Прот. Георгий Ореханов: что делать, если ребёнок ушёл из Церкви?

Прот. Георгий Ореханов: что делать, если ребёнок ушёл из Церкви?

(2 голоса5.0 из 5)

Протоиерей Георгий Ореханов покинул мир на 58-м году жизни. Известный духовник, учёный, просветитель и педагог 20 лет назад был учителем математики в школе. Вспоминая пастыря, публикуем его ответы на вопрос: что делать, если ребёнок ушёл из Церкви?

Профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, доктор церковной истории, доктор исторических наук, проректор ПСТГУ по международной работе, отец Георгий был в гуще университетской жизни и знал, чем живут и дышат молодые люди сегодня.

Батюшка не просто читал лекции — преподавал историю Русской Церкви в Свято-Тихоновском университете — но и много общался, сердечно любил студентов, в летних поездках по стране обсуждал с ними книги и фильмы и, как вспоминают с с теплом и ностальгией выпускники, вслух читал им любимую повесть о русской душе — «Капитанскую дочку» Пушкина.

Теперь мало кто вспомнит, что педагогическую деятельность он начинал в 90-е годы учителем математики. Тогда дети называли его не отец Георгий, а Юрий Леонидович.

Только факты

Прот. Георгий (Юрий Леонидович) Ореханов — российский историк, кандидат богословия, доктор церковной истории, доктор исторических наук, профессор. Член Экспертного совета ВАК при Минобразования и науки РФ по теологии.

В 1984 году окончил мехмат МГУ, в 1990-м — психологический факультет, затем поступил на богословский факультет ПСТГУ. Окончив его бакалавром теологии, остался преподавать в своём вузе на кафедре истории Церкви богословского факультета.

Протоиерей Георгий Ореханов
Фото: Александр Филиппов / CC BY-SA 4.0

Доцент, затем профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, он защитил диссертацию кандидата богословия и был рукоположен во диакона, затем во священника, а в 2013-м году — в протоиерея.

Являлся проректором вуза по учебной работе, по внутривузовской системе качества образования, по международной работе.

Эта статья была опубликована в мае 2013 года в замечательном журнале «Нескучный сад», который, увы, перестал выходить в бумажном формате.

Ребёнок вырос и ушёл из Церкви: что делать?

Когда дети 18-20 лет, выросшие в верующих семьях, «вдруг» уходят из Церкви – можно ли что-то сделать или уже поздно? Какие основные ошибки допускают родители? Как себя правильно вести с большими детьми? На вопросы «Нескучного сада» отвечают отец Георгий и матушка Елена Орехановы.

Точка зрения мамы

— Во-первых, в каждой семье все очень индивидуально. Могу лишь поделиться своим опытом, хотя не уверена, что он кому-то подойдёт.

Дело в том, что мы с мужем выросли в неверующих семьях, поэтому непрерывно «изобретали велосипед»: не было рядом никого, кто имел бы опыт церковной жизни. Много сил тратилось впустую, и это было неизбежно.

Отношения родителей и детей выстраивают с самого рождения. И то, в каком они состоянии оказались через 18-20 лет, это результат труда обеих сторон.

Хотя есть такой сложный период, когда ребёнка начинает «трясти», но это надо пережить. У всех он в своё время – у кого-то в 12 лет, у кого-то в 20.

Один наш знакомый, философ и богослов, рассказывал: «Когда моему сыну было тринадцать, я был «старым и глупым».

Единственное, что его удивляло, это уважительное отношение ко мне моих аспирантов. Но чем старше становился сын, тем умнее, по его мнению, становился я. Теперь он совсем взрослый, а я – совсем умный».

Когда дети вырастают, у них начинается своя жизнь не только потому, что они хотят что-то доказать родителям и отделиться, но и объективно. Например, мой старший сын сидит за работой на компьютере, и мне хотелось бы узнать, что именно он делает.

Но скорее всего я услышу: «Мам, это очень долго объяснять». Если настоять, «взять за жабры», то можно, конечно, получить подробный ответ. Но это всё-таки детали. По ключевым вопросам он всегда советуется, если нужна помощь – придёт и спросит.

Уход детей из Церкви, как мне кажется, это проблема в первую очередь родителей — от осинки не родятся апельсинки. Наш духовник говорит, что родители часто жалуются на детей, а дети – практически никогда на родителей.

Он рассказывает, как один очень мудрый священник сказал несчастному родителю: «Что ты все пытаешься сделать из ребёнка то, что из самого себя не можешь сделать вот уже 50 лет?»

Некоторые православные считают, что достаточно приучить детей к церковной жизни, а образование, которое они получат, уже не так важно.

Папа с дочкой

Когда нашей дочке было четыре, она подошла к папе с вопросом: «Папа, а когда мы в рай попадем, мы учебники английского возьмём с собой? По какому языку там говорят?»

Папа подвоха не понял и ответил, что, наверное, на райском, на что она тут же нашлась: «Зачем же тогда мы учим английский, если они нам не понадобится в раю?» Пришлось сказать: «Ты пока домашнее задание сделай, а там видно будет».

Помимо практической полезности английского языка, которую четырехлетнему ребёнку, и правда, трудно объяснить, есть ещё просто послушание.

Герой «Жертвоприношения» Тарковского в начале фильма втыкает в сухую землю палку и начинает поливать. Он носит воду и поливает до тех пор, пока в конце фильма палка не зацветает.

Поливает он просто из послушания, не до конца понимая смысла своего труда. Таким же трудом, выполняемым из любви и послушания, является для детей учёба. В этом, помимо пока непонятной им практической пользы, её духовный смысл.

На самом деле, в воспитании детей нет и не может быть абсолютных рецептов. То, что работало у нас, может оказаться совершенно неприменимым к другой семье, и наоборот.

Священник Георгий Ореханов, проректор ПСТГУ по международной работе:

Священник Георгий Ореханов
Фото: Александр Филиппов / CC BY-SA 4.0

— Никогда родители не должны отчаиваться, если в воспитании их детей происходит нечто, что не укладывается в их схемы и представления. Ничего никогда не поздно.

Я могу дать три совета. Первое.

Всегда спрашивать себя, насколько моя вера может быть убедительна для других, насколько она жива, насколько я сам верю в то, в чем хочу убедить окружающих, в том числе и молодых людей.

Особенно это важно тогда, когда речь заходит о моральных ценностях, которые так беспощадно попираются в современном мире — чистота, целомудрие и т.д.

Второе. Я должен всегда уважать чужую свободу, особенно в возрасте, когда эта свобода переживается как главная жизненная ценность.

У родителей есть очень короткое время, чтобы убедить в чём-то детей. Далее весомым фактором становится для молодёжи сомнение, скепсис, и победить его методами директивного воздействия не получается.

Третье. Никогда не переставать переживать мир и Христа как тайну, которая выше нашего эгоизма и требует от нас духовного восторга, роста, постоянного удивления.

Наша главная задача — передать детям радость открытия мира и веры, эта задача никогда не перестанет быть актуальной.

Беседовала Светлана Гаджинская
Журнал «Нескучный сад»

Комментировать