Скрыть
С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится,

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 24-25 Сия глаголет Господь Саваоф: якоже глаголах, тако будет, и якоже совещах, тако пребудет, еже погубити Ассириан на земли Моей и на горах Моих; и будут в попрание, и отымется от них ярем их, и слава их от рамен их

Плотской Израиль толкует, что у Пророка говорится о земле, которая, по их мнению, есть Божия, и об этих земных горах чувственной Иудеи и что народ израильский отведет в плен ассириян, возложив на них иго рабства. А мы, воскресшие со Христом и давшие обет вышних искать (ср. Кол. 3:1), землей называем благое сердце, как научены Самим Господом, сказавшим: А сеянное на добрей земли, се есть слышай слово и разумев плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять (ср. Мф. 13:23). Так и горой Божией, на которой ассирияне будут в попрание, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нем враги будут в попрание. И всякое иго ассириян отнимется Богом. Ибо они высоко о себе думали, потому что налегли на плечи людям, составлявшим часть Божию, и делали своими подъяремниками отвлеченных грехами от рабства Богу. Итак, по сказанному, имея надежду, что враги наши погибнут на земле Божией и попраны будут на горах Божиих, что ярем их отнимется и сокрушится слава их, которой они величались как наши обладатели и покорители, сделаем все возможное, чтобы совершенно свергнуть с себя владычество их! Ибо если сделаемся горами Божиими, то основания Божии (ср. Пс. 86:1) в нас будут, потому что слово истины положится в основание в сердцах наших и добрые дела будут назидаемы на вере. Но должно нам начисто отделиться от греха, чтобы выя наша освободилась от ига ассириян, и мы могли стать подъяремными Христу. Ибо на вые нашей не могут лежать два ига - и иго Господне, и иго ассирийское: Кое бо причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тме? (2Кор. 6: 14).

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-25 не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф. С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их

Видишь ли, откуда происходит его наказание? Ты дал приказание. Выше и ниже Ты говоришь; Я приведу царя вавилонского, и никто не может успокоиться у него (ср. Иерем.25:9–11), а здесь, напротив, высказываешь другое правило: «истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука». Почему же? Не Ты ли отдал ему власть над землею? Потом: «чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями»: итак, по причине будущих событий, они подвергаются наказанию, которого не заслужили. «За беззаконие, – говорит, – отца их«. А это как возможно? Так как они были бы жестокими относительно своих отцов, потому они исторгаются из среды живых прежде, чем совершат такие дела, – они ведь были охотниками до войн и состязаний и людьми были воинственными. О ком говорится: «племя злодеев»? О Навуходоносоре это не может быть сказано, так как от него царство принял сын его, сам он умер в мире. Быть может, здесь указывается на Валтасара, который был убит вместе с сыновьями своими. Почему говорится: «разорил землю твою, убил народ твой»? Это сделал Навуходоносор, а не Валтасар. Может быть, говорится об ассирийцах, которые были большим бременем для иудеев. Мы же скажем следующее: тот, кто не пощадил священных сосудов, которые он осквернил, вследствие беспорядочного пьянства, каким образом мог щадить прочее? Потому далее говорится: «спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их». Отец же его, делавший столь великие дела, почитал Даниила, почему дал такое правило: «кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины» (Дан.3:96). «И сделаю его владением ежей и болотом». А прочие говорят: «наследие змий»; еврейский. «И вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф». Если, вследствие грехов жителей, земля производит из себя то, что служит им в погибель, то это бывает более тяжким злом, чем уступка города неприятелям. «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих». Он говорит или о вавилонянах, или о других подобных им. Вавилон подпал власти ассириан, потом вавилоняне, не мидяне, овладели Ассирией. Может быть, вавилоняне овладели царством ассирийским не войною, но законами власти, а их наконец погубили мидяне. Это считай сказанным о вавилонянах, а не об ассирийцах.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 24-25 Поклялся Господ воинств, говоря: не так ли будет, как Я помыслил, и не так ли произойдет, как Я распределил умом, чтобы сокрушить Ассириянина в земле Моей и в горах Моих растоптать его? И снимется с них иго его и бремя его с рамен их возьмется

