Скрыть
ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!

Святые отцы

Прочие

Ипполит Римский, сщмч. (†235)

ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство

А что все это сказано не о каком- либо ином, а именно о таком тиране - бесстыдном и богопротивном, как говорит Исаия, - мы и покажем далее.

Об антихристе

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-5 Приимеши притчу сию на царя Вавилонска. Сокрушил Господь жезл крепкаго и трость властелина. Приимеши притчу; это обратится в пословицу, дойдет до потомства, и поздние внуки будут повторять; «Сокрушил Господь владычество Вавилона, в ничто обратил крепость юношей его».

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-4 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство

Удивительно: бедствия называются покоем. Акила яснее показывает, каким образом ад престал от дела своего, видя бедствие его (ц. вавилонского). «Огорчишася сретущии тя», т.е. воспламенились гневом. Акила же говорит: «опустились внутрь». Симмах: «подвиглись», Феодотион: «вознегодовали как на того неприятеля, так и на смерть».

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Скоро придет время его, и дни его не продлятся. Ибо помилует Господь Иакова и еще изберет из Израиля, и сделает, что они успокоятся на земле своей; присоединится к ним пришлец и прилепится к дому Иакова

Говорит, что наступает время, когда он будет взят неприятелями. Ибо после взятия Иерусалима прошло немного времени, как Вавилон был опустошен Мидянами и Персами.

Ибо помилует Господь Иакова и еще изберет из Израиля, и сделает, что они успокоятся на земле своей. Об этом подробнее говорит Софония: радуйся дщи Сионова зело, проповедуй, дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля. Отъят Господь неправды твоя, избавил тя есть из руки враг твоих (Соф. 3:14-15).

Обозначает же то время, когда Кир царь Персидский позволил народу возвратиться в Иерусалим. Читай книгу Ездры (1Езд. 1), Аггеи (Аг. 1) и Захарию (Зах. 1), когда при Зоровавеле и Иисусе священнике великом, при Ездре и Неемии, алтарь, храм и стены города были возстановлены.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 4-7 Как не стало мучителя, прекратилась подать? Сокрушил Господь жезл нечестивых, трость владык, бившую народы во гневе, ударом неисцельным сокрушил порабощавшаго в ярости народы, преследовав того жестоко: он успокоился и замолчал; вся земля возрадовалась и возликовала

Это слова оплакивающаго и сожалеющаго Израиля, когда бывший владыка и победитель стран, все разорявший своими налогами, сокрушен и обращен в ничто. Он, говорю, бывший тростию нечестивых, он, царский скипетр и жезл, яростно поражавший всех, удар котораго был невыносим, который жестоко преследовал даже бегущих, — каким образом он утих и смирился, и с падением его вся земля успокоилась, издавая только голос ликующей радости?

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4–6 И приимеши плачь сей на царя Вавилонска, и речеши в той день: како преста истязуяй и преста понуждаяй. Сокруши Бог ярем грешников, ярем князей, поразив язык яростию, язвою неисцельною, поражаяй язык язвою ярости, еюже не пощаде, почи уповающи

