Пылинки дальних стран...
Один час у Преподобного в Иудейской пустыне
Одной из самых первых книг, купленных мною после Крещения, была книга «Церковно-народный месяцеслов на Руси» Ивана Плакидыча Калинского, выпущенная в 1990 году «Художественной литературой» в серии «Забытая книга». Книга чрезвычайно интересная и, увы, как принято говорить, «несправедливо забытая». Я к ней вскоре собираюсь обратиться, сегодня же упоминаю о ней в связи с удивительной «триадой» святых, идущих один за другим в середине декабря.
...Снаружи обитель представляет собой неприступную крепость, не раз спасавшую иноков от набегов неверных. На Юстиниановой башне стоит сторож, извещающий братию о появлении посетителя, которого он видит издалека.
Посетитель при входе в обитель попадает в целый лабиринт ходов и переходов, лестниц и площадок, на которых по правую и левую сторону то выше, то ниже расположены келии, малые с плоской крышей домики, тесно лепящиеся друг к другу. Чтобы обойти монастырь, нужно много раз подниматься и спускаться, идти по коридорам и ступенькам, проходить через часовни и церкви.
...за чаем с сухариками. Несколько таких сухариков я привезла домой, раздарила, последний же, оставленный мной специально до сего дня, собираюсь потребить после Литургии. Как ни жаль. Но, как однажды сказал Патриарх Кирилл, негоже хранить подобные святыньки как сувениры.
А сейчас нам вынесут для поклонения мощи...
Один час у Преподобного в Иудейской пустыне
Одной из самых первых книг, купленных мною после Крещения, была книга «Церковно-народный месяцеслов на Руси» Ивана Плакидыча Калинского, выпущенная в 1990 году «Художественной литературой» в серии «Забытая книга». Книга чрезвычайно интересная и, увы, как принято говорить, «несправедливо забытая». Я к ней вскоре собираюсь обратиться, сегодня же упоминаю о ней в связи с удивительной «триадой» святых, идущих один за другим в середине декабря.
Памяти этих известнейших и почитаемых святых совершаются одна за другой – 4 (17), 5 (18) и 6 (19) декабря, – и народное сознание объединило их в некое подобие семьи, где за каждым закреплена определенная «функция». «О свв. Варваре, Савве и Николае, – пишет И.П. Калинский в предисловии к своему труду, – болгары замечают: “Варвара вари, Сава меси, а Никола яде”». (О, славянская простота! – замечу я в скобках)
«4-й день – св. великомученицы Варвары, – пишет Калинский в разделе своей книги «Декемврий – студень, студный». – Предки наши почитали ее хранительницею от внезапной смерти (то есть, смерти без покаяния и Причащения. – Л.Н.), и потому в Сказании, «коим святым каковыя благодати исцелений от Бога даны», ей назначается особая молитва по этому случаю. Основание для указанного верования относительно св. Варвары заключается в сказании о жизни ее». (Его легко может найти каждый.) Что до меня, то, находясь в том возрасте, когда заступничество св. Варвары особенно насущно, молюсь ей каждое утро.
Святая Великомученица Варвара Илиопольская (306).
«5-й день – св. Саввы Освященного, – читаем дальше. – День памяти этого угодника, или, как обыкновенно говорят, Саввин день, поселяне южной России считают довольно важным праздником и в этот день не берутся ни за какую работу. Таковое народное уважение ко дню св. Саввы объясняется тем, что простой народ здешний, по соседству дней памяти св. Саввы и св. Николая, считает Савву отцом весьма уважаемого повсюду на Руси Мирликийского чудотворца, несмотря на то, что св. Савва жил и действовал в VI в., а св. Николай Мирликийский в IV. Можно также думать, что особенное внимание ко дню св. Саввы в южной Руси есть остаток того почтения, каким он пользовался по своему значению для русского подвижничества».
Отдав дань своеобразной народной трактовке, обратимся к последнему объяснению как наиболее уместному в день почитания памяти преп. Саввы Освященного.
Преподобный Савва Освященный (439–532)
Чуть больше года назад я побывала в основанной преподобным Саввой Лавре. Было это 5 ноября 2010 года, на пятый день пребывания нашей паломнической группы на Святой Земле. И так и хочется сказать, от бедности языка человеческого: «Это был удивительный день...» Как будто хоть какой-то из тех десяти дней мог быть не удивительным! И все же: весь день, с утра, – в Хевроне (Махпела – Могила Святых Праотец, Гробница Авраама, Дуб Авраамов, Поле Пастухов...), а уже под вечер, около 16 часов, – Лавра преп. Саввы Освященного... Час спустя – снова в путь, к Киновии св. Феодосия Великого, оттуда – в великий Вифлеемский Храм Рождества Христова...
Поскольку, как сказано в одном источнике, «женщины и животные женского пола на территорию монастыря не допускаются», то и я могла видеть и снимать лишь то, что было доступно глазу снаружи. Но я помнила, что дома меня ждет прекрасный Православный календарь на 2010 год «Святыни Святой Земли» (составленный монахиней Иулианией (Самсоновой), издательство Саратовской епархии), который я изучила вдоль и поперек перед и после путешествия на Святую Землю в 2009-м, и что там очень подробно рассказано о преп. Савве и его Лавре. К нему я и обратилась снова спустя неделю после возвращения, в день памяти святого. И обратилась сейчас. Вот некоторые, наиболее интересные, выдержки оттуда (в сопровождении моих фотографий, по которым особенно советую путешествовать в увеличенном режиме, тогда будут видны детали, скрадываемые ослепительным солнцем):
Лавра святого Саввы Освященного лежит на юго-восток от Иерусалима в 17 км от него, в «юдоли плачевной», то есть в продолжении Кедронской долины, которую бывший поток прорыл вплоть до Мертвого моря...
Она не хранит никаких евангельских воспоминаний, но каждый паломник во Святую Землю считает долгом ее посетить, ибо это – живой памятник древнего христианского благочестия, процветавшего в мире в V и VI вв. нашей истории.
В те времена вся окрестная пустыня и прилегающие горы были населены монашествующими, имена которых просияли по вселенной: прпп. Харитон Исповедник, Евфимий, Феоктист, Герасим, Феодосий Великий, Кириак и другие.
Они и их ученики основали свои Лавры и монастыри по всем окрестностям Иерусалима. ... С веками оскудевало это благочестие, а к XVI в., по выражению одного историка, «увял окончательно этот Духовный луг; исчезли цветы, а в глухой и немой пустыне поросли травой забвения и сами следы прежних высоких подвигов».
А Лавра прп. Саввы Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, претерпев немало испытаний за свое длительное существование, и стоит, как цитадель векового Православия, в своей дикой библейской «юдоли.
Преподобный Савва родился в Каппадокии, где с 8-летнего возраста начал иночествовать. Восемнадцати лет он отправился на поклонение в Палестину и поселился здесь, в Лавре прп. Евфимия, еще при жизни последнего; по смерти его, лет через 15, Савва уединился в пустынной пещере на берегу Кедронского потока, куда к нему начали собираться ищущие подвига. Так возникла обитель, где Савва был настоятелем, а, достигнув 48 лет, по настоянию Иерусалимского Патриарха, принял иерейский сан, почему и стал называться Освященным. Слава о великом подвижнике дошла до имп. Юстиниана, который весьма почитал преподобного, помогал ему в устройстве обители, возвел и башню сторожевую, которая до сих пор зовется Юстиниановой.«4-й день – св. великомученицы Варвары, – пишет Калинский в разделе своей книги «Декемврий – студень, студный». – Предки наши почитали ее хранительницею от внезапной смерти (то есть, смерти без покаяния и Причащения. – Л.Н.), и потому в Сказании, «коим святым каковыя благодати исцелений от Бога даны», ей назначается особая молитва по этому случаю. Основание для указанного верования относительно св. Варвары заключается в сказании о жизни ее». (Его легко может найти каждый.) Что до меня, то, находясь в том возрасте, когда заступничество св. Варвары особенно насущно, молюсь ей каждое утро.
Святая Великомученица Варвара Илиопольская (306).
«5-й день – св. Саввы Освященного, – читаем дальше. – День памяти этого угодника, или, как обыкновенно говорят, Саввин день, поселяне южной России считают довольно важным праздником и в этот день не берутся ни за какую работу. Таковое народное уважение ко дню св. Саввы объясняется тем, что простой народ здешний, по соседству дней памяти св. Саввы и св. Николая, считает Савву отцом весьма уважаемого повсюду на Руси Мирликийского чудотворца, несмотря на то, что св. Савва жил и действовал в VI в., а св. Николай Мирликийский в IV. Можно также думать, что особенное внимание ко дню св. Саввы в южной Руси есть остаток того почтения, каким он пользовался по своему значению для русского подвижничества».
Отдав дань своеобразной народной трактовке, обратимся к последнему объяснению как наиболее уместному в день почитания памяти преп. Саввы Освященного.
Преподобный Савва Освященный (439–532)
Чуть больше года назад я побывала в основанной преподобным Саввой Лавре. Было это 5 ноября 2010 года, на пятый день пребывания нашей паломнической группы на Святой Земле. И так и хочется сказать, от бедности языка человеческого: «Это был удивительный день...» Как будто хоть какой-то из тех десяти дней мог быть не удивительным! И все же: весь день, с утра, – в Хевроне (Махпела – Могила Святых Праотец, Гробница Авраама, Дуб Авраамов, Поле Пастухов...), а уже под вечер, около 16 часов, – Лавра преп. Саввы Освященного... Час спустя – снова в путь, к Киновии св. Феодосия Великого, оттуда – в великий Вифлеемский Храм Рождества Христова...
Поскольку, как сказано в одном источнике, «женщины и животные женского пола на территорию монастыря не допускаются», то и я могла видеть и снимать лишь то, что было доступно глазу снаружи. Но я помнила, что дома меня ждет прекрасный Православный календарь на 2010 год «Святыни Святой Земли» (составленный монахиней Иулианией (Самсоновой), издательство Саратовской епархии), который я изучила вдоль и поперек перед и после путешествия на Святую Землю в 2009-м, и что там очень подробно рассказано о преп. Савве и его Лавре. К нему я и обратилась снова спустя неделю после возвращения, в день памяти святого. И обратилась сейчас. Вот некоторые, наиболее интересные, выдержки оттуда (в сопровождении моих фотографий, по которым особенно советую путешествовать в увеличенном режиме, тогда будут видны детали, скрадываемые ослепительным солнцем):
Лавра святого Саввы Освященного лежит на юго-восток от Иерусалима в 17 км от него, в «юдоли плачевной», то есть в продолжении Кедронской долины, которую бывший поток прорыл вплоть до Мертвого моря...
Она не хранит никаких евангельских воспоминаний, но каждый паломник во Святую Землю считает долгом ее посетить, ибо это – живой памятник древнего христианского благочестия, процветавшего в мире в V и VI вв. нашей истории.
В те времена вся окрестная пустыня и прилегающие горы были населены монашествующими, имена которых просияли по вселенной: прпп. Харитон Исповедник, Евфимий, Феоктист, Герасим, Феодосий Великий, Кириак и другие.
Они и их ученики основали свои Лавры и монастыри по всем окрестностям Иерусалима. ... С веками оскудевало это благочестие, а к XVI в., по выражению одного историка, «увял окончательно этот Духовный луг; исчезли цветы, а в глухой и немой пустыне поросли травой забвения и сами следы прежних высоких подвигов».
А Лавра прп. Саввы Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, претерпев немало испытаний за свое длительное существование, и стоит, как цитадель векового Православия, в своей дикой библейской «юдоли.
...Снаружи обитель представляет собой неприступную крепость, не раз спасавшую иноков от набегов неверных. На Юстиниановой башне стоит сторож, извещающий братию о появлении посетителя, которого он видит издалека.
Посетитель при входе в обитель попадает в целый лабиринт ходов и переходов, лестниц и площадок, на которых по правую и левую сторону то выше, то ниже расположены келии, малые с плоской крышей домики, тесно лепящиеся друг к другу. Чтобы обойти монастырь, нужно много раз подниматься и спускаться, идти по коридорам и ступенькам, проходить через часовни и церкви.
Сначала нужно поклониться гробнице преподобного, над которой воздвигнута шестиугольная часовня, с небольшим куполом над ней. Она стоит посреди двора, выложенного плитами, кругом застроенного.
Наших мужчин повели в обитель, а паломницам было предложено отдохнуть в тени небольшой кущи...
...за чаем с сухариками. Несколько таких сухариков я привезла домой, раздарила, последний же, оставленный мной специально до сего дня, собираюсь потребить после Литургии. Как ни жаль. Но, как однажды сказал Патриарх Кирилл, негоже хранить подобные святыньки как сувениры.
А сейчас нам вынесут для поклонения мощи...
И, когда мы поклонялись, каждой монах-савваит вручал репродукцию иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» с благословением Лавры на обороте. Икона эта хранится в пещере-келье прп. Иоанна Дамаскина. Там хранятся еще икона Воскресения Христова, крест, а также камень, на котором преподобному Иоанну Дамаскину отрубили руку.
Пробыв в гостях у Саввы Освященного ровно час, уходим. Бросим прощальный взгляд на обманчиво гостеприимно открытый вход...
Сейчас отец Константин готовит фотоальбом «Паломничество во Святую Землю». Так что скоро и женская половина увидит то, что не дано было увидеть ей воочию.