Протоиерей Олег Давыденков: «Существует довольно распространенное мнение, что умершие в младенчестве сподобляются особой, наивысшей степени блаженства. Эта мысль ложная, оснований в святоотеческом учении она не имеет: блаженство умерших младенцев не может быть «выше» блаженства людей, достигающих его через свободное самоопределение и личный подвиг».
Что нам известно из Священного Писания и Священного Предания об участи умерших некрещёных младенцев? Попробуем тщательно исследовать этот вопрос.
Что говорит Священное Писание
Сам Господь в беседе с Никодимом сказал об этом так: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).
Рождение от воды и Духа согласно учению Церкви — это второе, духовное рождение человека, т. е. крещение в водной купели, вследствие которого человек приобщается к Церкви. Это базовое условие спасение человека.
Соборные постановления
124-е правило поместного Карфагенского собора: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от материнской утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть Крещением (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема».
Исповедание православной веры Восточной Церкви, определение 16: «Мы веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, в высшей степени необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Поэтому оно нужно и младенцам, ибо и они подвержены первородному греху и без крещения не могут получить его отпущения. Господь, показал это, когда сказал не только о некоторых, но просто и безусловно: «Кто не родится…», что равнозначно выражению: «Все, кто войдут в Царство Небесное после пришествия Христа Спасителя, должны возродиться». И поскольку младенцы являются людьми, и как таковые нуждаются в спасении, то нуждаясь в спасении, они также нуждаются в крещении.
А не возродившиеся, поскольку они не получили отпущения наследственного греха, необходимо подлежат вечному наказанию, и следовательно, не могут без крещения быть спасены. Так что, даже младенцам необходимо крещение. Притом младенцы спасены, как говорится у Евангелиста Матфея, а тот, кто не крещен, тот не спасен. И поэтому, даже младенцы обязательно должны быть крещены».
(Исповедание православной веры Восточной Церкви, определение 16: The Acts and Decrees of the Synod of Jerusalem, sometimes called the Council of Bethlehem, holden under Dositheus, Patriarch of Jerusalem in 1672. London, 1899. P. 139-141.)
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, Ч. 3, вопрос 20: «Первородный грех не может быть заглажен никаким покаянием: он изглаждается только благодатию Божиею, чрез воплощение Господа нашего Иисуса Христа, и пролитие честной Крови Его. Действие сие совершается в Таинстве Святого Крещения. Посему, кто не крестился, тот не освободился от сего греха, но подлежит гневу и вечной казни, по словам: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5)».
Томос Константинопольского собора 1672 года: «Относительно [Таинства] Просвещения мы веруем, что всем вообще младенцам в высшей степени необходимо Крещение. Посредством этого таинства они получают печать бытия рабами Христовыми и через своих восприемников и поручителей отрекаются от сатаны и сочетаются со Христом, чтобы очиститься от праотеческой скверны (προπατορικῆς κελῖδος), сохраниться невредимыми от козней врага (ибо легко разграбить незапечатанную сокровищницу и нетрудно похитить неклейменую овцу, как говорит Великий Василий) и сделаться способными к принятию блаженства.
Ибо тот, кто не рожден свыше, никак не может сподобиться Небесного Царствия. И пусть даже младенцы еще не достигли того состояния, чтобы иметь веру, тем не менее, они получают оправдание благодатью Божией ради веры Церкви и их родителей».
(Томос Константинопольского собора 1672 года: Τόμος τῆς ἐν Κωνσταντινουπόλεως Συνόδου // Καρμίρης Ἰ. Δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικὴς Ἐκκλησίας. Graz, 1968. T. 2. Σ. 690 (пер. П. Пашкова).)
Святые отцы и учители Церкви
Преподобный Макарий Великий говорит об участи некрещеных младенцев следующее: «Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте. И если случится наконец младенцу выйти из чрева в надлежащее время, видит она для неба, земли и солнца новую тварь — какой никогда не видала; и тотчас друзья и родные с весёлым лицом берут младенца в объятия. А если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определённым на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во тьму» (прп. Макарий Великий. Добротолюбие. Избранные поучения. М. 2002, с.45). «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5).
Свт. Григорий Богослов в слове о крещении говорит: «Не сподобившиеся св. крещения по малолетству, младенцы не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены св. крещением, однако же, и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вред, ибо не всякий недостойный чести достоин уже и наказания».
Подобное же говорится в синаксаре мясопустной субботы (Триодь Постная): «Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут».
Церковная практика
Еще одним источником Св. Предания является повсеместная общепринятая церковная практика. А что она говорит о крещении?
Чин отпевания совершается только над крещёными, в т.ч. младенцами. Да, отпевание — это не «пропуск в рай», но сам этот факт подтверждает то, что некрещёные находятся вне Церкви — корабля спасения.
В «Известии учительном», наставляющем священника в том, как совершать Божественную литургию и как правильно поступать при неожиданных случаях во время ее? А вот что: «Аще иерей начнет литургисати и в проскомидии будет действе, или уже в литургии до входа великаго, позовется смертныя ради каковыя приключаемыя нужды, аще крестити, или исповедати да оставит на том месте служение и идет борзо тамо, и сотворив болезненному в самой смерти надежно спасение, и возвратився, докончает божественную службу».
Итак, крещение доставляет крещаемому «в самой смерти надежно спасение», и, учитывая, что ради него священник должен оставить даже служение Божественной литургии, очевидно: дело здесь идет о жизни и смерти (духовной) человека. Если бы была твердая надежда на то, что душа некрещеного пойдет в рай, то зачем было бы так спешить? Об этом, впрочем, говорит вообще вся практика крещения Православной Церкви.
Правда, конкретно в «Известии» не сказано, что умирающий — это обязательно младенец. Но, во-первых, это древняя книга, а тогда в Русской Православной Церкви некрещеными были, как правило, только младенцы. Во-вторых, оно же и не говорит, что к младенцу можно не спешить, что само по себе достаточно красноречиво. А в Требнике даже есть специальный очень сокращенный чин «святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго».
Куда попадают некрещёные младенцы?
По этому поводу преп. Макарий Великий: «некоторые утверждают, что и Царство одно, и геенна одна; мы же говорим, что много степеней, различий, и мер в одном и том же Царстве и в одной и той же геенне и Божество объемлет все твари, и небесные, и те, которые ниже бездны, и повсюду всецело пребывает в твари, хотя по своей неизмеримости и необъятности оно и вне тварей. Посему само Божество внемлет людям и во всём домостроительствует премудро. И поскольку некоторые молятся, не зная, чего просят, другие постятся, иные пребывают в служении, то Бог, праведный Судия, каждого награждает по мере веры. Ибо что делают они, делают по страху Божию, но не все они — сыны, цари, наследники. Есть меры избыточествующие, и есть меры малые. В самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом. А КОТОРЫЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ОДНО ЦАРСТВО, ОДНА ГЕЕННА, И СТЕПЕНЕЙ НЕТ, ТЕ ГОВОРЯТ ХУДО» (Добротолюбие. Избранные поучения. М., 2002, с. 51−52).
Обратим внимание на вышеприведенные слова свт. Григория Богослова и поучение Триоди Постной, которые указуют, что, хотя эти младенцы и идут в ад, но не в места мучений:
«Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут». Об этом же говорит и св. Григорий Богослов, замечая, что эти младенцы не будут претерпевать вечных мучений.
Итак, из всего вышесказанного, для нас важно то, что, согласно словам Спасителя (Лк.16:19-31), в аду есть места или, по крайней мере, одно место, где нет мучений, хотя там нет и райской радости. Если мы теперь припомним вышеприведенные свидетельства свт. Григория Богослова и Постной Триоди о том, что некрещеные младенцы по смерти не будут испытывать адских мучений, хотя и не вкусят райской радости, то увидим, что они в точности соответствуют описанию именно этого места ада, т. е. лону Авраамову или, скорее, места, подобного этому лону.
Но какое же утешение (ср. Лк.16:25) могут иметь души некрещеных младенцев в таком месте?
Этим утешением являются в первую очередь молитва их родителей, близких, милостыня, добрые дела оных, содеянные за этих деток. Молитва родителей, особенно матери, за этих деток не может быть не услышана Богом.
***
Приложение от редакции «Азбуки воспитания»
Постановление № 2716: о [церковном] погребении некрещенных младенцев (3/7/2001).
К Преосвященнейшим Митрополитам Элладской Церкви.
Синодальным решением, принятом на заседании Постоянного Священного Синода 8-го Июня, ставим Вас в известность, что Священный Синод рассмотрел тему церковного погребения некрещенных младенцев.