Говорит, что Вавилонян и самого Навуходоносора постигнут такие тяжкие бедствия вследствие войны, что они будут сожалеемы даже врагами и что те, которым, как потерпевшим (от них) невыносимое, естественно было бы только что не прыгать от радости над поверженные, наоборот почувствуют наконец скорбь и от множества обрушившихся на них несчастий придут в жалость, или что иным образом будут оплакивать падших, выражая не одно только сожаление, но более того и радость, и насмехаясь над теми, на которых сверх чаяния пришла погибель. Поэтому слагает и плач о них и вместе дает песнь, приличную случившимся обстоятельствам. Речеши, говорит: како преста истязуяй? Преста говорит, употребляя смягченное выражение, вместо: погиб и перестал существовать. Истязующим и понуждающим называет Вавилонянина, который вследствие непомерной гордости налагал иго своей тяжкой власти не только на соседние народы, но и высылая сборщиков податей в самые отдаленные города и страны, требовал от них даней и пошлин. Итак, удивляются, как такой (могущественный) преста, и прекратила свою деятельность всех угнетавшая рука, управлявшая всем. А что они не ни знали причин его падения, это они показывают, говоря: сокруши Бог ярем грешников, ярем князей. Слышишь, как называет их князьями, приписывая им властолюбивые помыслы; ибо они, как я сказал, нападали на всех, – так сказать, на жителей всей земли, подчиняя их своему игу; причем господство иногда было вместе с тем и их (единственною) целью. Но порази, говорит, Бог род надменного, или поразивши народ язвою неисцельною. Много надеявшийся на себя и много мечтавший о себе и против своей воли преста, то есть увидел вполне заслуженный им конец, подвергшись неисцельной язве ярости, так как не оказано ему никакого сострадания. Но все это и мы сами можем сказать и воскликнуть весьма жестоко истязующему и притесняющему нас сатане. Ибо он прилежит помышлению каждого из нас, отвращая его от прекрасных и благих стремлений, – стремлений, говорю, к благочестию и праведности, как бы насильственно увлекая его к тому, что ему нравится, и как бы какой жестокий сборщик податей требуя от каждого попечения о греховном. Но Спаситель сокрушил иго грешников, свергнувши его с нас и подчинивши нас своему игу и поразивши язвою неисцельною народ. Какой же другой народ, как не народ бесов, которым Он и повелел уйти в бездну и которых подверг ужасным мучениям'? Поэтому-то они и вопияли, говоря, остави, что нам и тебе Иисусе Назарянине? пришел еси сюда прежде времени погубити нас (Мк. 1:24; Лк. 4:34).

Толкование на пророка Исаию

Верекунд, еп. (†533)

Ст. 4-5 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык

Поскольку Господь Иисус сокрушил их жезл, то есть враждебную мощь, Исаия говорит: Как не стало мучителя, пресеклись подати, сокрушен жезл нечестивого! (Ис. 14:4). Таким образом, христианам подобает остерегаться, дабы мучители, уже некогда изгнанные силой Божественной милости, вновь не восстали ради взимания себе податей порочными плодами духа.

Комментарии на церковные песнопения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-23 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас». Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему ». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?» Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф

Искупленный и возвеличенный Богом Израиль воспоет победную, радостную песнь о погибели тирана царя вавилонского, и к этому ликованию присоединятся другие народы. Будут рады этому падению вавилонского царя кипарисы и кедры ливанские и зло посмеются над сошедшим в преисподнюю тираном все обитатели последней. Сам пророк присоединяет свой голос к этому радостному хору, указывая на то, как сильно посрамлена гордость тирана. Печальной судьбе его дивятся и другие свидетели. В конце концов, как возвещает Исаия, будет истреблена вся династия царя вавилонского, а потом и все обитатели Вавилона,

Победную песнь. Евр. слово, здесь стоящее - maschal значит: сравнение, притча и потом насмешливая речь. Последнее значение как нельзя лучше подходит к песни (ср. Авв. 2:6; Мих. 2:4).

Царь Вавилонский не один какой-либо царь, а все цари вавилонские, действовавшие в одинаковом духе.

Грабительство. Правильно здесь читать: притеснение, мучение (как будто здесь стояло слово merehabah - от глаг. rahab - подавлять). Так понимают это место LXX, Таргумы и Пешито.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! 


Воспоминание о тяжелом рабстве у Вавилонян и радость об избавлении от него навсегда будут сильно возбуждать поэтический дух народа. Победа Господа над победоносным царем Вавилонским будет предметом торжественной, народной, священной песни (песни, которая иногда называлась «плачем», если имела скорбное содержание), подобно другим песням, в которых сохранялись отрадные воспоминания об избавлении из рабства Египетского, победа над Фараоном, Иавином и др. Богатый, сильный, славный и гордый царь Вавилонский с ревностью мучил и грабил подданных, чтобы мучением усилить страх перед своей властью, а грабительством обессилить подвластных, и тем прочнее обеспечить свое будущее. Его постоянное грабительство, совершавшееся с великими жестокостями, внушало беспредельный к Нему страх, так что никто даже и не мечтал избавиться от гнета столь сильной власти, особенно евреи, лишенные свободы и отечества. Тем утешительнее будет для них неожиданно видеть и воспеть глубокое падение и вечную погибель царя Вавилонского.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible