От редакции:
Иногда приходится слышать, что, мол, первые христиане представляли из себя идеал, а наше христианское поколение исторически столь ущербно, что даже причащаться должно крайне редко, в отличие от них.
Предлагаем расшифровку фрагмента аудиолекции сектоведа Андрея Солодкова свидетельствующую о том, что и в ранней Церкви наряду с примерами высочайшего подвижничества, были и неурядицы.
***
Вы знаете, что протестанты часто нам указывают и говорят, что надо всё вернуть в первоапостольскую Церковь. Вот тогда была апостольская Церковь, там было всё в порядке, а сейчас произошёл полный беспорядок.
Но это не совсем так. Например апостол Иаков говорит, что в церкви были предрассудки (Иак.2), невоздержание языка (Иак.3), распри и вражда (Иак.4). В Деяниях апостолов мы находим грех Анании и Сапфиры (Деян.5); споры христиан из-за эллинов и иудеев; обиду вдовиц, когда были выделены дьяконы на служение (Деян.6). В первом послании к Тимофею сказано: «некоторые, отвергнувшие имеющуюся у них веру и добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере». Такой, именем Александр, был преданный апостолом сатане (1Тим.1:19-20). Помним Деяния апостолов: Симон-волхв, хотя и крестился и получил Святого Духа, но согрешал (Деян.8:9-24). Апостол Павел жалуется, что «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век" (2Тим.4:10) Видимо предательство, уклонение от веры.
И апостолы между собой спорили, было огорчение среди апостолов. »По некоторому времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. А отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр" (Деян.15:36-39). Мы видим, что здесь произошло огорчение, и это слово ещё говорит о том, что обида некая, т.е. обида друг на друга, что один хотел взять, а другой не хотел. Всё это было.
Были также тяжбы и взаимные обиды (1Кор.6:1-6). "Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых. Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов? Не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными«. Мы видим, что между ними даже были суды в коринфской Церкви. Более того он пишет к этой коринфской Церкви: »Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе, призванным святым..." (1Кор.1:1-2), а потом всё это говорит, что у них там происходит.
Что в Церкви не безгрешные, об этом Господь учил притчами (Мф.13:24-30), (Мф.25).
Также было в этой же коринфской Церкви и пьянство после причастия: «Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается" (1Кор.11:21). Поэтому нужно помнить, что грех в Церкви — это не грех Церкви, а грех против Церкви. Все мы, находящиеся в Церкви, много согрешаем, но без Церкви невозможно спастись.
Даже в апостольской Церкви были согрешающие. »Ибо, до прибытия некоторых от Иакова (здесь говорится об апостоле Петре), ел вместе с язычниками, а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи" (Гал.2:12-13). Даже говорится, что было и лицемерие в Церкви. Всё это было и всё это есть. Поэтому в Церкви сказано, что таких людей нужно обличать и запрещать (2Тим.4:2).
Апостольская Церковь основана Христом, но мы видим, что, как люди, они согрешают. Как говорит апостол Иаков, «мы все много согрешаем" (Иак.3:2). Почему так? Потому что человек до второго пришествия Христова склонен ко греху.
***
К вышесказанному можно добавить, что Андрей Иванович не захотел шокировать слушателей ещё и целой главой 1Кор.5.
Можем ли мы представить, как в наше время епископу приходится объяснять прихожанам, что не подобает состоять в христианской общине тому, кто сожительствует с мачехой?