Иерей Владислав Алякин: «Хоть в Сибирь отправят служить – не страшно. Главное, чтобы Господь был рядом».

Иерей Владислав Алякин: «Хоть в Сибирь отправят служить – не страшно. Главное, чтобы Господь был рядом».

(2 голоса5.0 из 5)

Пение в уникальном  хоре, служение в отдалённых северных районах, учёба в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Удивительный путь человека, с детства ищущего Царствия Небесного.

Отец Владислав, расскажите, пожалуйста, о себе, откуда Вы родом, как Вы попали в Петербург? Поделитесь, пожалуйста, историей Вашего прихода в священнический сан.

– Я сам родом из Ульяновской области, из посёлка Новая Бирючевка. По происхождению я чуваш; там, в селе, я вырос. Родители у меня работают в школе. Мама преподает математику, папа – заведующий хозяйственной частью, ещё он спортом занимается. Мой старший брат сейчас учится в аспирантуре, как и я. Только он в педагогическом университете, а я – в Санкт-Петербургской Духовной Академии. 

У меня с детства был сильный интерес к познанию мира. Вопросы задавал, откуда вообще мы взялись, куда пойдём после смерти… Где-то слышал про Царство Небесное. Вот мы как-то с дедушкой идём, мне было лет шесть, и я спрашиваю у дедушки:  “А где находится Царство Небесное?” И дедушка, хотя был воспитан в советское время, не сказал, что его нет. Он просто сказал, что оно где-то далеко, может, и на небе, уже не помню точно. Но главное, что я услышал – это Царство  существует.

Когда я был ребенком, на моих глазах понемногу начали воцерковляться родители. Происходило это следующим образом. В наш посёлок приехала учительница русского языка и литературы, Раиса Григорьевна Морозова. В русской литературе очень много говорится о Боге: Достоевский, Пушкин, Гоголь. Вот и она, благодаря любви к своему  предмету, сильно потянулась к Богу. А кабинеты Раисы Григорьевны и моей мамы были рядом, они друг к другу приходили беседовать, пить чай. И вместе стали воцерковляться. Раиса Григорьевна очень повлияла на нашу семью. Мой будущий крёстный отец тоже стал воцерковляться благодаря ей!

Будущий иерей Владислав с родителями в гостях у Раисы Григорьевны (вторая слева)

 

– Кем был Ваш крёстный отец? Он тоже работал в школе?

– Он был шофером, у него золотые руки, он занимается машинами. Простой рабочий человек. Он пришел к Раисе Григорьевне с вопросами про Евангелие, про религию, веру. И она сказала: “Я вот сейчас всё прочитаю, разберусь с этим, и вам объясню”.

– Интересно, что за вопросами они не к священнику пошли, а к учительнице литературы…

– А у нас в посёлке нет священника и церкви. Ближайший храм, Покрова Пресвятой Богородицы, находится в селе Карлинское, в семнадцати километрах. Туда мы и стали ездить. Тамошний священник, отец Валентин Головин и его матушка Зинаида, показали моим родителям пример настоящей любви, дали какой-то толчок к первым шагам в вере. Благодаря батюшке с матушкой и стали воцерковляться мои родители и мой крёстный отец, дядя Валера Малов, со своей семьей. Сын дяди Валеры, Андрей,  даже пономарил и алтарничал в этом храме. Я сам ещё тогда пока не служил, просто приезжал с родителями, смотрел издалека, удивлялся, радовался и восхищался тем, как он помогает в алтаре. И вот он ходил, благоговейно крестился возле Горнего места. Я смотрел на него и мне так это всё нравилось! 

– Тоже хотели оказаться там вместе с ним?

– Да, это желание было у меня в сердце. Также на меня очень повлиял образ настоятеля храма, отца Валентина. Я думаю, что это удивительный пример такого человека, каким должен быть настоящий русский священник. Хотя он уже пожилой был, с седой бородой, но был высоким, крепким, статным. Служил проникновенно, с большой любовью. Первую исповедь я помню у него, как я искренне каялся. Он мне, ребёнку, очень хорошо объяснил, как нужно каяться.

– Маленькому ребёнку не так просто объяснить такие вещи…

– Перед исповедью он говорил, что язык – это наш враг; самое первое, чем согрешаем – своим языком. Потом говорил, что воровать нельзя. Даже ржавый гвоздик из церкви нельзя выносить. Я запомнил, что во время проповедей он, бывало, плакал и даже сильно потел от молитвенного усердия. И, хотя у него не был поставлен голос, он пел так проникновенно, от души.

Родители отца Владислава с отцом Валентином Головиным (ныне иеромонахом Серафимом)

 

В семнадцать лет, после определенных событий, я стал ездить в храм самостоятельно, без родителей. Оставался ночевать с субботы на воскресенье. В этом возрасте меня взяла в хор регент храма, Тамара Александровна. Хор был из бабушек, мы пели в два голоса. Мне нравилось это благоговейное церковное пение. Половины из этих бабушек уже нет, они, надеюсь, в Царствии Небесном. 

Мне так нравилась музыка, что я решил идти по этой стезе. Учась в пятом классе, я поступил в музыкальную школу. Она была в соседнем селе, в Тимирязевке. Вообще, я сначала танцами занимался. Мою школьную учительницу ритмики звали Ирина Анатольевна, Царствие ей Небесное, она скончалась от рака в молодом возрасте. Когда мы с мамой приехали в музыкальную школу, оказалось, что она там тоже работает. Я сначала занимался у неё танцами, а потом стал заниматься баяном. Хотел первоначально идти на фортепиано, но все места уже были заняты. Мой преподаватель баяна, тоже Царствие Небесное, Валентин Иванович, занимался со мной три класса. А потом пришла молодая учительница, учила меня до пятого класса музыкальной школы. И потом родители решили, что мне нужно поступать в музыкальное училище. Я где-то с этим не соглашался, но всё же подчинился воле родителей.

– То есть у Вас не было своего желания?

– Как сказать… не было такого прямо четко выраженного желания, куда я хочу. Хотя с детства я очень спортивный был, хотел заниматься физкультурой, спортом. Но вот пошел по музыкальному направлению по настоянию родителей, которые меня возили в Ульяновск на подготовительные курсы. Я поступил в музыкальное училище, учился там 4 года. И там познакомился со своим будущим другом, Евгением Ивановым. Когда я его  увидел, я подумал: “Вот хорошо было бы дружить с этим парнем!” Парень городской, успешный, талантливый. Он занимался по баяну, на голову всех выше был по уровню, ездил на фестивали в Петербург и другие города. И оказалось, что его родители  церковные люди и он тоже человек верующий, религиозный.

– Удивительно, как “своего” сразу разглядели!

–  В конце третьего курса он стал регулярно в церковь ходить, и наши интересы тогда соприкоснулись. Как-то сидим мы в столовой, и он говорит: “ У нас в епархии есть курсы регента, псаломщика и уставщика, семинарии же нет в городе, давай мы будем с тобой хотя бы на курсах заниматься?” И мы пошли с ним на курсы. Там познакомились с людьми, которые были намного старше нас. Наша преподаватель, удивительный человек, Людмила Алексеевна Григорьева, нас приняла, тепло к нам отнеслась, всё объяснила про богослужение и устав, научила читать на церковнославянском языке. У нас там и практика была, мы ездили в храм Благовещения и там читали Первый час. Курс идёт два года, но мы благодаря Людмиле Алексеевне обучились за год, экстерном.

– Как здорово, что вам давали возможность попрактиковаться на богослужении!

– Да, и это было задумано так, потому что епархиальные курсы были официально, с благословения митрополита Симбирского и Мелекесского Прокла. Во время учёбы мой друг Евгений многое в библиотеке читал и смотрел фильмы. Промыслительно, он  нашёл фильм, который назывался «Сын в армии». Этот фильм был про отца Варнаву (Столбикова), который собирает  со всей России верующих молодых людей, кто должен отслужить срочную службу, и отбирает их в солдатский хор инженерных войск  “За веру и отечество”. Хор существует с 1993 года. На данный момент хору уже  30 лет исполнилось. И уже около 400 человек, которые пели в хоре и служили срочную службу, стали  священнослужителями.

