<span class=bg_bpub_book_author>Н. Скоробогатько</span> <br>Н. Скоробогатько: Призывайте на помощь <a class='bg_hlnames' href='http://azbyka.org/otechnik/Aleksandr_Svirskij/' target='_blank' title='Александр Свирский, преподобный'>Александра Свирского</a>

Н. Скоробогатько
Н. Скоробогатько: Призывайте на помощь Александра Свирского

(2 голоса5.0 из 5)

Призывайте в помощь Александра Свирского!» — с такими словами обращается преподобный Александр, являясь разным людям в трудную минуту. Святой сам напоминает нам, что он может и хочет нам помочь.

Из хроники Александро-Свирского монастыря

Свидетельство царского воина Мокия Львова, жи­теля Городецка:

«Я находился на военной службе в полку боярина Васи­лия Шереметева. В походе против безбожных татар при­шлось нам быть под городом Конотопом, где безбожные та­тары неожиданно на нас напали, многих взяли и отвезли в свою землю. Мы, тринадцать человек, были отданы одно­му мурзе, у которого и находились лет тринадцать. Днем
мы исполняли всякую тяжелую работу, а ночь проводили в темнице, закованными в железные цепи. Однажды ночью мы сильно плакали, молясь Богу и призывая на помощь всех святых. И вот напал на нас великий страх и недоумение: мы увидели великий свет в темнице, осиявший нас. Когда мы пришли в себя, то увидели благообразного с седыми волоса­ми мужа и услышали его голос:

— Призывайте в помощь преподобного Александра Свирского, он избавит вас от беды!

Сказав это, явившийся сделался невидимым. Через два дня пришли греческие купцы и выкупили нас у того мурзы, а за­тем привезли в Царъград, откуда мы благополучно прибыли в богохранимый царствующий град Москву, и все разошлись поместим своего жительства, молитвами великого чудот­ворца преподобного отца Александра».

(Записано в августе 1673 года)

Современные свидетельства

Вот что рассказал иеромонах С., насельник Алек­сандре-Свирского монастыря, известной православ­ной писательнице Людмиле Ильюниной.

«Как-то звонит мне моя мама и просит выслать ей по почте или передать с паломниками из Украины масли­це от мощей преподобного Александра Свирского и ака­фист ему. Она рассказала, что у одной молодой женщины из их прихода возникли проблемы с вынашиванием ребенка, нависла угроза его потери. Женщина плакала и молилась Богу о сохранении плода. Однажды, когда она прилегла от­дохнутъ, в тонком сне явился ей преподобный Александр и сказал:

— Я преподобный Александр Свирский. Читай мне ака­фист и помазывайся маслом, освященным у моих мощей, и всё у тебя будет хорошо. Мальчика, который у тебя ро­дится, назови Александром.

Выслушав рассказ своей матери, я передал для стражду­щей маслице и акафист. Через несколько месяцев мама со­общила мне, что у молодой женщины родился здоровенький малыш, и она назвала его Александром.

Исполняя свое священническое служение в городе Под­порожье, — рассказывает дальше тот же иеромонах, — я был вызван на дом причастить больную. После прича­стия хозяйка дома рассказала мне историю о недавнем ее чудесном исцелении от гангрены ноги. Болезнь протекала тяжело, ситуация сложилась опасная и врачи, чтобы спа­сти женщину, решили ей больную ногу ампутировать. Бед­ная женщина очень переживала и готовилась к операции. В храм она тогда еще не ходила, молитв не знала и в мо­менты отчаяния молилась, как могла, как подсказывало сердце.

И вот однажды, сидя в кресле лицом к окну, она вдруг уви­дела, как очень яркий свет озарил всю комнату. В этом све­те перед ней стоял «какой-то очень красивый святой». Он ей сказал:

— Я преподобный Александр Свирский. Читай мне ака­фист и мажь ногу моим маслицем. Ногу не режь, она исце­лится.

Муж больной сумел достать и акафист, и маслице, и ста­ла она исполнятъ всё, как наказывал ей святой Александр. И женщина постепенно исцелилась. В завершение рассказа она показала мне зажившие на ноге раны».

***

Завершим наш рассказ о явлениях святого Алексан­дра на помощь страждущим еще одним примером, описанным в письме-свидетельстве, которое в числе многих других пришло в Александро-Свирский мо­настырь.

Письмо это прислала женщина из Молдавии, у ко­торой дочь была тяжко больна. Диагноз врачи поста­вить не могли, болезнь относилась к тому виду недуга, который в прежние времена носил название «паду­чей». Родители возили несчастную девочку по вра­чам и по монастырям, но помощь не приходила. И вот мать девочки, написавшая это письмо, рассказыва­ет, что однажды ей во сне явился незнакомый святой и сказал:

— Я Александр Свирский. Прочитай мне акафист, только прочитай усердно, и я тебе помогу!

До этого бедная мать никогда не слыхала о таком святом. Она разыскала акафист преподобному Алек­сандру, со всем усердием прочитала его, и дитя попра­вилось! Свое письмо жительница Молдавии заверши­ла сообщением, что после этого случая, родственники собрали деньги на дорогу, и она с семьей собирает­ся приехать в монастырь, чтобы лично поблагодарить Бога и его угодника Александра за чудесное исцеле­ние девочки.

Сосуд необычайных даров Святого Духа

Вот такой это удивительный святой, который сам ищет, кому помочь. И удивителен он не только этим. Александр Свирский — святой особенный, его Господь особо отметил, явив ему так много знаков из­бранности, главный же из них — явление ему Святой Троицы. Во всей истории рода человеческого только двум смертным являлась Троица — ветхозаветному Ав­рааму и преподобному Александру.

А сколько еще других знаков богоизбранности бы­ло явлено этому «столпу русского православия»! Тут и многочисленные случаи помощи ему Ангелов, тут и явление ему Богоматери с Младенцем. А мощи? Мо­щи преподобного Александра Свирского — столь же редкий, даже исключительный, феномен, как и яв­ление ему Святой Троицы. И, конечно же, Господь щедро наградил Своего великого угодника огромным даром чудотворений. И по заслугам, ибо святой Алек­сандр сумел в других условиях и в другое время совер­шить подвиг, подобный подвигу древних отцов-пу­стынников первых веков. Но обо всем по порядку.

 

  1. ЖИЗНЬ-ПОДВИГ

    «Дитя утешения»

Преподобный Александр Свирский родился в да­леком 1448 году 15 июня, вдень памяти пророка Амоса, и при крещении был назван в его честь. Роди­тели младенца, Стефан (Степан) и Васса, были кре­стьянами деревни Мандера, расположенной в Нов­городской земле, на севере Руси. Амос был поздним ребенком, которого благочестивые родители слёзно вымолили у Бога после того, как в течение долгих лет дети в их семье после рождения первенцев совсем бы­ло перестали рождаться. А ведь в ту пору семьи были многодетными, и считалось, что чем больше чадушек даровал Господь, тем лучше.

Вот и молились усердно Васса со Стефаном о даро­вании им хотя бы еще одного чада: и дома молились, и в Островском Введенском монастыре, что находил­ся по соседству. И услышал Господь их слезные воз­дыхания и благословил еще одним сыночком. А давно замечено: поздние, вымоленные у Бога дети часто бы­вают особенными. Вот и Амос с первых же дней своей жизни был ребенком необычным — «сыном утеше­ния», как и обещал родителям младенца перед его ро­ждением таинственный голос, прозвучавший в мона­стыре в ответ на их слезную молитву.

История с учением маленького Амоса лишь под­тверждает богоизбранность дитяти. Когда родители отдали сына на учебу, у него в отличие от его сверст­ников ничего поначалу не получалось: он ни прочесть слов Псалтири, ни уразуметь их смысла не мог, как ни старался. В великой скорби пришел отрок в Ос­тровский монастырь, пал перед иконой Заступни­цы рода христианского и всем сердцем слёзно во­зопил к Ней:

— О, Пресвятая Госпожа, Дева Богородица! Упроси, Владычица, Сына Своего, да просветит мне ум и очи сердечные разуметь учение Божественного Писания…

Молится так отрок и вдруг слышит:

— Встань, не печалься, то, о чем просишь, будет да­но тебе!

С того дня стал Амос учиться так хорошо, что обо­гнал всех своих сверстников, которые раньше смеялись над его непонятливостью. Выходит, что и здесь, как и в случае с Сергием Радонежским, Господь хотел, что­бы не от людей получил отрок знания, а от Самого Бога.

С юных лет начал Амос закалять и ограничивать се­бя во всем: зимой и летом ходил в одной и той же лег­кой одежонке, мало спал и скудно ел. Беспокоясь, что чадо любимое заболеет, мать увещевала Амоса оста­вить пост. На это благоразумный отрок отвечал ей кротко:

— Зачем ты, матушка, желаешь отлучить ме­ня от сладкого воздержания, полезней которого нет ничего? Разве не знаешь ты, что угождающие плоти своей удаляются от Бога?

Чтобы полностью отдаться служению Богу, считал юный подвижник, нужно научиться терпеть все труд­ности и лишения. Когда тебе то холодно, то жарко, то голодно, то спать хочется, то тут заболело, то там заныло — какой уж ты раб Божий! Ты — раб самого себя, своих слабостей и желаний. Вот почему когда Амос почувствовал радость свободы от своих телес­ных немощей, воздержание и вправду стало для него сладостным.

Вдобавок к прочим добродетелям был отрок Амос добрым и кротким, всегда готовым прийти на помощь. Даже родители его дивились, какое доброе дитя послал им Господь. Так и жил он, с самого детства проходя до­рогу жизни путем узким, ведущим в Царство Небесное.

Валаам

Когда Амосу было девятнадцать, он встретил в соседнем селе трех валаамских монахов, прибывших туда по монастырским надобно­стям. Поклонившись до земли и испросив у иноков благословения, он стал расспрашивать их об обители. Они рассказали Амосу, что их монастырь нахо­дится на острове Валаам, омываемом водами боль­шого, как море, Ладожского озера; что порядки в том монастыре строгие; что если он хочет стать монахом, то лучше не откладывать и поспешить уйти «от сетей мирского жития» уже сейчас, пока сластолюбие мира не коснулось его души. Эта встреча стала для Амоса судьбоносной — получив благословение монахов, он тайно оставил дом и пошел на Валаам.

Переправившись через Свирь, юноша прошагал еще верст шесть и оказался в местности дикой, густо заросшей лесом. Когда стало темнеть и надо было подумать о ночлеге, Амос огляделся и увидел между деревьями зеркальную гладь какого-то водоема, в котором отра­жался луч заходящего солнца. Он устремился в ту сторо­ну и вышел к большому живописному озеру, как стеной окруженному соснами и елями, вплотную подходящи­ми к воде. Здесь и расположился юноша на ночлег. Пе­ред сном он молился, прося у Господа вразумления:

— Господи Иисусе Христе, Боже мой, наставь меня на путь спасения!

С тем и заснул. Вдруг ослепительно-белый свет оси­ял его, и чей-то таинственный голос произнес:

— Иди с миром, как ты того и желаешь, на Валаам, в обитель Всемилостивого Спаса. Потрудишься там для Господа немалое время и вернешься сюда. Здесь ты создашь обитель, и множество душ через тебя по­лучат спасение.

В великом трепете Амос поднялся и отправился в дальнейший путь. Долго продирался он сквозь лес­ные дебри по бездорожью, пока не упал обессилен­ный, потеряв все ориентиры и не зная, куда идти дальше. И возопил он ко Господу, прося Его указать дорогу на Валаам.

Вдруг он увидел путника с котомкой за спиной. Незнакомец сказал ему, что идет в Валаамский мона­стырь и знает туда дорогу. Вместе с ним Амос весь­ма скоро одолел путь, который обычно люди с трудом преодолевают в течение многих дней. У монастыр­ской пристани Амос оборотился к своему спутнику, чтобы поблагодарить его за помощь, но вокруг нико­го не было: добрый попутчик точно растворился в воз­духе. Тогда понял Амос, что то был Ангел, посланный ему Богом в ответ на его молитву.

На Валааме Амос был пострижен в монахи с име­нем Александр. Новый инок изумлял всех своими по­двигами: в пищу употреблял только хлеб и воду, ходил всегда в одном ветхом подряснике, даже зимои, когда от лютого мороза трескалась земля. Весь день он про­водил в трудах, исполняя самые тяжелые монастыр­ские работы, а по ночам молился, не зная сна. Нередко он уходил ночью в лес и стоял там до утра на молитве, обнажив по пояс свое тело, которое тут же облепля­ли комары и мошки. Это были помощники Алексан­дра в его борьбе со своими человеческими немощами. Нет, не бывать тому, чтобы бренное тело диктовало свои условия бессмертной душе!

Отец для своего отца

Через три года после пострига Александра отец его Стефан отыскал сына на Валааме. Увидев его в худом подряснике и с бледным от суровых постов ли­цом, Стефан ужаснулся. Он кинулся сыну на шею и за­причитал:

— Чадо мое возлюбленное! Послушай отца твоего, иди в дом твой и утешь печаль родителей твоих! Ты и дома сможешь душу свою спасать, как пожелаешь! Только не оставляй ты нас, родителей твоих!

Выслушав отца, Александр опечалился и отвечал:

— Отец мой! Молю тебя, послушайся моего совета: возвращайся домой с миром, раздай имущество и ухо­ди в монастырь. Взамен получишь неоскудеваемое со­кровище на небесах, как обещал нам Господь…

Долго увещевал родителя своего инок Александр, но тщетно. Отец только разгневался в ответ на его слова и в крайнем раздражении возвратился в мона­стырскую гостиницу. Тогда преподобный Александр встал на молитву и всю ночь молил усердно Бога, что­бы Он склонил сердце отца принять сыновний совет. И услышал Господь молитву Своего угодника.

Утром пришел отец к Александру и кротко произ­нес:

— Чадо, я сделаю всё, что ты сказал мне. Из твоего наставления я понял, что жизнь наша здесь на земле временна и скоротечна, что несравнимо ценнее любовь Божия, которая посетила меня после беседы с тобою. Отныне ты для меня уже не сын, а отец мой и учитель.

Так, послушавшись сыновнего совета, Стефан и Вас­са по обоюдному согласию ушли в Островский Вве­денский монастырь и стали монахами. Там, в мо­настыре, где некогда молились они о даровании им сына, и закончили они свою земную жизнь.

Ангел во плоти

Братия монастыря дивилась подвигам молодого мо­наха, и это весьма беспокоило его. Видя себя почи­таемым и прославляемым людьми, а также желая уси­лить свои монашеские подвиги, Александр, испросил благословение у игумена удалиться на один из соседних уединенных островов. На этом суровом, с высокими скалистыми берегами, острове, который позже по пра­ву нарекут Святым, он поселился в маленькой пещер­ке в расщелине скалы. Здесь он поставил на каменный выступ икону, затеплил лампадку и стал подвизаться, пребывая в непрестанной молитве. Можно только ди­ву даваться, как мог он жить в этой сырой промозглой пещере! Здесь он по-прежнему был строгим аскетом и не заботился о таких «пустяках», как холод и голод, не желая тратить на них драгоценного времени.

От столь суровой жизни «кожа на теле его сдела­лась такой жесткой, что не боялась и каменного уда­рения», как свидетельствует современник преподоб­ного Александра. Своими аскетическими подвигами и молитвой святой так преобразил — обожил — свою плоть, что стал поистине земным ангелом и небесным человеком.

И вот однажды, распростершись на камнях перед иконой Пресвятой Богородицы, обратился он к Ма­тери Божией с такими словами:

— О Преблагословенная Дево Владычице мира, Ма- ти Христа Бога нашего! Наставь меня, грешного Алек­сандра, как и где уготовал Господь, Сын Твой, спасти мне бессмертную душу мою!

И в ответ он услышал:

— Александр! Оставь этот край и иди на показанное тебе ранее место. Там спасешься.

При этих словах пещеру осиял нездешний свет — та­кой яркий, что осветил в ней каждую песчинку. Желая видеть, откуда исходит сияние, отшельник выглянул наружу и увидел, как свет этот, собравшись в единый луч, словно бы указывает на какое-то место вдали. Александр выбрался из пещеры и за стволами сосен, стоящих на отвесной скале, увидел далеко за тихими водами Ладоги, на юго-востоке, там, где протекает могучая полноводная Свирь, назначенное ему место.

Заповеданный край

Не мешкая, святой подвижник явился в монастырь к игумену и всё ему рассказал. Жаль было тому отпускать от себя любимое духовное чадо, но против воли Божией он пойти не посмел и благословил Алек­сандра на подвиг пустынножительства в месте, указан­ном ему свыше. Оставив Валаам, поплыл Александр по Ладожскому озеру к юго-восточному его берегу, в места глухие, необитаемые…

И вот достигает он указанного места и видит — как здесь приветно! От сосен и елей, нагретых на сол­нце, исходит густой смоляной дух… Под ногами, сту­пающими по мягким мхам, тут и там попадаются то крепенькие боровички и маслята, то сплошь крас­ные брусничники… В радостном самозабвении поют- заливаются пташки Божии… В чистейшей озерной глади, как в зеркале, отражаются плывущие вдаль об­лака… Очень понравилось ему это место, и он возбла­годарил Бога:

— Благословен Бог отныне и до века, Иже услышал моление мое!

Здесь он и поселился. Построил себе небольшую из­бушку-келью и стал жить в ней в полном уединении, подвизаясь в посте и молитве и питаясь лишь плода­ми леса: травами, грибами, ягодами. Жил как птица: не пахал и не сеял и даже огородика себе не заводил — считал для себя это делом ненужным, отвлекающим от главного, единого на потребу.

За стенами хижины, на много верст кругом, — глу­хой сосновый бор. Там идет обычная лесная жизнь: снежная зима сменяется бурливой весной, весна — щедрым грибным и ягодным летом, а после степен­ной, словно бы подуставшей от летних забот, осени избушку вновь заметают снега студеной северной зи­мы. А в маленькой, пропахшей ладаном и сухими тра­вами келье, время будто остановилось, и ее обитатель- затворник словно бы и не замечает ничего вокруг: для него нет ничего слаще, чем молитвенный разго­вор с Богом.

Так и жил он в этом дремучем лесу в полном безмол­вии один среди диких зверей и птиц. Зимой голодные волки совсем близко подходили к его хижине и из­давали печальный протяжный вой, обычно так пуга­ющий людей. Но святой Александр привык к своим хищным соседям, он совсем не боялся их, распевая стихи псалма:

— Господь Просвещение мое и Спаситель мой, ко­го убоюся? Господь Защититель живота моего, от ко­го устрашу ся?..

Однажды Александр тяжело заболел, да так, что ле­жал на полу и не мог подняться. Что ему было делать? Он пел свои любимые псалмы, а когда боли в теле ста­ли нестерпимыми, то взмолился ко Господу, прося из­бавить его от болезни. Тогда явился ему, как он рас­сказывал позже своим ученикам, «преславный муж» и спросил:

— Что с тобой, чем ты страдаешь?

— Заболел я, добрый господин, — отвечал больной.

— Покажи, в котором месте!

Александр указал на свое сердце.

Незнакомец дотронулся до больного места, осенил отшельника крестным знамением и произнес:

— Здрав будешь, как прежде. Живи безгрешно и ра­ботай Господу своему отныне и до века!

Сей преславный муж был Ангелом, посланным Богом на помощь больному иноку. Исцеленный им Александр поднялся в полном здравии и возблагода­рил Бога за Его бесконечное милосердие.

Не ставят светильник под спудом

Так прожил святой Александр в лесном затво­ре многие годы, ни разу не встретив за это время ни единого человека. Но Господу было угодно, чтобы впредь сей светильник не оставался больше под спу­дом, чтобы Благодать Божия, которую стяжал святой Александр, излилась на многих.

Однажды преподобный Александр, распевая по обыкновению псалмы, шел на лесное озеро за во­дою и вдруг неожиданно услышал голос с неба:

— Александр! Ты от самой юности твоей живешь по заповедям Моим, ты выбрал для себя тесный путь, ведущий в Царствие Небесное, и потому Я избрал тебя наставником для многих людей. Смотри же, усердно принимай всех к тебе приходящих и будь им настав­ником ко спасению.

После этого случая Господь прислал преподобному Александру первого ученика. А было это так.

Однажды на его избушку набрел охотившийся в тех местах со своими друзьями дворянин Андрей Завали­шин. Он так увлекся погоней за оленем, что не заме­тил, как отдалился от своих спутников, и продолжал преследовать зверя в одиночку, увлекаемый им всё дальше и дальше. Наконец, взобравшись на высокий холм, олень остановился.

Андрей поневоле залюбовался этим грациозным животным. А олень между тем, оглядевшись во­круг, повернул на восток и прямо на глазах Андрея стал исчезать — истаивать в воздухе, подобно туману. Уж не виденье ли то было?

Что ж, надо возвращаться обратно и разыскать то­варищей. Только вот куда направиться? В какую сто­рону? Андрей остановился и прислушался. Видно, да­леко увлек его красавец олень, даже лая охотничьих собак не слышно. Заблудился…

Пошел наугад, лишь бы не стоять тут в глупом оце­пенении. И вдруг увидел охотник за деревьями ка­кую-то лачугу. Он очень обрадовался: по некоторым признакам было заметно, что в ней кто-то обитает. Вот тут-то ему и подскажут, как выбраться отсюда.

Андрей спешился, подошел к двери и, громко про­чтя молитву, постучал. Дверь отворилась, и он увидел нестарого еще, благообразного мужа с тревожным во­просом во взгляде.

И было от чего встревожиться — целых семь лет прошло с тех пор, как не видел преподобный Алек­сандр ни единого человека. Что за гость пожаловал? Откуда он здесь? Уж не дух ли это, принявший обли­чье человека?

Заметив настороженность отшельника, Андрей по­спешил его успокоить:

— Раб Божий, не пугайся меня. Ты, чай, подумал, что я дух какой? Вот возьми, дотронься до меня. Ви­дишь, я обычный человек, из плоти и крови!

Преподобный Александр благословил пришельца и впустил внутрь.

— Откуда ты, добрый человек? Как твое имя? Как попал ты сюда? — стал он спрашивать незнакомца.

Андрей рассказал отшельнику, кто он и как привел его к этой хижине быстроногий олень.

— …Тут я понял, — заключил свой рассказ охот­ник, — что не я оленя ловил, а олень волею Божией вел меня к твоему преподобию, чтобы я удостоился твоего святого благословения и молитв.

Выслушав Андрея, преподобный углубился в молит­ву. Немного подождав, Андрей прервал молчание:

— Видишь ли, отче, я и прежде подозревал, что здесь в лесу скрыта какая-то тайна. Неоднократно при­ходилось мне во время охоты видеть в этой стороне то столп огненный, то некое сияние, а иногда как бы облако светлое, восходящее от земли до неба. И лю­бопытно мне было — что бы это значило? Много раз я даже намеревался прийти сюда и посмотреть. И вот теперь я думаю — не зря привел меня к тебе Господь, а для моей душевной пользы. Так расскажи же мне, отче, как ты здесь живешь и почему.

Видит святой Александр, что невозможно ему бо­лее укрываться от людей. Что ж, делать нечего, видно, пришел черед начать исполнять прореченную ему во­лю Божию. Наказав гостю никому о нем не рассказы­вать, хозяин избушки со смирением поведал гостю обо всем, что того интересовало.

Слушая рассказ лесного затворника, Андрей не ве­рил своим ушам — так он был потрясен строгостью его жизни. С тех пор стал Андрей приходить к препо­добному Александру для беседы. Однако не удалось ему сдержать свое слово, данное отшельнику: не мог умолчать он о таком великом подвижнике и не пове­дать о нем людям! И люди, когда узнали о святом мо­литвеннике, тоже потянулись в лесную хижину за со­ветами и наставлениями.

Творец говорит со Своим творением

Ночь… В убогой маленькой хижине-келье отшель­ника царит подслеповатый полумрак — тусклый свет исходит от лампадки, горящей перед иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы. Весь как лунь седой, но совсем еще не дряхлый обитатель хижины, по-детски доверчиво устремив глаза на облик Спаси­теля, всем своим существом погружен в молитву…

Вдруг в лесу всё как-то сразу, будто по команде, стихло, и наступила странная, какая-то непривыч­ная тишина. Внезапно келью осиял диковинный свет, и это было столь неожиданно, что монах не успел да­же испугаться. Тут он увидел перед собою Трех Му­жей в светящихся белоснежных одеждах, с крыльями за спиной и с посохами в руках. Слегка оправившись от неожиданности, старец разглядел Их прекрас­ные ангельские лица, сияющие дивным нездешним светом. Объятый благоговейным трепетом, он пал пред таинственными Посетителями ниц, но Они, взяв его за руку, помогли ему встать и проговорили:

— Не бойся, блаженный, ободрись!

— Кто Вы, Государи мои? — спросил инок. — Не до­водилось мне еще видеть никого в такой славе, в ка­кой Вас вижу. Как не погнушались Вы прийти ко мне, рабу Вашему?

В ответ он услышал:

— Не бойся, муж богоизбранный! Дух Святой обитает в чистом сердце твоем. Тебе предстоит воздвигнуть цер­ковь, собрать братию и устроить святую обитель. Я же­лаю, чтобы через тебя спаслись души многих людей.

Тут монах понял, что перед ним Сам Бог Единый в Трех Лицах — Святая Троица. Именно в таком обра­зе явился Он когда-то бесконечно давно, в ветхоза­ветные времена, святому Аврааму у Мамврийского дуба.

Пораженный этой догадкой, монах снова пал ниц и, обливаясь слезами, проговорил:

— Господи мой! Я такой грешный, самый худший из всех! Да могу ли я быть годен на такое великое де­ло? Не достоин я Твоего доверия. Я прибыл на место это, чтобы плакаться о грехах своих!

Господь-Троица снова взял инока за руку и поднял его с колен, говоря:

 

— Встань и ободрись! Итак, сотвори всё, что Я пове­леваю тебе!

Тогда преподобный сказал:

— Господи! Как, скажи, наречется церковь, которую Твое человеколюбие поручает мне воздвигнуть здесь?

Господь Единый в Троице ответил ему:

— Возлюбленный! Подобно тому как видишь ты Ме­ня, говорящего с тобой в Трех Лицах, так и церковь по­ставь во имя Отца и Сына и Святого Духа — Троицы Единосущной. Я оставляю тебе мир и мир подам тебе!

Проговорив это, Господь распростер крылья и, уда­ляясь, как бы растаял в воздухе.

Новый Авраам

Священное Писание говорит нам о явлении Свя­той Троицы в виде Трех Ангелов ветхозаветному пророку Аврааму, жившему задолго, более чем за две тысячи лет, до рождества Христова. Тогда это явление означало заключение завета между Богом и Его наро­дом в лице праведного Авраама.

То, что произошло в 1507 году в лесной Свирской пустыни на севере Руси — явление единственное за всю новозаветную историю и потому чрезвычайно важное. Выходит, что у нас на Святой Руси появился такой угодник Божий, который оказался достойным великого откровения Святой Троицы.

И вот мы задаемся вопросом: почему такого чуда — лицезреть Пресвятую Троицу — сподобился именно преподобный Александр? Возможно, правы те авторы, кои полагают, что это событие связано с ересью жидов- ствующих, с которою во времена преподобного Алек­сандра вела упорную борьбу наша Церковь. Эту ересь в 1470 году принес в Великий Новгород некий жидовин (иудей) Схария. Под влиянием его зловредного учения еретики стали называть веру в Святую Троицу троебо- жием. Они отрицали учение Церкви о троичности Бо­га, и тем самым подрывали основы Православия. Эта ужасная, соблазнившая многих ересь стала быстро рас­пространяться и проникла даже к самым вершинам церковной и государственной власти. Нависла угроза отступничества Руси от православной веры.

В 1485 году архиепископ Новгородский Генна­дий в зловредном учении Схарии распознал опасную ересь. Он поднял тревогу и обратился за помощью в борьбе с нею к святому Иосифу Волоцкому. Много лет длилась их борьба с антихристианским лжеучени­ем. Вот тут-то и явился святому Александру Господь во всех Трех Ипостасях, в его лице наглядно показы­вая всем сбитым с толку, где истина.

Почему именно ему? Ну, во-первых, потому, на­верное, что это был в очах Божиих из всех святых то­го времени наиболее угодивший Богу подвижник, и, во-вторых, потому, что преподобный Александр уже при жизни почитался своими современниками как ве­ликий святой, каждому слову которого православный люд верил безусловно.

Как бы там ни было, именно в лице Александра Свирского Господь послал православной Руси утвер­ждение в вере в Единого Бога-Троицу.

Как зарождалась Свирская обитель

Ищущие спасения мужи слетались к пустыннику Александру, как пчелы на мед. Известно — свя­тость притягивает. Иные после бесед с преподобным решались оставить всё и поселиться где-то поблизо­сти, желая жить под сенью молитвы святого.

И не зря! Своим примером святой Александр будил в людях покаянное чувство, заражал их ревностной любовью к Богу. Многие из них в дальнейшем сами становились основателями новых монастырей, светом которых в недалеком будущем озарится всё простран­ство между великими северными озерами — Онеж­ским и Ладожским.

Андрей Завалишин, например, узнав о возможно­сти иной, новой жизни, под руководством старца пол­ностью изменился. По совету преподобного он ушел на Валаам и принял там постриг с именем Адриан. Впоследствии монах Адриан основал на восточном берегу Ладожского озера Андрусовский монастырь и прославился святой жизнью и обращением на путь покаяния многих разбойников.

Ученики преподобного Александра селились в по­луверсте от его хижины, на берегу озера, которое с тех пор зовется Святым. Они расчищали лес, распахива­ли пашню и сеяли хлеб — им и сами кормились, и про­сящих наделяли.

Из любви к безмолвию преподобный Александр предпочитал оставаться в молитвенном уединении в своей прежней хижине рядом с Рощинским озером. Позже эта часть обители стала именоваться Отходной пустынью. Так создавалась угодная Богу обитель.

Игумен Александр

После богоявления ему Живоначальной Троицы Александр начал размышлять, на каком месте следует построить заповеданный Троицкий храм. Он стал усиленно молиться, прося у Бога указания. И тог­да ему явился Ангел в монашеском облачении, кото­рый расправив крылья, стоял в воздухе прямо над го­ловой преподобного.

— Александр! Церковь во имя явившейся тебе Свя­той Троицы следует поставить вот здесь! — с этими словами Ангел осенил рукой крестообразно нужное место и исчез.

Число братии постепенно росло, обитель благо­устраивалась, возводились кельи, поднималась Свя­то-Троицкая церковь. И всё бы хорошо, но какой монастырь без иерея? И приступили братия к пре­подобному Александру, прося его стать священни­ком. Смиренный старец, всегда искавший уединения и безмолвия, стал отказываться, говоря им:

— Братия! Выше силы моей дело сие!

Однако братия при содействии архиепископа Новгородского Серапиона всё же добилась своего, и преподобный Александр стал священником. А вско­ре после этого — еще и игуменом будущей Свирской обители.

Но очень необычный это был игумен. Руководя ду­ховной жизнью обители, он в остальном был всё тот же смиренный монах, один из братии: по-прежнему тру­дился вместе с остальными и делал всё то же, что и все: молол ручными жерновами зерно, копал глину, делал кирпичи, колол дрова, носил воду… При этом он вы­ходил на работу первым и трудился больше всех. Игу­менство лишь накладывало на него дополнительные заботы и обязанности.

Чтобы избежать людской славы, игумен Александр старался, когда было возможно, делать добрые де­ла тайно. Так, например, ночами, когда он приходил в помещение для помола зерна и обнаруживал, что ра­ботавших там иноков сморил сон, то брал приготов­ленную для помола каждым из них меру и, измолов зерно, ставил назад уже готовые порции муки. А сам потихоньку возвращался в свою келью…

Круглый год ходил игумен Александр в одном зала­танном подряснике, даже в зимнюю стужу. Его ветхая одежда вводила многих богомольцев в заблуждение: они принимали его за убогого монастырского инока и, не обращая на него никакого внимания, спешили всегда мимо, стараясь поскорее отыскать «самого игу­мена Александра», о котором шла молва как о вели­ком чудотворце.

Чудотворец

И действительно, Господь обильно наградил угодника Своего различными благодатными да­рами. Люди много раз убеждались, что игумен Алек­сандр творит своей молитвой чудеса. Слава о нем гремела далеко за пределами Олонецкого края — на­род шел к нему со всей Руси. Привозили к нему па­рализованных, слепых, глухих — и по молитвам пре­подобного все они получали исцеления, наставления и утешения.

Среди прочих даров, которые получил от Бога Алек­сандр, были прозорливость и предзнание будущего. «Он провидел тайное и говорил о будущем как о на­стоящем», — говорится в древнем житии преподобно­го. Многие чудеса, происходившие по его молитвам, сохранила память людская и донесла до наших дней. Вот несколько примеров.

Чудо о потоке

Монахи задумали построить мельницу на протоке между Святым и Рощинским озерами. Вода из Свя­того озера должна была пойти вниз, вливаясь в озе­ро Рощинское, и тем самым толкать жернова мельни­цы и молоть муку. Но, когда поток воды устремился вниз, ее напор был столь велик, что монастырские по­стройки оказались в опасности. Видя это, игумен Алек­сандр, молитвенно призвав имя Христово, изобразил рукою крест навстречу потоку. И тотчас произошло ди­во дивное — с шумом несущийся бурный поток… оста­новился! Вот это было чудо! Да одного его было бы до­статочно, чтобы видеть, каким действительно великим чудотворцем был святой Александр.

Чудо о нечестивом Григории

Однажды, когда богомольцы делали пожертвования на монастырь, один приезжий по имени Григорий тоже протянул руку с деньгами, чтобы сделать свой вклад, но святой оттолкнул ее.

— Почему ты не принял мое приношение? — спросил Григорий. — Ведь ты меня не знаешь.

— Да, — ответил святой, — я не знаю тебя, но рука твоя так осквернена, что от нее исходит смрад. Зачем ты мать свою бьешь?

Изобличенный Григорий ужаснулся, что старцу всё о нем открыто, и пал пред ним на колени.

— Иди, чадо, и умоли родившую тебя, — сказал игу­мен, — испроси у нее прощение и покайся.

 

Чудо о рыбаке

Однажды Александр повстречал в лесу идущего в монастырь человека. Это был один из местных ры­баков, у которого стряслась беда. Он на днях поймал большого осетра и, боясь, что барин заберет у него ры­бу, продал ее купцам. Но барин узнал об этом, и те­перь рыбака ждало суровое наказание.

Видя перед собой убогого монаха, одетого в пло­хонький подрясничек, рыбак спросил:

— Скажи, отец, как найти мне вашего игумена?

— Зачем тебе наш игумен? — отозвался монашек. — Он человек грешный, лживый и пьяница, не будет те­бе никакой пользы от него!

— Что ты говоришь такое, отче! — удивился рыбак. — Я слышал, что он помогает многим.

Тогда преподобный, видя его веру, сказал:

— Ты всё равно не найдешь сейчас игумена в оби­тели, он ушел по делам. Когда вернется, я расскажу ему о тебе. А ты вот что сделай: пойди поставь сети в реку и нового осетра из этого улова отнеси своему барину — он и перестанет гневаться!

Слова убогого монаха звучали как насмешка. Ни­чего себе — «отнеси барину нового осетра»! Ведь и этот-то, что был, — единственный за три последних года! Э, да что ему объяснять, что он в этом понимает!

Махнул рыбак рукой и пошел себе восвояси. Одна­ко делать нечего, надо как-то жить дальше. Вернув­шись домой, рыбак закинул сети в реку и — о чудо! Но­вый улов принес ему помимо прочей рыбы еще одного осетра, да огромного, даже больше давешнего!

Тут только понял рыбак, что инок, с которым он говорил в монастыре, был сам игумен. Он смело от­правился к своему барину, честно обо всем рассказал и отдал ему пойманного осетра. Барин сменил гнев на милость и хорошо заплатил рыбаку за рыбу.

Пророческий сон Даниила

За семь лет до смерти преподобного Александ­ра один его ученик — торговец Даниил, жив­ший в тридцати верстах от обители, тяжело заболел. И во время болезни ему было видение рая. По его сло­вам, это было «светлое и преславное место, исполнен­ное всякой радости и благовония». Вот его собствен­ный рассказ об увиденном.

«Увидел я посредине тех красот чудесный город, устро­енный из чистого золота и драгоценных камней, а в нем крылатые мужи воспевали приятные песнопения, и было там весьма радостно и весело. И ввели Ангелы меня в ту великую радость и в пресветлый город, где посредине горо­да увидел я преподобного отца нашего и учителя Александ­ра, сидящего на престоле в великой славе. На голове его был золотой венец, украшенный драгоценными камнями и раз­личными цветами, лицо его сияло, как солнце. Одеяние же на нем было белое, как свет. Кругом его, подобно щебечущим говоруньям ласточкам, весело ликовали ученики его. Одея­ние на них было также белое, как свет».

Во сне Даниил всей душой захотел тоже попасть в рай, к батюшке. А батюшка ему совсем как наяву говорит:

— Даниил, если хочешь быть с нами в раю, тебе сле­дует потрудиться и сделать для спасения твоей души всё, чему я всегда учу тебя!

После этого Даниил проснулся полностью исцелен­ным. И тогда он понял, что сон тот был не простой, а благодатный. С той поры он стал особенно ревност­но подвизаться в послушании старцу и даже построил церковь в своем селе.

Явление Божией Матери

Незадолго до кончины игумен Александр решил построить храм в честь и славу Покрова Пресвя­той Богородицы. С Божьей помощью нашлись для это­го и строительные материалы, и умелые мастера, и на­чалась закладка храма. И вот однажды ночью, после того, как старец совершил молитвенное правило пе­ред образом Пречистой Богоматери и пропел Ей ка­нон с акафистом, он вдруг сказал своему келейнику Афанасию:

— Чадо, трезвись и бодрствуй. Сейчас нас ожидает дивное посещение.

Вслед за этим кто-то громко произнес:

— Вот идет Господь и Матерь Его!

При этих словах преподобный поспешил к двери, и тут его осиял великий свет, который будто кто воз­жег над всем монастырем, освещая его в ночи яр­че солнечных лучей. Преподобный вышел из кельи и увидел на месте будущего алтаря строящейся цер­кви Царицу Небесную с Младенцем на руках, сидя­щую на престоле и окруженную множеством Анге­лов в невыразимой светлости блистающих.

Пал преподобный Александр ниц, а Богородица сказала ему:

— Востань, избранник Сына и Бога Моего! Вот Я пришла, возлюбленный Мой, чтобы увидеть осно­вание церкви Моей. Молитва твоя об учениках тво­их и об обители услышана: всё, о чем молился ты, исполнится. Не только при жизни твоей, но и по­сле не оставлю Я твоей обители и покров Мой будет над нею постоянно.

Блаженная кончина

Накануне своей кончины Александр Свирский созвал братию и дал ей последние наставления. В заключение он сказал:

— Вот, братия, отхожу я от вас, вас же предаю Всемо­гущему Богу и Пречистой Его Матери.

Все собравшиеся плакали. На вопрос, где батюшка завещает похоронить его, он отвечал:

— Братья! Обвяжите тело мое грешное по ногам ве­ревкою и отволочите его в болотную дебрь, закопайте там во мху и потопчите своими ногами.

— Нет, отче! Не можем сего сотворить! — отвечали братия.

— Если не сотворите сего, тогда погребите меня у церкви Преображения Господня.

Скончался преподобный Александр Свирский 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1533 года, ему было 85 лет. Последние его слова были следую­щими: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!» После смерти, как писал его келейник, «лицо преподобного не было похоже на лицо умершего человека, но свети­лось, как и при жизни». После погребения почивше­го игумена Александра люди стали приходить на его могилу и подле нее больные стали получать чудесные исцеления: слепые прозревали, парализованные под­нимались с одра, бездетные становились счастливы­ми родителями.

  1. ЖИВЫЕ МОЩИ

Побеждается естества чин

Прошло более ста лет. И вот однажды, весной 1641 года иноки стали разбирать ветхую церковь над гробницей святого, чтобы поставить на этом месте новую, каменную. Как-то апрельским вечером во время этих работ в обите­ли произошло нечто диковинное. Вначале всё обстояло так, словно бы началась обычная гроза: загремел гром и засверкала молния. Однако молния при этом падала на землю и не исче­зала, как обыкновенно бывает, а продолжала еще долгое время сиять неким заревом. То же самое повторилось и в пятницу ве­чером. Тем самым, как стало ясно позже, сами Небеса возве­щали о предстоящем событии.

И вот наступило 17 апреля. Была Лазарева суббота. Когда ра­бочие на месте бывшей церкви копали ров под будущую стену, неожиданно был обретен гроб Александра Свирского.

И — о чудо! — земля над ним стояла в виде пещеры, обра­зуя ничем не поддерживаемый свод. Когда открыли верхнюю доску гроба, всех охватил великий трепет: в гробу лежало аб­солютно нетленное тело, от которого исходило сильное бла­гоухание: соделавшись еще при жизни преподобного храмом Святого Духа, оно и в могиле оставалось под Его благодатной защитой. Святой угодник как будто почивал в гробу — таким живым он предстал перед всеми, а по телу, «подобно некото­рым растущим цветам, разошлось благовонное миро и изли­лось, как вода»!

Братия была поражена увиденным. Вот уж воистину: «идеже Господь восхощет, побеждается естества чин»! Здесь мы на­глядно видим, как выглядит обоженная, преображенная плоть того, кто сумел покорить ее духу.

Святые мощи торжественно перенесли в Преображенский собор, где они и находились на протяжении веков. По молит­вам верующих у мощей преподобного постоянно происходили чудеса. Их было так много, а святость Свирского игумена так очевидна, что спустя всего лишь 14 лет после его кончины, он был канонизирован как всероссийский святой.

«Восковая кукла»

Вв советские годы Свято-Троицкий монастырь Алексан­дра Свирского повторил судьбу многих других святых обителей. Она была разграблена, разорена, его последний игумен был расстрелян.

Главная святыня монастыря — нетленные мощи преподоб­ного Александра — весьма озадачила богоборцев-разоблачи­телей. Сохранность тела преподобного, окончившего земной путь четыре столетия назад, была настолько непостижимой для комиссара, возглавлявшего бесчинствовавший в мона­стыре отряд ВЧК, что вопреки очевидности он назвал в сво­ем отчете мощи святого «восковой куклой». Не решившись выставить их, как полагалось по инструкции, «для разобла­чения поповского обмана», мощи тайно, с соблюдением мер секретности вывезли из монастыря в неизвестном направле­нии, и, казалось, они бесследно навсегда исчезли…

Прошли годы безбожного лихолетья. В 1997 году мощи преподобного Александра были обретены в стенах Военно­медицинской академии Санкт-Петербурга и на следующий год, после тщательного исследования, переданы Церкви. Тело святого, как и прежде, оставалось абсолютно нетлен­ным. При этом специалисты-ученые судебно-медицинской экспертной службы в своем заключении отметили, что «естественная мумификация такой высокой сохранности совре­менной наукой необъяснима».

Особенность мощей заключалась не только в степени со­хранности, но и в особом уникальном виде нетления, не име­ющем, по заключению специалистов, аналогов в мире. В ре­зультате неких необычных процессов тканевое пространство тела святого заполнилось воздухом, оно приобрело пористость и воздушность. Вследствие этого мощи не усохли и не обрели темно-коричневого цвета, как это бывает обычно, а остались светлыми и сохранили свой объем. Поэтому тело и лицо свя­того остались такими же, как были при жизни.

Вот как комментирует этот факт инокиня Леонида (Сафо­нова), кандидат биологических наук, специалист в области биологии клеток: «Почему произошло именно так? Этого не­возможно объяснить, это тайна Божия. Одному Богу извест­но — почему. Но когда видишь белую ткань плоти святого, вы­ступающую на месте отшелушившейся желтой кожи стопы, невольно думаешь: «Вот они, белые ризы преображения!»

Сразу после получения заключения о принадлежности об­ретенных мощей святому Александру Свирскому в рентгено­логическом кабинете ему был отслужен молебен. Во время молебна присутствующие испытали великое потрясение, ког­да словно бы в ответ на слова: «Преподобие отче Александре, моли Бога о нас!» — мощи начали обильно мироточить. Святой как бы откликнулся: «Я вас слышу!» И тут все почувствовали, что от миро исходит дивное благоухание, напоминающее аро­маты роз, жасмина, мёда…

Северная Лавра — Новая Палестина

Свято-Троицкий монастырь, основанный преподобным, называется теперь Александро-Свирским. История подарила обители и другие достойные именования. Свято- Троицкий Александро-Свирский монастырь часто называют Новой Палестиной, ибо именно здесь было новое явление Пресвятой Троицы, второе после явления в древней Пале­стине. На месте явления Живоначальной Троицы построена часовня, и до наших дней, как свидетельствуют паломники, здесь содрогается душа от осознания близости к нам Господа.

Основанный преподобным Александром монастырь стал со временем воистину духовным центром всего Северо-За­пада России. В XVI веке вокруг монастыря возникло более двадцати новых обителей. По аналогии с расположенной юж­нее Троице-Сергиевой Лаврой Свирский монастырь стали по праву именовать Северной Лаврой.

Как было сказано выше, в советские времена во время го­нений на Церковь обитель сильно пострадала, монахи были изгнаны и многие из них во главе с игуменом расстреляны. Монастырь превратили в психбольницу. Храмы ветшали и разрушались.

Ныне обитель ожила, в нее вернулись монахи, возобнови­лись богослужения. Рака с мощами Александра Свирского вновь покоится в обители, в Преображенском соборе. Исце­ления у мощей происходят здесь и по сей день, о чем свиде­тельствуют многочисленные записи, собираемые в специаль­ном журнале монастыря.

В монастырь приезжает множество паломников — и само­стоятельно, и с экскурсиями, организуемыми паломнически­ми службами, о которых можно узнать в храмах каждого рос­сийского города.

Адрес монастыря: 187729, Ленинградская обл., Лодейнополь­ский р-н, дер. Старая Слобода. Свято-Троицкий Александро- Свирский мужской монастырь. Телефон: (+7) 911-152-56-68.

Церковь празднует память преподобного Александра Свир­ского дважды в году: 17/30 апреля, в день обретения мощей, и 30 августа/12 сентября, в день преставления.

Комментировать