На репринтном издании редкой старинной книги значится: «Казань, Типо-литография Казанского Университета, 1909 год». За семь лет до революции автор понимает, куда всё движется, но верит: воспитание и образование спасают.
Правда, убедиться в своей правоте пишущему не довелось: дети, получившие христианское воспитание и образование по Сокольскому, едва вошли в возраст, а в Империи уже полыхнул костер революции.
Более чем на 70 лет о религиозном воспитании и образовании в России забыли. Идеи Сокольского отошли на второй план. Но сейчас к его трудам с интересом возвращаются и открывают новое, а на деле – хорошо забытое старое.
Так что же за книга перед нами?
Актуально, через «ять»
Поясним: в начале ХХ века Казанский Университет носил звание Императорского и был одним из 25 лучших вузов страны. Правда, знал он и вольнодумные студенческие волнения, из-за которых его едва не закрыли в 1902 году, и преобразования: после 1905 года его управление стало во многом автономным.
В издательстве такого вуза издавали передовую литературу, привлекавшую общественный интерес, и книга о. Василия Сокольского – в числе этих прогрессивных изданий.
Автор цитирует известных ученых своего времени, сведущих в области педагогики, российских и зарубежных, а также древних философов и художников эпохи Возрождения, спорит или соглашается с ними и вовлекает в горячую полемику читателя.
В книге 149 страниц, она состоит из пяти глав:
- Глава I. Религиозное воспитание и обучение детей школьного возраста.
- Глава II. Нравственное воспитание детей школьного возраста.
- Глава III. Эстетическое воспитание детей школьного возраста.
- Глава IV. Общие принципы воспитания.
- Глава V. Уроки по Закону Божию.
В последней главе подробно рассматриваются практические вопросы катехизации: изучение молитв, Священная история, собственно катехизис, богослужение.
Книга написана живым публицистическим слогом, легким и не «занаученным» и увлекательным настолько, что иногда перестаешь замечать старинную орфографию с ерами и ятями и узнаешь в авторе собрата и современника.
«Лучшим из людей, то есть христианином»
Повторим важное: отец Василий Сокольский четко осознавал, что происходит в стране и в мире и всему давал объективную оценку. Его рассуждения и сейчас звучали бы ярко и убедительно. Понимает он и глобальные исторические процессы предыдущих столетий.
В предисловии автор пособия замечает:
«Христианское воспитание и обучение детей школьного возраста – вопрос настолько живой и интересный, что разработка его не нуждается ни в каком внешнем оправдании.
Вполне справедливо пишет профессор философии Павел Руссело, что нравственная ценность обучения заключается не в самих сведениях, которые нам предлагают, а в умственном развитии, для которого представляется удобный случай; и особенно в надлежащем пользовании укрепленными таким путем нашими способностями.
Сократ сказал, что, если обучение не делает ум справедливым и здравым, то оно делает людей худшими. Давая им в руки средство делать зло. Доказательств этому много в истории.
Так, возрождение наук совпало в Италии с гнусной нравственностью маленьких тиранов в роде князя Макиавелли, Борджиа, общественной и частной безнравственностью; во Франции с испорченностью нравов Валуа; в Англии с кровавым временем Тюдоров.
Если бы достаточно было быть образованным для избежания зла и делания добра, то более умные и более ученые люди были бы более добродетельными, и время более высокого просвещения было бы временем более высокой нравственности.
Это … значит только то, что служение истине – предмет разума – должно быть связано со служением добру – предметом воли и удовлетворять человеческое сердце.
Если это условие будет выполнено…, тогда обучение действительно будет содействовать нравственности: оно сделает человека лучшим из людей, то есть христианином.
Причем всегда следует помнить, что, «просто и любовно беседуя с детьми о Боге и христианской жизни, законоучитель с несомненным успехом будет достигать целей вразумления и назидания…»»
Потомственный священник, преподаватель, новомученик
Не менее, чем содержание книги, вызывает интерес сам ее автор и его непростая судьба.
Василий Петрович Сокольский, впоследствии священномученик, святой Русской Православной Церкви, родился 30 января 1878 года.
