Детям о депрессии: «Как выздоравливал сверчок» – сказка с хорошим концом

Детям о депрессии: «Как выздоравливал сверчок» – сказка с хорошим концом

(6 голосов5.0 из 5)

Детская книжка «Как выздоравливал сверчок» – о непопулярной, но такой нередкой проблеме депрессии у ребенка. Детство воспринимается как время радости и безоблачного счастья. Между тем, рядом есть дети, которым нужна помощь.

О взрослой депрессии кто только ни говорит, и это своего рода мейнстрим. Порассуждать о том, как сильно ты «депрессуешь» из-за того, что не завелась машина, почти хороший тон. Под депрессией мы, взрослые, понимаем что угодно, от просто плохого настроения до унылого состояния духа из-за плохой погоды.

Профессиональное сообщество психиатров возмущается такой грубой популяризацией своего термина. Ведь на самом деле депрессия – это заболевание, которое тяжело поддается лечению и редко проходит без последствий для пациента.

А вот тема депрессии ребенка в обществе продолжает оставаться своего рода табу. Ее нигде открыто не обсуждают, больше того, если это приключается с детьми – старательно скрывают этот факт от окружающих, не обращаются к специалистам – так что заболевание переходит в тяжелую хроническую форму. Тогда ее можно лечить только одним способом – медикаментозно.

Чтобы не доводить до таблеток, психиатр должен начать диагностику и терапию рано. И помогать ему в этом будет психолог. А еще – учителя, родители, сверстники. И, конечно, сам маленький пациент. Ведь в каждом из нас есть огромные скрытые ресурсы, которые в нужный момент могут раскрыться.

Человеку это не под силу самому. Но с Божьей помощью и доверием к Богу, с помощью разума и воображения, детского непосредственного взгляда на мир многое возможно.

Детский писатель из Амстердама Тонн Теллеген предлагает не совсем обычный способ помощи ребенку с депрессией – а именно, сказкотерапию.

Его сказочные истории о животных вышли под единой обложкой и под общим названием «Как выздоравливал сверчок».

У автора нет иллюзий по поводу того, что такое депрессия. Он имеет в виду именно клинические проявления недуга: то болезненное состояние души, при котором тревога и подавленность, безразличие ко всему полностью вытесняют радость.

Ребенок, может быть, и улыбается, и смеется – но, скорее, по инерции, чем по-настоящему.

Получать удовольствие от простых детских вещей – катания на велике, возни беготни со сверстниками, игр в воде и на траве ребенок с депрессией не может. Он ничего не чувствует или почти ничего не чувствует. И он в этом не виноват.

Это его психика реагирует на боль, которая случилась с ним раньше, и таким образом ограждает его от страдания.

Возможно, это случилось, когда его родители попали в автокатастрофу. Или бабушка с дедушкой ушли в мир иной, а родители не объяснили, что случилось – почему они не простились, оставили ребенка здесь с кучей недоуменных вопросов и обид.

Тонн Теллеген отлично понимает, в чем разница между депрессией у взрослого и у ребенка.

Дети не склонны анализировать своё состояние и не понимают, что с ними стряслось и в чем могут быть причины их депрессии. Взгляд со стороны и попытка взрослого объяснить, что с ним не так, ребенку чаще всего не помогут.

Беседа с психологом может просто не состояться – ребенок замкнется и уйдет, или расплачется, или просто не пойдет на контакт. Маленькая дверца к миру будет закрыта изнутри – попробуй-ка, достучись и войди.

И вот, писатель придумал способ войти, подобрал ключик.

Его главный герой сверчок проснулся утром и почувствовал, что с ним что-то не так.

Где-то в голове или в душе поселилось неуютное чувство. Как будто внутри кто-то стучит, скребется и не дает ему покоя.

Это что-то входит в его мысли и чувства, мешает радоваться, заставляет лить слезы. И самое главное – совершенно непонятно, откуда это взялось.

Автор очень мудро и объективно описывает состояние Сверчка и то чувство одиночества, которое усугубляет болезнь. Маленький герой словно оказывается в вакууме. Большинство друзей и приятелей его не понимает.

Все реагируют на его состояние по-своему. Кому-то все равно, кто-то сочувствует. Но пережить и испытать то, что испытывает он, не может даже самый верный и любящий друг.

В какой-то момент наступает отчаяние: никто его не понимает, никто не верит, а значит, помощи ждать неоткуда. Сверчок очень тоскует и страдает один.

Ведь, например, жук не понимает всей серьезности происходящего – принимает его депрессию за красивую позу и даже готов ей подражать.

Улитка меряет маску уныния на себя – мол, это у нее депрессия, а вовсе не у Сверчка. Другие персонажи сказки заражаются грустью главного героя. Но у них это разве что кратковременный сплин, настроение, и вскоре их тоска проходит и они забывают обо всем.

Правда, есть одно единственное существо, которое одарено настоящим сочувствием – то есть реальной эмпатией. Это белочка, которая не оставляет Сверчка в его беде.

Белка способна на деятельную любовь и понимание. Она не бросит и не предаст, даже если общение с другом становится таким тяжелым и безысходным.

Правда, есть и ее антипод, отрицательный герой – умник-ворон, горделивый всезнайка. На то он и ворон, чтобы что-нибудь этакое накаркать: только и рассуждает о том, что чувства ничего не значат и не стоят, что слезы Сверчка состоят из воздуха, и потому грош им цена, – словом, что проблема депрессии выдуманная и не стоит выеденного яйца.

Но ни одному вещему ворону никогда не победить добрые силы в сказке и самого сказочника с его доброй и справедливой волей.

Детская сказочная история по определению должна быть с хорошим концом. Вот и сказка амстердамского сказочника с загадочной фамилией Теллеген просто обязана закончиться хэппи-эндом.

Депрессия обязательно отступит, любовь и дружба победят, солнце взойдет и счастье нахлынет радужной волной. Маленький герой снова сможет петь, наигрывать свои мелодии в траве и бесконечно радоваться жизни. Он забудет о том, что с ним однажды произошло.

Так что никакой депрессии больше не будет места в его жизни. По задумке автора, ребенок, читающий этот текст, начнет понимать и узнавать свои ощущения на примере переживаний сверчка и постепенно проживет их вместе с главным героем, чтобы наконец-то выйти к свету и радости.

Может быть, его эмоции будут слишком пронзительны и сильны. И все же, это настоящие чувства – а начинать заново чувствовать – это уже шаг к выздоровлению.

Приведем небольшой отрывок из книги для знакомства читателя со стилем и манерой изложения замечательного детского автора.

 

Тонн Теллеген «Как выздоравливал сверчок»

«Сверчок сидел, с серьезным видом уставившись в землю. Большое непоколебимое чувство сидело у него в голове и давило с той стороны на глаза. «Ох», – думал сверчок. Ни о чем другом ему теперь и не думалось.

Утро уже заканчивалось, когда мимо проходил муравей.

– Привет, сверчок! – сказал он.

Сверчок поднял голову и ответил:

– Привет, муравей. Знаешь, что со мной? У меня в голове сидит большое непоколебимое чувство.

Муравей остановился, нахмурил брови и внимательно оглядел сверчка. Тот хотел было взглянуть на небо и сказать: «Да вот…» – но не стал.

– Я не знаю, что это, – сказал он. – Оно не хрустит, не жужжит и не пищит. Но оно очень тяжелое.

Муравей пару раз обошел вокруг.

– Ты разбираешься в чувствах? – спросил сверчок.

– Да, – сказал муравей. Он имел в виду, что знал о чувствах всё, в особенности о больших и непоколебимых.

– И что это может быть? – спросил сверчок. Его серьезные глаза чуть посветлели, да и большое чувство как будто стало полегче.

– Ну-ка, проползи чуть-чуть, – предложил муравей.

Сверчок прополз немного по высокой траве и вернулся обратно.

– Ну? – спросил он.

– Это мрачное чувство, – сказал муравей. – Ты мрачный

– Мрачный? – переспросил сверчок.

– Да, – сказал муравей. – Мрачный.

– Но мне весело!.. – крикнул сверчок.

– Нет, – сказал муравей. – Тебе невесело. Ты мрачный. Это из-за чувства у тебя в голове. Будь это веселое чувство, тебе было бы весело. Но чувство это мрачное, поэтому и ты мрачный.

Солнце уже поднялось высоко в небо, а вдалеке, на макушке тополя, пел дрозд.

Сверчок зажмурил глаза и попытался разглядеть чувство у себя в голове. Но ничего не увидел.

– Ладно, – сказал муравей. – Мне пора.

Он попрощался со сверчком и помчался в лес.

Сверчок хотел было его догнать.

– Но откуда оно? – кричал он. – То есть…

Ему хотелось крикнуть еще много всего, но он не мог ничего придумать.

Муравей бросил через плечо:

– Откуда угодно! – и добавил: – С кем не бывает!

Потом он крикнул что-то про «далеко», и «сегодня», и «открыть» и исчез за ивой.

Сверчок остановился и потряс головой.

Странное чувство ворчало. Но оно перестало быть странным, теперь оно было мрачным чувством. Большим и непоколебимым мрачным чувством. «Значит, я мрачный», – понял сверчок»…

Вместе с вами знакомилась с книгой Валентина Киденко

Комментировать