Скрыть
жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение

Получали жены из воскресения мертвецов своих: Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика (3Цар. 17:17 сл. 4Цар. 4:17 сл.). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею (2Мак. 6:1 сл. 7:1 сл.): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

жены получали умерших своих воскресшими

Сарептская вдова чрез Илию (3Цар. 17:20–23) и соманитянка чрез Елисея (4Цар. 4:32–37).

иные же замучены были

То есть обезглавлены, как Иоанн Креститель (Мф. 14:3–11), как Иаков, сын Зеведеев (Деян. 12:2). Некоторые, впрочем, мучение объясняли в смысле бичевания палками.

не приняв освобождения

То есть они могли бы не обличать тех, кого они обличали, и таким образом избавиться от наносимого им наказания, но они не пожелали этого.

дабы получить лучшее воскресение

Лучшее – не такое, какое дети тех жен; или лучшее сравнительно с прочими людьми. Ибо святые в блеске будут подняты на облаках в сретение Господа, что в другом месте (Флп. 3:11) называет восстанием – έξανάστασις. И вообще – в жизнь вечную. Остальные же будут пребывать внизу, и воскресение будет им в вечное наказание.

Григорий Палама, свт. (†1359)

жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение

«Жены получили умерших своих воскресшими». Этими женщинами были – Сарептянка (3Цар. 17) и Сонамитянка (4Цар. 4); из которых первая приняла своего умершего сына живым из рук Пророка Илии; а Сонамитянка – своего сына из рук Елисея; каждая же из них делами явили свою великую веру. Так, вот, Сарептянка с верою ожидала обетованного Пророком умножения съестных припасов, и прежде чем накормить свое дитя, напитала Пророка из пригоршни муки и немного елея, единственное что она имела съесть и после этого умереть вместе с сыном. Но и когда ее отрок, уже после пришествия Ильи, разболелся и умер, – потому что говорится: «болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания», – она не изгнала Пророка, не порицала, не отошла от богопочитания, которому она научилась от него, но саму себя обвиняла и считала, что ее грехи явились причиной беды: в самом горе называя Илию «Человеком Божиим», больше саму себя виня и говоря не столь скептически, сколько убедительно: «Что мне и тебе, Человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Ты – свет, по сопричастности к Свету, – говорит она, – как служитель Солнца Правды, и, придя, ты вывел на свет мои скрытые грехи, и эти мои грехи убили моего сына. – Заметьте, какая вера у этой чужеземной женщины; заметьте, какое смирение! Посему и заслуженно она сначала прияла от Бога то, чтобы стать избранной, и удостоилась стать примером призвания язычников и (их) веры, а затем и сына своего прияла живым. Сонамитянка же показала свою веру и на основании того, что она сказала мужу своему относительно Елисея, и на основании того, что она приготовила для приема Пророка, и на основании того любомудрия, которое она проявила, когда умер ее сын. Потому что стойко скрывая горе, она прибежала к Пророку, и влекла его в свой дом, говоря ему: «Жив Господь, и жива душа твоя, аще оставлю тебе». И за свою веру она приняла из рук Пророка сына своего воскресшим; так что не меньшим поразительным чудом, совершенным сими Пророками, была и вера тех матерей, приявших воскресшими своих сыновей; как и Павел явил, говоря: «Верою прияша жены от воскресения мертвых своих».

Беседы (омилии). Омилия 42. На 3-е воскресное Евангельское чтение по Луке


Насчитывая же среди тех, которые прославились своей верой и сами явились свидетелями ее силы, он упоминает и то, что верою «жены получили умерших своих воскресшими». А это – Сарептянка и Сонамитянка; из которых первая своего умершего сына приняла от Пророка Илии снова живым (3Цар. 17:23), Сонамитянка же – своего сына от Пророка Елиссея (4Цар. 4:30, 36). Каждая же из них, своими делами, явила большую веру. Сарептянка – принявшая на веру обещанное Пророком умножение съестных продуктов, и прежде чем накормить детей, накормившая его от пригоршни муки и немного елея, – все съестное, что у нее было, после чего ей оставалось умереть вместе с детьми. Но и когда сын ее, после прибытия Илии, разболелся и умер, – «бе болезнь его крепка зело, дондеже не остася в нем дух его» (3Цар. 17:17), она не оттолкнула Пророка, не порицала, не уклонилась от богопочитания, которому научилась у Пророка, но укоряла саму себя и считала, что ее грехи явились причиной несчастья, в самом своем несчастии называя Илию «Человеком Божиим», себя же скорее виня и говоря скорее убедительно, чем насмешливо: «Что мне и тебе, Человече Божий, вшел еси ко мне воспомянути неправды моя, и уморити сына моего» (3Цар.17:18)? Ты – свет, говорит она, по участию в свете, как служитель Солнца Правды, и твоим присутствием сделал видимыми мои невидимые грехи, а они умертвили моего сына.

