Скрыть
Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-5 Приимеши притчу сию на царя Вавилонска. Сокрушил Господь жезл крепкаго и трость властелина. Приимеши притчу; это обратится в пословицу, дойдет до потомства, и поздние внуки будут повторять; «Сокрушил Господь владычество Вавилона, в ничто обратил крепость юношей его».

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-12 Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас». Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы

Итак, смотри: они подвиглись, смутились, и показали, что это – наказание Божие, – дело Божие, которого они даже не ожидали, и оно было сверх чаяния. Справедливо сказано: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!». Некоторым это кажется сказанным относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18). Не отвергнем этого толкования: возможен и иной смысл этого выражения, тем не менее, примем это толкование, так как оно теперь полезно. Удивительно, что сатана, хотя был бестелесной силой, светил утром и был посылаем ко всем языкам, ниспал с неба. Видишь ли, когда в нем возбуждается горделивая память? Смотри, как это злейшее семя, посеянное вначале сатаной, произросло и выросло. Когда ты сравниваешь бедствия относительно земной жизни, то Бог чрез пророка сообщает тебе такой закон. Если, при стечении стольких вынудительных обстоятельств и многоразличных перемен, Адам не мог обуздать дерзость, чтобы не превознестись в величии, и не считая достаточным для себя покоя и бессмертия, пожелал сравняться с Богом, – то как не научили тебя на счет человеческой природы преданные в руку сатаны? О царе Тирском говорится: ты рекл еси: «бог есмь аз, а не человек» (ср. Иез. 28:9); а об асирийцах: «рука моя захватила богатство народов, как гнезда» (Ис.10:14). Таково было предостережение, чтобы ты не переступал положенной тебе меры. Ты непременно выйдешь из пределов, если тебя оставить свободным, – и не совершишь ли тогда дел худших, чем прежние? Строители башни были исполнены гордости, это же было и у язычников. В этих делах показан образ неравенства, а Бог всегда старается уничтожить страсть алчности, чтобы никто не желал и не хотел больше меры.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-7 Как не стало мучителя, прекратилась подать? Сокрушил Господь жезл нечестивых, трость владык, бившую народы во гневе, ударом неисцельным сокрушил порабощавшаго в ярости народы, преследовав того жестоко: он успокоился и замолчал; вся земля возрадовалась и возликовала

Это слова оплакивающаго и сожалеющаго Израиля, когда бывший владыка и победитель стран, все разорявший своими налогами, сокрушен и обращен в ничто. Он, говорю, бывший тростию нечестивых, он, царский скипетр и жезл, яростно поражавший всех, удар котораго был невыносим, который жестоко преследовал даже бегущих, — каким образом он утих и смирился, и с падением его вся земля успокоилась, издавая только голос ликующей радости?

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 5-6 Как не стало истязателя, прекратилась подать, сокрушил Господь жезл нечестивых, трость владык, бьющую народы во гневе ударом неотвратимым, порабощающую в ярости народы, преследующую жестоко

В послании Петра читаем: время начати суд от дому Божия (1Пет. 4:17). И в Иезекииле говорится мучителям: от освященных Моих начните (Иез. 9:6). Ибо по различию греха распределяется и порядок суда, так что согрешившие менее очищаются прежде; как последний же враг, истребится смерть. Итак, когда Израиль будет освобожден от тяжкого рабства, то он произнесет притчу против царя Вавилонского, которую мы должны понимать именно как притчу, ибо если речь идет против Навуходоносора и изложение здесь чисто историческое, то как может быть названо притчею (parabola) то, что ни с чем другим не παραβάλλεται, т.e. не сравнивается? Итак Израиль удивляется, как не стало истязателя, который привык путем истязания взыскивать до последнего квадранта. Истязать же привык не других кого либо, как должников, которые говорят в молитве Господней: остави нам долги нашя, яко и мы оставляем должником нашым (Мф. 6:12). Этому истязателю предаются должники судьею, который посылает их в темницу и истязует все грехи до самого маловажного. Наконец и апостол Павел предает мучителю блудника Коринфянина, женившагося на жене отца, а также Фигелла и Гермогена (1Кор. 5; 2Тим. 1). Об этих истязателях говорится также выше: «народ Мой! притеснители ваши разграбляют вас и требующие мзды господствуют над вами». Вместо подати Акила перевел голод. Ибо по удалении от нас жениха мы претерпеваем голод слова Божия и постоянно бываем лишены тела Господня. Поэтому нас поражает или угнетает жезл и трость нечестивых, вместо чего Семьдесят перевели иго; ибо мы не захотели нести самое легкое иго, иго Спасителя. Этим же жезлом и этою тростью бил он народы с неотвратимою яростью и жестоко преследовал убегающих, желая не исправлять преданных, а умерщвлять их.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4–6 И приимеши плачь сей на царя Вавилонска, и речеши в той день: како преста истязуяй и преста понуждаяй. Сокруши Бог ярем грешников, ярем князей, поразив язык яростию, язвою неисцельною, поражаяй язык язвою ярости, еюже не пощаде, почи уповающи

