Помните зачитанные в детстве книжки сказок и стихов Валентина Берестова с удивительными картинками? За давностью лет они изъяты из библиотечных фондов и сохранились разве что в семьях, но по-прежнему учат радости и любви.
Конечно, Берестов не исчез с детских полок – автор читаемый и переиздаваемый, но особенный колорит старых советских изданий незабываем. Современные технологии позволят «подержать их в руках» и почитать вместе с детьми.
Сделать это возможно благодаря Национальной электронной библиотеке, которая взяла на себя труд оцифровать старые издания.
Открывая их, мы будто заново вдохнем неповторимый запах страниц, увидим потертости обложек и подлинные тускловатые цвета картинок, библиотечные штампы и скромные значки цены, обозначенные в копейках.
Нам не забыть неповторимый шарм этих книг, в большинстве своем вышедших в издательстве «Детская литература» с 1960 по 1980-е годы прошлого века.
Советская детская поэзия – особое явление, а Валентин Берестов – особенный поэт. Доброта и нравственность, любовь к людям и животным, торжество правды и красоты – вот главные ценности и поэзии в целом, и этого автора. Они же проявляются и в его прозаических сказках, насквозь пронизанных стихотворными строчками.
Кто не помнит наизусть вот такие стихи Валентина Дмитриевича:
«В лужах картинки!
На первой – дом,
Как настоящий,
Только вверх дном.
Вторая картинка.
Небо на ней,
Как настоящее,
Даже синей.
Третья картинка.
Ветка на ней,
Как настоящая,
Но зеленей.
А на четвёртой
Картинке
Я промочил
Ботинки».
Детский поэтический мир сильно отличается от взрослого и живет по своим законам. В детских стихах нет ноток взрослой горечи и разочарования, и, хотя встречаются и печаль, и раздумье, но главное их настроение – радость.
Они насыщены отголосками рая – танцующе-скачущим игровым ритмом, ярким цветом, солнечным светом, невероятными превращениями и словотворчеством. Творение мира как будто бы продолжается, и помогает Творцу фантазия ребенка.
«Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи –
На свете правды больше станет!»
Протоиерей Павел Крючков, современный поэт и ведущий поэтической рубрики в журнале «Фома», общался с Валентином Дмитриевичем и так вспоминает о нём: «Это был один из самых добродушных людей, встреченных мною в жизни». По словам отца Павла, вокруг Берестова всегда «роились» дети, как будто это и была его главная среда обитания.
Батюшка делится, что поэт, как и многие советские граждане, не был религиозным человеком, но на склоне лет начал переосмысливать свое отношение к вере. А в качестве иллюстрации он приводит такие стихи В. Берестова:
* * *
В своем роду, кого ты ни спроси,
Идя от колыбели в ногу с веком,
Он со времён крещения Руси
Стал первым некрещёным человеком.
Он это чуть не доблестью считал.
Да жаль, что бабок спрашивать не стал.
А к бабушкам он относился строго:
«Вот тёмные какие! Верят в Бога!»
Старушки были рады без границ,
Что, отложив на время святотатства,
В пасхальный день от крашеных яиц
Охальник был не в силах отказаться.
Он ел и думал: «Как они глупы!»
Не видели старушки почему-то,
Что от религиозной скорлупы
Он очищал яйцо за полминуты.
И лишь под старость обнаружил он,
Что тайно был старушками крещён,
И что от колыбели был храним
Он ангелом невидимым своим.
1953, 1991 гг.
Делимся с вами бесценной коллекцией советских книжек с детства любимого нами автора прозаических сказок и поэта Валентина Дмитриевича Берестова. Автор протестовал, когда его называли детским автором, но по мироощущению был именно таковым.
А кто не знает такие строчки: «Как хорошо уметь читать!/ Не надо к маме приставать…» Возможно, эти шесть книг в электронном формате станут первым, что прочтут по слогам ваши дети.
В. Берестов. Птица неба не боится
Валентина Киденко
Фото из открытых источников
Медиа-файлы с сайта Национальной электронной библиотеки
Комментировать