- Если Богу, как Всеведущему, всё известно от вечности, то можно ли говорить о логике Его мышления, направленного на заботу о мире и человеке?
- Если Бог непостижим, то можно ли его познавать при помощи логических умопостроений?
- Если логика не противоречит христианству, то почему утверждают, что Православие отвергает рационализм?
- Можно ли использовать логику при изучении догмата о Пресвятой Троице?
Ло́гика –
1) ход рассуждений;
2) внутренняя закономерность, свойственная процессам, явлениям и т. д.;
3) наука о способах, законах, формах мышления.
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф.22:37)
Если Богу, как Всеведущему, всё известно от вечности, то можно ли говорить о логике Его мышления, направленного на заботу о мире и человеке?
Как Всеведущий, Бог и действительно не нуждается ни в логических построениях мысли, ни в анализе, ни в синтезе, ни в обобщении какой-либо информации. Он от вечности знает как всё, что касается творений, так и Себя, в том числе все Свои действия. Все процессы, происходящие в мире (всё прошлое, настоящее, будущее и возможное будущее) Он созерцает разом, вне условий времени, во всех подробностях и во всей полноте.
Между тем, это не значит, что все мысли и действия Божьи, направленные в мир, лишены логики. Проявляя Себя в условиях мира, в условиях пространства и времени, Бог так осуществляет Свой Премудрый Промысл, что в нём нельзя не видеть логичности.
Так, например, прежде, чем состоялось Пришествие Спасителя в мир, Бог подготовил людей к этому событию посредством целого комплекса мер. Само же Пришествие осуществилось лишь после того, как мир оказался к нему готов. Разве в этом нет логики?
Далее. Воплотившись, Сын Божий не сразу осуществил Искупление человека (посредством Крестных Страданий и смерти), но после того, как преподал людям учение веры, явил им пример добродетельности, святости.
Утверждая людей в истинах Евангелия, Господь Иисус Христос прибегал к таким средствам, которые способствовали лучшему восприятию этих истин (например, к чудесам, подтверждавшим Его мессианство).
Воскреснув, Сын Божий не сразу вознесся на Небо. Перед этим он утвердил апостолов в истинности Своего Воскресения.
И лишь по исполнении всего перечисленного Он наделил созданную Им Церковь благодатными дарами для борьбы со злом и исцеления людей от греха.
Если Бог непостижим, то можно ли его познавать при помощи логических умопостроений?
Православное Догматическое Богословие подразумевает возможность познания Бога как через практический опыт, так и посредством приобретения теоретических знаний. Теоретическое познание, конечно, подразумевает опору и на рациональное, логическое мышление.
Понимая, что Бог – абсолютно прост (то есть не состоит из частей, не сложен из элементов), мы, тем не менее, изучаем Его свойства по отдельности. Например: отдельно рассматриваются свойства Божеского Разума, отдельно – свойства воли, отдельно – свойства чувств. Это не значит, что мы противоречим учению о Божественной простоте.
Рассматривая Божественные свойства, богословие прибегает к аналогии между Богом и человеческой душой. Это допустимо, так как человек создан по образу Божьему, и, следовательно, отражает в себе совершенства Творца. Душа, по подобию Богу, обладает разумом, волей, чувствами.
И хотя в человеке все эти принадлежности души действуют как самостоятельные, а иногда даже и противоречащие друг другу силы, – в отношении Бога так мыслить нельзя, ибо Он прост. Но мы все равно применяем аналогию с душой. Уже и само по себе построение аналогий не обходится без логических заключений.
При более глубоком рассмотрении аналогии (аналогий) используются и более утонченные логические построения: человек обладает ведением – Бог всеведением, человек обладает свободой воли – Бог – всесвободной волей; человек способен к блаженству – Бог всеблажен и т. д.
Если логика не противоречит христианству, то почему утверждают, что Православие отвергает рационализм?
Логика и действительно не противоречит христианству. Например, что нелогичного можно найти в утверждении, что ради духовного совершенствования христианина, ради его единения с Богом, ему необходимо избавляться от греховных страстей и пороков?
Опять же, что нелогичного в утверждении, что чтобы стать истинно верующим, необходимо знать догматы веры? Наука о догматах веры называется: «Православное Догматическое Богословие». Как и всякая наука она, естественно, опирается, на доводы рационального мышления.
Однако, следует знать, что вне Православной Церкви существует и такое направление богомыслия, которое именуется рационализмом в особом значении. Такое направление богомыслия характерно и для католицизма, и для протестантизма. Оно допускает чрезмерное вмешательство рассудка в дело истолкования тайн Божественного Откровения.
Можно ли использовать логику при изучении догмата о Пресвятой Троице?
Поскольку Бог Троица бесконечен, познать Его в полноте не может ни одно Его творение: ни ангел, ни человек. Однако это не значит, что мы не можем познать Его частично, в той мере, в какой Он открылся для нас и в той мере, в какой мы способны это Откровение постичь.
При помощи приземлённой математической логики, мол, единица – не равняется трём, а три – не есть один, догмат о Троице, мы, конечно же, не поймём.
Для уяснения догмата о Пресвятой Троице святые отцы, во-первых, обращали внимание на то, что единичность усматривается в Боге в отношении сущности, а троичность – в отношении Лиц (см. подробнее: Догмат о Пресвятой Троице). Разве в самом этом объяснении нет логики?
При объяснении понятий «сущность» и «Лица» они тоже использовали логику. Сам термины «сущность», «лицо» («ипостась») были приняты в богословское употребление не без логически обоснованных доводов.
Литература по теме
- Логика Толковый словарь В.И. Даля
- Логика Энциклопедия христианской апологетики
- Две логики Питер Крифт
- Риторика – это логика и рациональность А.А. Волков
- По вопросам логики проф. С.С. Глаголев
- Логические и занимательные задачи (300 задач)
- Послушание и логика архим. Епифаний (Феодоропулос)
- Ложные аргументы противников христианства В.Ю. Питанов
- Учебные пособия по логике
- Ложные аналогии и другие риторические приемы у атеистов С.Л. Худиев
Комментировать