Возвращается к настоящему, т. е. к Сенихерибу царю Ассирийскому, который опустошил Самарию и Иудею, и исключая Иерусалима, разрушил в окружности его все; и с близким соединяет имеющее произойти спустя долгое время, чтобы ослабить страх пред наступающим. Так как слушатели могли сказать: мы в настоящее время терпим осаду, а он обещает то, что последует спустя много веков, то порядок пророчества такой: хотя чрез очень много лет Вавилон будет разрушен и весь рассадник племени Ассирийского и Халдейского погибнет совершенно, однако, чтобы вы не боялись наступающего плена, Господь клянется (Которому должно верить и без клятвы), что Его определение не ложно, и то, что Он положил в уме Своем, не бывает тщетно. Говорит же это приспособительно к расположению человеческому, т. е., что не обманывается Тот, Кто не может обманываться. Сокрушу, говорит, Ассириянина в земле Моей и на горах Моих растопчу его. Ибо в одну ночь Ангелом истребителем истреблено было сто восемьдесят пять тысяч Ассирийского войска (4Цар. 19). И снимется с осажденных в Иерусалиме иго его и тяжкая власть угрожавшая всем, и бремя, которым они угнетались, обрушится в большей степени на него самого. Ибо когда царь Ассирийский убежал в землю свою, Езекия с остатком народа стал свободен.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 24-25 Когда еж будет обитать в опустевшем Вавилоне и вместо орошенных и плодородных полей будут покрывать все болота, так что ничего не останется от прежнего семени и обилия в Вавилоне, тогда исполнится клятва Господа и произойдет то, что Он определил в уме, чтобы сокрушить Ассириянина в земле его и растоптать на горах его. Ибо враг неожиданный спешит овладеть не только землею Божиею и всеми низменностями, но также и теми, которые на служении Богу преуспевали в добродетелях, которые могут быть сравниваемы с горами и говорится о них: основания его на горах святых (Пс. 86:2). И заметь особенность: на земле сокрушается, а на горах Божиих растаптывается самим Господом. Ибо когда все враги будут находиться под ногами Христа, так что наконец истребится смерть, тогда снимется со святых весьма тяжкое иго Ассириянина, которым он прежде угнетал их, и бремя, или, как LXX перевели, χΰδος, то есть слава их, возьмется с рамен их, чтобы по снятии ига Ассириян они увидели покой, как он хорош, и землю, как она весьма обильна, и склонили выи свои под иго Христово для труда и сделались людьми возделывающими землю. Поэтому и Иссахар, что значит есть награда, получил имя от добродетелей. И у пророка читаем: «есть награда служащим Господу» (Иер. 31:16), и в другом месте: се Господь и мзда Его с ним (Ис. 40:10), который воздаст каждому по делам его. А что будут сокрушены и растоптаны Ассирияне, то есть противные силы, об этом учит и оное евангельское: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10:19). И слова апостола свидетельствуют: Бог сокрушит сатану под ноги вашя вскоре (Рим. 16:20).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 24-25 Сия глаголет Господь Саваоф: якоже глаголах, тако будет, и якоже совещах, тако пребудет, еже погубити Ассириан на земли Моей и на горах Моих; и будут в попрание, и отымется от них ярем их, и слава их от рамен их

Блаженный Исаия пророчествует в царствование Озии, и Иоафама, и Ахаза, и Езекии. Кажется, что это именно пророчество, говорю, против Вавилона или против всей земли Ассирийской он произносил, когда еще жив был и обладал царским достоинством Озия, называвшийся Азариею. Поелику же в царствование Езекии Ассириянин Сеннахирим ходил войною против Иудеи и взял очень много городов Самарии, а напав и на самый Иерусалим был посрамлен рукою Божией, ибо в одну ночь умерли сто восемьдесят пять тысяч иноземцев, пораженных рукою Ангела: то по сей причине, дабы не показалось, что осталось без исполнения что-нибудь сказанное Богом в утешение Израиля, Он провозглашает и сие и говорит: якоже глаголах, тако и будет; ибо превратится, говорит, Вавилон в грязную пропасть, и будет обращен в пустыню, и это останется так. И во всех отношениях и вполне, говорит, исполнится то, что Я определил и что утвердил Моим приговором, еже погубити Ассириан на земли Моей и на горах Моих: и будут в попрание, и отымется у них ярем их, и слава их от рамен их. Ибо Сеннахиримом послан был Рапсак из Лахиса во Иерусалим, который, окружив его со всех сторон войсками ассирийскими, безмерно поносил славу Божию и произносил речи, достойные варварской души, да не прельщает, говорит, вас Езекия, глаголя: Бог ваш избавит вы от руки Ассириан (Ис. 36:18). Но когда он усиливался наложить иго рабства на свободных от начала и приписывал себе и своему владыке великую славу, то есть знаменитость, – он поражен был неожиданным бедствием; ибо вставши, говорит, рано утром, нашли все тела мертвыми (4Цар. 19:35). И познал он собственным опытом, что Вождь святых всесилен и ничто не может противиться Его божественным велениям.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 24-27 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их. Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, - и кто отвратит ее

По окончании победной песни о падении царя вавилонского, пророк пророчествует о судьбе Ассура, но говорит о нем очень немногое, потому что, после полученного пророком откровения о погибели Вавилона, для него вполне ясно определилось, что не Ассур будет иметь решающее значение в отношении к судьбе избранного народа. По содержанию, это краткое пророчество об Ассуре представляет собою повторение мыслей, заключающихся в главе 10. Совсем не упомянуть здесь об Ассуре пророк считал неудобным, вероятно, ввиду того, что все почти следующие далее пророчества о судьбе разных народов имеют своим предметом отношение этих народов именно к монархии Ассирийской (14:20-20:6; 21:11 и сл. 22 и 23 гл.).

С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится

Представляя Бога клянущимся, пророк, очевидно, делает это для того, чтобы более убедить своих читателей в том, что печальная судьба Ассура - неизменна.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.


Через Своего пророка Господь дает твердое обетование и заверение своему избранному народу, что, ради его полной свободы, Он погубит Ассирийцев. Если народ должен был клясться именем своего Бога, то и Бог заверяет его Своим именем: то и другое имеет одинаково решительное, непреложное значение Господь определил истребить войска Ассирийские на месте преступления – на той самой земле Еврейского народа, которую они решились завоевать, жестоко опустошить и крепко поработить. Тогда с жителей всех покоренных городов, расположенных на холмах и горах, спадет рабское «ярмо» и тяжелое «бремя» плена, – Евреи получат независимость от «мучителей» и перестанут платить дань «грабителям». И это исполнил Господь еще в дни пророка (гл.;Ис.36), (гл.;Ис.37) особенно (ср.;Ис.37:36-37).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible