Источник

№ 10. Неделя ваий или Цветоносная

Вербное воскресенье

Флп. IV, 4–9

4. Братия! Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

7. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9. Чему вы научились, что приняли и слышали, видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами.

Ныне предложены слова св. апостола Павла из его Послания к Филиппийцам. Кто такие были филиппийцы? Где они жили? Чем они были известны при жизни св. апостола?

Филиппийцы были жители города Филипп. Этот город находился в Европе, в области Македонии. Филиппы славны были при жизни апостола по торговле и по находившимся вблизи их золотым рудникам, а также и по чеканившейся здесь монете, называвшейся филиппиками.

В этом-то городе и устроилась первая в Европе Церковь христианская под личным руководством самого апостола. Здесь-то молитвами и трудами св. апостола положено начало всех добрых плодов истинного христианского просвещения, распространяемого из Европы во все части и страны света. В Македонию пришел апостол по особенному, чудесному приглашению явившегося к нему ночью македонянина, с просьбою придти и помочь им, македонянам, а вместе с ними и всем европейцам (Деян. XVI, 9).

Св. апостол вступил в Европу и остановился в Филиппах. По своему правилу он в субботу отправился с проповедью к евреям в еврейскую молельню на реку Стримон за город. Здесь апостол и его спутники вступили в разговор о вере с набожными женщинами. И одна из них, Лидия, крестилась со всем своим семейством (Деян. XVI, 13). Здесь же, в Филиппах, одна служанка, одержимая злонамеренным духом прорицательным, доставлявшая чрез свое прорицание большой доход своим господам, не раз вслух всех делала добрые и справедливые отзывы о деятельности апостола и его спутников. Она говорила: Сии человека, рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения (Деян. XVI, 17). Но апостол Павел, вознегодовав за такое внимание к нему духа лестча, выгнал его из служанки; служанка стала здоровою, а господа остались без барышей и дохода от нее. За то эти господа вооружили граждан против св. апостола Павла и его спутника Силы. Св. Павла и Силу били и затем на ночь в колодках засадили в самую внутреннюю темницу. Но около полуночи во время молитвы Павла и Силы по воле Божией, совершилось землетрясение под темницею. Вследствие этого тотчас же обратился ко Христу сам тюремный смотритель со всем своим семейством. На другой день начальники города приказали выпустить св. апостола Павла и Силу из тюрьмы; но апостол, будучи римским гражданином, и без суда всенародно избитый, требовал, чтобы сами начальники пришли к нему и вывели их (Деян. XVI, 37). Начальники испугались, услышавши, что Павел и Сила – римские граждане; они тотчас же пришли в тюрьму, извинялись пред святыми узниками, вывели их из темницы и просили удалиться из города.

Но св. апостол по освобождении оставался еще несколько времени в Филиппах; поучал христиан, приобретал ко Христу новых членов. И тогда-то он составил в Филиппах общество христианское, возлюбленное им более всех.

Итак, начало этой Церкви положено было под зелеными деревьями на реке, в разговоре чужестранцев евреев с набожными женщинами. Ее распространение совершилось в темнице, ночью, среди землетрясения, и полная жизнь ее выказалась по выходе св. апостола из тюрьмы.

Апостол называет Филиппийскую Церковь своею радостию и венцом и свидетельствует свою сердечную расположенность (Флп. I, 3–8; IV, 1). Он, против своего обыкновения, даже принимал для себя только от нее подарки и пожертвования (Флп. IV, 10–18; 2Кор. XI, 9).

И филиппийцы заслуживали особенной любви апостола за их веру в Бога, за их любовь, радушие и всегдашнюю готовность помочь ближнему, за их постоянное сочувствие нужде и горю чужому и, в частности, к положению св. апостола Павла в узах римских (Флп. IV, 15–16).

И замечательно, что из всех посланий, писанных св. апостолом Павлом к целым обществам христианским, апостол только в Послании к Филиппийцам «нигде не употребляет ничего укорительного. Это доказательство их добродетели, доказательство того, что они, филиппийцы, подали учителю повод написать к ним все послание не в тоне порицания, а в тоне увещания». Блаженны филиппийцы христиане, что имеют о себе такой отзыв св. апостола, отзыв, разошедшийся по всему свету и имеющий разноситься во все роды и во все века.

Среди филиппийцев-христиан только «евреи, не вполне усвоившие дух Христов, под видом христианства всюду вредили учению христианскому» и сокрушали сердце христиан иноплеменных.

Последних-то св. апостол, сам находясь в скорби и узах, из Рима утешает, увещевает их остерегаться евреев-псов и злых делателей, ни в чем не страшиться противников, стоять в одном духе, без ропота, подвизаться единодушно за веру евангельскую (Флп. III, 2; I, 28; II, 14; I, 27).

Св. апостол говорит: братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой (Флп. IV, 1).

Гл. IV, 4. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

Радуйтесь всегда. Возможно ли это? Легко радоваться, когда в жизни мы видим исполнение наших желаний и надежд и даже получаем то добро, которого не ожидали. Отрадно иметь светлый и снисходительный взгляд на все окружающее и уметь отыскивать светлые черты в сумрачных явлениях жизни или в людях слабых. Но возможна ли радость, когда наша жизнь полна скорбей, обид, болезней, течет в бедности и недостатках, в потере дорогих нам родных, в заботах и даже в бедствиях от врагов? Как сердцу нашему, от природы любящему добро, сочувственно откликнуться на мрачную обстановку и не поскорбеть в виду ее или над нею?

Правда, сердце способно любить только добро, услаждаться им, радоваться ему; но оно и среди печальной обстановки может быть выше ее. Вот в этом-то и заслуга, в этом-то и труд, и задача всей нашей христианской жизни. Не падать духом, не отчаиваться в несчастьях, не роптать на свою судьбу – уже и в этом видно величие духа. А еще мужественнее тот, кто в несчастьях и скорбях является не только не скорбящим, но даже радующимся этим скорбям. Такая радость возможна только в Господе. Потому-то св. апостол и увещевает христиан филиппийских:

Радуйтесь всегда в Господе. Получаете ли вы милости от Бога? – Радуйтесь и благодарите Его. Видите ли вокруг себя людей счастливых, обеспеченных и добрых? – Сорадуйтесь таким. Или вас гнетут нужды? Нет вам достойного, по-видимому, вознаграждения? – Терпеливо переносите свое положение: в терпении вашем атяжите душы ваша (Лк. XXI, 19). Ведь, все равно, и без терпения не избежишь в жизни скорбей; так лучше страдать с верою в Бога, чем без надежды на Него. Вас окружают враги? Клевещут на вас, хотят повредить или уже вредят вашей чести? – Радуйтесь и тому, что Господь посылает на вас скорби. Потому что Он любит вас; а кого Он любит, того и наказует (Апок. III, 19). Самые враги наши нам полезны. Они указывают нам на наши слабые стороны, заставляют нас быть более осторожными, внимательными. Враги же Христова учения, неизбежные в мире, содействуют тому, что искуснейшие из христиан в борьбе с врагами выкажутся яснее. И такая борьба твердых христиан угодна Богу, радостна Ангелам, спасительна нашим душам. Стоит ли малодушествовать? Да будут нам примером св. апостолы Христовы. Они имели много бедствий; им наносили побои, но они и во время побоев не скорбели и выходили из судилища, радуясь о том, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян. V, 41). И каждый верующий в Бога, невинно страдающий, имеет утешение и радость от своей чистой совести и благодушно, даже с благодарностью к Богу, переносит клеветы и неприятности. «Слава Богу за все», – говорил среди гонений св. Иоанн Златоуст.

Ст. 6. Не заботьтесь же ни о чем. Веруйте, что не без воли Божией постигают вас несчастья. Господь близко; Он видит действие и врагов ваших. Он стоит при дверях сердца нашего и ожидает, кто из нас обратится к Нему за помощью и утешением. Он Сам говорит: Я стою у двери сердца вашего и стучу. Если кто услышит голос Мой, внятный в благодеяниях, нами получаемых, или в бедах, нас постигающих, и отворит дверь с молитвою и покаянием; войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Апок. III, 20). Он видит нашу жизнь. Он слышит наши вздохи и стоны.

Поэтому (ст. 6) всегда в молитве и прошении с благодарением за все, вас постигающее, открывайте свои желания пред Богом. И после такой молитвы вашей снизойдет в вашу душу

(ст. 7) мир свыше от Бога, который превыше всякого ума, т. е. непостижим умом, а чувствуется только сердцем и проявляется в радости, спокойствии и незлобии ко врагам. Такой мир соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе; не допустит он вас предпринять какие-либо необдуманные меры против клеветников и врагов ваших.

Ст. 5. Кротость ваша, спокойствие, смирение, незлобие к врагам да будут известны всем человекам. Потому что и ко врагам Господь близок. Он воздает и воздаст каждому из них по делам их. Их конец – погибель, говорит св. апостол; их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство – на небесах, откуда мы, труждающиеся и обремененные, ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Фил. III, 19–20).

Ст. 8. Итак, братие мои, не заботьтесь с сокрушением сердца ни о чем; ни о врагах ваших, ни о своей, стесняемой и соблазняемой другими, жизни; не падайте и под ударами бедствий и скорбей. Помышляйте, постоянно думайте и всегда старайтесь делать или проводить в жизни и разговорах только то, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, вполне нравственно, что любезно – угодно Богу и добрым людям, что достославно, что добродетельно и что похвально пред Законом Божиим. Какую чудную, блаженную жизнь имел бы христианский мир, если бы каждый член его заботился первее всего о благе общем и о том, что честно и истинно!

Ст. 9. Исполняйте, говорит св. апостол Павел филиппийцам, то, чему вы научились, что вы приняли и слышали и видели во мне… И Бог мира будет с вами.

Слова св. апостола относятся и к нам. Быть хорошим, добродетельным человеком для самого человека хорошо. И от Бога благоволение, и от людей похвала и уважение, от своей совести одобрение и успокоение. Будем же в счастии всегда к Богу благодарными, к людям радушными; в скорбях твердыми с верою в Бога и с надеждою на Его отеческое попечение о нас. И вообще, во всей нашей жизни, в каждую минуту, на каждом шагу будем стараться только об исполнении нашего христианского долга и, в частности, о том, чтобы быть полезными всякому во всем добром. За это Бог любви и мира будет и с нами всегда: ныне и присно, и во веки веков.


Источник: Объяснение апостольских чтений на литургии во все воскресные дни года / Протоиер. о. Василий Михайловский. - М. : Изд-во Сретен. монастыря, 1998. - 477 с.

Комментарии для сайта Cackle