Прот. А.А. Дернов – «Методика Закона Божия»

Прот. А.А. Дернов – «Методика Закона Божия»

(6 голосов5.0 из 5)

Наука стремительна: едва попадая в учебники, знания устаревают. Но есть дисциплина, чьё смысловое ядро не требует пересмотра. Это Закон Божий. Узнаем, как преподавали этот предмет в Российской Империи накануне революции.

Об авторе книги

i400 - Прот. А.А. Дернов – «Методика Закона Божия»Протоиерей Александр Дернов был известным церковно-общественным деятелем начала ХХ века. Его труды отмечены большим числом церковных наград. Его идеи и проекты многочисленны.

Это и создание журнала общества «Православно-русское слово», где он был редактором и вскоре стал почётным членом.

И заведование редакцией «Санкт-Петербургского духовного вестника», и труды в Христорождественском Александро-Иосифовском братстве на Песках, в обществах вспоможения студентам Духовной Академии и учащимся гимназии.

Созданный им учебник по Закону Божию имеет практический характер, потому что отец Александр сам преподавал этот предмет в прогимназии, в гимназии, на женских педагогических курсах и в других учебных заведениях.

Отца Александра Дернова неслучайно называли сподвижником св. прав. Иоанна Кронштадтского. Знавшие его люди отмечали его близость к отцу Иоанну.

Это было единство в духе, ведь, как и он, протоиерей Александр являл тёплое и любовное отношение к ближним, особую прямоту и честность, редкостное смирение.

После выхода исторического манифеста 1905 года о свободе совести положение отца Иоанна было непростым, и отец Александр предложил создать общество защиты священника Иоанна Кронштадтского от нападок. Тогда проект не был реализован.

Общество имени о. Иоанна появилось после смерти подвижника, и отец Александр его возглавил. Через него он помогал нуждающимся духовно и материально, поддерживал память об отце Иоанне, издавал журнал «Кронштадтский пастырь», с которым сотрудничали известные духовные писатели того времени.

По инициативе отца Александра открывались странноприимные дома, приюты для сирот, библиотеки, бесплатно кормили бездомных.

В 1915 году А. Дернов, возведённый в сан протопресвитера, стал заведовать придворным духовенством, был назначен настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля и Спасского собора в Императорском Зимнем дворце, присутствовал на заседаниях Синода.

Под его началом или при его участии действовало много организаций: Комитет православного миссионерского общества, Общество любителей ораторского искусства, Иоанно-Предтеченское братство трезвости, Общество вспоможения слушательницам Императорского женского пединститута и ученицам Константиновской женской гимназии, Комиссия по устройству народных чтений, дома призрения вдов и сирот придворного духовенства имени императора Александра II и так далее.

А. А. Дернов помогал личными средствами храмам, учебным заведениям, библиотекам, православным обществам и братствам, причём чаще всего делал это анонимно.

В 1922 году он был арестован по делу митрополита Вениамина, но вскоре освобождён по частному ходатайству. Через год обновленцы приглашали его к сотрудничеству, но священник отказался от компромиссов с новой властью и церковью.

Умер в октябре 1923 года, похоронен на Смоленском кладбище. Отца Александра Дернова отпевало большое количество духовенства, что, по словам современников, стало неким «торжеством Православия» верующих в советском Петрограде.

В чём корень зла

Книга «Прот. А.А. Дернов – методика Закона Божия…» подготовлена к печати и вышла в свет в Синодальный период истории Церкви в Санкт-Петербурге в 1913 году и одобрена учебным комитетом при Священном Синоде.

Перед нами её третье издание в трёх частях, дополненное и исправленное.

Название должности автора пособия погружает нас совсем в другое время. «Настоятель Спб. Петропавловского Придворного собора» – значится рядом с именем и саном протоиерея А. А. Дернова на титульном листе.

img005 - Прот. А.А. Дернов – «Методика Закона Божия»Только представьте себе тот факт, что год издания книги – 1913-й, а значит, через четыре года Империя рухнет, и на её руинах будут насильственно строить совершенно другой мир. Церковное сознание миллионов людей будет поколеблено или стёрто.

На тот момент русской истории многое для этого делается. Светские писатели и философы, продвинутая молодёжь, анархисты, нигилисты и революционеры всех мастей невидимо подрывают многовековые устои православной веры.

Роман Достоевского «Бесы» чудовищно воплощается в реальной жизни.

Современные читатели, возможно, будут удивлены, встретив не в романе, а здесь, в методическом пособии выражение общих опасений верующих людей того времени и пророческие слова о будущем России.

Автор не ошибается в предвидении общего хаоса, падения нравов и упадка веры, которые вот-вот наступят.

pushkin - Прот. А.А. Дернов – «Методика Закона Божия»Всё это до глубины угадано протоиереем А. Дерновым и не может не поражать. Неслучаен эпиграф, для которого автор книги выбрал некоторые мысли А. С. Пушкина:

«Воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла. Одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия.

Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества».

Спасение от многомятежной жизни

Современники автора книги высоко оценили издание, отметив, что на тот момент это был первый опыт курса методики Закона Божия, обоснованный церковно-исторически. Во вступлении автора чётко выражены его позиция и главный педагогический принцип:

«Идеалы нашего воспитания должны созидаться на Слове Божием, и воспитание русское, общественное и частное, должно быть всецело запечатлено церковным характером».

Пособие имеет трехчастную структуру. Первая часть – это собственно методика Закона Божия и образцовые уроки для детей младшего возраста.

Вторая и третья части посвящены выяснению задач и средств истинно христианского воспитания. Вторая часть посвящена действию священной истории и общей истории Церкви. Третья часть рассказывает о воззрениях и мыслях русских учителей о воспитании.

«Автор будет доволен, если книга послужит небесполезным материалом при дальнейшей разработке вопроса истинно христианского воспитания, в котором так нуждается наша столько многомятежная жизнь».

Книга содержит немало полезных материалов для педагогов-законников. В первой части вы найдёте записки по методике начального обучения Закону Божию и примерные темы для практических уроков с пояснениями-заметками, а также примерные уроки для разных классов и их разбор.

original - Прот. А.А. Дернов – «Методика Закона Божия»Во второй части книги содержатся общие замечания о воспитании и его истории.

Автор даёт читателю представления о дохристианском иудейском воспитании, о Христе как Учителе и Воспитателе человечества, о воспитании в первые века христианства и апостольском опыте.

Также в книге описано влияние святых отцов и учителей Церкви на христианскую педагогику.

Среди мудрых воспитателей упомянуты учителя и святители семнадцатого, восемнадцатого, девятнадцатого столетий, среди которых святитель Филарет Московский и другие известные имена.

Интересно, что автор также приводит мысли об истинно христианском воспитании светских писателей и мыслителей, в их числе – Ушинский, Пирогов, Самарин, Достоевский, Жуковский, Гоголь, что говорит о возросшем влиянии светской культуры на общественную и духовную жизнь.

Отдельные главы посвящены духовным авторитетам начала двадцатого века, современникам автора.

Выход из тупика – истинное знание

Пусть читателя не смущает старая орфография книги. Некоторые затруднения при непривычном чтении через ять и ижицу будут вознаграждены, ведь за ретроградной формой и слогом – нестареющие актуальные смыслы. Проблематику, затронутую автором, многие из нас и сегодня назвали бы современной и злободневной.

Главную проблему во вступительной статье к книге автор формулирует так: «Пора отстаивать более человечную, чем сейчас, семью, более священную по искренности веры Церковь, более деятельное государство, более чистую национальность».

Среди проблем, вынесенных отдельно и выделенных шрифтом на полях, есть те, о которых думают и говорят сегодня:

  • Несчастное современное направление родителей
  • Печальное состояние детей
  • Печальное состояние общества нашего
  • Печальное состояние школы и результаты этого
  • Печальное состояние вообще русского народа
  • Духовная болезнь нашего Отечества.

«Где исход из тяжёлого положения?» – вопрошает автор. Но это не риторический вопрос из серии «Кто виноват?» и «Что делать?», а именно заинтересованный поиск ответа, и ответ на него у автора существует:

«В настоящее скорбное время, когда смута охватила умы, дух колеблется, а мрак неведения и неверия всё более и более сгущается над русскими людьми, им представляется только один исход: истинное знание, согретое любовью, освящённое верою… Это именно то знание, которое озарено Духом Святым».

Валентина Киденко

Комментировать