– Четыреста человек, потрясающе! Какое может быть влияние у одного человека!

– Тут важно сказать, что в этом он не свою волю исполнял, а выполнял послушание. Отец Варнава когда-то был келейником у старца Троице Сергиевой Лавры, иеросхимонаха Моисея (Боголюбова). Батюшка отец Варнава  помогал старцу принимать посетителей, которые к отцу Моисею приезжали со всей России. Как-то приехал к старцу генерал Игорь Николаевич Родионов, будущий министр обороны, и впервые исповедовался у старца Моисея, потом разговаривал с ним. Когда они беседовали, рядом был и отец Варнава. И старец Моисей говорил, каким образом должны развиваться взаимоотношения между русской армией и Русской Православной Церковью, какое должно быть взаимодействие между ними. Это были первые шаги в 90-х годах, когда всё только начинало возрождаться. А потом отец Моисей обратился к отцу Варнаве: «А почему Вы не записываете? Это Вам в будущем пригодится». Но отец Варнава еще не знал, чем он будет заниматься. Вот так старец его направил и благословил трудиться на ниве Христовой в этом направлении.

Родители иерея Владислава с отцом Варнавой (Столбиковым)

 

Через какое-то время отец Варнава приехал открывать Зосимову пустынь. На территории монастыря находилась воинская часть инженерных войск. Там батюшка и начал свой путь в 1993 году.

Мы закончили музыкальное училище в 2008 году и приехали к нему на собеседование, он нас принял. И мы с другом Евгением служили срочную службу в инженерных войсках, пели в хоре “За веру и Отечество”.

– То есть это считается полноценной службой в армии, но совмещённой с каким-то музыкальным обучением?

– Да, всё верно, обычная служба, но с музыкальным обучением и пением в хоре. Было пение за богослужением, были и поездки, выступления на разных концертных площадках. Пели за богослужением в многих епархиях в России. Посетили Оранский монастырь в Нижегородской области, Великим постом были в Оптиной пустыни. В конце срочной службы довелось быть в Санкт-Петербурге и петь в Александро-Невской Лавре, Санкт-Петербургской Духовной Академии и Военно-медицинской академии. Вообще, этот хор довольно известен в мире. Он лауреат многих международных фестивалей. После окончания службы я продолжил обучение в хоре. Ездили с воинским хором “За Веру и Отечество” в Испанию, были у святителя Николая Чудотворца в г. Бари в Италии, в Греции, на Святой горе Афон. О нашем хоре есть статьи, фильмы и репортажи. Неоднократно хор становился участником патриарших богослужений. В настоящее время хор поёт за богослужением в главном храме Вооружённых Сил. Собор Воскресенья Христова расположен на территории парка “Патриот” в Одинцовском районе Московской области.

Хор постоянно продолжает расти, профессионально совершенствоваться, и планка хора всегда поднимается. Потому что сам отец Варнава закончил академию Гнесиных, он там и в аспирантуре учился, у него высшее музыкальное образование. И он вкладывает своё образование и весь свой опыт в военнослужащих. На данный момент в хоре много людей из музыкальных вузов: из академии Гнесиных, из хоровой Академии имени Попова, и так далее. Преподаватели из этих вузов уже знают, куда отправлять человека, чтобы он даже в армии продолжал свое музыкальное совершенствование. На данный момент в хоре участвуют более 40 воинов срочной службы. 

Тридцатилетие хора инженерных войск ВС РФ “За веру и Отечество”

 

– Да, это, конечно, удивительно. Обычно армия вырывает человека из жизни. Часто говорят, что эти годы  теряются. А тут получается, что ты вместе со службой еще и развиваешься. А не мешает ли одно другому, пение – службе, служба – пению? 

– Нет, наоборот, дополняет. Срочники не только музыкально совершенствуются, но ещё и проходят богослужебную практику, у них есть свой храм в воинской части рядом с г. Нахабино Московской области. Они там каждые выходные на службах поют, несут послушание в алтаре, читают и молятся за богослужением. 

– А вообще, получается все, кто там пел и даже кто стал священником, они военнообязанные?

– Нет, они год проходят службу год срочно, и всё. И потом они приходят к батюшке, отцу Варнаве и спрашивают – батюшка, куда вы благословите пойти? И многие после окончания срочной службы возвращаются продолжать обучение в своих вузах, а кто-то в семинарию поступает. 

– У Вас так и получилось, да? Сразу пошли по этому пути?

– Да, мы с моим другом, сейчас уже отцом Евгением, поступили в семинарию после службы.  На моих глазах очень много срочников после армии поступали в семинарию. Кто в Москву, кто в Сретенскую семинарию, кто в Санкт-Петербург. И вот в тот год, когда я брал благословение, двое ребят тоже спрашивали благословение у отца Варнавы идти учиться в семинарию. 

Я вспомнил сейчас чудесный случай. Был один сержант, который  проходил срочную службу, пришел к батюшке с вопросом: «Куда мне идти дальше?»  Батюшка и сказал: «Я хочу тебя отправить в Санкт-Петербург. В семинарию поступать».  Сержант сам рассказывал: «Я чуть со стула не упал. Я вообще не чувствовал какого-то призвания к этому!»  А батюшка разглядел в нём такой задаток. Сержант послушался этого совета и поступил со мной вместе на один курс в Санкт-Петербург. Он успешно учился, был даже старостой в своей группе, а сейчас уже стал священником,  служит в Санкт-Петербургской епархии. Достойный человек.

– Интересно, получается: после отца Варнавы часто выбирают не воинскую карьеру, а идут в духовную.

– Либо в духовную, либо в музыкальную. Когда мы приехали в 2009 году в Санкт-Петербургскую епархию с хором и пели в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в академическом храме нашей духовной академии владыка ректор Амвросий (Ермаков) так проникся пением воинского хора за богослужением, что сказал отцу Варнаве: «Пускай поступают ребята к нам, я буду их принимать». И вот, открылась такая дорога для наших воинов – в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Мы готовились, сдавали экзамены, как все. И вот, многие воины у нас уже закончили Духовную Академию, многие стали священниками. Кто сейчас в Иоанно-Кронштадском монастыре, кто в Царском Селе служит.

Пострижение во чтеца владыкой ректором Амвросием (Ермаковым)

 

Я считаю, что они хорошие священники. Они – молодое поколение, подают достойный пример. Я к ним тоже обращался за советом, к тем, кто был старше. Когда только поступил в семинарию, я спрашивал, на что мне обратить внимание, и они мне подсказывали. 

– Батюшка, получается, что Вы в семинарии обучились, стали священником, но  сейчас еще продолжаете учиться, да?

День бракосочетания о. Владислава с женой Татьяной; справа –  иерей Евгений Иванов

 

Венчание в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в духовной академии

 

– Я семинарию закончил, поступил в магистратуру, в тот период я женился. И тогда встал вопрос служения в сане. Я подумал и пришел к тому, что искренне хочу служить в церкви. Написал прошение на рукоположение в диаконский сан, меня рукоположили, но я уже заканчивал на тот момент магистратуру и выпускался.

Рукоположение в сан диакона владыкой ректором Силуаном (Никитиным). 5 апреля 2020 года

 

И было такое распоряжение, что все выпускники столичных и ведущих вузов духовных академий отправляются по распределению во временную командировку в те епархии, где не хватает священнослужителей. Я тоже попал в это распределение на два года на север, в Салехардскую епархию, к владыке Николаю (Чашину). Я приехал туда, меня владыка Николай рукоположил и назначил настоятелем в отдаленное село Красноселькуп. И там я настоятельствовал два года. Удивительные там прихожане, меня всячески поддерживали. До сих пор вспоминаю, молюсь о них. Спаси их Господи. 

Благовещение Пресвятой Богородицы, с. Красноселькуп

 

У меня было несколько храмов в окормлении. В храме святого мученика Василия Мангазейского я был настоятелем, очень большая благодарность старосте того храма Ивану Иосифовичу. Ещё был храм в селе Толька, в честь святителя Филарета Московского, тоже староста там, Игорь, ему тоже большая благодарность. И ещё есть часовенка Державной иконы Божьей Матери в селе Ратта, там тоже есть староста, казак Владимир Геннадьевич Завадовский, удивительный человек, и ему тоже хочу выразить благодарность. Они все меня поддерживали, помогали всячески в моих миссионерских поездках. 

Часовня Державной иконы Божией Матери, с. Ратта

 

– Это были отдалённые районы? Наверное, была сложность с транспортом?

– Да, там нет хороших дорог, зимой там делают зимник – специальную дорогу прокладывают по снегу, для езды зимой. А летом они будто оторваны от всего мира.  Там есть рейсовый вертолёт, летает из г. Тарко-Сале в Красноселькуп. Вот на нём я и перемещался, особенно в большие праздники. Как-то на местный праздник, день оленевода, поставили в селе специальный чум: внутри иконы, свечи, и есть возможность для людей побеседовать со священником в тепле. Помню, тогда очень яркий был день, и детей очень много приходило греться в этот православный чум. Мы там беседовали с ними, крестики раздали тем, кто крещеный, но был без крестиков. Беседовали, поили людей чаем с конфетами, это очень было приятно и тепло.

 

Встреча о. Владислава с детьми на день оленевода в “православном чуме”, с. Толька 

 

– А как Вы, батюшка, приняли то, что Вас из Санкт-Петербурга послали в такое глухое, далёкое село?

– Принял как послушание. Мне вообще повезло, на самом деле, что меня именно в Салехардскую епархию распределили. До меня там раньше служили три наших студента, они очень хорошо отзывались о тамошней службе, о владыке. Этим они меня взбодрили, вселили надежду, что ли. И я уже не боясь туда ехать в северную командировку. Еще мне такой подарок владыка Николай сделал: рукоположил в священники в храме Петра и Павла в Салехарде и назначил сразу настоятелем! Я прошёл через сорокоуст, сначала половина сорокоуста в городе Салехарде, и половина сорокоуста в городе Ноябрьске. Там, в церкви Архангела Михаила, каждый день литургия была. Потом ко мне приехала моя семья – жена с первым ребёнком, Саввой. Мы уже там соединились и вместе после сорокоуста поехали на место моей службы. 

Отдельная благодарность благочинному, отцу Александру Новикову – он организовал этот путь из Ноябрьска в село. До Тарко-Сале нужно было доехать на поезде, там нас встречал батюшка отец Алексей Подылин. Затем нас отправили уже вертолетом из Тарко-Сале в Красноселькуп, нас там тоже встретили. Представляете, приехал казак, атаман! Там, оказывается, казачество есть. И, слава Богу, всё там было устроено, есть дом для священника. 

Я не как от себя лично нёс там послушание, а это было как миссия, по благословению архиепископа Николая. Вообще, настоятель – это доверенное лицо архиерея, то есть я  представлял владыку Николая. Старался по послушанию всё делать. 

C владыкой Николаем (Чашиным) после рукоположения в священный сан

 

Если говорить про количество служб, то там была местная традиция –  по средам служат службу святому мученику Василию Мангазейскому, а по пятницам – акафист “Неупиваемой Чаше” (там, на севере, есть проблемы с алкоголизмом). Потом службы как обычно, суббота, воскресенье. Село Красноселькуп не маленькое, пять тысяч человек там живёт, и на службы ходили.

Ещё один промысл Божий был  – оказалось, что мои дальние родственники живут рядом с моим местом служения! В селе Толька, куда я ездил. Я там с ними познакомился, я никогда их не видел. И когда в Тольку приехал, то часто гостил у них.

С прихожанами храма святителя Филарета Московского, с. Толька

 

Закончил я своё двухгодичное послушание, и меня пригласили обратно в Петербург. Меня позвал настоятель того храма, где я диаконствовал. Но так получилось, что, чтобы мне служить в Петербурге священником, нужно окончить аспирантуру. Раньше я поступал в аспирантуру, перед северной командировкой, но не сложилось. И тут я снова собрался с силами и во время перелёта – и в аэропорту, и в самолёте –  учил билеты по философии, по другим предметам. Я в свой отпуск ехал в Санкт-Петербурга, чтобы сдать экзамен и потом снова возвращался в Ноябрьск.

– Какой сейчас курс у Вас?

– Второй. Мне нравится моя тема, я занимаюсь сербско-русскими церковными отношениями, особенно, деятельностью профессора Пальмова, Ивана Саввича. Он является  центральной личностью во взаимоотношениях Сербской и Русской Церквей. Я доволен, у меня замечательный научный руководитель – Дмитрий Андреевич Карпук. 

Первый год обучения в аспирантуре СПБДА

 

Вот, я сейчас учусь, служу в храме святых мучеников Адриана и Наталии. А дальше что будет? Как Господь управит. Я уже смирился и сказал: “Господи, да будет воля Твоя. Хоть в деревне глухой служить, мне ничего не страшно. Поеду спокойно, вернусь ли в Ульяновск, в Сибирь – не страшно. Главное, чтобы Ты был рядом, благодать Твоя. Слава Богу за всё”.

Приход храма св. муч. Адриана и Наталии, Пасха 2023 г.

 

Благодарность батюшке, отцу Варнаве, который мне дал путевку в жизнь. Он благословил этот путь, я до сих пор окормляюсь у него,  поддерживаю отношения с  ним. А он до сих пор занимается воинством православным, воспитывает молодое поколение и в церковном плане, и в музыкальном. Хор растёт, развивается. У батюшки хорошие помощники. Его верный помощник, регент Михаил Мологин, тоже с высшим образованием, академию Гнесиных закончил. 

– Отец Владислав, расскажите, пожалуйста, знаете ли Вы примеры того, как Господь промыслительно действует в жизни?

– В моей жизни несколько примеров таких ярких было, когда я нес послушание у отца Варнавы. Он через свою беседу мог переубедить человека. Например, один молодой человек приходил к нему перед службой в армии, неверующий, без креста, как-то противился вере. Мама его привела. Он зашёл туда к нему в келью, с ним побеседовал и вышел совершенно другим! Потом он стал постепенно воцерковляться и даже поступил в Свято-Тихоновский гуманитарный университет, закончил магистратуру. То есть, он осознанно уже стал верующим. Я не знаю, что в нём перевернулось.

– От одного разговора?

– И, конечно, молитвами, потому что материнская молитва была за него. Вот такая история. 

И вторая история тоже связана с батюшкой. Есть такое Афонское подворье в Москве, и вот туда, когда батюшка приезжал со своим воинским хором, приехали и люди с вопросами. Приехала молодая пара, не особенно верующая, жених и невеста. Сначала они сходили на всенощную, и во время помазания святым елеем девушка почувствовала касание благодати Божией. Это всю её жизнь изменило. А у её жениха перевернулась жизнь после встречи и беседы с батюшкой. Это было такое изменение глубокое, которое можно назвать покаянием.

– Именно настоящее покаяние, которое изменяет мировоззрение человека?

– Изменяет ход вообще твоей жизни, судьбы. Ты вот не ходил в церковь, а здесь раз –  встреча с таким удивительным батюшкой, это меняет всю твою жизнь, и как-то всё переворачивается. Именно изменение человека – одно из таких самых больших чудес, которые могут произойти в жизни, как у благоразумного разбойника. Меняется твоя судьба и жизнь вообще, и твои мысли, и вообще, понимание смысла жизни. 

Отец Владислав с семьей: матушка Татьяна, дети Василисса и Савва. Красноселькуп, 2022

 

– Батюшка, я вспомнила такое чудо в своей жизни с Вашим участием. Дедушка моего мужа всегда был воинствующим атеистом, и даже когда Вы приезжали с отцом Александром освящать домик и причащать бабушку, родные волновались, что дедушка как-то не так может себя с Вами повести. Но Вы с ним так прекрасно пообщались, нашли ключик к его сердцу! И когда Вы сказали: «Христос воскресе», он тихонько ответил: «Воистину воскресе». А когда уехали, он сказал: «Какие хорошие люди, вот бы они еще приехали». Представляете?

– Слава Богу за всё!

Беседу вела Ольга Корхова

Комментировать