Принятые во внимание как догматические и номоканонические стороны Синодальной Комиссией, так и вопросы богослужения и пастырского попечения, было принято решение, что согласно церковной икономии и из человеколюбия к скорбящим родителям о преждевременной и внезапной смерти их младенцев, церковное погребение некрещенных младенцев позволительно, при наличии следующих обязательных условий:
а) По меньшей мере один из родителей должен быть православным христианином, который бы просил о совершении данного чина у церковного начальства.
б) Была исчерпана всякая возможность, предоставленная Церковью для своевременного крещения младенца «страха ради смертного» (в том числе крещение мирянином). Нам клирикам подобает быть проинформированными в данном вопросе и отправлять заупокойные богослужения согласно Синодальному указу.
В выше принятом постановлении Священный Синод основывался на богословии Православной Церкви и особенно на Церковном Предании. Причины принятого решения изложены ниже вкратце:
Чин церковного отпевания совершается преимущественно над православными христианами, почившими в общении с Церковью и принявшие святое Крещение. Не допускается совершение чина отпевания над иноверными, над оглашенными и в целом над некрещенными. Также, церковное наказание, в качестве лишение возможности церковного погребения и молитвенного поминовения усопшего, налагается на еретиков и совершителей серьезных преступлений против Церкви.
Что же касается умерших некрещённых младенцев у святых отцов существует множество мнений. Основной точкой зрения Православного Богословия является то, что они, как носители прародительского греха, не могут войти в Царствие Божие. Однако, как свободные от всякого личного греха избавляются и от вечного осуждения, и потому вопрос о их спасении полностью предоставляется на справедливый суд и милость Божию. Спасительное значение Таинства святого Крещения по причине угрозы смерти для младенцев, является одной из важнейших причин, которая способствовала установлению традиции крещения младенцев. Данное установление основывается и на желании и стремлении родителей увериться, и воспитывать своих детей «в учении и наставлении Господнем». Согласно сложившейся традиции крещения младенцев, некрещенные младенцы родителей-христиан относятся к оглашенным. Данная мысль совершенно ясна у святого Симеона Солунского. Она имеет место в Церкви начиная с 14 века и установленный, так называемый, предкрещальный чин, среди прочего, становится образцом предварительного «воцерковления» младенцев.
Принимая во внимание выше сказанное, некрещенные младенцы родителей-христиан могут беспрепятственно участвовать во всяком богослужении, как и оглашенные в древности, в основном с педагогической целью и с целью моральной подготовки. Исключения составляют только те богослужения, в которых совершается Таинство. Известно также и прошение об оглашенных за Божественной Литургией, первая часть которой сегодня именуется «Литургией оглашенных». Следовательно, из человеколюбия, возможно, чтобы над оглашенными совершался чин отпевания, который как известно не является Таинством, но лишь молебном о умершем, и тем более это дозволительно по причине скорби родительской о внезапной и преждевременной смерти младенцев.
В защиту вышесказанного выступают следующие утверждения:
а) Отсутствие личных грехов у младенцев, ни в самом желании ни на деле, согласно Григорию Нисскому.
б) Сегодня практикуется погребение некрещенных младенцев на территории христианского кладбища, что выражает то, что и они не лишены покрова Божия.
г) Лишение возможности церковного погребения приводит к развитию множества суеверий и предрассудков относительно посмертной участи некрещенных младенцев, погребенных без чина отпевания.
д) Неуверенность в целом, как утверждение о спасении некрещенных младенцев и, тем самым, «опережение» человеколюбия Церкви, и напротив, отказ в церковном погребении некрещенных младенцев порождают смущения среди верующих, а подобные случаи получают широкую гласность в последнее время.
+ Архиепископ Афинский Христодул, председатель Священного Синода, + Спиридон Лангадский, + Апостолос Полианийский и Килкисийский, + Антоний Сисанийский и Сьятистский, + Прокопий Филипийский, Неапольский и Тасский, + Дионисий Неапольский и Ставропольский, + Амвросий Калавритский и Эгиалийский, + Алексей Триккский и Стагийский, + Пантелеимон Аттикийский, + Николай Карпенисийский, + Евстафий Монемвасийский и Спартский, + Герман Илийский
***
См. также: Аборты — вид человеческих жертвоприношений сатане архимандрит Рафаил (Карелин)
Комментировать