Как стать православным христианином. Краткая памятка

Бог есть любовь и источник всех добродетелей. Целью духовной жизни христианина является устремление к Богу, старание уподобиться Ему, желание общаться с Ним, ответная любовь к Нему. Т.е. задача состоит в переориентации смысла жизни с утилитарных, земных вещей на вечного Бога.

***

Начальным условием духовной жизни является исполнение нравственного закона в минимальной степени «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12), максимальной же его степенью является «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:18-20). Т.е. перед тем как взбираться на высоты духовной жизни, желательно навести порядок в нравственной сфере. Начните с изучения и исполнения 10 ветхозаветных заповедей.

***

Духовным рождением является Таинство Крещения. Если Вы ещё некрещены, то лучше сделать это после прохождения катехизических курсов (изучения основ веры). Найдите храм, где есть такие курсы и они наиболее продолжительны. Если Вы уже крещены, но Ваши родители и крестные по какой-то причине пренебрегли своими обещаниями по воспитанию вас в вере, то постарайтесь самостоятельно найти такие курсы.

***

Приобретите в храме нательный крестик, как видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры и средство благодатной защиты. Имейте в виду, что самый простой крестик на верёвочке ничем не отличается от массивного золотого на толстой цепи, кроме цены и внешнего вида.

***

Духовник. Не спешите искать духовного гения, святого старца; как только вы станете святым, Бог его непременно вам даст. Пока достаточно того священника, которого вы выберите, к которому почувствуете доверие. Не пытайтесь с любым вопросом бежать к священнослужителям, делайте это только тогда, когда вы не смогли найти ответ в книгах или на известных православных сайтах, или когда вам требуется личный духовный совет.

***

Духовная жизнь христианина основывается на 4-х составляющих:

  • молитве
  • милосердии
  • духовном чтении
  • участии в Церковных Таинствах.

а) Молитва – это не просто ритуал; т.к. Бог – личность, то молитва – это общение с Отцом Небесным, который желает Вашего исправления и безмерно любит Вас. В идеале личная молитва должна стать непрестанной; в любом случае молитва должна быть регулярной (утреннее и вечернее правило, перед и после всякого дела и приёма пищи). Общественная молитва в храме по минимуму должна состоять из ежевоскресного участия в Литургии.

Для сознательного участия в богослужении приобретите толковыймолитвослов и книгу с объяснением основных богослужений или книгу о Церкви для новоначальных, куда это уже включено.

б) Милосердие выражается как в материальной милостыне, помощи трудом, так милостыне духовной – молитве за ближних и помощи им в духовном возрождении.

в) Священное Писание (Библия) должна стать вашей настольной книгой, его следует читать ежедневно. Для лучшего его понимания следует начать её чтение с Нового Завета, после подробного его изучения можно переходить к Ветхому Завету. Используйте толкования для изъяснения всех нюансов текста.

г) Внимательно и серьёзно подготовьтесь к Таинству Покаяния (Исповеди), которое должно явиться рубежом, отделяющим вас от прежней, греховной жизни. От каких-то грехов удастся отказаться сразу же, другие потребуют борьбы. По словам св. Серафима Саровского, святой человек отличается от прочих только одним – решимостью. Высшей формой Богообщения является соединение со Христом – Таинство Святого Причащения, – оно должно стать насущной регулярной потребностью.

Ослабление любой из этих четырех составляющих ведёт к искривлению духовного пути; например нонсенсом является причащающийся человек, не читающий Евангелие или немилосердный молитвенник.

***

Задача христианина в аскетическом плане – избавиться от страстей, которые сковывают его в движении к Богу, т.к. Бог чужд какого-либо зла, и стяжать (приобрести) добродетели. Усвойте 2 важнейших аскетических принципа: регулярность и постепенность возрастания. Старайтесь избегать рывков, лучше умеренно поститься весь первый пост, чем через неделю прекратить его, не выдержав строгой монастырской нормы. Ставьте себе чёткие и исполняемые цели. Это касается всех составляющих духовной жизни.

Помните, что борьба со страстями является лишь средством, её цель – приобретение добродетелей.

***

Критерием правильности духовного пути является умножение любви к Богу и ближнему, причём эта любовь не просто эмоциональная, а деятельная и жертвенная. По словам преподобного Амвросия Оптинского «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Можно сказать, что единственное, что мы сможем вынести из этого мира в вечность – только любовь, которую мы смогли стяжать.

***

Помните: падения неизбежны, но нельзя впадать в уныние и зацикливаться на своём несовершенстве. Каждое падение должно стать стимулом для большей решимости следовать за Христом. Ведь «если Бог за нас, то кто против нас» (Рим. 8:31)!

Совсем кратко цель жизни христианина можно сформулировать как стремление к обожению (святости), богопознанию на основании христоцентричности.

***

Учитесь, процесс духовного возрастания, Богопознания бесконечен и простирается за пределы нашей земной жизни. Церковью накоплен огромный бесценный опыт практики духовной жизни, который доступен нашему изучению. Он научит духовному рассуждению и поможет избежать многих падений и ошибок.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka