? Не подобаеть просити у Бога, и ради сего да не будем учити Бога». И Охтаик,407 и месячные святым песнопениа, и Устав408 глаголють та вся растлитых человек умом списаниа и человеческая преданиа. Тако же глаголють: «Кто дни разделил на постные и не на постные? Дни изначала Богом единакы сътворены, и Господь в Евангелии глагола: «Не могуть сынове брачнии поститись, донележе с ними жених есть».409 И с нами жених – Христос, и того ради не подобаеть поститися нам и заутра ясти достойно, ибо и ученицы Христовы заутра класы стираху и ядяху. Глагола Исус: «Не входящая в уста сквернить человека»,410 и прочая. Сего ради не подобаеть поститися николиже. И апостол писа: «Вся чиста чистым».411 И Петру в плащаницы всяко животно показав412 Бог, повеле ясти. Что убо посты? Что же ли среда и пяток? Несть ничтоже. И еже ясти по вся дни мяса ничтоже есть. Глаголеть бо Златауст: «Не рече Христос поститеся, но будите милосерды, яко же и отец вашь небесный милосерд есть». И пакы той же: «В чесом познають вы, яко мои ученицы есте? В еже ли мертвые въскрешати и прокаженные очищати? Но что аще, рече, любите друг друга413». <...>

Писасте же ми пакы, яко пришелцы они глаголють про вся веры, иже суть в всех языкох, яко вси людие едино суть у Бога: и татарове, и немцы, и прочии язы́цы. Глаголеть бо апостол Петр: «В всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приат ему есть».414 Темже и крещение не нужно людем; глаголеть бо апостол, яко: «Обрезание ничьто же есть, и необрезание ничьто же есть».415 Тако же и к причащению тела и крови Христови не подобаеть поститися, или очищатися, или омыватися. Несть бо тело Христово или кровь: Христос глаголы предаде, а не тело свое, ни кровь свою. И то причастие простой хлеб общей, и ясти его, яко же и общий хлеб, не приуготовляася. И вся же приносимая в церковь, свещи и прочая, ненавидить Богь, и то приношение на грех есть приносящим. Ныне приношениа Богь не взыскуюет. В Ветхом таковая быша, ныне «Жерътва Богу – дух съкрушен»,416 по писаному. Таковое приношение, яко жертва идолом есть. Чернечество же откуду приаша? В Евангелии и в Апостоле не писано, паче же пишеть Апостол: «Дух же речию глаголеть, яко в последняа времена отступять неции от веры, внимающе духом лестчем и учением бесовскым, в лицемерии лжесловесником, изженых своею совестию, възбраняющих женитися, удалятися брашен, яже Бог сътвори в снедение с благодарением верным и познавшим истину».417 Тем же в среды, и в пяткы, и в посты не ясти мяса, и чернечествовати, и не женитися, и блудивши с женами омыватися, вся та человеческая преданиа. И сего ради подобаеть ясти мяса в среду, и в пяток, и в посты, и не девьствовати, и по блуде не измыватися. «Честен бо брак, и ложе нескверно»,418 и «Вся чиста чистым», пишеть Апостол. И Петру в плащаницы: «Яже Бог очисти, ты не скверни».419 Паче же в Евангелии пишеть: «Не входящая в уста сквернять человека». И: «Фарисею слепый, очисти прежде внутреняа».420 Тем же вся та человеческая преданиа, съпротивна Евангелию и Апостолу. «Кляхся, рече, и поставих съхранити судбы правды твоея», а не рече «человеческая предания». В церквах же попы учать по книгам и по уставом их человеческая преданиа, и повелевають себе послушати, и земскых властей боятися и дани даяти им. Не подобает же в христианох властем быти и воевати, – писано: «От взимающего твоя не истязуй». Велят же попы имениа приносити и нищим подаяти, а нищиа псы, не подобаеть им подаяти, пишеть бо: «Несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом». И чада мы есмы,421 яко познахом истину, занеже у нас разум духовный. И аще кто нашь разум имееть, то брат духовный и чадо есть, и к нам подобаеть приносити имениа, яко же пишеть в Деяних: «Яко приношаху имениа и полагаху пред ногама апостол».422 Тии же вси, иже приходять к церквам и внимають человеческым преданием, пси суть и внешнии, и заблудиша от истины, и не въсиа им благовествованиа, погыбшии суть, и елико добродетели ни сътворяють, не могуть спастися, аще не приимуть нашего духовного разума. Никому же так не открылася истина, якоже нам открыся. Не подобаеть же повиноватися властем и попом, понеже пишеть: «Не нарицайтеся наставницы: един есть вашь наставник – Христос». Тако же не подобаеть рожьших почитати, ни именовати отцев: пишеть бо: «Не нарицайте себе отца на земли. Един есть отец вашь – Богь».423 И посему И мы сынове Божии, яко истину никто же тако позна, яко же мы; не имущии Н же нашего разума внешнии суть и пси. <...>

Пакы же писасте ми в грамоте вашей, яко пришелцы они глаголють вам: не подобаеть почитати мучений святых мученик, понеже съблазн в них людем: писано в мучениих, яко укоряху мучителей, еже не подобаеть. Такоже не подобает почитати и отеческая житиа, понеже яко же и в мучениих съблазн есть людем: писано и пророчества и чюдеса в них. Христос бо глагола, яко «Вси пророцы до Иоанна»,424 и сего ради после Предтечева пророчества несть от Бога пророчества; такоже и после апостолов несть чюдес, ныне же пророчества и чюдеса ложные, не подобаеть бо после Предтеча и апостолов пророчеству и чюдесем бывати. Такоже не подобаеть мощей почитати апостольскых и мученическых и отеческых и на молитву призывати их, понеже то человекослужение есть, и человекослужение под клятвою есть. Укараяеть же таковых и пророк, глаголя: «Живии от мертвых помощи взыскують».425 Апостоли бо живи чюдеса сътвориша и помогоша людем; умерше же они, и мученикы, и отцы не могуть помагати ничесо же молящимся им: мертвецы бо суть, яко же и вси мертвецы. И в еллинох тацыи же мертвецы. И чюдеса от мощей их на съблазн людем и не святым Духом бывають. Где писано – телеса нетленна? Темже, кто почитаеть мертвые телеса и на молитву мертвых призываеть, – человекослужитель есть и заповедем преступник: презирая государя, рабу молится, оставя Бога, мертвецев призываеть на помощь. Такоже и памяти празновати не подобаеть: грех бо есть велик. <...>

Пакы же писасте ми в грамоте вашей, яко глаголють пришелцы ваши: «Не подобаеть много почитати рожшую Христа, глагола бо Христос: «Кто суть мати моя и братиа моя? Иже сътворить волю пославшего мя, сей брат мой, и сестра, и мати ми есть».426 И посему мати Христова несть честна, но яко же и вси жены, тако же и она. Честна, егда име Христа в утробе, а повнегда родити ей Христа, не имееть святости. Ибо черес всегда полн сребрениц, тогда съблюдаем есть, егда же испразнится сребрениц, тогда той же черес, яко ничтоже, презираем бываеть: сице и мати Христова повнегда роди, яко и вси жены бысть. И крест, емуже покланяются, древо есть. Кую святость имееть? Якоже и всякое древо и яко столб, не имать святости. Крест есть оно, еже Господь глагола: «Възми крест свой и въслед мене гряди»,427 а не сие крест, еже руками сътворяють и поклоняются». <...>

Писасте же ми в грамоте вашей, яко пришелцы они именують церковные попы ложными учители, глаголюще, яко в Маргаритох, писано: «Ныне попы не суть священникы Божии, но лицемерьствуются священьством». Глаголють же к попом и Господне слово: «Горе вам книжницы, фарисеи, лицемери».428<...>

Пакы же писасте ми в грамоте вашей, яко пришелцы они глаголють: «Якоже жидове и мучитилие древле апостолов гоняху, тако и нас ныне гонять заблужшии, понеже мы истину знаем паче всех, и того ради нас гонять. Златауст писа, сказуя притчю в Евангелии о плевелох селных,429 яко не подобаеть убивати еретикы. Они же нас, яко и апостолов, гонять, познавших истину, и възбраняют нам сказывати слово Божие». <...>

* * *

387

Раби неции в граде Москве, украдше от стяжаниа господий своих, бежаша в пределы Белозерскиа. – О том, что Феодосий Косой и его сподвижники были «рабы» (холопы), бежавшие из Москвы на Белоозеро, упоминается неоднократно и в «Послании многословном» и в «Истины показании»; в последнем памятнике автор особенно подчеркивает это обстоятельство, настаивая на том, что раб, даже обретший свободу, не может быть учителем. Обвинение Косого в воровстве, содержащееся в «Послании многословном», фактически опровергается в «Истины показаиии», где собеседники автора, «клирошане» Спасова монастыря в Старой Руссе, объясняют, что Косой, бежав из Москвы, взял с собой только свое личное имущество – коня и одежду, и что уже после бегства, «в мнишестве же Косому много угожая господин его». Зиновий Отенский отвечал на это, что «раб не имать свое ничтоже, но вся, яже имать у себе, господина его суть» («Истины показание к вопросившим о новом учении. Сочинение инока Зиновия». Казань, 1863, с. 26–30).

388

...съвокупишася на Новоозере Федосей, нарицаемый Косой, и Игнатей, и Васиан, ученикы Артемиевы... – Кириллов Новоозерский Воскресенский монастырь был основан в 1519 г. на небольшом Новоозере к юго-западу от Белого озера, западнее Кирилло-Белозерского и других крупных белозерских монастырей XV в. Видный церковный деятель XVI в. Артемий был первоначально монахом Псковско-Печерского монастыря, но с конца 30-х гг. XVI в. находился в белозерской Порфирьевой пустыни. В 1551 г. Артемий был вызван в Москву и стал настоятелем Троице-Сергиева монастыря, но спустя полгода вернулся на Белоозеро; уже в 1553 г. был привлечен к следствию по делу о ереси Матвея Башкина; вместе с ним были схвачены и доставлены в Москву Игнатий и Вассиан. В 1554 г. Артемий был отлучен от церкви и сослан в Соловецкий монастырь, но вскоре бежал в Литву, где, однако, в отличие от Косого и его товарищей выступал в роли защитника ортодоксального православия и полемизировал с еретиками.

389

...от святого собора, иже в Москве... – В 1554–1555 гг. в Москве происходили церковные соборы, осудившие Артемия и московского еретика Матвея Башкина; Феодосий Косой и его сподвижники были уже в это время «поиманы» и находились в заточении в одном из московских монастырей; в 1557 г. разбирается дело некиих «новоозерских чернецов», учеников Артемия – чернеца Ионы и попа Оникея; материалы этих дел находились впоследствии в царском архиве (Опись Царского архива, ящики 189, 190:222). Состоялся ли собор против самого Феодосия Косого – неизвестно; возможно, что Косой бежал уже во время следствия.

390

...разбегошася от Новоозера... – Известия об обстоятельствах бегства Косого противоречивы (в «Истины показании» говорится о том, что Косой бежал, когда был «блюдом в едином из монастырей московских»), но во всяком случае впоследствии и Косой, и Игнатий, и Вассиан оказались в Литовской Руси; Курбский упоминает ненавистных ему еретиков Феодосия и Игнатия, как живых, еще в грамоте 1575 г.

391

...Торопець, и Лука Великиа... – Города бывшей Новгородской эемли, где явно обнаруживались следы влияния ереси Косого. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что «клирошане», с которыми спорил Зиновий Отенский в «Истины показании», происходили из близкой к Великим Лукам Старой Руссы; сам Зиновий также пребывал в новгородском Отенском монастыре.

392

Апостол – книга (часть Нового завета), содержашая деяния апостолов и апостольские послания.

393

...Великого Василиа Постническую книгу... – Речь идет о сочинении византийского отца церкви IV в. Василий Кесарийский, очень популярном в древнерусской письменности и помешенном в Великих Минеях-Четьих за 1 января; в «Послании многословном» автор многократно ссылается на этот памятник.

394

...Златоустов Маргарит... –- Сборник «слов» (букв. перевод греч. названия – «Жемчужина») Иоанна Златоуста, популярный в древнерусской письменности и помещенный в Великих Минеях-Четьих за 14 сентября.

395

...етера калугера (калогер)... – По-гречески: некоего монаха, святого старца. Из дальнейшего текста ясно, что «некий монах» и является автором следующего далее памятника – «Послания многословного». Заслуживает внимания утверждение еретиков, что «калугер», подобно им, «ведает истину», т. е., очевидно, в каком-то отношении разделяет их взгляды, но боится об этом сказать откровенно. В связи с этим следует отметить, что Зиновий Отенский, вероятный автор «Многословного послания», был учеником Максима Грека и, по предположению ряда исследователей, его пребывание в Отенском монастыре было следствием ссылки в связи с делом Максима Грека в 1525 или 1531 г. (см. т. 9 наст. изд.). Следует отметить, однако, что в своем противоеретическом «Истины показании» Зиновий резко критикует и Максима Грека, и другого опального церковного деятеля – Вассиана Патрикеева.

396

...въскоре и неукрашено... – Такая уничижительная характеристика следующего далее «Послания многословного» делает весьма вероятным, что, хотя автор его, анонимный «калугер», назван во вступительном «Сказании» в третьем лице, вступление это принадлежит ему самому: другому автору было бы странно так отзываться о сочиненин, предлагаемом им читателю; автору-монаху, напротив, подобала именно такая самоуничижительная скромность.

397

Черноризца Послание многословное... – Перед именем «черноризца» (монаха) в рукописи оставлен пробел; ряд исследователей считает, что здесь пропущено имя Зиновия Отенского.

398

...от начала при Владимире. – Владимир I Святославич (ум. в 1015 г.), киевский князь, при котором на Руси христианство было признано государственной религией.

399

Едина церкви в Иерусалиме древняа, еаже о разрушении Христос рече... – Речь идет о храме Соломона, разрушенном в 70 г. императором Титом после победы в Иудейской войне.

400

...«Не останет камень на камени»... – Ср. Мф.24:2.

401

...«Не сътворшии себе... всякого подобиа... и да не послужиши им».Исх.20:4,5.

402

...«Идоли язык – сребро, злато... не възгласять гортанем своим».Пс.113:12,13.

403

...«Нечестиви же суть... животным»... «От леса древо... требе есть тому помощь»...Прем.13:10–16.

404

...«Ныне же узрите... кланяющаяся им»... «Хоругов имать... убойтеся их убо»... «Храмы их... являюще своя нечестиа человеком». – Посл. Иер.4–5, 13–14, 17–25.

405

...«Духом и истиною кланятися»... – Ср. Иоан.14:17.

406

...октениям... – Ектения – молитвенное прошение.

407

Охтаик. – Октоих (греч. – осмигласник) – богослужебная книга, включающая в себя службы дней недели в восьми вариантах, связанных с «гласами», т. е. мелодиями.

408

...Устав... – Типик (типикон) – книга, содержащая указания, в какие дни и часы, при каких службах и в каком порядке исполняются тексты из богослужебных книг.

409

...«Не могуть сынове брачнии поститись... жених есть».Мр.2:19.

410

...«Не входящая в уста сквернить человека»... – Ср. Мр.7:15; Мф.15:11.

411

...«Вся чиста чистым»...Тит.1:15.

412

...Петру в плащаницы всяко животно показав... – Имеется в виду рассказ в Деяниях апостольских о спустившейся с неба к апостолу Петру «плащанице» (некий сосуд, большое полотно) с различными животными и птицами и о небесном гласе, приказавшем Петру есть всякую пищу (Деян.10:10–16).

413

...«В чесом познають вы... любите друг друга». – Ср. Иоан.13:34,35.

414

...В всяком языце... приат ему есть. – Повеление, отменяюшее запрет общаться с иноплеменниками и устанавливающее равенство всех «языков» перед Богом, содержится в том же рассказе из Деяний апостолов (Деян.10:35:36). На этот библейский текст ссылались уже новгородско-московские еретики, с которыми полемизировал в конце XV в. Иосиф Волоцкий.

415

...«Обрезание ничьто же есть, и необрезание ничьто же есть». – Ср.Гал.5:6.

416

...«Жерътва Богу – дух съкрушен»...Пс.50:19.

417

...«Дух же речию глаголеть... познавшим истину». – 1Тит.4:1–3. Этот текст привлекался и новгородско-московскими еретиками в их выступлениях против монашества.

418

«Честен бо брак, и ложе нескверно»...Евр.13:4.

419

...«Яже Бог... ты не скверни».Деян.10:15.

420

...«Фарисею слепый, очисти прежде внутреняа».Мф.23:26.

421

...а нищиа псы... чада мы есмы... – Изложение учения еретиков здесь несомненно тенденциозно. Выступления против церковной благотворительности были характерны для реформационных движений, вполне вероятна при этом и ссылка на евангельскую заповедь: «Несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом» (Мр.7:27), но едва ли при этом еретики объявляли единственными «чадами», познавшими «истину», самих себя.

422

...«Яко приношаху имениа и полагаху пред ногама апостол». – Ср. Деян.4:34,35.

423

...«Не нарицайте себе отца... отец вашь – Бог».Мф.23:9.

424

...«Вси пророци до Иоанна»...Лк.16:16.

425

...«Живии от мертвых помощи взыскують». – Ср.Bc.8:19.

426

...«Кто суть мати моя... и сестра, и мати ми есть».Мр.13:32–35.

427

...«Възми крест свой и въслед мене гряди»...Мр.10:21.

428

...«Горе вам, книжници, фарисеи, лицемери». Мф.7:13; Лк.11:44.

429

...притчю в Евангелии о плевелох селных... – Имеется в виду евангельская притча о Страшном Суде, когда грешники будут сожжены как плевелы во время жатвы (Мф.13:36–42).


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург: Наука, 1997-. / Т. 10: ХVI век. - 2000. - 617, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle