В сомнении или недоумении мы стараемся испросить совета у человека, умудренного опытом – у духовника или старца. А вот сами духовные мужи, такие как Паисий Святогорец, порой обращались за ответами… к детям.
Интересно, почему? Развернутый ответ на этот вопрос мы нашли на просторах интернета. Безымянный автор материала рассказывает об уникальном воспитательном опыте известного подвижника. И, что особенно важно, приводит яркие примеры из жития.
Принес им в жертву своё безмолвие
Собирая вокруг себя обездоленных и, как сейчас говорят, «проблемных» детей, авва Паисий не только воспитывал этих мальчишек, но и сам духовно воспитывался и креп рядом с ними. Больше того: и ему, как и нам, было свойственно сомневаться и недоумевать, и в такие моменты на помощь приходили именно дети.
Вспоминая детство самого старца, по редким фотографиям можно представить себе его, тогда ещё мальчика Арсения, одного из сыновей большого семейства, который окончил только начальную школу, а затем обучался ремеслу, чтобы прокормить себя и близких.
Подобно Христу, он освоил дело плотника. Этому же мастерству он в старости обучал брошенных мальчишек, которых ему довелось спасать.
Итак, обратимся к тексту статьи:«В июле 1958 года отец Паисий на время переселился со Святой Горы Афон в Стомион — уединённый монастырь в диких горах, недалеко от родного городка Коница, в Эпире.
В августе 1960 года, отстроив в Стомион новые кельи, отец Паисий по любви к людям принёс им в жертву своё безмолвие.
Он поселил в монастыре около тридцати детей и подростков из близлежащих деревень, родители которых с утра до вечера работали в поле.
Работа должна сочетаться с духовными занятиями
С утра до обеда под присмотром отца Паисия дети трудились в мастерской и помогали ему по хозяйству, а вечерами он собирал их в кружок, рассказывал им истории из патерика и наставлял их.
Ребятам постарше он говорил: «Учитесь работать. Если хотите, можете остаться на несколько месяцев в монастыре, и я обучу вас плотницкому ремеслу».
Некоторые подростки остались с преподобным для обучения. Каждое утро, в семь часов, они приходили в мастерскую и трудились под его присмотром.
«Прежде чем начинать любое дело, – советовал отец Паисий, – мы должны осенять себя крестным знамением, а молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» должны творить постоянно».
В полдень они шли пообедать и отдохнуть, а потом снова возвращались в мастерскую, где трудились до вечерни. Работали ребята наравне с отцом Паисием, однако часто прерывались для чтения житий святых.
«Если только работать и не останавливаться для духовных занятий, то мы забудем о Боге», – говорил преподобный.
Будем довольны – и всё найдётся
Однажды, проходя по сельской дороге из Коницы, преподобный увидел в стогу сена спящего мальчика лет двенадцати.
На расспросы отца Паисия тот отвечал, что его выгнала из дому мачеха. Когда отец Паисий предложил ему свой кров, паренёк спросил: «А у тебя там есть еда и лишнее одеяло?»
Отец Паисий заплакал, вспомнив слова апостола Павла: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6:8).
«Найдётся, Георгакис, всё найдётся», – ответил преподобный и привёл мальчишку в монастырь. Тот остался там на несколько месяцев, получив от преподобного не только крышу над головой, но и навыки ремесла и духовную помощь.
В другой раз отец Паисий прослышал о пареньке, который, повредившись рассудком, грозился убить мать и сестрёнку. Преподобный забрал его в монастырь. Любовь и молитва отца Паисия помогли мальчику обрести мир и стать добрым и умным мальчиком.
Ко всем этим детям отец Паисий относился как к родным братьям.
Бог отвечает на смирение
Поскольку рядом с ним не было старца, которому можно было бы оказывать послушание, отсекать перед ним свою волю, отец Паисий часто спрашивал кого-то из ребят: «Как ты думаешь, сынок, делать мне это, или нет?» – и следовал тому, что говорили дети.
Однажды преподобный спросил паренька: «Который сейчас час?» Тот взглянул на часы, увидел, что они остановились, и неожиданно дерзко ответил: «Откуда мне знать, дурачина? Часы-то не ходят!»
Отцу Паисию стало больно от такой наглости и неблагодарности, и он решил больше у него ничего не спрашивать – ведь из-за этого ребёнок начал задаваться и дерзить.
Но когда на следующий день преподобному надо было принять какое-то решение, а посоветоваться опять было не с кем, он снова спросил того же мальчика и получил разумный ответ.
«После этого я понял, – рассказывал впоследствии преподобный, – что мы не должны принимать решения самостоятельно. Мы должны спрашивать совета. Даже если мы обратимся за советом к ребёнку, Бог, видя наше расположение и наше смирение, просветит его, и он даст нам правильный ответ».
Комментировать