Видите ли веру женщины иноплеменницы? Видите ее смирение? Посему естественно, что она была избрана Богом в начале и удостоилась стать предначертанием призвания язычников и их веры, а затем приняла и сына своего ожившим. Сонамитянка же и на основании тех слов, которые она сказала своему мужу об Елисее, и на основании того, что она приготовила для принятия Пророка, и на основании любомудрия, которое она обнаружила, когда умер ее сын, явила свою веру: потому что молчаливо скрывая свою скорбь, она побежала к Пророку и повлекла его к себе в дом, говоря ему: «Жив Господь, и жива душа твоя, аще оставлю тебе» (4Цар. 4:30). И за такую ее веру, она приняла от Пророка сына своего воскресшим. Так что не большим было изрядное это чудо, совершенное оными Пророками, чем и вера этих матерей, которые восприяли умерших своих сыновей воскресшими; как и Павел показал это, говоря: «Верою жены получили умерших своих воскресшими». Но хотя Пророки имели содействующую им веру матерей и богоугодность, однако, один из них – Илия, также и к другим прибегнул средствам, и с воплем воскликнул к Богу, говоря: «Увы мне, Господи, Свидетелю вдовы, у неяже аз ныне пребываю, Ты озлобил еси еже уморити сына ея»; и призва Господа, и рече: «Господи Боже мой, да возвратится убо душа отрочища сего в онь, и бысть тако» (3Цар. 17:20–21). Второй же, – Елисей, не только прижимался к умершему отроку обходя его и ходя взад и вперед по горнице до седми раз, но и, как написано, помолился Господу, и таким образом оживил сына Сонамитянки (4Цар. 4:32–37).

Беседы (омилии). Омилия 51. На третье воскресение Евангельских чтений по Луке

Евфимий Зигабен (†1118)

жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение

Прияша жены от воскресения мертвых своих

Так, напр., вдова Сарептская чреи Илию (3Цар. 17:22-23), а Соманитянка чрез Елисея (4Цар. 4:34-35) приняли из мертвых живыми детей своих посредством воскрешения.

Инии же избиени Быша

Потерпели усечение глав Иоанн Предтеча и Апостол Иаков (Деян. 12:2), ибо и это есть избиение, равно как и лишение жизни чрез побиение палками. Некоторые и из предшествовавших им пророков и праведников потерпели такую же участь.

Не приемше избавления

Не получивши избавления от такого мучения: между тем как им было возможно молчать и не подвергаться избиению, они предпочли умереть таким образом. Далее указывает Апостол и причину:

Да лучшее воскресение улучать

Славное блаженное, вводящее в царство вечное. Его они не получили бы, если бы не веровали относительно грядущих благ.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение

«Жены получали умерших своих воскресшими…» Здесь он говорит о пророках Елисее и Илии, которые воскрешали мертвых. - «Иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение…» Здесь, мне кажется, - говорит Златоуст, - он разумеет Иоанна Крестителя и Иакова, потому что избиением (apotumpanismoV) обозначается отсечение головы. Они могли бы взирать на свет солнечный, могли бы не делать обличений, и однако решились умереть; и те, которые воскрешали других, сами избрали себе смерть, чтобы получить лучшее воскресение.

священник Николай Рудинский (†1937)

жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

По вере в Бога пророк Илия воскресил из мертвых, и возвратил живым матери, вдове сарептской, умершего ее сына (см. 3Цар. 17:20-23), также пророк Елисей воскресил сына сонамитянки (см. 4Цар. 4:32-37). Некоторые же из ветхозаветных праведников замучены были за свою веру, как Елеазар и семь отроков Маккавеев с матерью их, Соломониею (см. 2Мак. 7:1-41). Они могли бы избавиться от мучения отречением от своей веры, но имея страх Божий, захотели лучше умереть за свою веру, чем отказаться от нее (см. 2Мак. 6:30-31), чтобы получить лучшее воскресение - славное и блаженное, ведущее в Царство Небесное. Весьма многие из ветхозаветных святых, за веру испытали поругания и побои, как, например, Самсон от филистимлян (см. Суд. 16:25), послы Седекии царя от народа (см. 2Пар. 30:10, 36:16). Особенно во времена Маккавеев, верующие иудеи подвергались жестоким преследованиям от язычников (см., напр, 3Мак. 2:19-21). Иных за веру побивали камнями, как Навуфея (см. 3Цар. 21:1-15) и священника Захарию (см. 2Пар. 24:20-21). Иные были перепиливаемы, как, по преданию, пророк Исайя, по приказанию царя Манасии, был перепилен деревянною пилою. Иных Бог подвергал разным искушениям, как Авраама, пророка Иону, и нашел их достойными Себя (Прем. 3:5). Некоторые верующие были убиты мечом, например, весь род священника Ахимелеха, по приказанию царя Саула (см. 1Цар. 22:17-19), по приказанию Иезавели много было убито пророков Господних (см. 3Цар. 18:4-13). Иные из ветхозаветных праведников, как пророки Илия и Елисей, всю почти жизнь свою прожили бедственно, и зимой и летом покрывали свою наготу, вместо одежды, овчиной из козьей кожи, терпели недостатки во всем, скорби и оскорбления. Такие страдальцы за веру, которые ценнее были в очах Божьих целого мира физического и нравственно грешного (ср. Сир. 16:3), скитались в горах, пустынях и пропастях земных, они умерли бы с голоду, если бы не питал их Сам Господь (см., напр., 3Цар. 18:9).
Итак, иных праведников за веру Бог хранил от бедствий, а других, для испытания сил их веры, допускал испытать разные бедствия. «То и другое, - говорит Златоуст, - чудеса веры, и то, что она совершает великие дела, и то, что она терпит великие бедствия».
Все эти ветхозаветные праведники, хотя получили удостоверение от Бога, что они за свою веру угодны Ему, но не получили обещанного им отечества, как полной награды за их веру.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible