Скрыть
которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов

Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечом (Дан. 3:27), - и совершали правду, разумей, посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых (3Цар. 18:40 - 21:19 и др.), - и получили обетования, Илия, восхищенный на небо (4Цар. 2:1 сл.), - и заграждали уста львов - Даниил (Дан. 6:22).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

которые верою побеждали царства (ср. Суд. 7)

Воины, бывшие с Гедеоном.

творили правду

Кто? Они же и Самсон. Они отразили врагов своих сородичей и единоплеменников, явившись, с одной стороны, человеколюбивыми по отношению к своим, с другой, – восстав на врагов, обижавших их. В этом и заключается свойство правды – воздавать каждому по достоинству получали обетования.

Как например, Давид. Ибо говорит: клялся Господь Давиду: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем (Пс. 131:11). Чувственно это исполнилось на Соломоне, духовно же – на Господе Иисусе, Истинном Соломоне, мирном, самом Мире. Так толкуют имя Соломон, то есть мирный.

заграждали уста львов

Даниил (Дан. 6; Дан. 14) и Самсон.

Евфимий Зигабен (†1118)

которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов

Одеяша правду

Пророки, идущие по пути добродетели. Или же «правдою» называет человеколюбие. Это делали они веруя, что в будущем веке получат воздаявие за труды свои. Или же под праведностию будем разуметь праведность в частном смысле, каковую Давид обнаружил в отношении к Саулу, много раз оберегая его, как царя.

Получиша обетования

По вере в то, что обещал им Бог, устремляя их на брань или на иное какое-либо дело, и за свое повиновение они получили обетования, очевидно, касавшияся настоящей жизни, победу, напр., над врагами и иное какое-либо временное счастие, а Давид достиг того, что сущие от его семени царствовали после него в преемственном порядке.

Заградиша уста львов

Как напр., пророк Даниил, когда он заградил уста львов, которым он отдан был на съедение.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов

Иже верою победиша царствия. На веру Апостол указывает как на основание доблестных подвигов: потому что все далее исчисляемые дела совершаемы были по вере в Бога, в уповании на Божескую помощь и при содействии Божеской силы. И самые дела, о которых говорит Апостол, получают высокое значение потому, что праведники совершали их не по обыкновенным житейским побуждениям, не по вражде к другим, не из тщеславия, и не из корыстных видов, но по вере, с благоговением пред Богом, и в уповании на Бога, повинуясь воле Божией (Пс. 59, 8–14; 17, 33 и след.).

Победиша царствия. Побеждали царей и народы. Так Иисус Навин, вступив в обетованную землю, победил многих царей с их народами; Давид победил Филистимлян, Едомитян, Амалекитян, Моавитян и другие народы.

Содеяша правду, творили правду, т. е. и сами поступали по правде, и другим оказывали справедливость, или и с другими поступали по правде как судии, как цари, или как пророки. Можно указать на пример Моисея (Исх. гл. 18; Числ. гл. 16), Самуила (1 Цар. гл. 12), Давида (1 Цар. гл. 8; 1 Парал. гл. 18). Правда их была высока: не побуждения выгоды, чести или славы, руководили ими, но вера была главным началом всех дел их справедливости.

Получиша обетования. Получали в настоящей жизни те обетования или Божии благословения, которые были обещаны им. Так Иисус Навин получил то обетование, что избранному народу дана будет древле обещанная патриархам страна, и он ввел Израильтян в обетованную землю (Иис. Нав. 1:3 и след.). Давиду обещано было чрез пророка быть царем Израиля, и он получил обещанное, т. е. сделался царем. Иудеям обещано было освобождение от плена вавилонского, и в определенное Богом время они возвратились в свою землю.

Заградиша уста львов. Это относится к тем мужам, которые или, при помощи Божией, преодолевали львов крепостью своей силы, как Сампсон (Суд. 14:6) и Давид (1Цар. 17:34, 35); или охраняемы были от свирепости львов особенным попечением Божиим, как Даниил, который, будучи ввержен в ров львиный, остался невредим, как сам он свидетельствовал: Бог мой посла Ангела своего, и затвори уста львов, и не вредиша мене, яко обретеся пред Ним правда моя (Дан. 6:22).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-34 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих

«Видишь ли, что апостол не свидетельствует здесь об их славной жизни? Не в этом здесь преимущественно состоит и вопрос, а раскрывается вера. Именно спрашивается: верою ли они совершали все? Верою, говорит он, победиша царствия, бывшие при Гедеоне. Содеяша правду. Кто? Те же самые. Или правдою он называет здесь человеколюбие. Получиша обетования. Думаю, что это сказал он о Давиде. Какие же обетования получил он? Те, которые заключались в словах, что семя его сядет на престоле его (Пс СХХXI:11). Заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча. Смотри, как находились в смертной опасности - Даниил, окруженный львами, три отрока, бывшие в печи, Авраам, Исаак и Иаков - в различных искушениях, и однако не отчаивались (Злат.). - «Избегали острие меча…» Думаю, говорит Златоуст, что и это сказал он также о трех отроках. - «Укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих…» Здесь он разумеет обстоятельства исхода из плена Вавилонского. - От немощи - т.е. от плена (Злат.). Когда обстоятельства Иудеев находились в отчаянном положении, когда они нисколько не отличались от мертвых костей, тогда и произошло возвращение их (из плена).

Толковая Библия

священник Николай Рудинский (†1937)

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

Святой Павел говорит, что у него недостанет и времени подробно повествовать о подвигах веры в Ветхом Завете, даже тех немногих подвижников, о которых он упоминает кратко. И во-первых, на первом плане он ставит тех, которые верою побеждали царства. Так, судья Гедеон с войском из трехсот безоружных людей, победил царство Мадиамское верою в помощь Божию (см. Суд. гл. 7). Судья Варак, по вере словам Господа, переданным ему пророчицей Деворой, с 10000 воинов победил чудесно царство Ханаанское, выступившее против него с многочисленнейшим войском, с железными колесницами и конницей (см. Суд. гл. 5). Также и судия Самсон, уповая на помощь Божью, победил филистимлян (см. Суд. 15:15, 16:23-30). Судия Иеффай верою победил аммонитян (см. Суд. гл. 11). Из судей, Самуил, силою веры и своей молитвы к Богу, низвел на филистимлян гром с неба и ужас, а израильтяне, видя это, и веруя в молитвы Самуила, поразили филистимлян так, что они после этого не смели более ходить в пределы Израилевы (см. 1 Цар. гл. 7). Царь и пророк Давид одержал несколько побед силою веры своей над филистимлянами (см. 2Цар. 5:19-25), моавитянами (см. 2Цар. 8:2), сирийцами (см. 2Цар. 8:5; 10:13-19) и ефремлянами (см. 2 Цар. гл. 20). Что все эти победы Давид одержал при помощи Божьей, по вере в Него, это он сам высказал в своей хвалебной песни Господу (см. 2Цар. 22:1-23:7).
Во-вторых, святой Апостол говорит о тех, которые верою творили правду, что относится преимущественно к пророкам, которые возвещали людям правду Божью, и сами жили в этой правде, усердно служа Господу. В-третьих, святой Апостол говорит о тех, которые верою получали обетования. Многие из судей, царей и пророков, по вере в Бога получали от Него те или другие обетования. Но в особенности царь Давид получил обетование от Бога, что от его семени произойдут цари, имеющие царствовать преемственно до плена Вавилонского (см. 2Цар. 7:12-16). В-четвертых, святой Апостол говорит о тех, кои поверив в Бога, заграждали уста львов. Под ними можно разуметь Самсона, растерзавшего льва (см. Суд. 14:5-6), в особенности же пророка Даниила, который дважды заключен был в львиный ров, и оба раза львы не причинили ему никакого вреда, ибо ангел Господень, по вере пророка, заградил им уста (см. Дан. 6:16-22, 14:31-42). В-пятых, святой Апостол упоминает тех, кои по вере в Бога угашали силу огня. Здесь нужно разуметь трех отроков (Ананию, Азарию и Мисаила), которых вавилонский царь Навуходоносор приказал, за непоклонение их идолу, бросить в огненную печь, но по вере их в Бога, ангел Господень охладил пламень огня, и они вышли из печи невредимыми (см. Дан. 3:17-94). В-шестых, святой Апостол упоминает о тех, которые по силе веры своей избегали острия меча, например, пророк Илия избег угрожавшей от меча смерти, по приказанию Иезавели (3Цар. 19:2-3), царь Давид избег смерти от меча Саула (см., напр. 1Цар. 19:2) и другие. В-седьмых, Апостол упоминает о тех, что по силе веры своей, укреплялись от немощи. Так, царь Езекия, будучи при смерти, молитвою веры получил исцеление и еще жил 15 лет (см. 4Цар. 20:1-11). Также Иову по молитве его, Господь возвратил здоровье (см. Иов. 42:10). Некоторые (Златоуст), под укрепленными в немощах по силе веры, разумеют и возвратившихся из плена Вавилонского, которые были истомлены пленом до того, что стали похожи на кости сухие (Иез. 37:11-14). Но и такие, при помощи Божьей, построили и храм, и город Иерусалим (см., напр, 1Езд. 3:10-13, 6:14-17; Неем. 12:27) и защищались с успехом от врагов. В-восьмых, святой Апостол указывает силу веры в тех, которые были крепки на войне и прогоняли полки чужих. Не только во времена судей и царей верующие иудеи, через веру в Бога, были крепки на войне и прогоняли полки чужих, но и после возвращения из плена, были крепки на войне с окружающими их неприятелями, и особенно в последний период существования Ветхого Завета, они, во время Маккавеев, с блестящим успехом сражались с целыми полками египетскими и сирийскими (см., напр, 1Мак. 6:28-422Мак. 8:1-6, 15:26-28).
Злострадания ветхозаветных праведников указываются Апостолом тоже, как проявления их веры и мужественного терпения, в надежде на будущее освобождение от всех зол в новой жизни, по воскресении.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible