Терри Л. Мизи, Гари Р. Хабермас

Зачем верить? Бог есть!

Источник

Содержание

Предисловие к русскому изданию

Предисловие

Часть первая. Свидетельства философии Глава первая. Существование Бога: важность вопроса Введение: важность вопроса Существование Бога и опыт Существование Бога и Священное Писание Существование Бога: личное значение Глава вторая. Существование Бога: историческая значимость Введение: Значимость вопроса Бог и Плотин Бог и Августин Бог и Фома Аквинский Бог и Кант Глава третья. Естественное против сверхъестественного Введение: Важность вопроса Существование жизни Существование разумных форм жизни Существование творческого начала Глава четвертая. Основополагающие законы человеческой веры Введение: важность вопроса Более тщательный эмпиризм Бесспорные «верования здравого смысла» Уход от скептицизма и вера в Бога Глава пятая. Бог: психологический костыль? Введение: важность вопроса Позиция Фрейда и ее критика Дальнейшие возражения Фрейду Потребность в Боге Глава шестая. Понятие Бога: онтологический аргумент Введение: важность вопроса Формулировка Ансельма Кентерберийского Более поздние формулировки Современная формулировка Глава седьмая. Может ли из ничего возникнуть нечто? Введение: Важность вопроса Философская проблема Научная проблема Христианское учение о сотворении Глава восьмая. От вселенной к Богу: космологический аргумент Введение: Важность вопроса Формулировка Фомы Аквинского Современная формулировка Глава девятая. Заключения и выводы Часть первая Глава 1: Существование Бога. Важность вопроса Глава 2: Существование Бога: Историческая значимость. Глава 3: Естественное против Сверхъестественного. Глава 4: Основополагающие законы человеческой веры. Глава 5: Бог: психологический костыль? Глава 6: Понятие Бога: Онтологический аргумент Глава 7: «Может ли нечто возникнуть из ничего?» Глава 8: От вселенной к Богу: Космологический аргумент Часть вторая. Свидетельства науки Глава десятая. Ограниченность науки Введение: важность вопроса Характер и определение науки Призыв к конструктивному диалогу Глава одиннадцатая. Бог и «новая наука» Введение: Важность вопроса Три «научных» мировоззрения в истории Ситуация на сегодняшний день Глава двенадцатая. Порядок во вселенной: телеологический аргумент Введение: важность вопроса Телеологический аргумент Уильяма Пэйли Иные формулировки аргумента Современная форма аргумента Глава тринадцатая. Конечная вселенная и второе начало Введение: важность вопроса Важность второго начала термодинамики Глава четырнадцатая. Радиационное эхо: «шум» большого взрыва Введение: важность вопроса Что случилось после Большого Взрыва Проблемы атеистов в связи с Большим Взрывом Антропный принцип Глава пятнадцатая. Теория информации и генетический код Введение: важность вопроса Что такое «теория информации»? О чем поведала теория информации? Каковы же итоги? Глава шестнадцатая. Дело дарвинизма Введение: важность вопроса Несколько ясных утверждений Куда это ведет? Глава семнадцатая. Заключения и выводы Часть вторая Глава 10: «Ограниченность науки» Глава 11: «Бог и «Новая наука» Глава 12: «Порядок во вселенной: Телеологический аргумент» Глава 13: «Конечная вселенная и второе начало» Глава 14: «Радиационное эхо: «шум большого взрыва» Глава 15: «Теория информации и генетический код» Глава 16: «Дело Дарвинизма» Часть третья. Свидетельства морали Глава восемнадцатая. Так много боли и зла Введение: важность вопроса Мир, в котором мы живем Предлагаемые решения Заключение Глава девятнадцатая. Почему Бог допускает страдание? Введение: Важность проблемы Нравственное зло Природное зло Бессмысленное зло Заключение Глава двадцатая. Атеизм и зло: роковая дилемма Введение: Важность вопроса Есть ли противоречия в теизме? Связь проблемы зла с мировоззрением и личностью Различение зла Теистическое мировоззрение против натурализма Выводы Глава двадцать первая. Нравственный аргумент существования Бога Введение: важность вопроса Попытки сформулировать нравственный аргумент Возражения Сводная формулировка нравственного аргумента Выводы Глава двадцать вторая. Когда все идет прахом Введение: важность проблемы История Иова Уроки Иова Выводы Глава двадцать третья. Заключения и выводы Часть III Глава 18 «Так много боли и зла» Глава 19 «Почему Бог допускает страдания?» Глава 20 «Атеизм и зло: роковая дилемма» Глава 21 «Нравственный аргумент существования Бога» Глава 22 «Когда все идет прахом» Часть четвертая. Свидетельства истории Глава двадцать четвертая. История и свидетельства Введение: Важность вопроса Понятие истории Исторические изыскания и исследования Выводы Глава двадцать пятая. Новый завет Введение: важность вопроса Общая достоверность Авторство и датировка Выводы Глава двадцать шестая. Воскресение Иисуса Введение: важность вопроса Воскресение и современное мышление Натуралистические теории Свидетельства воскресения Ранне-христианские свидетельства Зримый характер явлений Иисуса Выводы Глава двадцать седьмая. Исключительность Иисуса Введение: важность вопроса Воскресение и действие Божье Уникальные утверждения Иисуса Выводы Глава двадцать восьмая. Молчание Бога Введение: Важность вопроса Примеры из Библии История Авраама Выводы Глава двадцать девятая Наш личный Бог Введение: Важность вопроса Классические свидетельства Божьего участия Современные свидетельства Божьего участия Выводы Глава тридцатая. Заключения и выводы Часть IV Глава 24. «История и свидетельства» Глава 25. «Новый Завет» Глава 26. «Воскресение Иисуса» Глава 27. «Исключительность Иисуса» Глава 28. «Молчание Бога» Глава 29. «Наш личный Бог» Приложение 1. Как ужасен этот мир! Приложение 2. Христианин и дискуссия Библиография Сведения об авторах  

 
Предисловие к русскому изданию

Как-то раз странствующий провинциальный философ попал в Афины – интеллектуальную и культурную столицу античной цивилизации – и был просто потрясен изобилием суеверий, которые царили среди людей, считавшихся мировой академической, литературной и художественной элитой. Ежедневно отводилось время на выполнение всевозможных, мыслимых и немыслимых, обрядов и ритуалов. Улицы были в таком количестве заставлены алтарями и изображениями всяческих божеств, которым прохожие воздавали хвалу и поклонение, что автор «Сатирикона» в свое время писал, что в Афинах легче найти бога, чем человека. Осматривая достопримечательности, наш путешественник нашел даже жертвенник с надписью: «Неизвестному богу», поставленный так, на всякий случай – чтобы не обидеть кого-нибудь, если забыли о нем. Гордясь своими знаниями и достижениями, афиняне, в то же время, слепо верили во все, о чем только слышали. И даже если о чем-то еще не слышали – все равно уже с готовностью верили в это. Представ перед учеными мужами города, бродячий философ сказал: «...по всему вижу, что вы особенно религиозны».

Современный мир, похоже, мало отличается от античных Афин. Конечно, мы превзошли их в нашем многознании. Мы заглянули в глубины мироздания, побывали на Луне и отправляем автоматические корабли за пределы Солнечной системы. Компьютер становится столь же неотъемлемым атрибутом письменного стола, как некогда – чернильница. Но стоит лишь задать вопрос, идущий чуть дальше узкопрагматических рамок, – чего только не придется услышать от наших интеллектуалов: и про внеземные цивилизации, и про влияние знаков зодиака, и про гигиенические приемы ухода за своей кармой, и о методах слияния с «космическим разумом» – всего и не перечислить.

Отчасти эта особенная религиозность наших дней объяснима – самый дорогостоящий социальный эксперимент в истории человечества продемонстрировал полную несостоятельность материализма, и люди стремятся заполнить образовавшийся мировоззренческий вакуум. Но позволительна ли подобная духовная всеядность? Тем более, когда на кон ставятся самые важные вопросы – о смысле жизни, о предназначении человека и т.п.? Ведь многие из приводимых учений взаимно противоречивы, а потому не могут быть правильными одновременно. Как отмечал все тот же бродячий философ (звали его Савл Тарсянин, он же – апостол Павел), все атлеты бегут общую дистанцию, но награду получает только один. Так что бессмысленно делать ставку на руку одного бегуна, ногу другого, голову третьего – все эти части тела никогда не придут к финишу вместе. Но, напомню еще раз, ставим мы самое дорогое, что у нас есть, поскольку ценности этого мира – преходящи, и мы, в зависимости от нашего выбора, либо приобретаем все сразу, либо теряем все сразу. Таким образом, во что нам верить – вопрос отнюдь не праздный.

Но как мы можем быть уверены в том или ином религиозном учении, ведь большинство из их утверждений невозможно проверить опытным путем? Большинство – невозможно, но некоторые – вполне. И если какое-либо учение не соответствует истине даже в том, что мы можем проверить, вряд ли можно будет полагаться на него в том, что проверке не подлежит. Известный философ-атеист Энтони Флю как-то сказал одному из авторов этой книги: «Почему я должен верить человеку, когда тот говорит мне о чем-то небесном, если я не верю ему, когда он говорит о земном?». Похоже, что вполне согласен с доктором Флю и его главный Оппонент (см. Евангелие от Иоанна 3:12). Более того, именно на прямой проверке того, что от нас не сокрыто, настаивает Автор Писания всякий раз, когда Его людей посещают сомнения. Как мы видим, мнение как теистов, так и атеистов по поводу того, как нам не впасть в особенную религиозность (говоря проще – суеверие), полностью совпадает – нужен анализ фактов и свидетельств.

Именно этому и посвящена данная книга. Ее авторы, ведущие западные специалисты по проведению апологетических дебатов, методично, шаг за шагом, подвергают критической проверке свидетельства в пользу библейского теизма из всех доступных нам сфер знания – философии, естественных наук, этики, истории. И, можете убедиться сами, Слово Божье не остается постыжаемо.

Издавая, книгу «Зачем верить? Бог есть!» на русском языке, мы не тешим себя наивными надеждами и понимаем, что после ее прочтения многие все равно скажут: не убедительно. Что ж, существование библейского Бога – не теорема, и никакие доказательства не будут достаточными, поскольку всегда останется нечто, что мы не в состоянии проверить, но можем либо принимать верой, либо отвергнуть. Но интеллектуально честному человеку всегда стоит ясно понимать – отвергает он данную точку зрения, потому что факты говорят в пользу какой-либо другой, или же его просто не устраивают сами факты.

Книга будет в равной степени интересна и полезна как студентам, так и их преподавателям – и теистам, и атеистам, и агностикам.

Сергей Головин, президент Христианского Научно-апологетического Центра.

«Бог ни в чем не нуждается, но все нуждается в Нем».

Маркиан Аристид (530? – 468? до н.э.)

Откр.15:3–4

«Пускай весь мир без исключения поет: мой Бог и Царь».

Джордж Герберт (1593 – 1633)

«Бог есть – и все хорошо».

Джон Гринлиф Виттиер (1807–1892)

«Бог на небесах – все в порядке на земле».

Роберт Браунинг (1812 – 1889)

Пс.145:3 «Истина стара, как Бог, и Ему единосущна, и, подобная Ему, в вечности не иссякнет».

Эмили Дикинсон (1830 – 1886)

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны».

Рим.1:20

Предисловие

Вам, наверное, доводилось слышать, как кто-нибудь говорит: «Если такая штука, как Бог, существует, почему же грамотные люди не верят в него?». Конечно, при такой постановке вопроса подразумевается, так сказать, «де факто», что не существует образованных людей, верящих в Бога.1 В подобном утверждении все предрешено еще до получения ответа. Заведомо предполагается, что если Вы верите в Бога, Вы – человек неграмотный.

Более агрессивная формулировка этого высказывания звучит так: «Только идиоты верят в Бога!». В мире немало сердитых людей, многие из которых, следует признать, бывали оскорблены человеком, претендовавшим на звание христианина, или же церковью, где, порой, таких людей тоже хватает. Еще один, как бы более мягкий способ выражения той же самой мысли таков: «Христианство – для женщин и малышей». Когда мы оба несли постоянное служение в церковной общине, подобные высказывания со стороны неверующего супруга или просто лица мужского пола были довольно распространенным явлением. Такое утверждение подразумевает, что христианство никак не связано с истиной (Бога нет, да и так ли это вообще важно?), но оно оказывает хорошее социальное влияние на женщин2 и детей.

«Существует ли Бог?» – вот самый важный вопрос, который можно задать. Вся история философии «говорит», прямо вопиет, указывая на важность этого вопроса. Но важность этого вопроса ни в коей мере не ограничивается философией как чисто академической дисциплиной. Вся история человечества, как таковая, может быть описана в виде поиска вразумительного ответа на вопрос о существовании Бога. Почти все согласны с важностью этого вопроса.3 Но, к сожалению, не все согласны с ответом.

Мы, авторы этой книги, считаем имеющиеся доказательства достаточно сильными и убедительными. Хотя, конечно, следует признать с самого начала, что это очень сложный вопрос, и он требует тщательного изучения. Печальнее всего, что люди – как в церкви, так и вне ее, не удовлетворяются самыми элементарными ответами до тех пор, пока их не упростят до примитивности. Но хотя даже очень сложные концепции могут быть преподаны в «простой» форме для лучшего понимания, сами по себе они от этого не становятся менее сложными.

Мы пытались написать эту книгу языком, доступным читателю, который не является специалистом в области философии или науки. Но все же, следует отметить, что многие вопросы, к которым мы должны обратиться в этой книге, требуют именно такого подхода: с одной стороны, простого, но, в то же время, отвечающего сложности проблемы.

Мы не питаем никаких иллюзий насчет исключительного, исчерпывающего характера нашей книги. Мы рекомендуем не ограничивать изучения проблемы данной книгой, и советовали бы впоследствии обратиться к другим изданиям.4

Кроме того, мы пытались, оставаясь в рамках своей специализации, не оставлять без внимания и интересные аспекты из смежных областей. Доктору Мизи принадлежат первая и вторая части настоящей работы, включая приложения. Доктор Хабермас написал части третью и четвертую. Первые две части умышленно написаны стилем, дающим читателю возможность получения более глубокого уровня знаний. Эти разделы перемежаются более легким материалом, чтобы дать читателю «умственную передышку». Наша цель – грамотная и аргументированная защита христианства перед неверующими учеными современниками. Термин «атеист» используется нами в его классическом значении: человек, не верящий в Бога. Под термином «теист» имеются в виду те, «кто является сторонником веры в личностного Бога, Который создал наш мир и управляет им. Все христиане – теисты, но не все теисты – христиане».5

Но, если доказательства существования Бога на самом деле сильны и убедительны, почему же не все люди верят в Бога? Ответу на этот вопрос будет посвящена другая книга.6 Существует множество, может даже сотни, причин, по которым люди не верят. И то, что люди предпочитают неверие, необязательно вызвано нехваткой хороших доказательств.7 Доказательство не носит принудительного характера. Другими словами, доказательство, как бы сильно оно ни было, не заставляет, просто не в состоянии заставить человека поверить. Люди принимают доказательство лишь тогда, когда они готовы согласовывать эти факты и все, что из них следует, со своей повседневной жизнью. В данном случае очень уместна старая пословица: «Можно привести коня к воде, но нельзя заставить его пить».

Целью данной книги является защита утверждения, что Бог существует, и его существование ежедневно оказывает влияние на каждого человека. По крайней мере, мы надеемся показать, что: 1)Невозможно вынести справедливый приговор, отказываясь от беспристрастного слушания сторон. Это нечестно и с исторической, и с интеллектуальной точки зрения. Рональд Нэш когда-то верно заметил:

Человеческие существа никогда не будут беспристрастны по отношению к Богу – почитаем ли мы Его как Создателя и Господа или же отвергаем Его. Поскольку сердце либо направлено к Богу, либо отворачивается от него, теоретическая мысль никогда не будет беспристрастна или независима, как многим того хотелось бы.8

2) Этот вопрос нельзя просто игнорировать, поскольку «игнорировать» – это то же самое, что и «отвечать отрицательно». Это приводит нас к знаменитому утверждению Паскаля, что каждый человек в своем сердце имеет место для Бога, и если оно пустует, оно заполняется чем-то иным. 3) Существует много веских оснований для веры в Бога и в христианство как откровение Его воли в наших жизнях. Интеллектуальная честность требует тщательного и справедливого изучения этих оснований. 4) Являясь далеко не тяжким бременем, вера в Бога и общение с Ним, возможные благодаря Его Сыну, Иисусу, не только позволяет людям жить полноценной жизнью, но и является источником истинной радости.

Оксфорд, Англия

11 апреля 1993г.

Празднование Воскресения Иисуса.

* * *

1

В логике это называется «рассуждение от искомого» (Petitio Principii). Причина такого заблуждения кроется в том, что предпосылкой для суждения служит сам вывод, который следует доказать.

2

Нужно ли говорить об отношении говорящих это к сексуальной дискриминации?

3

Не все согласны с важностью вопроса «Существует ли Бог?». В первой главе мы приведем историю о «философе», который утверждает, что это – бессмысленный вопрос, на который следует отвечать: «А кого это колышет?».

4

Смотрите библиографию в конце книги.

5

Terry L. Miethe, The compact Dictionary of Doctrinal Words (Minneapolis: Bethany House, 1988), p. 203.

6

Возможно, эта книга будет посвящена «психологии веры и неверия». Но некоторые причины, по которым люди не веруют, будут затронуты в данной книге, прямо или косвенно. Например, проблема зла, которая является наиболее распространенной причиной отрицания существования христианского Бога, рассматривается в главе 18: «Так много боли и зла».

7

Смотри главу 4: « Бог: психологический костыль?».

8

Ronald H. Nash, Worldviews in Confllict: Choosing Christianity in a World of Ideas (Grand Rapids: Zondervan, 1992), p. 24.


Источник: Dr. Terry L. Miethe, Dr. Gary R. Habermas. Why Believe? God Exists! — College Press Publishing Company — Joplin, Missouri, 1993. — 252 p. Перевод с английского — Наталия Грецкая Анна Рыженко Ирина Кравцова Терри Л. Мизи, Гари Р. Хабермас. Зачем верить? Бог есть! Симферополь: Христианский научно-апологетический центр, 1998.— ...... с.

Комментарии для сайта Cackle