Скрыть
чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 24-25 Сия глаголет Господь Саваоф: якоже глаголах, тако будет, и якоже совещах, тако пребудет, еже погубити Ассириан на земли Моей и на горах Моих; и будут в попрание, и отымется от них ярем их, и слава их от рамен их

Плотской Израиль толкует, что у Пророка говорится о земле, которая, по их мнению, есть Божия, и об этих земных горах чувственной Иудеи и что народ израильский отведет в плен ассириян, возложив на них иго рабства. А мы, воскресшие со Христом и давшие обет вышних искать (ср. Кол. 3:1), землей называем благое сердце, как научены Самим Господом, сказавшим: А сеянное на добрей земли, се есть слышай слово и разумев плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять (ср. Мф. 13:23). Так и горой Божией, на которой ассирияне будут в попрание, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нем враги будут в попрание. И всякое иго ассириян отнимется Богом. Ибо они высоко о себе думали, потому что налегли на плечи людям, составлявшим часть Божию, и делали своими подъяремниками отвлеченных грехами от рабства Богу. Итак, по сказанному, имея надежду, что враги наши погибнут на земле Божией и попраны будут на горах Божиих, что ярем их отнимется и сокрушится слава их, которой они величались как наши обладатели и покорители, сделаем все возможное, чтобы совершенно свергнуть с себя владычество их! Ибо если сделаемся горами Божиими, то основания Божии (ср. Пс. 86:1) в нас будут, потому что слово истины положится в основание в сердцах наших и добрые дела будут назидаемы на вере. Но должно нам начисто отделиться от греха, чтобы выя наша освободилась от ига ассириян, и мы могли стать подъяремными Христу. Ибо на вые нашей не могут лежать два ига - и иго Господне, и иго ассирийское: Кое бо причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тме? (2Кор. 6: 14).

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-25 не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф. С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их

Видишь ли, откуда происходит его наказание? Ты дал приказание. Выше и ниже Ты говоришь; Я приведу царя вавилонского, и никто не может успокоиться у него (ср. Иерем.25:9–11), а здесь, напротив, высказываешь другое правило: «истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука». Почему же? Не Ты ли отдал ему власть над землею? Потом: «чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями»: итак, по причине будущих событий, они подвергаются наказанию, которого не заслужили. «За беззаконие, – говорит, – отца их«. А это как возможно? Так как они были бы жестокими относительно своих отцов, потому они исторгаются из среды живых прежде, чем совершат такие дела, – они ведь были охотниками до войн и состязаний и людьми были воинственными. О ком говорится: «племя злодеев»? О Навуходоносоре это не может быть сказано, так как от него царство принял сын его, сам он умер в мире. Быть может, здесь указывается на Валтасара, который был убит вместе с сыновьями своими. Почему говорится: «разорил землю твою, убил народ твой»? Это сделал Навуходоносор, а не Валтасар. Может быть, говорится об ассирийцах, которые были большим бременем для иудеев. Мы же скажем следующее: тот, кто не пощадил священных сосудов, которые он осквернил, вследствие беспорядочного пьянства, каким образом мог щадить прочее? Потому далее говорится: «спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их». Отец же его, делавший столь великие дела, почитал Даниила, почему дал такое правило: «кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины» (Дан.3:96). «И сделаю его владением ежей и болотом». А прочие говорят: «наследие змий»; еврейский. «И вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф». Если, вследствие грехов жителей, земля производит из себя то, что служит им в погибель, то это бывает более тяжким злом, чем уступка города неприятелям. «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих». Он говорит или о вавилонянах, или о других подобных им. Вавилон подпал власти ассириан, потом вавилоняне, не мидяне, овладели Ассирией. Может быть, вавилоняне овладели царством ассирийским не войною, но законами власти, а их наконец погубили мидяне. Это считай сказанным о вавилонянах, а не об ассирийцах.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 24-25 Поклялся Господ воинств, говоря: не так ли будет, как Я помыслил, и не так ли произойдет, как Я распределил умом, чтобы сокрушить Ассириянина в земле Моей и в горах Моих растоптать его? И снимется с них иго его и бремя его с рамен их возьмется

Возвращается к настоящему, т. е. к Сенихерибу царю Ассирийскому, который опустошил Самарию и Иудею, и исключая Иерусалима, разрушил в окружности его все; и с близким соединяет имеющее произойти спустя долгое время, чтобы ослабить страх пред наступающим. Так как слушатели могли сказать: мы в настоящее время терпим осаду, а он обещает то, что последует спустя много веков, то порядок пророчества такой: хотя чрез очень много лет Вавилон будет разрушен и весь рассадник племени Ассирийского и Халдейского погибнет совершенно, однако, чтобы вы не боялись наступающего плена, Господь клянется (Которому должно верить и без клятвы), что Его определение не ложно, и то, что Он положил в уме Своем, не бывает тщетно. Говорит же это приспособительно к расположению человеческому, т. е., что не обманывается Тот, Кто не может обманываться. Сокрушу, говорит, Ассириянина в земле Моей и на горах Моих растопчу его. Ибо в одну ночь Ангелом истребителем истреблено было сто восемьдесят пять тысяч Ассирийского войска (4Цар. 19). И снимется с осажденных в Иерусалиме иго его и тяжкая власть угрожавшая всем, и бремя, которым они угнетались, обрушится в большей степени на него самого. Ибо когда царь Ассирийский убежал в землю свою, Езекия с остатком народа стал свободен.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 24-25 Поклялся Господ воинств, говоря: не так ли будет, как Я помыслил, и не так ли произойдет, как Я распределил умом, чтобы сокрушить Ассириянина в земле Моей и в горах Моих растоптать его? И снимется с них иго его и бремя его с рамен их возьмется

Возвращается к настоящему, т. е. к Сенихерибу царю Ассирийскому, который опустошил Самарию и Иудею, и исключая Иерусалима, разрушил в окружности его все; и с близким соединяет имеющее произойти спустя долгое время, чтобы ослабить страх пред наступающим. Так как слушатели могли сказать: мы в настоящее время терпим осаду, а он обещает то, что последует спустя много веков, то порядок пророчества такой: хотя чрез очень много лет Вавилон будет разрушен и весь рассадник племени Ассирийского и Халдейского погибнет совершенно, однако, чтобы вы не боялись наступающего плена, Господь клянется (Которому должно верить и без клятвы), что Его определение не ложно, и то, что Он положил в уме Своем, не бывает тщетно. Говорит же это приспособительно к расположению человеческому, т. е., что не обманывается Тот, Кто не может обманываться. Сокрушу, говорит, Ассириянина в земле Моей и на горах Моих растопчу его. Ибо в одну ночь Ангелом истребителем истреблено было сто восемьдесят пять тысяч Ассирийского войска (4Цар. 19). И снимется с осажденных в Иерусалиме иго его и тяжкая власть угрожавшая всем, и бремя, которым они угнетались, обрушится в большей степени на него самого. Ибо когда царь Ассирийский убежал в землю свою, Езекия с остатком народа стал свободен.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 24-25 Сия глаголет Господь Саваоф: якоже глаголах, тако будет, и якоже совещах, тако пребудет, еже погубити Ассириан на земли Моей и на горах Моих; и будут в попрание, и отымется от них ярем их, и слава их от рамен их

Блаженный Исаия пророчествует в царствование Озии, и Иоафама, и Ахаза, и Езекии. Кажется, что это именно пророчество, говорю, против Вавилона или против всей земли Ассирийской он произносил, когда еще жив был и обладал царским достоинством Озия, называвшийся Азариею. Поелику же в царствование Езекии Ассириянин Сеннахирим ходил войною против Иудеи и взял очень много городов Самарии, а напав и на самый Иерусалим был посрамлен рукою Божией, ибо в одну ночь умерли сто восемьдесят пять тысяч иноземцев, пораженных рукою Ангела: то по сей причине, дабы не показалось, что осталось без исполнения что-нибудь сказанное Богом в утешение Израиля, Он провозглашает и сие и говорит: якоже глаголах, тако и будет; ибо превратится, говорит, Вавилон в грязную пропасть, и будет обращен в пустыню, и это останется так. И во всех отношениях и вполне, говорит, исполнится то, что Я определил и что утвердил Моим приговором, еже погубити Ассириан на земли Моей и на горах Моих: и будут в попрание, и отымется у них ярем их, и слава их от рамен их. Ибо Сеннахиримом послан был Рапсак из Лахиса во Иерусалим, который, окружив его со всех сторон войсками ассирийскими, безмерно поносил славу Божию и произносил речи, достойные варварской души, да не прельщает, говорит, вас Езекия, глаголя: Бог ваш избавит вы от руки Ассириан (Ис. 36:18). Но когда он усиливался наложить иго рабства на свободных от начала и приписывал себе и своему владыке великую славу, то есть знаменитость, – он поражен был неожиданным бедствием; ибо вставши, говорит, рано утром, нашли все тела мертвыми (4Цар. 19:35). И познал он собственным опытом, что Вождь святых всесилен и ничто не может противиться Его божественным велениям.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их

Хотя после поражения войска ассирийского Ангелом под стенами Иерусалима, какое и имеется в виду у пророка, Ассур снова на некоторое время ожил, тем не менее пророк имел полное основание рассматривать это страшное поражение как конец Ассирийского могущества. В самом деле, удар, нанесенный Ассуру Господом Богом, возбудил энергию вo врагах Ассура, которые сначала по одиночке стали вступать с ним в борьбу, а потом, когда удалось образоваться коалиции из трех сильных держав - Египетской, Мидийской и Вавилонской, и вовсе положили конец существованию Ассирийской монархии (за 608 лет до Р. Х.).

Горами Божиими называется Иудея - страна очень гористая.

С них, т. е. со всех подчиненных Ассуру народов.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 14:24

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.


Через Своего пророка Господь дает твердое обетование и заверение своему избранному народу, что, ради его полной свободы, Он погубит Ассирийцев. Если народ должен был клясться именем своего Бога, то и Бог заверяет его Своим именем: то и другое имеет одинаково решительное, непреложное значение Господь определил истребить войска Ассирийские на месте преступления – на той самой земле Еврейского народа, которую они решились завоевать, жестоко опустошить и крепко поработить. Тогда с жителей всех покоренных городов, расположенных на холмах и горах, спадет рабское «ярмо» и тяжелое «бремя» плена, – Евреи получат независимость от «мучителей» и перестанут платить дань «грабителям». И это исполнил Господь еще в дни пророка (гл.;Ис.36), (гл.;Ис.37) особенно (ср.;Ис.37:36-37).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible