<span class=bg_bpub_book_author>Ольга Соколова</span> <br>Жития святых: детям о блаженной Ксении Петербургской

Ольга Соколова
Жития святых: детям о блаженной Ксении Петербургской

(1 голос5.0 из 5)

Дорогой читатель! Мы отправляемся с тобой в небольшое книжное путешествие по старинному Санкт-Петербургу. Мы узнаем, как одна молодая женщина стала всеми любимой святой — блаженной матушкой Ксений, которой не только молятся, но и пишут письма, сочиняют стихи и даже песни.

Ангел Санкт-Петербурга — так называют блаженную Ксению. Рассказы о ее помощи, если их поместить на книжных полках, заняли бы целый зал библиотеки. Так много их накопилось с конца XVIII века, когда начали люди замечать, что странная и, казалось, безумная нищенка — на самом деле Божия угодница, и к словам ее нужно прислушиваться.

Сорок пять лет жила Ксения на улицах города, ходила в красно-зеленом одеянии, опираясь на палку. А по ночам она под открытым небом молилась Богу о всех: и тех, кто делал ей добро, и тех, кто обижал ее.

Святая блаженная Ксения жила в давние времена, и документы о ее семье не сохранились. Детство Ксении осталось в тайне, и никто не может в точности утверждать, кто были ее родители. Но мы знаем, что она любила богослужение и с детства читала раcсказы о святых, вот как и ты сейчас, мой дорогой читатель.

Некоторые люди рассказывали, что маму Ксении звали Мария. Она любила помогать ближним, была доброй и благочестивой. Когда она умерла, то на ее могилку еще долго ходили знакомые, чтобы помолиться о ее душе и даже попросить ее о небесной помощи.

Сейчас мы знаем, что Санкт-Петербург — огромный город, очень красивый, в котором есть много музеев, красивых старинных дворцов и парков. А в те стародавние времена он был совсем небольшим, и начал строиться меньше века назад.

В этом городе жили люди разные сословий, как тогда говорили: и простые бедные горожане, и царская семья; и купцы, которые торговали на ранках, и придворная знать; жили моряки и кавалеристы, простые солдаты и высокие воинские чины, дворяне.

Отца блаженной Ксении звали Григорием, семья их жила в Петербурге и была благородного, скорее всего, дворянского происхождения. Ксения Григорьевна вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова.

Она очень любила своего мужа. Он имел звание полковника и служил при царском дворе певчим.

Супруги оба были добрыми и благочестивыми людьми. Жили они в собственном доме на улице, которая по обычаю того времени так и называлась: улица Андрея Петрова. Сейчас это улица Лахтинская.

По утрам Ксения провожала мужа на службу, занималась домашними делами и рукоделием. А вечером ждала его домой.

Ксения Григорьевна и Андрей Федорович жили счастливо, душа в душу. Но однажды случилось непоправимая беда. Однажды Андрей Феодорович не вернулся со службы.

Ксения ждала его, когда прибежал посыльный и сообщил, что ее муж Андрей Федорович Петров внезапно умер. Это известие как громом поразило бедную молодую женщину. С той поры она по виду словно стала безумной.

Когда все пришли с похорон, то Ксения объявила, что отдает свой дом подруге Параскеве Антоновой, чтобы она принимала в нем странников и бездомных, а также раздает все деньги и имущество мужа.

Затем она переоделась в полковничий камзол Андрея Федоровича и велела всем к ней обращаться по его имени.

— Ксеньюшку я похоронил, — говорила она, словно от имени супруга. — А сам я жив. Оставьте Ксению, что вам от нее.

И Ксения в одежде мужа отправилась бродить по улицам Петербурга.

Никто не мог понять, что же такое случилось с бедной Ксенией. Родственники Андрея Федоровича и его знакомые даже попросили созвать особую комиссию, чтобы признать Ксению сумасшедшей. Ведь, по их мнению, только потерявший ум человек может вот так раздавать все свои деньги и имущество другим.

Комиссия действительно собралась, доктора и священники поговорили с Ксенией Григорьевной и признали ее совершенно нормальной, пребывающей в здравом уме и доброй памяти.

Совершить такой необычный поступок Ксения хотела из любви к мужу. Ведь он умер внезапно, не успев подготовиться к смерти.

И боголюбивая жена во имя его спасения решила посвятить всю себя молитве и служению Господу в необычном и очень тяжелом подвиге юродства ради Христа.

Да, юродивых называют блаженными. Не с насмешкой, а серьезно: ведь они блаженны, то есть, счастливы, в союзе с Господом Богом. Юродивые смело и самоотверженно отдают себя на посмеяние другим, на бродяжническую жизнь, остаются нищими и бездомными.

И вот Ксения в одежде мужа стала жить на улицах города. Неприятности и насмешки, которые она терпела, помогали ей горячее молиться Богу. Просила она Господа принять ее терпение как милостыню за мужа, простить его грехи и даровать ему жизнь в Царствии Небесном.

Господь хранил ее от злых людей, подавал ей пропитание через добрых людей, невидимо укреплял на молитве.

Через некоторое время стали люди замечать, что где побывала Ксения, там день задаётся хорошим. Погладит она ребенка — и он становится послушным, а если болел, то выздоравливает.

Если Ксения зайдет к кому в лавку торговую — у того в тот день прибыль умножится. Проедет на пролетке с извозчиком, так заказы пойдут богатые.

Словом, каждый хотел теперь, чтобы Ксения побывала у него. Некоторые богатые люди даже предлагали ей поселиться у них в доме.

Но святая не желала быть связанной. Как птица Божия, свободна была она от житейских забот. Казалось, что радуется матушка Ксения своей нищете.

Она чувствовала, что этим тяжелым подвигом может помочь многим людям.

Блаженная Ксения часто бывала у матери и дочери Голубевых. Она очень любила добрую и сострадательную девушку.

Однажды она явилась, когда те пили кофе, и сказала:

— Эх, красавица, ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда!

— Ксеньюшка, да как же, муж! У меня ведь и жениха то нет! Куда же я пойду?

Но мать, зная, что блаженная Ксения ничего не говорит просто так, решила поехать с девушкой на Охтинское кладбище, как и было велено.

Приехав на кладбище, Голубевы увидели, что там идут похороны. Это молодой врач хоронил свою супругу, которая умерла во время родов их первого ребенка.

Оставшийся теперь вдовцом мужчина оказался в большой беде. Он очень любил свою жену, но ничего не смог сделать, чтобы сохранить ей жизнь, хотя сам был врачом и лечил других людей.

Слезы катились по его щекам, когда он шел с родными за гробом, провожая супругу в последний путь. Голубевы тоже пристроились вслед за похоронной процессией.

Когда стали опускать гроб в могилу, молодой вдовец пошатнулся и чуть было не упал. Девушка оказалась рядом и едва успела его поддержать. Так они познакомились и стали поддерживать добрые отношения.

А через год молодой врач сделал Голубевой предложение руки и сердца. Они поженились и прожили всю жизнь мирно и счастливо, всегда помня и благодаря блаженную Ксению, которая помогла им встретиться.

Теперь, когда люди знали, что блаженная Ксения — не просто безумная нищенка, а человек Божий, ей все труднее было скрыть свои добрые дела от людей. А это очень важно, потому что в Евангелии есть вот такие слова: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6: 1-4)

Поэтому святая Ксения теперь по ночам не только молилась, но и совершала подвиги во имя Христово.

В 1796 году на Смоленском кладбище шло строительство новой каменной церкви. Когда стены стали высоки, каменщикам приходилось сперва поднимать кирпич на леса. Не успевали теперь рабочие сделать нужную работу, потому что очень тяжелым был подъем кирпичей на стены.

Но вот однажды, поднявшись утром на леса, они изумились: по лесам ровными рядами стояли стопы кирпичей.

Кто-то сделал ночью работу за целую бригаду мужчин! Так продолжалось несколько дней, и каменщики решили разузнать, кто же их тайный помощник.

Один рабочий на ночь остался в здании и спрятался под большим корытом, в котором мешали раствор для камня.

Пришла ночь. Заскрипели чьи-то старые ботиночки, послышались шаги, и — вот так чудо! — Каменщик увидел, как пожилая женщина в оборванных лохмотьях упорно таскает по лестнице кирпич за кирпичем! Это была блаженная матушка Ксения.

— Когда ты спишь, Андрей Федорович? — спрашивали люди блаженную Ксению.

Ты ведь помнишь, читатель, что матушка Ксения при жизни просила всех обращаться к ней по имени мужа.

— Успеем выспаться в земле, — отвечала она.

А сама проводила ночи в молитве ко Господу. Молитва берегла ее от злых людей, молитва согревала блаженную Ксению.

Молитва помогала ей терпеть нужду, переносить издевательства и насмешки, молитва соединяла с Господом Иисусом Христом и давала чувство любви ко всему Божию творению. Без молитвы не смогла бы она выжить.

Ксения любила молиться в поле. Там, как она говорила, она больше чувствовала, что Господь рядом. Только в самые холода оставалась она в домах у своих добрых подруг.

Видя едва одетую намокшую или замерзшую блаженную, люди предлагали ей теплую одежду и обувь.

Известен случай, как однажды лавочник с Сытного рынка хотел подарить блаженной Ксении тулупчик. Но в ответ услышал: «Подари его тому, кто без него несчастен, — тому он принесет радость». Сама же блаженная черпала радость в Боге.

Когда камзол Андрея Федоровича истлел и рассыпался, она сменила его на простую одежду: красную кофточку и зеленую юбку, или, наоборот, — зеленую кофточку и красную юбку. Так всю жизнь и проходила Ксения в лохмотьях и дырявых ботинках.

А когда она умерла, ее похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Недалеко от той самой церкви, которую она тайно помогала строить по ночам.

И вот уже 200 лет, начиная с 1820 года, люди идут и идут непрекращающимся потоком на могилку блаженной Ксении, прося ее помощи.

Над гробом блаженной Ксении ее почитатели выстроили часовню. К ней приносят цветы, пишут письма и заказывают церковные службы.

А в 1988 году Русская Православная Церковь причислила святую блаженную Ксению к лику святых и положила праздновать ее память 6 февраля (24 января по старому стилю).

Святая блаженная Ксения, моли Бога о нас!

Комментировать