Как сообщает его современный жизнеописатель игумен Дамаскин (Орловский), детство Василия проходило в селе Белое Озеро Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. Потомственный священник, В. П. Сокольский продолжил стезю своих отцов и поступил в Казанскую Духовную академию. Окончив ее в 1902 году, он стал кандидатом богословия, женился и был рукоположен.
В 1905-м его удостоили магистрской степени за богословское сочинение «Евангельский идеал христианского пастыря».
Затем отец Василий преподавал в Духовных семинариях, Астраханской и Черниговской. В его послужном списке – церковь Благовещения в Петрограде, вместе с приходом устоявшая против обновленцев. В годы после революции священник участвовал в переговорах с обновленцами, старался вернуть их в лоно Церкви.
Верность вере и своему служению не прошли для него даром. С первых же лет советской власти священника регулярно репрессировали и ссылали: в 20-е – туда же, куда и царедворца Меньшикова, в город Берёзов Тобольского округа.
В начале 30-х его отправили еще севернее, туда, где жизнь была особенно сурова и батюшка почти потерял зрение. В промежутке между ссылками отец Василий был удостоен протоиерейства, служил в Ленинграде.
Там же он поселился вместе со своей семьей после освобождения. Ленинградцы запомнили его служащим в храмах апостола Матфея и Афонской (Ватопедской) иконы Богородицы прежде Новодевичьего монастыря.
А в 1935 году протоиерей Василий Сокольский отправился в свою последнюю ссылку вместе с семьей в Северный Казахстан (Акмолинская область). Правда, и там ему снова предъявили обвинение: совершать обряды не прекращал, от Бога не отрекся, пастве говорил правду о происходящем. Но и в казахстанской тюрьме виновным священник себя не признал.
По постановлению тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области 10 сентября 1937 года священника расстреляли. Архиерейский Собор РПЦ 2000 года прославил священномученика в лике святых.
Словом, перед вами не просто книга, а труд, созданный святым нового времени, новомучеником, книга, в которой отражена эпоха со всеми ее перипетиями и несмотря ни на что присутствует надежда на помощь Божию и благие перемены.
В религиозном воспитании и образовании Василий Сокольский видел спасение, и личное, и общественное, и государственное.
А вот что он пишет о воспитании эстетическом – и это накануне эпохи Шариковых, того страшного времени, когда любование прекрасным вот-вот отступит перед ужасами кровавого террора, а душевная тонкость и яркость восприятия будут не в чести:
«Не находил ли бы… простолюдин … лучшее облегчение своему суровому положению, если бы глаза его были направлены на то, что Леонардо-да-Винчи называет «мирок красоты»…, если бы он призван был наслаждаться созерцанием прелестей, рассыпанных по этому обширному миру, которые, ощущаясь сердцем, как сказал Паскаль, смягчают… его печали и, более чем все остальное, дают ему предчувствие и предвкушение лучшей судьбы».
Или еще: «…в горькие минуты, когда бывают разбиты все лучшие надежды человека, когда сердце под гнетом невыразимой тоски изливается в ручьях слез – мелодия лирической песни утрачивает для человека свою прелесть, все музы теряют свое обаяние и бессильны оказать какую-либо помощь человеку, — необходимо признать за аксиому, что отказывать детям эстетическом воспитании – значит, суживать поле воспитания и уродовать человеческую природу.
Воображение, вкус, чувство прекрасного находятся в зародыше во всякой душе, и даже самое элементарное обучение не имеет права пренебрегать ими…
Искусство является единственным путем, по которому мы до некоторой степени можем приблизиться к гармоническому образованию всех наших сил, к тому всестороннему развитию всего человека, которого требует гуманистический идеал образования.
Нельзя смотреть прекрасное, чтобы не осталось какого-либо отражения его в душе и глазах того, кто на него смотрит».
Старинную книгу о воспитании вы можете скачать на нашем сайте
Свящ. Василий Сокольский – «Христианское воспитание и обучение детей школьного возраста»
Аннотация Валентины Патроновой
Комментировать