Принципы воспитания Екатерины II, изложенные ею, когда она стала бабушкой, сильно отличались от традиционных принципов той эпохи. Знакомство с ними любопытно и полезно в наши дни.
«Никаких перин – только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить столько, сколько требует организм, между приёмами пищи давать только чёрный хлеб», – считала императрица.
«Зато игр – сколько угодно, ведь «детские игры – не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей», – советует родителям русская императрица.
Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская, вошла в историю и запомнилась нам прежде всего тем, что проявила свои разнообразные таланты в самых разных сферах русской действительности – наверное, потому, что живо и заинтересованно относилась ко всему происходящему в стране и в мире.
За время своего правления она ощутимо раздвинула не только границы Российской Империи, но и границы сознания русского человека, привнеся много нового, свежего, хотя и не привычного в наш менталитет.
Екатерину Романову интересовали экономика и политика, науки и искусства, и, конечно, не остались в стороне от ее деятельного участия воспитание и образование.
Есть сведения о том, что в 1784 г. Российская Императрица Екатерина II оставила подробные рекомендации по воспитанию внуков Александра и Константина для их воспитателя князя Николая Ивановича Салтыкова.
Возможно, к этому Её Императорское Величество подвигли размышления о собственных недочётах в воспитании, которые она не столько по молодости и по незнанию, сколько в меру сложившихся не в её пользу жизненных – семейных и государственных –обстоятельств допустила в отношении своего чада – будущего императора Павла I.
Венценосная бабка Павла полностью отстранила нелюбимую невестку от воспитания своего внука и передала его в руки угодных ей воспитателей.
О его детстве мы знаем, что Павел воспитывался в лучших традициях патриархальной русской старины, то есть не имел ни в чем отказа и был, что говорится, балованным, истинно царским дитятей.
Мальчика при любой погоде одевали очень тепло, плотно кормили, не заставляли быть физически активным и не сильно перегружали чем-либо – вообще не принуждали ни к каким занятиям.
Многочисленная женская дворцовая челядь, в том числе няньки, кормилицы и мамки моментально отзывались на все его прихоти, чем, по мнению Екатерины, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»
Почему так произошло? Отчего уже в те годы увлеченная самообразованием и блестяще просвещенная Екатерина не смогла противостоять этому влиянию?
Вероятно, потому, что в пору младенчества и детства будущего государя Павла положение Екатерины (тогда еще не получившей прозвище Великой) в Царской семье было таково, что она ни в чём не имела права голоса и даже как мать и не могла повлиять на очевидно вредоносное воспитание маленького сына.
К тому моменту, когда власть в России переменилась и императрица смогла принимать самостоятельные решения, будущий государь Павел уже достаточно вырос и сформировался как личность, и здесь вряд ли можно было что-то изменить: болезненный, мнительный и во всех смыслах несамостоятельный юноша, капризный и инфантильный, совершенно не отвечал образу и задачам будущего главы огромной Российской державы.
Очевидно, что и для государства, и лично для его царствующей матери это была большая трагедия и потеря.
С горечью и скорбью признавая свое материнское поражение, став бабушкой, стареющая императрица напишет такие слова:
«У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе».
Результатом ее раздумий стала не просто служебная записка и даже не Императорский Высочайший Указ наставнику внуков, а, можно сказать, настоящий психолого-педагогический трактат «Наставление о воспитании…» – своего рода работа над ошибками стареющей матери и самодержицы.
В этом прелюбопытном документе Императрица Всероссийская ни много ни мало разрабатывает собственные принципы воспитания, причем не сочиненные ею, а основанные на многовековом опыте человечества начиная от античных времен.
Что нужно, чтобы воспитать здоровую и гармонично развитую личность? Екатерина Вторая считала, что необходимо сочетание разных аспектов.
В правильном воспитании ребёнка должны присутствовать и разумная строгость воспитателей, и умеренность во всём, и мудрые ограничения, и при этом – естественная физическая активность на воздухе и дома, и достаточная степень свободы и самостоятельности в выборе при принятии решений.
Императрицу часто критикуют за симпатию к деятелям эпохи Просвещения, к европейским философам-вольнодумцам и безбожникам.
Однако, её воспитательные советы, особенно касающиеся нравственности, показывают, что в них прослеживается ярко выраженная христианская мысль с заботой о душе ребенка, об ограждении ее от страстей и греховных помыслов.
Из «Наставлений о воспитании…» Екатерины II: о развивающих играх и детской свободе
- «…Не запрещать им играть, сколько хотят»
- «Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их»
- «Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят»
- «Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей»
- «Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть — принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою»
О методах учителей и наставников
- «Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить»
- «Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению»
- «К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить»
О нравственном воспитании
- «Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи»
- «Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился»
- «Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда то бе достойны, при свидетелях»
О принципах обучения
- «Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание»
- «Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию»
- «Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках»
- «Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
- «Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать»
Оценивая характер, а также деловые и прочие ценные для государственной деятельности качества внука Екатерины II Александра, впоследствии Российского Императора Александра I, уверенно можно сказать, что её воспитательные принципы показали свою эффективность.
Ведь они немало поспособствовали становлению сильной, волевой, независимой в суждениях – нравственно здоровой и цельной личности. Неслучайно в истории имя этого православного государя связано с победой над войсками Наполеона в освободительной войне 1812 года и навсегда обозначено как Александр Благословенный.
Неслучайно его тезка Александр Пушкин начало его правления определил как «Дней Александровых прекрасное начало».
По инициативе прекрасно воспитанного возмужавшего «мальчика», внука венценосной бабки, в стране появились новые блестящие учебные заведения – университеты, лицеи, гимназии. По его воле была прекращена раздача государственных крестьян помещикам, а вскоре вышел указ о «вольных хлебопашцах».
Начатое Александром Благословенным освобождение крестьян шло тяжело, со скрипом – что и понятно в большой традиционной стране с многовековым патриархальным укладом. Но, как уверены историки, именно его идеи и начинания сделали возможным проведение реформы 1861 г., отменившей крепостное право.
Получается, государь, с детства воспитанный на правильных и здоровых принципах Божией правды, Богом данной свободы выбора и человеколюбия, постарался привнести это в окружающий его мир. Александр I многое сделал для того, чтобы упразднить рабство и вернуть человеку его изначальное достоинство, напомнив, что есть в нём образ и подобие Божие.
Валентина Киденко по материалам СМИ
(В статье использованы цитаты из документа «Екатерина II, «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина». Собрание Русского Императорского исторического общества, т. 10).
Комментировать