Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Чтения Священного Писания

Утр. – Мф.21:1–11,15–17 (зач. 83 первое). Лит. – Флп.4:4–9 (зач. 247). Ин.12:1–18 (зач. 41).* Заимствованный из грузинского языка префикс «ме» указывает здесь на отношение принадлежности: Месукевийцы – пострадавшие вместе с мч. Сухием (ср.: Сергий (Спасский), архиеп. Верный месяцеслов всех русских святых. М., 1903. С. 48).

Богослужебные чтения дня

Цитата дня из Библии

Библия за год

Неделя Ваий. Вход Господень во Иерусалим

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Развернуть

Притча дня

О чтении Слова Божьего.

Один инок, придя к своему духовному отцу, сказал: «Отче! Я брошу читать слово Божие». «Что так?» — спросил старец. «Да не понимаю написанного», — отвечал инок. «Чадо, — сказал ему тогда старец, — овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью хватают траву и проглатывают ее не жуя, стараясь только как можно больше захватить, потом, уже наевшись, пережевывают ее. Так и ты, пока имеешь время и возможность, сколь можно больше, без лености читай божественные книги, и темное для тебя будет светлым. Ибо благодаря навыку непонятное поймешь, или от отцов и учителей Церкви узнаешь, или наконец, если некому будет растолковать тебе, просветит тебя Сам Господь».

протоиерей В. Гурьев. Пролог

Развернуть
Развернуть

Основы православия

Тема 118. Пятая заповедь Ветхого Завета: Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

В этой заповеди пересекаются две составляющие христианской нравственности — вертикальная (отношения с Богом) и горизонтальная (отношения между людьми). Богопочитание начинается с почитания родителей, которых можно назвать сотворцами Богу. По словам апостола: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1Тим.5:8). Народ Израиля, который получил эту заповедь, представлял собой, прежде всего религиозное сообщество. А отец и мать в этом сообществе были для человека самыми первыми учителями Божественного Закона (особенно отец). Они первыми рассказывали ему о Боге, о том, как праведно жить перед Ним на земле, учили различать добро и зло. Тот, кто не почитал родителей-учителей, не почитал и сам Закон. Отвергающие же Закон — отвергали и Бога. Такова внутренняя логика этой заповеди, в которой безусловно предполагалось, что отец и мать будут словом, делом и собственным примером наставлять своих детей в праведной жизни.

Почему в этой заповеди говорится о почитании, а не о любви? Любовь – высшая добродетель, поэтому Бог призывает нас хотя бы почитать родителей. В идеале, конечно, любить их. Как любить родственников, которые вызывают неприязнь? Любовь – это не просто чувство, а дела, поэтому следует творить дела любви и к тем, к кому нет расположения.

Как почитать тех родственников, которые разрушают семью? По словам прот. Димитрия Смирнова, «Почитать их лучше всего на расстоянии. Есть же другая заповедь. «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей» (Мф.19:5). Ну и, собственно, наоборот: жена – к мужу. Это о чем говорит? Отъехала километров за 50 – и почитай. Иначе всё рухнет. Почему эту заповедь видим, а ту нет?».

В какой мере проявлять послушание родителям? Не в безусловной. В той, что не противоречит воле Божьей в самом широком смысле: отношениях с Богом, миру в семье, не потакании их страстям (гневу, манипулированию, греховным зависимостям).

Многие считают, что чтить родителей – это значит материально заботиться о них. Однако не менее важно быть терпеливыми по отношению к ним, молиться об их здравии и спасении, а когда они преставятся – молиться об упокоении их душ.

Практический совет

Если разобрать текст молитвы при освящении вербы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: «… и нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками, в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Оказывается, что объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике – сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов, – даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике – книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.
См.: Вербное воскресенье: правда и выдумки.

Случайный тест