Скрыть
но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город

Если же не возвратились, хотя и могли бы, если бы пожелали, - то этим самым ясно показали, что гораздо лучшаго желали, то есть небеснаго. Посему не стыдится Бог называться Богом их: разумеются слова, сказанные Моисею: Я - Бог Авраама, и Исаака, и Иакова, - это есть имя Мое вечное и памятование о мне из рода в род (Исх. 3:15).

Григорий Нисский, свт. (†394)

но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город

Ибо Авраам и другие патриархи имели желание видеть блага и не переставали искать Небесного Отечества, как говорит апостол, однако же пребывают еще только в надежде благодати, по слову Павлову, Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас, как говорит Павел, совершенство приимут (Евр. 11:40).

Об устроении человека

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля

Здесь опять названием движения выражает удивление, изумление, восторг, чтобы показать величие событий. Желая при этом показать, как велика добродетель этого мужа (Иакова), имя раба соединяет с именем Господа. Так и Павел вменяет это в великую честь святым, и приписы­вает тому, что они отрешились от всего житейского. Он не только упоминает об этой чести, но излагает и причину ее, чтобы показать слушателю тот путь, которым он может до­стигнуть такого преимущества. Какого? Того, чтобы Бог назы­вался именем рабов. Потому и сказал: по этой причине не «не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:16). Как же Бог назывался их именем? Он говорил: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:6). Излагая наперед при­чину такого названия, апостол говорит: «все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле». Вот причина, – потому и продолжает: по этой причине «и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:13, 16). Какая же, скажи мне, причина этого? Та, что они исповедали себя странниками и пришельцами, не имели никакой привязанности к настоящему, но, отрешив­шись от всего житейского, жили таким образом в земле чужой.

Беседы на псалмы. На псалом 113


но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город

Не стыдится, говорит, Господь называться по имени своих рабов. Объясни, почему не стыдится? Для того, чтобы и мы подражали. Но они, говорит, «страннии и пришельцы быша» (Евр 11.13). Этого-то, кажется, и нужно было стыдиться, потому что странник представляется человеком незначительным и презренным.

Но святые были странниками не в том смысле, какой имеет это слово само по себе, а в другом, особенном. Мы называем странниками людей, оставивших свое отечество и пришедших в чужую землю. А святые были не такие странники; нет, презрев всю вселенную и признав землю ничтожною, они обращали взор к небесному граду, не по гордости, но по великодушию, не но надменности, но по любви к мудрости. Рассмотрев все земное, они увидели, что оно скоро проходит и гибнет, и что здесь ничто не твердо и непостоянно, – ни богатство, ни власть, ни слава, ни самая жизнь, но все имеет конец и стремится к своему пределу, – небесное же напротив не таково, но нескончаемо и вечно. Тогда-то они пожелали быть странниками по отношению к скоротечному и преходящему, чтобы получить блага постоянные. Итак, они были странниками не потому, что не имели отечества, но потому, что стремились к отечеству вечному. Объясняя это, Павел говорил: «ибо таковая глаголющии, являются яко отечествия взыскуют» (Евр.11:14). Какого, скажи, отечества? Не прежнего ли, которое они оставили? Нет, говорит: «аще бы, убо оно помнили… имели бы время возвратитися: ныне же лучшаго желают, сиречь небесного… ему же художник и содетель Бог… темже не стыдится… Бог, Бог нарицатися их» (Евр.11:10).

Пять слов об Анне. Слово 4


Почему, скажи мне: «их»? Потому, что они признавали себя странниками и пришельцами. Это – корень и основание великой добродетели. Кто здесь странник, тот там будет гражданином; кто здесь странник, тот не ста­нет привязываться к настоящим благам, не будет забо­титься ни о жилище, ни о богатстве, ни о пище, ни о чем другом подобном; но, как находящиеся в чужой стране, де­лают все и употребляют все меры к возвращению в отече­ство и каждый день стремятся увидеть страну, их произвед­шую, так и питающий любовь к будущим благам не огор­чится здешними несчастными обстоятельствами, и не возгор­дится счастливыми, но будет проходить мимо всего этого, как путник. Вот почему и в молитве нам заповедано говорить: «да приидет царствие твое» (Мф.6:10), чтобы мы, питая в душе желание и ожидание того дня и постоянно имея его пред глазами, не увлекались настоящим. Если иудеи, желавшие возвращения в Иерусалим, даже после освобождения, оплакивают прошедшее, то какое мы можем иметь извинение, какое оправдание, не пи­тая сильной любви к горнему Иерусалиму?

Беседы на псалмы. На псалом 119

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

но они стремились к лучшему, то есть к небесному

Называя, говорит, самих себя странниками, показывают, что они ищут отечества. Итак, посмотрим, какого ищут отечества: земного ли, которое оставили, как Авраам Месопотамию? Но ему можно было возвратиться туда. А так как он не возвратился, то ясно, что он не о ней вспомнил и не она была для него отечеством, но желал иного, лучшего отечества, то есть небесного, в которое еще не имел времени войти.

посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом

В силу такой добродетели, говорит, они являются настолько великими пред Богом, что Он, будучи Богом всего мира, невидимого и видимого, не стыдится называть Себя особо их Богом (Исх. 3:15), так как они являются равноценными всей твари, или лучше, Бог называется Богом видимого мира, как Творец и Господь; поэтому Он – Бог и языческих народов; а для них Он, как друг, что важнее.

ибо Он приготовил им город

Он настолько не стыдится их, что считает их своими, что приготовил им город, которого они желали, город на небесах.

Евфимий Зигабен (†1118)

но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город

Ныне же лучшаго желают, сиречь небеснаго

Так как они называли себя странниками на сей земле, то из сего оказывается, что они желают лучшаго отечества.

Темже не стыдится сими Бог, Бог нарицатися их

Так как они таковы, то Бог не ставит Себе в безславие называться Богом их: А я есмь, говорит Он, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3:15). Правда, Он именуется Богом и неба и земли и неверных, но Он именуется Богом бездушных вещей, безсловесных тварей и неверных людей, как Творец их и Создатель; но Он Бог Авраама, Исаака и Иакова в особенном смысле их близости к Нему. Ведь и всякий господин, имеющий рабов, желает называться по преимуществу господином тех из них, которые благочестны и добры; и этих он считает своею славою, а дурных – своим посрамлением.

Уготова бо им град

Очевидно, небесное обиталище и небесное покоище.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-16 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город

Они искали отечества. «Какого? Не того ли, которое оставили? Нет. Что препятствовало им, если бы они хотели возвратиться туда и быть его гражданами? Они искали отечества небесного. Так спешили они удалиться отсюда и так угождали Богу; потому и сам Бог не стыдится называться Богом их. О, какая честь! Он восхотел называться их Богом. Но что, скажешь, важного в том, что Он не стыдится называться Богом их, когда Он называется Богом земли и Богом неба? Это важно, поистине важно, и служит знаком великого блаженства. Почему? Потому, что он называется Богом неба и земли так же, как и Богом язычников; Он Бог неба и земли, как Творец и Устроитель их, а Богом тех святых Он называется не в этом смысле, а как близкий друг их» (Злат.).

Толковая Библия

священник Николай Рудинский (†1937)

И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

Если бы упомянутые здесь праотцы имели в мыслях своих то отечество, из которого вышел Авраам, то есть Месопотамию, то ничто им не препятствовало возвратиться туда. Но они, называя себя странниками и пришельцами на земле, и не возвращаясь в прежнее свое отечество, очевидно искали себе лучшего - небесного отечества, куда и стремились всею душою своею. Поэтому и Бог не считает для Себя бесславием называться их Богом, говоря: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3:6), чем выражает свою особенную близость к ним и Свое благоволение за их твердую веру и праведность перед Ним. За эту веру в Него и праведность, Господь приготовил им город - жилище на небе, небесный покой (ср. Евр. 4:1-10).
 

чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.

Блудники, по учению святого Павла, Царствия Божия не наследуют (см. 1Кор. 6:9), потому что оскверняют свое тело, которое есть храм Святого Духа (см. 1Кор. 6:18-19). Не могут наследовать Царствия Божия и сквернители - чревоугодники, подобно Исаву, и вообще предпочитающие земное небесному. Известно, что Исав, первенец Исаака, продал свое первородство за чечевичную похлебку младшему брату своему, Иакову, и таким образом лишился благословения от отца первородному (см. Быт. 25:31-33). Хотя потом он понял свою ошибку, со слезами просил отца изменить первоначальное благословение, но не мог изменить мыслей отца. Златоуст в объяснение этого говорит, что сам Исав не догадался сразу же изменить образ своих мыслей, а все откладывал это до другого времени по своему легкомыслию. Он не удостоился прощения от своего отца, потому что сам нездраво мыслил, не обуздал своего нрава и своих склонностей. Потому-то и слезы Исава были плодом не раскаяния, а зависти, злобы и гнева, что и обнаружилось потом в словах его: вот приближаются дни плача по отце моем (по смерти его), и я убью Иакова, брата моего (Быт. 27:41).
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible