- Откуда появился Бог?
- Что делал Бог до сотворения мира и человека?
- С какой целью Бог создал мир и человека?
- Как выглядит Бог?
- Как понимать то, что Бог прост?
- Свойства ума Божия
- Свойства воли Божьей
- Свойства чувств (ощущений) Божьих
- Что не свойственно Богу?
- Как лично познакомиться с Богом?
- Верна ли мысль, что на Страшном Суде мы увидим Бога Троицу – отдельно Отца, отдельно Сына и отдельно Святого Духа – или это будет как-то иначе?
- Цитаты о Боге
Бог (греч. Θεός) – Творец вселенной, Отец наш Небесный. Бог есть Чистейший Всесовершеннейший Дух, выше и совершеннее Которого никого и ничего нет и быть не может.
Откуда появился Бог?
Бог безначален – Он был, есть и будет всегда. Мы привыкли к тому, что у всего, в этом мире, есть начало и конец, что все меняется. Однако Бог неизменен, Он был всегда и является Причиной всего сущего. Как сказано в Священном Писании, «в начале Ты, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс.101:26-28).
Что делал Бог до сотворения мира и человека?
До сотворения мира не было времени, а значит, и не было прошлого. Следовательно, вопрос о том, что делал Бог в период, предшествовавший творению мира, условно обозначенного в поставленном выше вопросе при помощи слова «до», не корректен.
Бог пребывает в вечности, но абсолютно не зависит от условий времени. Сказать адаптированным языком, Он всегда пребывает как бы в настоящем. Более того, Бог не просто вне времени, Он его Творец.
Но если, все же, условно, с оговорками, принять эту формулировку, можно условно сказать: «до» сотворения мира Бог «пребывал» в полноте радости, блаженства, любви, созерцал образы «будущего» мира.
С какой целью Бог создал мир и человека?
В силу Своей всеобъемлющей благости Бог пожелал создать существа, которые стали бы причастниками Его благ. У св. Августина есть такие слова о Боге: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Как выглядит Бог?
Бог бестелесный и невещественный Дух (Ин. 4:24).
Божественное Откровение учит понимать духовность Божию как то, что Бог:
- абсолютно бестелесен;
- безмерно обладает полнотой всех личностных совершенств (разумом, волей и др.).
Бог как Дух отличается от всех прочих существ вообще тем, что они все ограничены и по бытию и по силам и, следовательно, более или менее несовершенны, а Он есть Дух неограниченный или беспредельный во всех отношениях, иначе – всесовершенный.
… Все прочие существа:
- ограничены по началу своего бытия и продолжению: все они получили бытие свое от Бога и находятся в постоянной зависимости от Него и частью друг от друга, – а Бог ни от кого не получал бытия Своего и ни от кого ни в чем не зависит: Он самобытен и независим;
- ограничены по образу или форме своего бытия; ибо неизбежно подчинены условиям пространства и времени и, следовательно, подлежат переменам, – Бог выше всех условий пространства: неизмерим и вездесущ, выше всех условий времени: вечен и неизменен;
- наконец – ограничены по силам в их количестве и качестве, – для Бога нет никаких границ и в этом отношении: Он всесилен и всемогущ.
Таким образом главные свойства, принадлежащие Богу по существу:
Беспредельность или всесовершенство
Называя Бога беспредельным, мы разумеем, что Он не только свободен от всякого ограничения и недостатка, в каком бы то ни было отношении, но вместе обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени или без всякой степени и меры.
Самобытность
Самобытным Бог называется потому, что не обязан бытием Своим какому-либо другому существу, а имеет и бытие, и все, что ни имеет, от Самого Себя.
Независимость
Под именем независимости в Боге разумеется такое свойство, по которому Он и в существе, и силах, и в действиях Своих определяется только Сам Собою, а не чем-либо сторонним, и есть самодовольный, самовластный, самодержавный. Это свойство Божие вытекает уже из предыдущего. Если Бог есть Существо самобытное, и все, что ни имеет, имеет только от Себя: то, значит, Он ни от кого и не зависит, по крайней мере, по бытию Своему и силам.
Неизмеримость и вездеприсутствие
Неизмеримость приписывается Богу в том смысле, что Он как Дух чистейший и притом беспредельный во всех отношениях не подлежит, в частности, никакому ограничению и пространством или местом, но наполняет Собою все, a вездеприсутствие – в том, что, наполняя Собою все, Он естественно находится во всяком месте и присущ всякому существу.
Вечность
Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия и вообще свободен от всех условий времени.
Неизменяемость
Неизменяемость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда пребывает один и тот же и в Своем существе, и в Своих силах и совершенствах, и в Своих определениях и действиях.
Как понимать то, что Бог прост?
Это означает, что Бог не сложен из элементов и вообще лишен какой-либо сложности; по природе превыше не только какой-либо множественности, но даже и единичности.
Свойства ума Божия
Всеведение
Это свойство выражается в том, что Бог по естеству обладает всесовершенным знанием: знает Себя, Свою сущность, Свои свойства и действия; знает всё возможное и действительно существующее; знает причины и цели создания каждого творения; знает их сущности и особенности; знает всё прошлое, настоящее, грядущее; знает намерения каждого человека, каждого ангела; знает о всех грехах и о всех добрых делах; знает, что для какого творения полезно, а что вредно или губительно.
В отличие от человеческого ведения, представляющего собой сумму разносторонних накопленных знаний, Божественное всеведение представляет простое, вневременное созерцание всего существующего и условно возможного разом, во всей полноте.
Всеведение Божье относительно будущих событий мировой истории именуется предведением.
Высочайшая Премудрость
Под премудростью Божьей (Рим.14:26) подразумевается та сторона Божественного всеведения, которая относится к Божественным действиям. Премудрость Божия проявляется в том, что Богу известны и лучшие пути к достижению Своих целей, и лучшие средства. Оптимально используя эти средства для осуществления Своего замысла, Он всегда и везде действует безупречно, наилучшим образом.
Свойства воли Божьей
Высочайшая свобода
Свобода Божественной воли усматривается в том, что Бог не зависит ни от кого и ни от чего в принятии Своих решений и определений, не нуждается в посторонних советах, действует, руководствуясь исключительно собственным разумом. Никто и ничто не может влиять на чистоту и самостоятельность Божественных решений.
Кроме того, это свойство проявляется в том, что воля Божья свободна от каких-либо внутренних колебаний и противоречий.
Всемогущество
Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченною силою все производить и над всем владычествовать, – от чего называется безразлично и всемогущим или всесильным, и Вседержителем.
архиепископ Макарий (Догматическое Богословие)
Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по Cвоему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, – единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц: Бог есть любовь (1Ин. 4:16).
Святость
Святость Божья (Ис.6:3) выражается в том, что Бог абсолютно чужд какого-либо зла, неизменно пребывает в нравственной чистоте, действует на основании совершенных побуждений к Добру, одобряет в разумных созданиях то, что соответствует Его заповедям и закону и осуждает то, что противоречит Добру.
Благость
Благость Божья (Пс.144:9) есть такое существенное свойство, согласно которому Бог Сам в Себе – беспредельное Добро, желает и подаёт всем Своим творениям столько добра, сколько каждое может воспринять в соответствии с естественными и индивидуальными способностями.
Применительно к разным случаям и обстоятельствам благость Божия обозначается особыми наименованиями: щедрость, милость, прощение, освящение и т. д.
Праведность
Праведность Божья (Втор.32:4) состоит в том, что Бог и Сам всегда действует в рамках Добра, и требует от разумных созданий исполнения нравственного закона; не лицеприятно оценивает их мысли, намерения и поступки, воздаёт каждому по делам.
Свойства чувств (ощущений) Божьих
Любовь
Божественная любовь проявляется в вечной безграничной любви Лиц Пресвятой Троицы к Себе и Друг к Другу; в любви ко всем творениям (даже ко грешникам). Кроме того Бог, как Бог Любви, Бог-Любовь (1Ин.4-8), способствует проявлению любви в тех из Своих созданий, которые обладают способностью любить.
Согласно определению, данному Апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и человечество, то есть свое творение, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе, и акт творения был бы не свободным, но вынужденным самой «природой» Бога. Согласно христианскому пониманию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога – это событие Божественных Ипостасей, пребывающих между собой в «вечном движении любви», по слову богослова VII века преподобного Максима Исповедника.
Всеблаженство
Всеблаженство Божие состоит в том, что будучи беспредельным, всесовершенным, Бог не имеет ни в чём недостатка, никогда не испытывал и не испытывает ощущений внутренней неудовлетворенности; непрестанно пребывает в состоянии безграничной внутренней радости, счастья, довольства (Пс.15:11).
Что не свойственно Богу?
Нередко люди переносят на Бога человеческие страсти и ограничения, это неверно.
- Богу не свойственно обижаться и испытывать страсть гнева. Бог никогда не переходит из одного состояния в другое, Он всегда Себе равен, тождественен (Мал.3:6). Выражение «гнев Божий» указывает не на эмоцию, а на реакцию Бога на зло. Св. Августин поясняет: «Гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но суд, которым налагается наказание за грех». Реакция Бога бесстрастна, но всегда решительна.
- Богу не свойственно планировать или корректировать Свои решения по ходу осуществления заботы о мире, испытывать колебания. Все, что Бог желает исполнить, Он желал всегда. Для Него не существует неожиданностей. Даже если Бог отменяет какое-то Свое определение (например, о наказании города), Он определил поступить так от вечности ради какого-то блага. «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Чис.23:19).
- Богу не свойственно испытывать скорбь из-за грехов человека или его бедствий. Это противоречило бы Его неизменяемости (Мал.3:6) и всеблаженству (1Тим1:11). Все, что происходит в этом мире, происходит по воле (по благоволению или по попущению) Бога, Он не скорбит ни о чем и ни о ком.
- Богу не свойственно предугадывать будущее как в отношении мира в целом, так и в отношении каждого творения в отдельности. Будучи всеведущим, Он от вечности знает всё (Есф.4:17; Дан.13:42).
- Богу не свойственно лгать. Он есть Бог истины (Пс.30:6; 2Ездр.4:40).
- Богу не свойственно испытывать каких-либо затруднений в реализации любых Своих замыслов. Он – Бог всемогущий (Быт.17:1).
- Богу не свойственно сожалеть о каких-либо Своих действиях. Как всемогущий, всеведущий и премудрый (Быт.17:1; Есф.4:17; Рим.14:26), Он всегда действует наилучшим образом.
- Богу не свойственно отсутствовать в каких-либо местах, включая адовы бездны (Пс.138:7-8).
- Богу не свойственно зависеть от кого-либо, чего-либо (например, от наших действий или молитв). Бог самобытен (Исх.3:14).
- Богу не свойственно испытывать в чем-либо нужду (например, в заботе о мире, о человеке). Он обладает полнотой всех возможных совершенств и ни в чём не испытывает нужды.
Как лично познакомиться с Богом?
Познание человеком Бога осуществляется через постижение знаний, открытых в рамках естественного и Сверхъестественного Откровения Божия, через опытное общение с Ним. Общение человека с Богом происходит, в частности, через молитву, участие в Таинствах Церкви, проявление любви к ближним.
Верна ли мысль, что на Страшном Суде мы увидим Бога Троицу – отдельно Отца, отдельно Сына и отдельно Святого Духа – или это будет как-то иначе?
В Священном Писании говорится о том, что Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа» (Деян.17:31), то есть Иисуса Христа. Однако из этого не следует, что Единый и Нераздельный Бог Троица (Господи, помилуй!) вдруг возьмёт и разделится на Ипостаси. Вочеловечившийся Сын Божий, Господь Иисус Христос, во времена Своего общественного служения был виден особо, по человеческому естеству, был виден и после Своего Воскресения, будет виден и во время Второго Пришествия. Однако не станем забывать, что Сам же Он и говорил: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9).
Цитаты о Боге
«В (Исх.3:14) Господь открывает Свое имя как «Сущий» – по-славянски «Сый». Вот как толкует значение этого имени свт. Григорий Богослов (цитата эта встречается в двух Словах свт. Григория, 38 и 45): «Сим именем именует Он (Бог) Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится». Из этих слов мы заключаем, что Бог, во-первых, является Личностью и, во-вторых, заключает в Себе безграничную полноту бытия».
Олег Давыденков (Догматическое Богословие. Курс лекций)
«Помятуй о Боге, чтобы Он всегда памятовал о тебе».
cв. Исаак Сирин
«Бог наш бестелесный и невещественный, и потому Дух наичистейший. Так свидетельствует о Нем Святое Писание: «Бог есть Дух» (Ин.4:24). Если Святое Писание приписывает члены тела, то не Ему собственно приписывает, но по снисхождению к немощи и слабости понимания нашего, поскольку мы не можем иначе понять Его действий, проявлений Его силы. Так, руки, Ему приписываемые, означают Его всемогущую силу, очи – всевидение Его, уши – слышание всего, так как от Него ни слово, ни дело, ни наше сердечное помышление не утаятся – как всех людей, так и всякого человека: что делал, говорил, мыслил, и с какой целью делал это, и что делает, говорит и мыслит, и с какой целью, и что будет делать, говорить, мыслить, и с какой целью все Ему совершенно явно. Он не имеет рук, но все что хочет творит единым желанием и мановением. Не имеет очей, но все творящееся и в сокровенных местах, и в глубине сердца наблюдает и видит; не имеет ушей, но всякое слово, голос, пение плохое и хорошее слышит.
Слово Божие являет нам Бога единосущным, но Триипостасным, непостижимым, и потому не надо Его испытывать. Слово Божие являет Его всемогущим, и потому надо искать помощи у Него одного. Слово Божие являет Его промышляющим обо всем, и потому надо на Него надеяться. Слово Божие являет Его неложным, и потому надо Ему несомненно веровать. Слово Божие являет Его праведным и воздающим каждому по делам его, и потому надо Его бояться. Слово Божие являет Его великим, и потому надо пред Ним смиряться. Слово Божие являет Его вездесущим и наблюдающим все дела, слова и помышления наши, и потому надо ходить пред Ним со всяким страхом и осторожностью и делать, и говорить, и думать угодное воле Его. Слово Божие являет Его преблагим, и потому надо любить Его. Слово Божие являет Его милостивым к грешникам кающимся, и потому надо приходить к Нему с покаянием и сожалением. Слово Божие являет Его грядущим судить живых и мертвых, и потому надо готовиться к суду Его».
святитель Тихон Задонский
«Господи, Боже наш, Отче, Сыне и Дух Святой! Ты, не имеющий образа, для созерцания же прекраснейший, Своей неизъяснимой красотою помрачающий всякое видение! Ты более прекрасен, чем может воспринять зрение, ибо Ты превосходишь все, безмерный в свойствах, видимый для тех, кому Ты позволяешь видеть, Сущность предвечная, неведомая и Ангелам, ибо бытие Твое они познают от Тебя. Ведь Ты назвал Себя Самого Сущим (Исх.3:14), это мы и зовем Сущностью, ипостасью, воипостасным именуя Того, Которого никто никогда не видел, Триипостасного Бога, единое безначальное Начало. Иначе как посмеем мы назвать Тебя Сущностью или прославлять в Тебе три раздельных ипостаси? И каково соединение, кто это совершенно постигнет? Ибо если Отец в Тебе и Ты во Отце Твоем, и от Него происходит Святой Дух Твой, и Сам Ты, Господи, и Дух Твой, Дух же Господом назван и Богом моим, и Отец Твой есть Дух и называется Духом, то никто ни из Ангелов, ни из людей никогда не видел, не созерцал этого и не познал. Да и как изречь это? Как выразить? Как дерзнуть назвать разделением или соединением, слиянием или смешением, или растворением? Как единое (назвать) тремя и триединым? Поэтому, Владыко, на основании того, что Ты сказал и чему научил, всякий верный верует и славословит державу Твою, так как все в Тебе совершенно, непостижимо, неведомо и невыразимо для Твоих созданий. Ибо непостижимо уже бытие Твое, так как Ты существуешь несозданным, равно как и родил Ты (несозданно). Да и как созданный уразумеет образ бытия Твоего или Рождение Сына Твоего, Бога и Слова, или исхождение Божественного Духа Твоего? Чтобы и соединение Твое он познал и разделение постиг и изучил? Никто еще не видел ничего из того, о чем я сказал...
Но Ты Сам в Себе Самом существуешь как один Бог Троица. Один, зная Себя Самого, Сына Твоего и Духа, и Ими одними познанный, как соестественными. Прочие же видят как бы лучи солнца, проникающие в дом, и то, если у них хорошее зрение, – солнца же этого совершенно не видят. Так видят очищенным умом свет Славы Твоей и озарения Твои от всей души ищущие Тебя. Каков же Ты по существу и как Ты родил однажды или вечно рождаешь и не отделяешься от Рождаемого от Тебя, но Он весь в Тебе, все наполняющий Божеством? Ты же, Отец, весь пребываешь в Самом Сыне и имеешь исходящего от Тебя Божественного Духа, всеведущего и все исполняющего, – как Бог по существу и Он не отделяется от Тебя, ибо от Тебя истекает. Ты – источник благ, всякое же благо – Сын Твой, через Духа уделяющий и Ангелам, и людям достойно, милосердно и человеколюбиво. Никто, никогда ни из Ангелов, ни из людей не увидел или не познал бытия Твоего, ибо Ты – несозданный. Ты сотворил все, и может ли сотворенное Тобою знать, как Ты рождаешь Сына Твоего и как всегда источаешь? И как происходит от Тебя Твой Божественный Дух? И Ты отнюдь не рождаешь когда-либо, родив, конечно, однажды. Но источая – Ты не потерпел оскудения или умаления, ибо Ты пребываешь преисполненным, неоскудевающим, превыше всего, наполняющим Собою мир, видимый и мыслимый, и в то же время находишься вне видения и мышления. Боже мой, совершенно не допуская ни приращения, ни убавления, всегда пребывая недвижимым, проявлениями Своими – Ты в вечном движении. Ибо и Ты, Отец, непрестанно действуешь, и Сын Твой содействует спасению всех и Промыслом Своим усовершенствует, содержит, питает, животворит и возрождает Духом Святым. Ибо как Сын видит Отца творящим, так же и Сам творит, как сказал Он (Ин.5:19)».
преподобный Симеон Новый Богослов
«О Ты, Который превыше всего! Что иное позволено мне изречь о Тебе? ибо Ты невыразим никаким словом. Как воззрит на Тебя ум? Ибо Ты непостижим никаким умом. Ты один неизречен, потому что произвел все, выразимое словом! Ты один непознаваем, потому что произвел все, объемлемое мыслью. Тебе воздает честь все одаренное разумом! К Тебе устремлены общие желания, Тебя жаждут все сердца, к Тебе все воссылает моления, Тебе все, постигающее Твои повеления, изрекает безмолвную хвалу. Тобою единым все пребывает, к Тебе все стремится, Ты (Начало) и конец всего.
О, Всеименуемый! Как назову Тебя, единого Неименуемого? Да и какой небесный ум проникнет сквозь заоблачные покровы? Будь милосерден, о Ты, Который превыше всего! ибо что иное позволено мне изречь о Тебе?
Божество беспредельно и непознаваемо. В Нем совершенно постижимо только одно – Его беспредельность ... Когда разум устремит взор свой на горнюю бездну и не находит, на чем остановиться или где положить предел своим представлениям о Боге, тогда беспредельное и неисследимое он называет безначальным. А когда, устремившись в дольнюю бездну, испытывает нечто подобное, тогда называет Его бессмертным. Когда же сводит в единство то и другое, тогда именует вечным, ибо вечность не есть ни время, ни часть времени, потому что она неизмерима (14, 155).
Един есть Бог безначальный, беспричинный, не ограниченный ничем, ни прежде бывшим, ни будущим, объемлющий вечность, беспредельный; великий Отец благого, великого Единородного Сына, Который в рождении Сына не потерпел ничего свойственного телу, потому что Он – Ум. Един есть Бог иной (по ипостаси), но не иной по Божеству-Слово Бога, живая печать Бога, живая печать Отчая, единый Сын Безначального и Единственный Единственного, во всем равный Отцу (кроме того, что Один всецело пребывает Родителем, а Другой – Сыном). Основатель и Правитель мира, Сила и Мысль Отца. Един Дух – Бог от благого Бога...»
святитель Григорий Богослов
«Без воздуха можно прожить максимум 5 минут, с воздухом в среднем 80 лет, без воды можно прожить максимум 5–7 дней, с водой можно прожить в среднем 80 лет, без еды можно обойтись в течение 40–50 дней, а с едой можно прожить в среднем 80 лет, без Бога можно прожить в среднем лет 70–80, а с Богом можно прожить вечность».
архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Во всех обществах присутствует видение Бога, только искаженное суевериями этого общества».
святитель Игнатий Брянчанинов
Литература по теме
- Раздел «О Боге»
- Раздел «Мой путь к Богу»
- Раздел «Зачем ходить в храм, если Бог в душе»
- Раздел «К одному ли Богу ведут различные религии?»
- Бог Библейская энциклопедия
- Бог Энциклопедия изречений
- Богословие
- О том, чтó есть Бог? прп. Иоанн Дамаскин
- О Боге вообще свт. Иннокентий Херсонский
- О Боге в самом Себе прот. Олег Давыденков
- Кто такой Бог? свящ. Даниил Сысоев
- О Боге, как высочайшем Духе прот. Петр Смирнов
- Терминология Отцев церкви в учении о Боге прот. Сергий Смирнов
- Бог и человечество митр. Каллист (Уэр)
- Апологетика
- Бог: свидетельства существования Энциклопедия апологетики
- Почему мы убеждены в существовании Бога С.Л. Худиев
- Существование Бога Р. Суинберн
- Есть ли Бог? Р. Суинберн
- Апология. О почитании Бога Всемогущего мч. Аристид Афинский
- Зачем верить? Бог есть!
- Почему Бог не откроет Себя явно? С.Л. Худиев
- Почему Бог требует, чтобы Ему поклонялись? С. Худиев
- Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане? свящ. Г. Максимов
- Кто видел Бога?
- Прочее
- Существует ли Бог?
- О Боге в Самом Себе
- О Боге Творце и Промыслителе
- О Боге
- О Боге
- Про фильм «Кто такой Бог?» свящ. Георгий Максимов
- О Боге
- Вопросы и ответы: отношения с Богом
Комментировать