- Как рано надо начинать детям поститься?
- Детский пост: как не перепостить ребенка...
- Нужно ли детям соблюдать пост? Если нужно, то с какого возраста дети должны поститься?
- Прожить Великий пост вместе с детьми
- Материнские заметки
- Детство и пост — две вещи несовместные?
- Постимся с детьми, или Сорок дней креатива
Пост для ребенка – вечный камень преткновения в семье. Поститься или не поститься детям, а если поститься, то как? Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Этими словами Сам Господь указал два вида оружия в борьбе с нашим врагом – родом темных духов.
И снова пост – Великий, и снова волнующий многих родителей вопрос – как держать пост ребенку. Вы еще не решили? Еще не поздно. Предлагаем подборку материалов, которые помогут вам определиться с мерой детского поста, подскажут, как с пользой провести его и взрослым, и детям.
«Вместе с тем Он указал Своим ученикам на необходимость для них поста в то время, «когда отнимется у них Жених» (Мф. 9, 15).
Светоч души христианской – Утешитель Дух Святой – отнимается от нас через наши грехи. А возвращение Его к нам достигается, по словам Спасителя, молитвою и постом.
Но если необходимость молитвы для спасения души признается всеми христианами, обязанность применения второго оружия – поста – часто или вовсе не признается, или бывает недостаточно осознана.
И это одна из последних побед темного духа над многими из современных христиан.
В прежнее, еще не далекое время, исповедание Христа было связано с исполнением всех установлений Церкви. Поэтому в быту старой русской семьи мы видим строгое исполнение постных дней – среды и пятницы – и установленных Церковью четырех постов. Благочестивые же миряне Древней Руси мало отставали в посте от иноков.
О совершенной необходимости для нашего духа и тела соблюдения постов говорит вся святоотеческая литература.
Но не только люди духовные говорят о необходимости поста. О благоприятном влиянии поста на здоровье тела говорят и люди науки – в том случае, если их дух просвещен светом учения Христа.
Как рано надо начинать детям поститься?
По учению древних отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, т. е. примерно до трех лет (в древности еврейские женщины кормили младенцев своим молоком до трех лет). Исключение поста может быть допущено лишь для больных детей.
Вместе с необходимостью соблюдения в той или иной мере поста, следует позаботиться и о предохранении детей от привычки пресыщения или слишком частого, не в установленное время, принятия пищи. В этом отношении еп. Феофан Затворник дает родителям такое указание:
«Должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юности, и после них легко и свободно можно было управляться с этой потребностью.
Первая закваска очень дорога. От детского питания многое зависит в последующем. Незаметно можно развить сладострастие и неумеренность в пище – два рода чревоугодия, эти губительные для тела и души склонности, прививающиеся к питанию…
От установленного порядка питания без нужды не отступать. Это приучает дитя не всегда требовать пищи, как захочется есть, а ждать определенного часа; здесь же первые опыты упражнения в отказывании себе в своих желаниях.
Где кормят дитя всякий раз, как оно заплачет, и потом всякий раз, как запросит есть, там до того расслабляют его, что после уже оно не иначе, как с болезнью, может отказаться от пищи. Вместе с тем оно привыкает к своенравию от того, что успевает выпрашивать или выплакивать все желаемое».
В дополнение к указаниям еп. Феофана следует сказать, что никогда нельзя заставлять ребенка есть насильно и время для принятия пищи должно назначаться не ранее появления у детей голода. Проголодавшийся ребенок не будет капризничать и отказываться от еды, даже тогда, когда она ему не совсем по вкусу.
Нельзя потакать и прихотям ребенка, давая ему лишь то, что он любит. Вредно также приучать детей к слишком вкусной и изысканной пище; пища должна быть простой: голод – лучший повар, говорит французская пословица.
Когда дети подрастут и определятся их характеры и склонности, родителям надо проявить тактичность в отношении нормы их поста. Нельзя, например, лишать их сладкого против их воли или проводить в постные дни такое снижение качества пищи, которое будет выходить за пределы обычной нормы церковного устава. Для слабых и больных детей, естественно, могут быть допущены и ослабления, и отступления от поста.
Точно так же взрослых детей (юношей и девушек) нельзя уже насильно держать на строгом выполнении всех норм поста, если они будут сильно тяготиться им. В этом случае пощение не даст пользы душе, а может ее ожесточить. Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). И весь смысл поста – в добровольном воздержании и ограничении себя. Чтобы для взрослых детей не были тяжелы обычные нормы поста, детей и следует приучать к посту с самого младшего возраста.
В качестве примера мудрого отношения к посту своих духовных детей приводим случай из жизни Пахомия Великого.
Посетив один из им основанных монастырей, он услышал жалобу от молодого инока, что за последнее время им перестали варить горячую пищу. Прп. Пахомий выяснил, что это было распоряжение главного повара, который заставлял поваров вместо приготовления пищи плести рогожи. Прп. Пахомий глубоко огорчился этим самоволием и приказал сжечь приготовленные поварами 500 рогож.
Прп. Пахомий сказал повару, что ему следовало бы; наоборот, готовить кушанья разных видов и варить всякие плоды, чтобы доставлять братьям возможность добровольно отказаться от них, учась обуздывать свои желания, и что его (Пахомия) более всего беспокоит то, чтобы братия не предались унынию от непривычной для них строгости жизни, а немощные из них не ослабели бы телом.
Как надо приучать детей к посту, говорит следующий рассказ одной престарелой монахини
«Моя семья была истинно христианская и строго соблюдала посты. Когда мне было уже 3 года, в прощеное воскресенье мама сказала мне: «С завтрашнего дня начнется первая неделя Великого поста. Не проси больше до субботы молока. А в субботу после причастия мы его тебе дадим, если батюшка разрешит».
А я очень любила молоко и, выслушав маму, тут же решила про себя: «А все равно его выпрошу». На другой день прошу молока. А мне его не дают. На слезы и просьбы мои никто и внимания не обращает. Крепко обиделась я и решила: «Ничего тогда есть не буду». И так не ела первый день. На другой день голод взял свое, и я чего-то немного поела. В тот же день почувствовала себя плохо и захворала.
Тут заговорила во мне совесть: ты хочешь грешить – пить молоко – вот Господь и наказывает тебя, и ты от болезни умрешь. Испугалась я и дала себе обет: не буду весь пост пить молока, только прости меня, Господи, не дай умереть.
От болезни я быстро поправилась. В субботу причастилась (у нас в селе в пятницу причащались старики, в субботу – дети, а взрослые – в воскресенье).
Дома говорят мне: «Батюшка разрешил тебе, пей, вот тебе стакан горячего молока».
«Не буду пить», – отвечала я.
«Вот глупости», – сказали мне и насильно заставили пить.
Но как только глотнула молоко, оно показалось мне таким противным, что я не стала больше пить и разрыдалась.
Больше пить меня не заставляли, и я сдержала мой первый обет – во весь пост не пила молока. А потом всю жизнь я легко могла соблюдать все посты».
Н.Е. Пестов.
«Современная практика православного благочестия»
Детский пост: как не перепостить ребенка…
Вопрос детского поста решается элементарным способом: если семья постится, то дети, которые в этой семье рождаются и растут, так или иначе уже в посте участвуют с самого начала. Они видят постящихся родителей. Они понимают и очень хорошо чувствуют изменение атмосферы в доме, когда начинается пост.
И здесь ничего объяснять не надо, как и во многих вещах, которые происходят сами собой. Мудрые родители просто включают детей в пост с какого-то определенного, достаточно раннего возраста. Мы учим их постепенно. Дети чувствуют, что пост наступил. И это самое главное. И уже не надо объяснять им, зачем поститься. Как не надо объяснять, что, например, нельзя воровать. Ведь не возникает вопрос с детьми о воровстве, пока это не случается. Детей не учат не воровать специально, это знание идет из семьи. Случается какой-то плохой поступок, и тогда родители объясняют, почему это плохо, после какого-то вразумления.
Практически все нравственное воспитание маленьких детей происходит на примере родителей. Если родители лгут, сколько угодно потом объясняй ребенку, что лгать нехорошо, он будет лжецом. Если родители ругаются и употребляют грубые выражения, сколько хочешь потом ребенку объясняй, что это слово говорить нельзя, он все равно его будет употреблять. То же самое происходит всегда и везде. И с постом происходит то же самое.
Другое дело, что когда ребенок вырастает и становится уже либо младшим школьником, либо уже подростком, появляются вещи, в которых ребенок становится самостоятелен в своей духовной жизни. До этого обычно ребенок постится так, как ему это предлагают родители, и он не рассуждает об этом до какого-то возраста. Принимает просто за послушание. Когда ребенок уже способен рассуждать, способен к каким-то поступкам, хоть небольшим, тогда, мне кажется, уже можно с ним говорить о том, как он может поститься и каким образом сам для себя определять меру своего поста.
Вот тогда с ним просто надо разговаривать, говорить как со взрослым. И ребенок себе сам может выбрать, от чего он откажется, что он принесет в жертву Богу, каким образом он будет проводить это время. Это будет собственный его шаг, собственный выбор, и это очень важно.
Никаких специальных объяснений поста для детей нет. Объяснение поста для детей ровно такое же, как объяснение поста для взрослых. Как родитель это для себя понимает и воспринимает, так он может это объяснить ребенку. Ничего специального и сложного здесь нет. Самые простые вещи. То, что знают родители, узнает и ребенок. Как ребенку объяснено, в чем смысл, как родители понимают для себя, так ребенок это и поймет. И тогда он что-то сможет сделать.
Отказ от мультиков и несение креста
Отказ от мультиков и несение креста, — давайте не будем сразу соединять одно с другим. Несение креста — это внутренняя борьба, внутреннее делание. Серьезный внутренний процесс, когда человек начинает бороться со своими недостатками, со своими грехами. Мне кажется, и взрослому, и ребенку понятно, что такое эта внутренняя борьба, исправление своих недостатков. Некий подвиг, который помогает нам в этом. Что мы делаем, чтобы освободить место для молитвы, от чего мы отказываемся ради Христа. Кто-то от мультиков, кто-то от «киндера», кто-то от того и от другого. А кто-то и мультики, и «киндеры» не убрал во время поста, но нашел что-то третье, от чего он отказывается. Одно или два дела поста ребенок в состоянии сделать. Пусть он выберет это сам.
Великопостные богослужения и ребенок
Мне кажется, что родители с детьми могут читать молитву Ефрема Сирина ежедневно. Не обязательно, может быть, с 16-ю поклонами, но один раз в день с тремя поклонами или с одним поклоном молитву Ефрема Сирина с детьми читать Великим Постом — хорошо.
Брать ли детей на особые великопостные службы, зависит от сил и возраста конкретного ребенка. Я не могу давать таких общих рекомендаций. Все дети разные. Вот сегодня у нас в храме была Литургия Преждеосвященных Даров для гимназистов. Мы ее немного сократили. Но все равно, дети стояли на службе около трех с половиной часов. Для детей подросткового возраста это серьезное испытание, серьезный подвиг. Они выдержали его и не шумели, не разговаривали, так молились. Очевидно, что ребенок младшего школьного возраста не выдержит присутствия на Литургии Преждеосвященных Даров. Значит, наверное, и не стоит проводить над ним такие эксперименты.
А во время Страстной Недели надо найти возможность на каких-то службах с ребенком побывать. Прежде всего, наиболее впечатляющая и глубокая служба — это служба выноса Плащаницы и погребения Плащаницы. На какую-то часть этой службы с маленькими детьми, с детьми школьного возраста сходить необходимо.
Чтобы ребенок не перепостился
Прежде всего, надо думать не об Уставе, а о своем ребенке. Когда родители настроены на то, чтобы понять, как ребенок себя чувствует и насколько он слабеет во время поста, насколько здоровье этого ребенка начинает давать сбои, они сумеют найти золотую середину. Если требуется — сразу покормить ребенка, в чем-то ослабить пост или вообще его на какое-то время отменить. У каждого свой пост. Есть дети, которые Великим Постом могут сохранять пост от начала до конца. Есть дети, которые могут поститься только первую и последнюю недели. Есть дети, которые могут поститься в течение недели, но в субботу и воскресенье для них родители готовят непостные продукты. Это масса вариантов. Для каждого случая — свой отдельный, если люди свободны по отношению к своим детям. К себе можно быть строже. К детям — помягче.
Школьные праздники
Мне кажется, не надо переоценивать школьные мероприятия, праздники как уводящие детей от поста. Дети все равно остаются детьми, в православной школе они учатся или в обычной. Они всегда на переменах, даже Великим Постом, играют и веселятся, прыгают, бегают, смеются, дерутся, потому что они — дети. И поставить их в стройные ряды и заставить ходить с угрюмыми лицами не получится, Слава Богу, ни у кого. И поэтому к этому надо отнестись совершенно спокойно.
Пасхальная радость и пасхальный стол
Это нормальное чувство для ребенка, что он радуется на Пасху, в том числе, и возможности есть разные вкусности. Когда мои мальчишки были совсем маленькие, младшими школьниками, мы как-то ехали с ними после какой-то великопостной службы по центру Москвы и остановились на светофоре, а кругом продаются шаурма, чебуреки, сосиски… И младший, Ваня, смотрит в окошко на это мясное великолепие и говорит: «Лучше бы я был слепым!»
Конечно, для них радость, в том числе, и пасхальный стол. «Салко, салко, дай колбаски, я не ел до самой Пасхи». Для нас же это радость. А для них — особенно. Поэтому совершенно нормально, что дети будут радоваться на Пасху, в том числе и прекрасному пасхальному столу и концу Поста, концу воздержания. Думаю, что дети, которые смогли в этот пост что-то понять, что-то сделать, от чего-то разумно отказаться и с чем-то справиться внутри себя хоть немножко, конечно, от Бога будут вознаграждены большой пасхальной радостью.
Пост становится личным делом, когда ребенку дается возможность во время поста лично выбрать свой путь, определить для себя свой маленький подвиг. Вот этот личный опыт, личные победы — через покаяние, через осознание какой-то своей немощи. Дети начинают любить пост. Потому, что они, как маленькие герои, стараются преодолевать себя, идут такой длинный, длинный путь, и этот путь полон для них сложностей, внутреннего труда. И им это важно.
Протоиерей Алексий Уминский
Нужно ли детям соблюдать пост? Если нужно, то с какого возраста дети должны поститься?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Пост для детей является духовной школой. Они научаются драгоценной добродетели – управлять своими желаниями. Об этом говорит святитель Василий Великий: «Пост охраняетмладенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца: ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства. Таковы услуги поста каждому отдельному дому <…> Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста» (Беседа 2. О посте 2-я).
К сожалению, многие родители по маловерию и слишком большой привязанности к земному упускают замечательную, ничем не заменимую возможность христианского воспитания детей в периоды постов. Святитель Феофан Затворник советует родителям: «Не должно смотреть, что дитя мало, – надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностию. Первая закваска очень дорога. От детского питания многое зависит в последующем».
По традиции нашей Церкви, пост для детей начинается с семи лет. Однако если ребенок внутренне готов, то можно начать с более раннего возраста. Зато потом будет легче. Очень многое зависит от того, насколько духовной является жизнь всей семьи. Опытно знаю, что если взрослые искренне относятся к посту как к святой христианской традиции, не тяготятся им, а спокойно и радостно совершают этот скромный подвиг, то это передается и детям. Они тянутся за взрослыми. Им хочется походить на них. Родители должны вводить детей в подвиг поста мудро, доброжелательно и терпеливо. Тогда будут благодатные духовные плоды.
Прожить Великий пост вместе с детьми
Материнские заметки
«Нередко приходится изумляться, встречаясь со случаями, когда у очень духовных, религиозно хорошо образованных лиц дети не знают ни Евангелия, ни церковной жизни, ни богослужения… Мать ходила по церквам, по батюшкам, а пуще по матушкам, строго соблюдала посты, мечтала об аскетизме и воздержании, а дети выросли религиозными дикарями, ничего не знающими… о мире, в котором старалась жить их родная мать», – писал протоиерей Глеб Каледа.
Я уверена, и вам доводилось общаться с такими многодетными, весьма достойными родителями, у которых дети оказываются пусть любимой, но помехой в духовной жизни. Как же сделать так, чтобы вся семья, как «единая душа», жила церковной жизнью? Нам, жителям мегаполиса, оторванным от традиций, это кажется особенно тяжелой задачей. И задача эта действительно не из легких.
Если мы говорим о праздниках, будь то Рождество,Пасха, Троица, именины, то принести в дом церковное торжество представляется делом разрешимым. В конце концов, достаточно нарядить елку и попасть на праздничное богослужение – вот уже и праздник, в который включены все члены семьи.
С постом – с Великим постом – сложнее. Дети и строгие, требующие собранности, тишины великопостные богослужения сложно совмещаются; по крайней мере, мне с пятью детьми это совместить не всегда удается. Единственное изменение в жизни всей семьи – еда. В некоторых церковных семьях даже малыши постятся довольно строго, в некоторых – не едят только мяса или только сладкого. Для нас, взрослых, это ограничение в пище органично вплетается в представление о том, что наступило особое время, резко выделяющееся из всей остальной жизни года. Время покаяния, очищения, время тихой радости и молитвы, когда мы живем не так, как обычно. Настроиться на этот особый лад, оставаться собранными и внимательными нам помогают Канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров и другие богослужения. Но наши дети не получают всего этого или получают слишком мало. А дом продолжает жить обычной жизнью. И время поста для детей зачастую оказывается никак не выделенным.
А между тем сделать так, чтобы жизнь всего дома следовала жизни Церкви, вполне возможно.
Принцип наглядности – один из самых действенных при формировании личности ребенка. В храме праздники выделяются с помощью цвета: цветом облачений, завесы, украшения икон. Также и в интерьере дома важную роль играет ткань: шторы, скатерти, иногда драпировка стен. Вот и протоиерей Глеб Каледа говорил о важности внешнего вида дома, в котором воспитываются дети, для формирования ритмичности жизни семьи. В семье моих родителей иконы домашнего иконостаса мама покрывала широким кружевом, и утром в понедельник первой седмицы Великого поста эти украшения были черного цвета. Мы, дети, учились в обычной светской школе, в которой нас ждали будни, ничем не напоминающие о посте. И эти кружева, как и молитва Ефрема Сирина после утреннего правила, настраивали нас на «ритм поста», и даже по дороге в школу мы шли как-то тише обычного. Уже одни эти черные кружева на иконах значительно меняют общее впечатление дома, а торжественная смена будничных лент на черные, а потом – в Великую субботу – на красные способствует переходу на «особое время».
В книге «Лето Господне» Иван Шмелев писал о том, что у него в детской на время поста вообще снимали шторы. Мои дети под впечатлением этого рассказа также предложили снять тюль в наших комнатах. И действительно, без штор появилось особое «постное» настроение дома. Кстати, на Пасху, когда шторы вновь вешаются, и дом получает дополнительный штрих «праздничного» настроения. Легко поменять и скатерти: в пост использовать простые, не нарядные, или специально выделенные в качестве «постных» салфетки-клеенки. Таким образом, с помощью небольших изменений в интерьере время Четыредесятницы становится «зримым», почти «осязаемым».
Без штор окно становится немного скучным и каким-то голым. Мы взяли обычную гуашь – эта краска легко смывается – и нарисовали на окне семь ступенек, ведущих вверх. С одной стороны, это память о Лествице, которая, кстати, вспоминается Церковью в Неделю Иоанна Лествичника, с другой – образ поста как пути к Богу. На каждой ступеньке написали номер. Как дополнительный обучающий элемент можно обозначить ступеньки не арабскими цифрами, а римскими, если дети их не знают, или церковнославянскими – и незнакомое написание легко запомнится. Лестница ведет к солнышку: это и знак праздника, и символ Христа – Солнца Правды. А в хмурые дни такое яркое желтенькое солнышко на окошке еще и ободряет постящихся. Из плотной цветной бумаги дети вырезали фигурку человечка (думали вырезать каждого члена семьи, да нас больно много получилось) и с помощью пластилина закрепили на нижней ступеньке. Когда наступает вторая неделя, человечек поднимается на вторую ступеньку и так доходит до последней, а как дойдет – все смываем. Заодно к празднику моем окна и вешаем тюль. Лестница может сопровождаться и перечислением семи основных добродетелей.
Хотя у нас есть православный настенный календарь, в нашей семье родилась традиция делать особый календарь именно для Великого поста. Сейчас такой календарь начали делать многие наши друзья; идея оказалась популярной, ее подхватили и православные сайты. С помощью такого календаря пост тоже становится «наглядным», будет «разбит» на определенные этапы, которые дети будут ожидать и переживать, и поститься станет «интереснее». Дети сами делают календарь, поэтому лучше могут запомнить и освоить его содержание. В календаре хорошо видно, сколько длится пост, как называются недели поста, в чем их особенности, какие дни самые «строгие», какие праздники мы празднуем во время поста, особенности традиций этих праздников.
Календарь у нас получился весенний. Мы решили «развеселить» его, чтобы у детей пост ассоциировался с радостью и чтобы весна ассоциировалась с постом: начинается весна – значит начинается пост! А еще нас вдохновила такая мысль святителя Иоанна Златоуста: «Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста – эта духовная весна для души». Поэтому на нашем календаре и солнышко, и цветочки, и даже бабочки. Правое поле надрезаем так, чтобы получилось семь «хвостиков». На каждом «хвостике» пишем какую-нибудь «поучительную» фразу: она должна напоминать о чем-то важном, о том, чего можно достичь в пост, о добродетелях, о благочестивой жизни. Это будет поводом поговорить с детьми о христианском учении и станет маленьким «заданием» на данную неделю поста. Эти «хвостики» мы загибаем так, чтобы они оказались подвернуты под лист календаря. В начале каждой недели мы будем отгибать соответствующий листок: снова эффект ожидания, а еще – будет видно, сколько осталось до конца поста.
В Греции к посту делают особую куклу – Киру Саракости, Госпожу Поста. Это тоже такой своеобразный «календарь», который считает недели Великого поста. Греки изображают Госпожу Поста как простую женщину или как монахиню. У Госпожи Поста нет ушей – чтобы не слышать сплетен, и нет рта – чтобы не есть. На груди у греческой православной куколки – крест, ее ручки молитвенно сложены или скрещены. Крест может располагаться и над головой Киры Саракости – как знак ее благочестия. Так греки символически показывают этой куколкой правила поведения в Великий пост. А еще из-под юбки Госпожи Поста высовывается семь ног, которые символизируют семь недель Великого поста – по одной ножке на каждую. В субботу истекшей недели отрезают одну ножку, в Великую субботу отрезается последняя. Госпожу Поста можно нарисовать на бумаге, можно сшить, слепить из теста. Ее вешают на входную дверь или около икон. Мы с детьми сделали аппликацию и вырезали ее, получилась куколка, которую мы повесили на входную дверь – чтобы уже при входе в квартиру напоминала о посте. Правда, ножки мы пожалели и никогда не отрывали.
С помощью таких элементов уже сам внешний вид дома настраивает жизнь семьи на особый лад. Перечисленные «календари» делают акцент на том, что пост – особое время. К тому же это идеи тематических поделок, которые могут выполнить дети самого разного возраста.
И вот наступает пост. И появляется другой важный «осязаемый» аспект поста – особая пища. Должны появиться и изменения в «домашнем богослужении». Дети могут с маминой помощью написать крупным шрифтом на листах белого картона молитву преподобного Ефрема Сирина: малыши могут обвести фломастером то, что мама написала карандашом, дети постарше – сами списать текст из Молитвослова. Таким образом им будет легче ее выучить, а также дети станут ждать, когда будет читаться «наша постная молитва».
Укладывая детей на ночь, мы всегда читаем им книги. И в Великий пост это особенная литература: патерики, жития святых, Библия. Во время такого чтения родители и сами получают духовную пищу. Когда вся семья собирается за столом, а обычно, если папа работает, это ужин, можно также прочитать небольшой отрывок из Библии или житий, а потом обсудить прочитанное. Именно таким показано «религиозное образование» детей у святителя Иоанна Златоуста: отец за «вечерней трапезой» наставляет жену и детей.
Нелегко привлечь внимание ребенка к «душеполезным» беседам, но поразительная вещь: если родители обсуждают что-то между собой, то дети ловят каждое слово. Еще бы: им не надо терпеть скучные наставления – они подслушивают взрослый разговор. И если папа с мамой обсуждают за столом сорокалетнее скитание евреев по пустыне, то дети слушают так же увлеченно, как самые интересные приключения. Но для этого, конечно, требуется подготовка родителей. Например, эта беседа может быть пересказом проповеди, которую папа слышал сегодня в храме (снова совет родителям от святителя Иоанна Златоуста), или прочитанного в книге. В таком случае хотя бы в пост семейный ужин оказывается настоящим уроком – «два в одном»: вкушаем пищу духовную и телесную. Это не так трудно организовать, как кажется на первый взгляд, особенно если устраивать такие семейные застолья только в великопостные выходные.
Делая календарь, мы выделяли постные праздники. Когда дети знают об этих датах, они ждут не «когда же закончится пост», а приближения каждого следующего события. Первый праздник с интересным действом – это кутья в первую субботу Великого поста, в деньвеликомученика Феодора Тирона. Кутью мы едим по древней традиции: все из одной посуды – из красивого деревянного блюда. 22 марта, в день 40 мучеников, печем, конечно, жаворонков: даже малыши могут лепить узелочки из теста и приделывать птичкам глазки-изюминки. На Крестопоклонной неделе нас также ждет выпечка: по традиции, мы выпекаем печенье в форме крестиков. В неделю Иоанна Лествичника мы лепим из теста лесенки, как делали наши прапрадеды (вернее, наверное, прапрабабки). Тесто можно делать самим, можно использовать покупное слоеное или дрожжевое – это не требует практически никаких усилий, зато дети получают огромное удовольствие от совместных трудов на кухне. Это и повод поговорить даже с малышами о том празднике, который отмечается особой выпечкой, и не только наглядное пособие для такого разговора, но пособие вполне съедобное и даже вкусное. На Благовещение на птичьем рынке специально покупаем птичек, которых на праздник можно будет выпускать. На Лазареву субботу едим икру – она, как и яйцо, символ воскресения. На Вход Господень во Иерусалим заранее готовим вместе с детьми целые букетики с вербами. Все это – и общесемейные мероприятия, и – главное – повод рассказать детям о праздниках и об их значении, повод перейти к более серьезным темам.
Таким образом, пост действительно может стать особым временем жизни всей семьи, дома как целого. Внешнее помогает осознавать и укреплять внутреннее. Пост становится «наглядным», «осязаемым» даже для малышей. И такие наивные, до смешного «недуховные» занятия, как изготовление птичек или лесенок из теста, оказываются не только развивающими мелкую моторику ребенка и его первыми кулинарными опытами, но и пособием, помогающим детям представить себе духовную жизнь. И пока трехлетние малыши выкладывают перекладинки у такой лесенки, дети-школьники слушают рассказ о лествице Иоанна Лествичника, а кто-то захочет и прочитать о ней. Может быть, старшие дети, может быть, и родители… Так дети уже не «отрывают» нас от «духовной жизни», а вместе с нами, каждый по-своему, живут общим ее ритмом. И жизнь дома оказывается совершенно особой жизнью, которую не перебивает клокотание мегаполиса за окном и в ноутбуке. Казалось бы, такие мелочи не могут повлиять на духовную жизнь дома. Но это не мелочи – это внимание к тому, что существо человека триедино, и телесное, видимое–осязаемое, также имеет значение для нас.
Может быть, предложенные здесь или какие-либо другие идеи для детского Великого поста помогут создать в доме особое время Святой Четыредесятницы.
И дом, обращенный в малую Церковь, обращенный к Церкви «великой», станет местом христианского образования всех членов семьи.
Анна Сапрыкина
Детство и пост — две вещи несовместные?
Наступают дни Великого поста — особое время покаяния и воздержания. Во многих семьях возникает вопрос: можно и нужно ли поститься детям? Как правильно найти меру постного подвига для своего ребенка? А тут еще множество общераспространенных страхов и мнений о детском посте. Прокомментировать их согласился главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский, отец девятерых детей.
– «Пост — время покаяния, плача о своих грехах. А какие еще могут быть грехи, например, у детей младшего школьного возраста?»
– Для детей смысл поста немного в другом, они вряд ли смогут в течение сорока с лишним дней плакать о своих грехах. Для них это скорее просто аскетическая привычка, которая пригодится им в более взрослой жизни. Посещение на первой неделе поста Великого канона преподобного Андрея Критского, Литургии Преждеосвященных Даров, богослужений Страстной седмицы, на которые мы, например, водим детей с младшего школьного возраста, создают в душе ребенка особое настроение. А кроме того, отказ от некоторых игр и развлечений, ограничения в пище создают некий постный фон. Желательно и в домашнее правило ребенка добавить или молитву преподобного Ефрема Сирина, или пение покаянных тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас».
Ребенок не может непрерывно пребывать в покаянном настроении, это не способен делать даже обычный взрослый без духовной подготовки. Поэтому не следует ждать от ребенка большего, чем он может. Но при этом ребенок, привыкший в течение длительного времени ограничивать себя в еде и развлечениях, со временем гораздо проще и легче подходит к взрослому отношению к посту. Я знаю примеры, когда родители жалели детей до подросткового возраста, ограждали их от поста, а потом, когда человек становился достаточно взрослым, когда он уже мог нормально поститься, у него не было соответствующего навыка, и он вовсе отказывался от поста. Для детей, которые с младенчества подражают родителям в посте, он становится нормой жизни.
– «Пост — время сугубого воздержания в пище. Это вредно для молодого растущего организма ребенка и может привести к заболеваниям».
– Есть обязательное правило для любого постящегося: пост не должен ухудшать здоровье. Поэтому если у ребенка или у взрослого есть серьезные заболевания, тогда, конечно, со всей строгостью пост соблюдать не надо. Что же касается здоровых детей, то, по общей церковной практике, они не лишаются рыбы в пост, а больным, ослабленным детям можно и молоко давать. Вообще же пост не вреден никому: ни беременным, ни кормящим, ни детям малым. У нас сегодня есть возможность купить рыбу, зелень, в которых есть все необходимые микроэлементы. Нужно просто следить за самочувствием ребенка, как, впрочем, и за своим, потому что пост для человека, а не человек для поста. Если кормящая мать решила поститься, и вдруг у нее пропадает молоко, то, конечно, нужно прекратить поститься. Только обычно оно не пропадает, я таких случаев у здоровых женщин не знаю.
Если человек (маленький или взрослый) начинает поститься впервые, можно потихоньку пробовать свои силы. Один мой знакомый, недавно принявший Крещение, спросил, можно ли ему не есть мясо только на первой седмице. Я ответил: «Твое дело, я же не могу тебя заставить». Затем он спросил, можно ли продолжить и на второй, а с третей начал соблюдать пост по всем правилам. Вообще, активное вхождение в аскетические подвиги — пост, молитву и т. д., если человек превысит свою меру, приводит не только к потере здоровья, но и к серьезному разочарованию в духовной жизни. Это касается и детей, и молодых людей. У меня было несколько знакомых, которые в девяностые годы уезжали в монастырь на время Великого поста, жили на чердаке, вкушали по пять просфор в день. Два года таких постов, а потом люди просто ушли из Церкви. Усилия огромные, ослабление организма приличное, а духовных результатов не наблюдается. Все нужно делать в меру, нужно помнить, что пост — это не какое-то разовое действие в жизни христианина, что поститься нам всю жизнь до самой смерти. Поэтому мера поста должна быть спокойной и для человека вполне посильной. А существующая церковная практика и для взрослого, и для ребенка вполне посильна.
– «Дети, соблюдающие пост, вынуждены отличаться от сверстников, они могут стать изгоями, предметом насмешек».
– Мои дети учатся в обычной, не в православной школе, и у них таких проблем не возникало ни разу. По моим наблюдением, давно закончилась эпоха всеобщего равенства, когда все должны быть похожи друг на друга, и если в моде клеш, то его носят все, если носят мини или макси, то все поголовно. Во времена моего детства это было бы проблемой, тогда если ты хоть чуть отличался, то мог стать изгоем. Сейчас чем ты более не похож на других, тем это даже интереснее. Поэтому если дети сами своими выходками, осуждением сверстников не отгораживают себя от коллектива, то негативного отношения со стороны детей или большинства учителей я ни разу не наблюдал. Ты не похож на других, это нормально.
– «Если дети будут поститься, это может вызвать претензии к родителям со стороны государственных органов, особенно это касается многодетных семей, за которыми и так наблюдают».
– Это зависит от общего имиджа семьи. Например, у меня девять детей. И наша семья никогда не стояла в группе риска. Напротив, мы часто выступаем как лицо района, активно участвуем во всяких мероприятиях центра социального обеспечения. Когда руководитель этого центра как-то раз попросилась к нам домой, она потом полгода рассказывала всем о том, как здорово у нас все организовано. Если, конечно, дети неухожены, в доме грязно, если ваша семья под подозрением вообще, и тут выясняется, что вы еще и детей голодом морите, тогда вопросы возникают.
– Мы регулярно даем семейные спектакли на различные, в том числе и христианские темы для ветеранов, участвуем в районных праздниках. Стараемся не отгораживаться от мира, считаем это важной миссионерской составляющей нашей жизни. И я знаю многих многодетных, которые, создавая вот такой позитивный имидж своей семьи, никаких вопросов со стороны органов опеки не вызывают.
– «Пока ребенок учится (в школе или в институте), у него должны быть значительные послабления в посте».
– Общепринятая практика — разрешение на рыбу, кроме, пожалуй, среды и пятницы. Мои старшие дочери уже закончили школу с медалями, поступили на бюджетное отделение в МГУ и при этом все посты практически с рождения соблюдали. Моя старшая дочь была единственной абсолютно здоровой девочкой в классе. Поэтому утверждение о том, что пост вредит здоровью и учебе, это миф, оставшийся с советских времен.
– «На время поста детей необходимо в принудительном порядке лишить всех развлечений: похода в гости, компьютерных игр и т. д.»
– Я так не считаю, да простят меня строгие ревнители благочестия. У нас, по крайней мере, это сделать никогда не получалось. Мы, что называется, меняем репертуар фильмов, которые они смотрят, ограничиваем компьютерные игры. Ребенок должен быть не лишен, а ограничен. То же самое происходит с пищей, мы ведь не лишаем себя пищи. Конечно, на первой или Страстной седмице хорошо бы полностью отказаться от игр, фильмов и развлечений. Зато в конце первой седмицы можно и кино хорошее посмотреть. Можно постараться заменить сидение перед компьютером или телевизором на совместные прогулки, но это не значит, что гулять нужно с постными лицами. Можно и на лыжах покататься, и с горки. Нужно, чтобы и дети, и взрослые были в хорошем тонусе во время поста, чтобы у них были силы и на молитву, и на работу, и на учебу. Нужно детям предлагать больше совместных мероприятий, мы же сейчас все по своим норкам сидим. Рекомендовать книги для семейного чтения, заменив, к примеру, «Остров сокровищ» на «Полианну». Нельзя полностью лишить ребенка душевной пищи, свято место пусто не бывает, его нужно чем-то заполнять. И вот насколько родители могут заменить освободившееся место, настолько и нужно ограничивать. При этом ребенок должен принять замену, потому что если вы начнете в принудительном порядке читать ребенку только жития святых, а он будет под них спать или говорить: «Мама, когда же ты закончишь?», — никакой духовной пользы он не получит.
– «Часто дети питаются в школьной столовой, где не предлагают постные блюда. Пост заставит их просто голодать».
– Голодать не надо. Если возможности есть постное совсем нет, тогда нужно применять к таким детям правило о путешествующих: можно пост не соблюдать, если нет никакой возможности его соблюдать. Но я бы рекомендовал ребенку поступать так: если дают борщ с куском мяса, съешь борщ, а мясо не ешь. Если дают макароны с сосиской, ограничься макаронами. Уже определенное усилие ребенок совершает. В нашей семье дети завтракают и обедают дома. А если нужно поехать куда-то на экскурсию, жена дает им с собой рыбные котлеты. Она заготавливает их постом раз в неделю, в том числе и для таких случаев.
Записала Марина Шмелева
Источник: Журнал «Православие и современность»
Постимся с детьми, или Сорок дней креатива
Глядя на заголовок, вы наверняка подумали, что сейчас получите подборку рецептов постных блюд или наставления на тему «Как научить ребенка соблюдать пост». Нет-нет, никаких наставлений. Только идеи, которые помогут нам вместе с нашими чадами прожить удивительные дни Святой Четыредесятницы как совершенно особое время – время ожидания Праздника праздников.
Многие молодые родители именно Постом ощущают свою непричастность к происходящему в Церкви. Уникальные службы этих дней лично мне всегда давали ощущение полноты, без которого впоследствии и Пасха «совсем уже не та». Первую нашу Пасху мы с дочкой провели в детской больнице. Повод к этому был настолько серьезный, что роптать было нельзя. Однако та весна заставила меня перечеркнуть радужные мысли о том, что с рождением ребенка мы сможем так же, как и раньше, прочувствовать Пост. Нет, нет и нет! Во-первых, кормящая мама просто не имеет права поститься по Уставу, во-вторых, ей едва ли удастся выбраться на службы, не имея в тылу арсенал бабушек и нянь, в-третьих, образ слингомамы, которая, словно кенгуру, везде носит малыша с собой, нарисован нам чересчур идеальным: ребенок – не сумка, взяв которую, можно отправляться делать свои дела, малышу нужно не только кормление, но и смена подгузников, и просто общение, какая уж там служба, какое молитвенное настроение! Подросший малыш также вряд ли разделит радость участия в Литургии Преждеосвященных Даров, но, вероятно, заботу о том, чтобы в храме стало тихо, с вами наверняка разделят все присутствующие. Последний пункт, для кого-то, быть может, спорный, заставляет родителей из воскресенья в воскресенье заходить в храм уже после пения молитвы «Отче наш», в связи с чем забывается даже чинопоследование службы, а само участие в Литургии сводится к причащению младенца.
И вот очередной Великий Пост готов пройти стороной. Надо что-то менять, не так ли? Мы не предлагаем молодым родителям какого-то нового способа нейтрализовать детей для того, чтобы спокойно помолиться на великопостных службах. Надо привыкнуть к мысли, что еще несколько лет нам это не грозит. Но в наших силах превратить совместное с ребенком домашнее заточение в радостное ожидание Пасхи, когда каждый день Поста будет ступенькой к вершине – Празднику праздников. Давайте ежедневно напоминать нашему чаду, а заодно и себе, о том, что хоть мы и сидим дома, но идем дорогой Поста вместе со всей Церковью. Вместе, только немножко по-своему, «по-детски». Воспримем Великий Пост с нашими малышами как счастливый лишний билетик в настоящее православное детство, которого у большинства из нас не было! И здесь нам на помощь придут семейные традиции. Маленькие и большие, серьезные и не очень, они обогатят наши изъеденные рутиной будни ожиданием Праздника.
Традиция – это способ передачи ценностей от поколения к поколению. Многие из нас не получили от старшего поколения каких-либо православных традиций, кроме, разве что, обычая красить яйца к Пасхе. А потому сейчас перед нами стоит сложная, но и интересная задача – задача создания собственных семейных традиций. Таковых может быть огромное количество. Кто-то читает Великий Покаянный канон дома всей семьей, некоторые все же находят возможность прийти в храм, чтобы приобщить ребенка к необыкновенной атмосфере первых великопостных дней. Кто-то предпринимает посильное паломничество. Но чем заняться в будни? Чем наполнить неспешной чередой текущие дни Великого Поста? Придумаем для наших малышей простые развивающие занятия. Мой план ориентирован на младших дошколят, но, не сомневаюсь, что и родители деток постарше найдут для себя полезные идеи.
С чего начнем?
Обсудим на семейном совете замечания и предложения домашних, расскажем о своих планах. А планов у нас много. На весь пост: читать, делать поделки, готовить вкусные постности, ставить природоведческие эксперименты, одним словом – развиваться. Наш план на первую седмицу: создать пасхальный «адвент-календарь», приготовить коливо, встретить весну, узнать об устройстве православного храма.
Сколько дней осталось до Пасхи?
Традиция – это язык, на котором мы говорим с нашими детьми о том, что для нас дорого и важно. Если мы хотим приобщить малыша к атмосфере Великого Поста, нужно говорить на языке, понятном ему. Что для нас Великий Пост? Скромная трапеза, долгие службы, коленопреклоненные молитвы. Попробуйте объяснить их смысл трехлетке! Но любой малыш с радостью будет проходить дни Поста, зная, что каждый из них приближает его к Празднику праздников, который больше и радостнее, чем Рождество. На Западе существует традиция изготовления так называемого «адвент-календаря» (нем.Adventskalender). Одна благочестивая фрау создала такой календарь для своего сынишки, которому очень уж не терпелось встретить Рождество. В самом простом исполнении адвент-календарь – это домик с открывающимися окошками, за каждым из которых – сюрприз для малыша. Одно окошко соответствует одному дню Адвента, в нашем случае – Великого Поста. В качестве сюрприза может выступать любая приятная мелочь (в классическом Adventskalender за окошками помещаются сладости, но не отказ ли от них является единственным позволительным малышу способом соблюдать пост?). Мы предлагаем сделать календарь в виде дороги к храму, это наглядно и понятно. Выделите для календаре отдельное место на стене детской комнаты, к концу Поста здесь соберется целая коллекция поделок.
Вырежьте из бумаги дугу, разделите на сектора, склейте несколько таких заготовок, склейте их, пронумеруйте сектора – начиная с первого дня Поста и заканчивая днем Пасхи. Отметьте на календаре все праздники, важные для вашей семьи события этого отрезка времени, отметьте понятными ребенку значками мероприятия, запланированные на это время («кораблик» – если собираетесь пускать кораблики в ручье, «птичка» – если будете печь «жаворонков» и т.д.). Пусть таких отметок на вашем календаре будет как можно больше. Чаще обращайтесь к этому плану, он поможет объяснить ребенку способы измерения времени (день, неделя, месяц), познакомит с понятиями «вчера», «завтра», «послезавтра».
На каждом отрезке «дороги» разместим сложенный листок со стихотворением или маленьким поучительным рассказом. По утрам или перед сном пусть малыш снимает свой сюрприз и слушает новое стихотворение. При желании можно сделать подборку литературы о том или ином распространенном детском недостатке (обидчивость, ревность, жадность), что даст тему для обсуждения. Не выбрасывайте плоды вашей кропотливой работы! Вместе с малышом соберите коллекцию заламинированных скотчем карточек с добрыми стихами и рассказами.
Отмечать прошедший день можно как отрезая пронумерованные кусочки дороги, так и просто оставляя на каждом ее отрезке след башмачка или ножки (сделанный, например, с помощью трафарета).
Куда ведет дорога Поста
Конечным пунктом нашего великопостного пути станет Пасха. Для наглядности можно прикрепить у «хвостика» дороги бумажную икону Воскресения Христова. Желающим усложнить задачу предлагаем сделать с ребенком поделку – храм, на воротах которого будет красоваться надпись «Христос воскресе!». Заготовки для этой поделки надо сделать заранее. Помните, что чем младше ваше чадо, тем серьезнее надо подготовиться! Малышу может надоесть наблюдать, как вы вырезаете заготовки («Вот, сейчас уже начнем»), и тогда он начнет искать занятие поинтереснее. Итак, заранее подготовьте вот такую картонную основу для храма,выступы, которые сделают его объемным, крест, сделанный из двух связанных ниткой спичек,
и главные слова грядущего Праздника – напишите их на кусочке картона или вырежьте буквы Х и В из самоклеющейся бумаги, также на помощь могут прийти оставшиеся от прошлогодней подготовки к Пасхе наклейки для яиц.
И вот долгожданный момент: наш малыш заинтригован и готов к совместному творчеству. Достаем наши заготовки и приступаем к работе. Наклеиваем выступы на основу,
золотим купол (нарежьте небольшими кусочками цветную бумагу и предложите малышу заклеить в произвольном порядке все пустое пространство) и приклеиваем крест,
приклеиваем надпись «Христос воскресе!» и украшаем шедевр на свое усмотрение (для этого подойдут кусочки тесьмы, бисер, яркая крупа – к примеру, красная чечевица, а также все, что давно лежало в шкатулках и коробочках по принципу «А вдруг когда-нибудь пригодится?»). Если вы будете украшать выступы, сделайте это до того, как их приклеивать, так будет удобнее. Не забывайте комментировать ваши действия, называйте части вашего архитектурного сооружения. А во время ближайшего посещения храма закрепите «пройденный материал».
Не «опять каша», а коливо
Замечательным времяпрепровождением для вас с малышом станет приготовление кутьи – колива. Каждый умудренный опытом родитель знает, что дети с удовольствием помогают на кухне. Дадим им такую возможность!
Приготовьте любую кашу на воде и добавьте мед, толченые орехи, сухофрукты, мармелад. Вашему маленькому творцу достанется самое ответственное поручение – украсить кутью. Для этого подойдут мак и цветная посыпка для куличей (о, вот и он – первый повод рассказать о Пасхе!). Малыши будут посыпать блюдо, тренируя пальчики. Деткам постарше можно предложить выложить изюмом рисунок. Это может быть крест или схематичное изображение храма.
Коливо освящается и употребляется в пищу в пятницу первой седмицы Великого Поста. Уплетая совместно приготовленный здоровый завтрак, вы сможете рассказать малышу о том, как появилась традиция приготовления колива, а также о том, для чего нужен пост.
Весна природы – весна души
На дворе – долгожданная весна. Давайте откроем цикл поделок на весеннюю тему! Пусть наше жилище и особенно нашу дорогу-календарь освещает сделанное руками вашего крохи весеннее солнышко. Нарисуйте его пальчиковыми красками или сделайте из… макарон! В пластилиновую основу, прилепленную на бумагу, вставляйте кусочки спагетти. Великолепные облака получатся из ватных дисков.
А вы любили школьные опыты? Предлагаем поставить простейший весенний опыт, который наглядно объяснит малышу метаморфозы, происходящие в природе весной. Заготовьте заранее небольшое количество снега (хватит трехлитровой банки). Подойдет также снег из морозильной камеры. Итак, заснеженным полем станет любое большое блюдо, солнцем – настольная лампа. Поставьте «поле» под «солнышко» и вместе с крохой наблюдайте, как тает снег, дайте малышу немного снега в ручку, пусть он убедится в том, что снег превращается в воду, объясните, что снежок тает, когда ему становится жарко. Наклоните тарелку (предварительно подстелив под нее, к примеру, клеенку) и наблюдайте, как бегут с горок ручейки. На ближайших прогулках вам будет что обсудить. А тема весны столь неисчерпаема, что пока в течение нескольких недель природа будет пробуждаться от зимней спячки, мы с нашими малышами найдем еще множество способов интересного и полезного времяпрепровождения.
Дарья Куликова
Сайт taday.ru
Комментировать