Протоиерей Михаил Стрельников: «Всё даётся, как только ты начинаешь молиться»

Протоиерей Михаил Стрельников: «Всё даётся, как только ты начинаешь молиться»

(2 голоса5.0 из 5)

Эта статья – продолжение беседы с отцом Михаилом Стрельниковым, историю жизненного пути которого можно прочитать по этой ссылке. В продолжении беседы, батюшка делится историями о промыслительном действии Бога в его жизни и жизни разных людей, окружающих его.

– Отец Михаил, на протяжении долгих лет вашей священнической практики наверняка же случались какие-то истории, которые наглядно показывали действие Бога в жизни, Божий Промысл?

– Поскольку это всё не только личное, но и чудесное, этим делиться непросто.

Откровения есть откровения. Но есть вещи, которые не являются тайной, я не могу это скрывать. Говорю это не для того, чтобы что-то о себе сказать, ни в коем случае.

Просто действие Бога присутствует в жизни каждого верующего человека, и у нас есть задача приобщать, и самое главное – не мешать людям приходить к Богу, а лучше, помогать в этом. Быть для них неким вдохновением тем, кто действительно является пастырем, ведет людей ко Христу. Не за собой, а именно ко Христу. Поэтому, если я поделюсь этим, я, наверное, сделаю это правильно, потому что, может быть, кто-то, услышав это, сам укрепится в вере.

Расскажу одну из таких удивительных историй.

Я всегда исповедовал, что нельзя от больных скрывать, что они больны. Что это псевдогуманизм. Делать это, если человек адекватен, всегда нужно, особенно, если он смертельно болен. Ему нужно подготовиться к встрече с Богом. Это всё равно, что не сказать человеку о надвигающимся цунами. Он просто не успеет подготовиться, не успеет что-то сделать для того, чтобы спастись. А для нас, верующих людей, важно правильное умирание – умирание в готовом состоянии, в том состоянии, чтобы ты действительно был принят в небесных чертогах. Как Господь говорит, стяжите себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда вы обнищаете, они приняли вас в небесных чертогах. Так вот, я всегда это исповедовал. И всем говорил, особенно докторам, что говорить надо. Да, понятно, в мягкой форме, как-то сообразно состоянию человека, но сказать обязательно нужно. И родственники, которые скрывают, тоже неправильно поступают. И вот Господь мне показал, что я прав, на таком удивительном примере.

К нам в Преображенский собор пришла одна женщина, которая попросила прийти к ее мужу. А муж ее умирал, и она об этом знала. Лежал он тогда в военно-медицинской академии. Звали его Владимир. Жить ему оставалось несколько дней, с её слов. Но он захотел увидеть священника. Я спросил: «А он крещен?» Она сказала: «Нет». Я говорю: «Ну ведь надо же, чтобы он был крещен, наверное». Она: «Ну вот Вы с ним, батюшка, поговорите». Я тут же поехал с ней, и взял всё, что необходимо для крещения, и миро, и крестильный ящик. Ну, и на всякий случай взял запасные Дары, которыми причащают больных, Тело и Кровь Господа.

Тот человек лежал в отдельной палате. Взгляд действительно был угасающий, но тем не менее, мужчина был в полном сознании. Я стал с ним общаться о вере, о Боге. Почувствовал, что человек сильно тянется к этому, и говорю: «Я чувствую, что Вы уверовали, я чувствую, что Вы верите. Вам что мешает сейчас креститься? Давайте я сейчас совершу над вами Таинство Крещения».

А он говорит: «Нет батюшка, давайте, когда я поправлюсь, я обязательно к Вам приду в собор». И я ему сказал слова, которые у меня просто вышли из глубины души. Я ему говорю: «Владимир, Вы умираете. Вам жить осталось, если не несколько часов, то несколько дней. Вы отсюда не выйдете и в собор ко мне не придете. Собор пришел к Вам, к вам пришла Церковь в моем лице, я пришел к Вам сейчас». Он замолчал, и я был просто потрясен переменой, происшедшей в нем, которая отразилась на его лице.

Сначала он очень сильно помрачнел, потом вдруг лицо стало просветляться, и оно озарилось каким-то светом. И у него в глазах этот свет появился. Он сказал: «Батюшка, крестите меня». Я его крестил тут же. Затем миропомазал и причастил Святых Христовых Таинств. И сказал ему такие слова: «Не всякого Господь удостаивает такого, чего Он удостоил сейчас Вас. Это благодаря вашему желанию быть со Христом, благодаря Вашей вере и тому, что Вы, услышав правду, не испугались, а сделали правильный вывод о том, что действительно нужно сейчас сделать».

Я это событие воспринимаю как чудо Божие в том, что произошло с этим человеком. Он действительно изменился, я на его лице увидел свет, свет веры. Когда человек осветляется изнутри, это видно внешне. Не просто лицо добрым стало, нет, это именно свет какой-то внутренний, как неземной. Может быть отчасти и очень в малой степени как фаворский свет.

Я вышел и сказал всё его жене. Она это приняла, не расстроилась, а наоборот, обрадовалась. Но я сказал, что никогда нельзя лгать, особенно больным. Мужчина скончался тем же вечером. Ушел к Богу. Я не сомневаюсь, что он ушел к Богу, потому что он был омыт крещением, миропомазанный, причащенный накануне смерти в абсолютно осознанном состоянии, в осмыслении того, что происходит. Я всё равно за него продолжаю молиться и буду молиться за него всю жизнь. Есть люди, за которых священники молятся всю свою жизнь. Как это происходит? Почему не родственники, а именно те, кого Господь посылает? Люди уже ушли к Господу, а ты продолжаешь за них молиться. Вот один из таких людей у меня – Владимир.

Удивительная история. Упокой, Господи, раба Твоего Владимира!

– В общем, я могу следующее еще сказать о чудесах. Для меня чудо, что Бог исполняет молитву. Это чудо, постоянно происходящее. Я думаю, что оно есть в жизни очень многих священников, и вообще верующих христиан. И для меня чудом является, что Господь очень быстро слышит мои молитвы, которые я возношу за людей. Вот если человек попросил помолиться, и я помолился, Господь дает такие чудеса. Потом человек пишет: «Батюшка, спасибо Вам за молитву, Господь благословил, и то, о чем просили, произошло».

 

Это не действует по отношению к себе самому. Не то, что не даётся никогда. Нет, Господь даёт, но по-другому совершенно. Во-первых, тяжелее гораздо молиться о себе самом, потому что надо проявлять полное доверие, надо проявлять готовность. Только тогда молитва будет правильной, когда ты полностью проявляешь готовность принять, что бы тебе Бог не послал. А Он ведь может послать совсем не то, что ты хочешь, и совсем не легкие какие-то варианты, совсем неприятные, совсем не те, которых ты ожидаешь. И этому доверию Господь учит. Я бы не сказал, что это легко – это, бывает, приносит боль.

Например, боль потери. Мой отец, Андрей Борисович, осложнился после пневмонии, это было ещё до ковида. Перед этим он был достаточно бодр. В 71 год, когда он ушел, он чувствовал себя прекрасно. Человек спортивный, собранный, был всегда очень работоспособным, даже трудоголиком. Он занимался военно-промышленным комплексом; был инженером, который проектирует и испытывает средства для подводного флота. «Занимался изделиями», как они тогда говорили. И вот он нырял в этом возрасте вместе с другими водолазами. В том числе надевал водолазный костюм из-за изделий, которые они испытывали. За ними нырял. И вот на Ладоге в полевых условиях во время испытаний простудился очень сильно, не смог выкарабкаться, болезнь прогрессировала очень быстро. Врачи поставили бронхит, на самом деле была пневмония. И вот потом она осложнилась, он впал в кому и уже из комы не вышел. И вот пока он еще был жив и уже в состоянии тяжелом, очень тяжелом – буквально за считанные часы всё это развивалось – я так горячо молился Господу и просил, чтобы Господь моего папу оставил здесь, на земле!

Но потом во время молитвы пришло какое-то внутреннее озарение, откровение. Непередаваемо словами. Внутреннее ощущение, что должно произойти то, что должно произойти, несмотря на мое желание. Почему? Потому что так надо. Я потом подумал, а если бы я умолил Господа, он бы остался? А папа из состояния комы в каком бы состоянии вышел? Его мозг был уже поражен. Было бы ему хорошо, или мне, или другим окружающим людям, от того, что он превратился, как сейчас говорят, в овощ? И я понял, что это эгоизм мой, несмотря на любовь к отцу. Я хочу, чтобы он остался здесь, потому что мне тяжко, мне больно, мне ужасно. Скорбно от того, что он сейчас уйдет. Я должен с этим эгоизмом справиться. И вот такое внутреннее состояние озарения я тоже могу назвать чудом. Я не то, что перестал за отца молиться, я просто понял, что самая правильная молитва: «Господи, да будет воля Твоя».

И знаете, ещё такой важный момент. Если Господь призывает человека, что называется, «на взлёте», то ведь это тоже своего рода дар Божий. Это как подарок получается, что ты уходишь тогда, когда ты на каком-то гребне жизни, как серфер на волне. Не в том состоянии, когда уже пролежни, судно, и все прочие дела. Когда я это понял, тоже пришло ко мне принятие.

Последнее из того, чем хочу поделиться и где я часто, если не каждый день, встречаюсь с чудесами – наш приход.

Я настоятель этого прихода уже седьмой год. Я как домоправитель, которому хозяин оставил управление своим хозяйством. И не только в каком-то хозяйственном плане, но и в духовном, естественно, тоже. И с этого домоправителя будет спрошено. Когда тебе оставляют своё имение, что ты должен делать? Бить слуг и бесчинствовать, или всё-таки заниматься собиранием богатства для хозяина? Понятно, что речь не о золоте, не о деньгах, а вообще, о собирании людей на приходе. И есть куча всяких проблем текущих, в основном финансовых, которые ты не в состоянии решить. И что делать?

Ты вспоминаешь, что ты управляющий, но не хозяин. Хозяин здесь сам Господь. У меня такой принцип настоятельства, что когда какая-то реально неразрешимая проблема, серьезный, как говорят сейчас, затык, и патовая ситуация, из которой тебе не выйти – ты говоришь: «Господи, вообще, кто здесь хозяин? Кто настоящий настоятель? Ты!» Может быть это дерзновенная молитва, но она работает. Я говорю «Ты же настоятель, Господи, ну вот и позаботься о Своем приходе. Я сделал всё, что я мог. Я не доделал чего-то, покажи мне, чего я не доделал, чтобы я доделал». Это всегда работает. Сколько бы ни было всяких сложных ситуаций, из которых мы постоянно выпутываемся. Они такие простые, житейские. На коммуналку не хватает 60 тысяч, по строительству подрядчики обещали одно, сделали другое. Или не доделали, или еще что-то такое. И всё даётся сразу, как только ты начинаешь молиться. Вот начал молиться, тут же и приходит решение проблемы. И к этому нельзя привыкнуть, потому что, когда ты просишь и тебе дается, каждый раз для меня чудо. У меня такое ощущение, что Господь, несмотря на то, что Он всё может и всегда всё всем дает, ждёт, когда ты у Него попросишь. Не знаю, какое-то такое приходское богословие, но мне такое ощущение, что Ему нравится, когда Его просят. Но Он просто воспитывает нас, что мы его дети, что мы в Нём очень сильно нуждаемся. И если ты несёшь ответственность ещё за других людей, вот для меня самое главное не подвести людей, которые надеются на тебя, видят тебя и пастырем, и настоятелем, и руководителем, и работодателем, и тем, кто, зарплату, так сказать, платит и так далее. И как людей разочаровывать? Ну, нельзя этого делать. В этом постоянный страх и трепет, не в смысле, что тебя осудят или там о тебе плохо подумают, а просто – если люди от тебя зависят и они на тебя рассчитывают, как можно подвести? Нельзя этого делать.

Поэтому вот просишь, Господь дает. Господь помогает. И для меня это постоянное чудо. Потому что на нашем приходе мне уже несколько раз было показано, что это явно от Него. А чем показано? Очень просто. Был такой момент, к примеру, когда нам не хватало 150 тысяч на оплату подрядчику. И вот, один благодетель, причём не постоянный, не какой-то, кто там всё время поддерживает, а просто вот один человек принёс эту сумму. Он не принёс 200, он не принёс 100, он принёс ровно 150. И это было именно тогда, когда состоялся день X, день выплаты.

Просто как с неба упали деньги, да?

– Да, именно так. Не совсем с неба, но через людей. Это просто один из примеров. Самое удивительное, что таких примеров много. Не один, не два и даже не пять. Я даже вспомнить всё не могу, но они именно вот такие. Только я не хочу, чтобы сводилось к какому-то материальному затруднению. Нет, затруднения бывают разного порядка. Допустим, человек уходит из храма по каким-то причинам, но Господь его чем-то компенсирует, если этот человек очень нужен, важно его служение в церкви. Всё равно Господь не оставляет. Я чувствую здесь постоянную десницу Господню, руку, которая не на мне, а на приходе. Господь так вот держит и не оставляет всех нас.

Беседу вела Ольга Корхова

Храм, где служит отец Михаил, находится по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский район, Набережная ул.45. В данный момент в храме ведутся строительные работы, помочь храму можно пожертвованием на карту сбербанка 5469 5500 5806 0077 или по номеру +7 981 873 2836, привязанному к этой карте. Получатель: Наталья Алексеевна М. (Казначей прихода).

Комментировать