Скрыть
И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-4 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство

Удивительно: бедствия называются покоем. Акила яснее показывает, каким образом ад престал от дела своего, видя бедствие его (ц. вавилонского). «Огорчишася сретущии тя», т.е. воспламенились гневом. Акила же говорит: «опустились внутрь». Симмах: «подвиглись», Феодотион: «вознегодовали как на того неприятеля, так и на смерть».

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Скоро придет время его, и дни его не продлятся. Ибо помилует Господь Иакова и еще изберет из Израиля, и сделает, что они успокоятся на земле своей; присоединится к ним пришлец и прилепится к дому Иакова

Говорит, что наступает время, когда он будет взят неприятелями. Ибо после взятия Иерусалима прошло немного времени, как Вавилон был опустошен Мидянами и Персами.

Ибо помилует Господь Иакова и еще изберет из Израиля, и сделает, что они успокоятся на земле своей. Об этом подробнее говорит Софония: радуйся дщи Сионова зело, проповедуй, дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля. Отъят Господь неправды твоя, избавил тя есть из руки враг твоих (Соф. 3:14-15).

Обозначает же то время, когда Кир царь Персидский позволил народу возвратиться в Иерусалим. Читай книгу Ездры (1Езд. 1), Аггеи (Аг. 1) и Захарию (Зах. 1), когда при Зоровавеле и Иисусе священнике великом, при Ездре и Неемии, алтарь, храм и стены города были возстановлены.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


И будет в день тот, когда Господь даст тебе покой от труда твоего и от потрясения твоего и от рабства твоего тяжкаго, которому прежде ты порабощен был, ты произнесешь притчу оную против царя Вавилонскаго и скажешь

Речь обращается к Израилю, что когда он возвратится в Иерусалим и свергнет иго рабства, то вспомнит о прежнем могуществе Навуходоносора и славе Вавилона и жалобно будет оплакивать его, потому что он дойдет до такого бедствия, что даже врагам своим будет казаться достойным сожаления.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1–3 Скоро идет и не умедлит: и помилует Господь Иакова, и изберет паки Израиля, и почиют на земли своей, и пришлец приложится к ним, и приложится к дому Иаковлю, и поймут их языцы и введут на место их, и наследят, и умножатся на земли Божии в рабы и рабыни: и будут пленени пленившии я, и обладани будут обладавшии ими. И будет в той день, упокоит тя Господь от болезни и ярости твоея и от работы жестокия, ею же работал еси им

Обремененным страданиями сынам Израиля подает добрую надежду и благими обетованиями укрепляет бодрость в тех, которые невыносимо страдали от грабительства их поработителей. Ибо ясно предсказал, что они возвратятся из плена и свергнут с себя необычайно тяжелое иго рабства, после того как Вавилон и вся ассирийская страна будут опустошены; потому что Израиль, говорит, не совершенно будет отвергнут и не без конца будет нести наказание за свои прегрешения; но как избранный, он некогда будет помилован и успокоится. И поелику он признан первенцем между сыновьями, то не лишен будет попечения и благоволения Божия; ибо они, говорит, возвратятся в родную землю и вместе с ними возвратится и пришлец; пришлецом же называет туземца и коренного жителя, то есть Вавилонянина; потому что очень многие Вавилоняне последовали за Израильтянами, отчасти потому, что вступили в родство с ними отчасти потому, что приняли служение по закону (Моисееву). Поелику они провели продолжительное время в плену, то по всей вероятности к ним присоединилось немалое число туземцев. Посему говорит: приложится пришлец к ним, то есть последует за ними и будет сопровождать их туземец. И поймут их языцы и введут на место их: ибо когда Кир освободил Израиля, то повелел начальникам областей проводить его с безопасностью и без задержки. Так же поступил и тот, кто после него принял власть над Ассириянами; это был Ксеркс. А те, которые хотят подробнее знать эти события, могут обратиться к книгам Ездры и получить отсюда самые верные сведения о всем сказанном. Ибо из земли ассирийской в Иудею возвращались в правление Зоровавеля, сына Салафиилева, который был из колена Иудина, и во время начальствования над священным чином Иисуса, сына Иоседекова, первосвященника великого. И так, народы, говорит, будут провожать их и введут их в землю их, и они овладеют уделом, назначенным им свыше. И что еще удивительнее, – некогда бывшие служителями идолов, признававшие многих и бесчисленных богов, умножатся на земли Божии в раби и рабыни: и будут пленени пленившии я. Ибо взявшие в плен Израиля, быв уведены вместе с ним и, пришедши в Иудею, подклонят, говорит, выю свою под иго закона и, как бы оставшись в прекрасном и спасительном плену, исповедуют Господом и Богом Творца Вселенной. Или это говорит пророк, или же, может быть, хочет он сказать, что те, которые некогда покорили и увели Израиля из Иудеи, сами подпав игу, обладани и пленены будут в то, очевидно, время, когда Кир, Персы и Мидяне овладеют ими. В день той, то есть в то время, избавишься от болезни и ярости твоея, то есть от ярости, угрожавшей тебе, очевидно, божественной; ибо избежишь жестокого рабства и освободишься от скорбей. Но преобразуя сколько возможно грубые факты истории в духовное созерцание, опять постараемся усмотреть нечто подобное сему случившееся (в духовной области). Люди были пленниками, быв преданы служению идолам и чтив владычество того, кто угнетал их. Но Творец всяческих умилосердился над несправедливо угнетаемыми, послал нам с небес Искупителя, Собственного Сына в имени Господа, то есть, не как одного из святых пророков, но в славе господства (владычества). Он и истребил (идолопоклонство), как бы некий гордый и надменный город, при содействии своих воинов, то есть святых Апостолов, которые как бы опустошивши всю страну диавола, увели с собою в святой город, духовный Иерусалим, говорю, церковь тех, которые были обольщены и страдали под игом рабства; они-то и умножились на земли Божии и сделались рабами и рабынями. А те, которые прежде имели их в подчинении и плену, то есть служившие демонам и учившие нравам их (демонов) и уловлявшие в погибель, сами сделались пленниками, то есть были побеждены проповедью святых Апостолов и стали работать Христу. Он подчинил их своему владычеству после того, разумеется, как они приведены были к вере; они отдохнули и от тяжкого рабства, в котором находились, прежде чем стали подвластными Господу и Его воинству.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-23 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас». Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему ». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?» Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф

Искупленный и возвеличенный Богом Израиль воспоет победную, радостную песнь о погибели тирана царя вавилонского, и к этому ликованию присоединятся другие народы. Будут рады этому падению вавилонского царя кипарисы и кедры ливанские и зло посмеются над сошедшим в преисподнюю тираном все обитатели последней. Сам пророк присоединяет свой голос к этому радостному хору, указывая на то, как сильно посрамлена гордость тирана. Печальной судьбе его дивятся и другие свидетели. В конце концов, как возвещает Исаия, будет истреблена вся династия царя вавилонского, а потом и все обитатели Вавилона,

Победную песнь. Евр. слово, здесь стоящее - maschal значит: сравнение, притча и потом насмешливая речь. Последнее значение как нельзя лучше подходит к песни (ср. Авв. 2:6; Мих. 2:4).

Царь Вавилонский не один какой-либо царь, а все цари вавилонские, действовавшие в одинаковом духе.

Грабительство. Правильно здесь читать: притеснение, мучение (как будто здесь стояло слово merehabah - от глаг. rahab - подавлять). Так понимают это место LXX, Таргумы и Пешито.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был.


Когда враждебные Израилю народы не только помирятся с ним, но и покорятся ему; то настанет время общественного мира, свободы и радости о спасении. Так снова настанет славное и мирное время царствования Соломона (3Цар.4:24;25).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible