«И чего же мы достигли?»

Не так давно на Форуме появилась большая статья о прошлом и …будущем (?) Римской империи. По странному стечению обстоятельств, именно в тот день, подбирая себе очередное чтение, я остановилась на «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского. Начала с 1877 года. И была настолько поражена неожиданным созвучием тематики этих очерков, что не могла не выписать обширную цитату из Достоевского. За 150 без малого лет нисколько не устаревшую, а даже наоборот...

dost.jpg

Родился 11 ноября 1821 г., Москва
Умер 9 февраля 1881 г. (59 лет), Санкт-Петербург


...И чего же мы достигли? Результатов странных: главное, все на нас в Европе смотрят с насмешкой, а на лучших и бесспорно умных русских в Европе смотрят с высокомерным снисхождением. Не спасала их от этого высокомерного снисхождения даже и самая эмиграция из России, то есть уже политическая эмиграция и полнейшее от России отречение. Не хотели европейцы нас почесть за своих ни за что, ни за какие жертвы и ни в каком случае: Grattez, дескать, le russe et vous verrez le tartare, и так и доселе. Мы у них в пословицу вошли. И чем больше мы им в угоду презирали нашу национальность, тем более они презирали нас самих. Мы виляли пред ними, мы подобострастно исповедовали им наши «европейские» взгляды и убеждения, а они свысока нас не слушали и обыкновенно прибавляли с учтивой усмешкой, как бы желая поскорее отвязаться, что мы это всё у них «не так поняли». Они именно удивлялись тому, как это мы, будучи такими татарами (les tartares), никак не можем стать русскими; мы же никогда не могли растолковать им, что мы хотим быть не русскими, а общечеловеками. Правда, в последнее время они что-то даже поняли. Они поняли, что мы чего-то хотим, чего-то им страшного и опасного; поняли, что нас много, восемьдесят миллионов, что мы знаем и понимаем все европейские идеи, а что они наших русских идей не знают, а если и узнают, то не поймут; что мы говорим на всех языках, а что они говорят лишь на одних своих, — ну и многое еще они стали смекать и подозревать. Кончилось тем, что они прямо обозвали нас врагами и будущими сокрушителями европейской цивилизации. Вот как они поняли нашу страстную цель стать общечеловеками!

А между тем нам от Европы никак нельзя отказаться. Европа нам второе отечество, — я первый страстно исповедую это и всегда исповедовал. Европа нам почти так же всем дорога, как Россия; в ней всё Афетово племя, а наша идея — объединение всех наций этого племени, и даже дальше, гораздо дальше, до Сима и Хама. Как же быть?

Стать русскими во-первых и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать.

Помяни, Господи, ныне приснопамятного раба Твоего Феодора во Царствии Твоем!..
  • Like
Реакции: 9 человек

Комментарии

Стать русскими во-первых и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать.

Какое же содержание вкладывает Достоевский в призыв «стать русскими»?
«Не православный не может быть русским!» - пишет он в «Бесах», и продолжает, - «Без религиозной веры народ уже не народ. Даже великий народ, впадающий в атеизм и безверие тотчас же перестает быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ».

Не то ли происходит сегодня с нами?
Горькую, но трезвую оценку нашей православной жизни дает протоиерей Георгий Митрофанов в своем интервью, констатируя тревожные факты: «..мы так и сидим на этой цифре — 3 процента практикующих христиан. То есть христиан, которые хотя бы раз в год причащаются. Ситуация в провинции еще хуже, там доходит до 1 процента. Это наш актив. А, собственно говоря, евхаристия — это же средоточие духовной жизни».

Да и среди этих малых процентов, оказывается не все в порядке – «... нас и не узнают как христиан. О любви говорится много, но ее нет. Нет даже элементарного сострадания. Сострадание начинается с адекватного видения действительности: когда ты не строишь никаких идеологических химер, а видишь людей в их скорбях, в их несчастьях, такими, какие они есть. … Люди устали слышать, в том числе и от нас, священников, правильные слова, которые часто никак не преломляются в жизни самих же священников и самих же христиан. …Людям нужны не правильные слова, а живое, человеческое участие».

И, словно вторя великому русскому писателю в предчувствии надвигающейся беды, отец Георгий признается: «У меня есть чувство тревоги, не скажу, за страну, а за Церковь. Опасности ее подстерегают разные, и главная опасность в том, что она все меньше становится Церковью Христовой, говоря о чем угодно, только не о Христе, служа чему угодно, только не Христу. Видя своих заступников и покровителей в ком угодно, только не во Христе».

Тогда, может быть, и все стихийные народные протесты против передачи Исаакия вызваны искаженным восприятием Святой Церкви не как сакрального пространства, преображающего человеческую душу, а как некоего доходного «этнографического музея»?

Не всполохи ли это надвигающейся грозы?
 
С
Опять идеи смутные. Как можно стать общечеловеком, оставаясь при этом православным? Человеки это китайцы (1,4 млрд), индийцы (1,3 млрд), африканцы (1,2 млрд), США (0,31 млрд), Индонезия (0,24 млрд)... и т.д. Только мусульман в мире 1,6 млрд. Обосабливаться нельзя - обгонят и колонизируют. Терять национальную идентичность тоже нельзя - глобалисты опять же превратят в колонию. Какой-то баланс искать между желаниями и возможностями... С Китая вон пример нужно брать, вкалывают изо всех сил, на мнение посторонних чихать хотели, но и от мира не отделяются - тырят всё, что могут.

Что касается Церкви, смотрите, что в Европе с христианством происходит! Верующих всё меньше, церкви закрываются, мусульмане наседают, толерантность всякая и политкорректность. Что ж делать, мир меняется, насильно контролировать вероисповедание уже не получится, надо как-то успевать за изменениями. Доказывать делами, что христианство лучше. А грозы?.. А когда их не было? Всегда есть грозы, население, занятое бытом, а не Богом, враги, лезущие из-за бугра. Всё как всегда.
 
«...Мы же, в свою очередь, приведем пророчество старца Тихона Русского о судьбах России. Старец Тихон прожил на Афоне целую эпоху, две мировых войны, революцию, разгром русского монашества в имяславских спорах. Проведя 60 лет в непрестанной молитве, старец стяжал явные признаки святости. Конечно, русские стремились услышать его мнение. Ведь к 1968-му году расцветающая советская действительность приводила в отчаяние многих верующих.
Однажды старца Тихона спросили, что будет с Россией. Он ответил: «Не отчаивайтесь. Россия несет епитимью Божию. Но скоро придут времена, когда это наказание закончится, и наступит расцвет. Русские будут светить светом Православия всему миру…» (http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=2525)
 
Спасибо, дорогая Людмила Александровна! Как хорошо, что Вы так удачно помянули Федора Михайловича. Давайте его не забудем и во Вселенскую родительскую субботу, особенно в нашем Свято-Троицком Измайловском соборе, где он венчался с Анной Григорьевной Сниткиной.
 
Сверху