Говорит, что Вавилонян и самого Навуходоносора постигнут такие тяжкие бедствия вследствие войны, что они будут сожалеемы даже врагами и что те, которым, как потерпевшим (от них) невыносимое, естественно было бы только что не прыгать от радости над поверженные, наоборот почувствуют наконец скорбь и от множества обрушившихся на них несчастий придут в жалость, или что иным образом будут оплакивать падших, выражая не одно только сожаление, но более того и радость, и насмехаясь над теми, на которых сверх чаяния пришла погибель. Поэтому слагает и плач о них и вместе дает песнь, приличную случившимся обстоятельствам. Речеши, говорит: како преста истязуяй? Преста говорит, употребляя смягченное выражение, вместо: погиб и перестал существовать. Истязующим и понуждающим называет Вавилонянина, который вследствие непомерной гордости налагал иго своей тяжкой власти не только на соседние народы, но и высылая сборщиков податей в самые отдаленные города и страны, требовал от них даней и пошлин. Итак, удивляются, как такой (могущественный) преста, и прекратила свою деятельность всех угнетавшая рука, управлявшая всем. А что они не ни знали причин его падения, это они показывают, говоря: сокруши Бог ярем грешников, ярем князей. Слышишь, как называет их князьями, приписывая им властолюбивые помыслы; ибо они, как я сказал, нападали на всех, – так сказать, на жителей всей земли, подчиняя их своему игу; причем господство иногда было вместе с тем и их (единственною) целью. Но порази, говорит, Бог род надменного, или поразивши народ язвою неисцельною. Много надеявшийся на себя и много мечтавший о себе и против своей воли преста, то есть увидел вполне заслуженный им конец, подвергшись неисцельной язве ярости, так как не оказано ему никакого сострадания. Но все это и мы сами можем сказать и воскликнуть весьма жестоко истязующему и притесняющему нас сатане. Ибо он прилежит помышлению каждого из нас, отвращая его от прекрасных и благих стремлений, – стремлений, говорю, к благочестию и праведности, как бы насильственно увлекая его к тому, что ему нравится, и как бы какой жестокий сборщик податей требуя от каждого попечения о греховном. Но Спаситель сокрушил иго грешников, свергнувши его с нас и подчинивши нас своему игу и поразивши язвою неисцельною народ. Какой же другой народ, как не народ бесов, которым Он и повелел уйти в бездну и которых подверг ужасным мучениям'? Поэтому-то они и вопияли, говоря, остави, что нам и тебе Иисусе Назарянине? пришел еси сюда прежде времени погубити нас (Мк. 1:24; Лк. 4:34).

Толкование на пророка Исаию

Верекунд, еп. (†533)

Ст. 4-5 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык

Поскольку Господь Иисус сокрушил их жезл, то есть враждебную мощь, Исаия говорит: Как не стало мучителя, пресеклись подати, сокрушен жезл нечестивого! (Ис. 14:4). Таким образом, христианам подобает остерегаться, дабы мучители, уже некогда изгнанные силой Божественной милости, вновь не восстали ради взимания себе податей порочными плодами духа.

Комментарии на церковные песнопения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием

Жезл, которым царь мог поразить всякого даже из своих подданных, и скипетр - знаки царской власти (Чис 24:17).

Нечестивые - цари вавилонские.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 14:3

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием.


Жезл правления и скипетр власти царей Вавилонских был тем страшнее для их подданных, что владыки эти были нечестивые; не имея страха перед Богом небесным, они не слышали и голоса своей совести; а потому, не ограничивая свой гнев благоразумием и состраданием, наносили беспощадные удары покоренным племенам, заставляли страдать без сострадания и преследовали подвластных, как преследуют диких зверей, неудержимо, до тех пор, пока не убивают. И вот Господь Иегова сокрушает эту власть Вавилонского царства в гневе своем беспощадно и навеки, так что Вавилон уже никогда не будет раздражать Его правосудия.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible