Святитель Григорий Чудотворец

Сюжет

В нижнем ярусе апсиды изображены Отцы церкви или «Святительский чин» – изображение святых, Патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов.

Святитель Григорий Чудотворец или Неокесарийский известен как известный богослов, архиепископ. В юности святитель Григорий удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал дары прозорливости и пророчества. Однажды святой усиленно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице. Во время молитвы ему явилась Богородица с апостолом Иоанном Богословом, который научил святого, как следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Именно на этом Откровении основано православное учение о святой Троице, впоследствии развитое отцами Церкви: Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским.

Своим христианским благочестием, умением проникновенно проповедовать Слово Божие, многочисленными чудотворениями и мудрым церковным управлением святитель был назван «Чудотворцем».

Описание

Монументальная мозаичная живопись является важнейшим элементом внутреннего убранства собора. Мозаичными многокрасочными изображениями украшены главные части храма – центральное подкупольное пространство и центральная апсида. Другие части храма – центральный и боковые нефы, трансепт, хоры и башни – расписаны фресками.

Мозаики Софии Киевской выполнены в так называемом стиле Македонского Ренессанса, который возник в период подъема церковного искусства после долгого периода гонений во времена иконоборчества. Для этого стиля характерны строгость, аскетизм, отсутствие излишней эмоциональности и сентиментальности образов, а также излишних украшательств, что было связано с ростом популярности монашества. Именно поэтому все персонажи на мозаиках выглядят непривычно суровыми и как бы застывшими.

Размещение мозаик в Софии Киевской соответствует схеме украшения столичных храмов. На связь с Константинополем указывает представленный святительский чин, состоящий из импозантных, фронтально поставленных фигур, индивидуальные лица которых хранят в себе отголоски эллинистической портретной живописи. По-видимому, работавшая здесь артель включала в себя преимущественно столичных мастеров из Константинополя, хотя вероятно здесь же работали и художники из провинциальных городов.

Фигуры восьми святителей и двух архидиаконов уцелели на северной стороне апсиды по грудь, на южной – по колени.

На мозаике изображены Епифаний Кипрский, папа римский Климент, Григорий Богослов, Николай Чудотворец, архидиаконы Стефан и Лаврентий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и Григорий Чудотворец. В простенках между окнами находились мозаические изображения апостолов Петра и Павла (полностью утрачены). В ряду Отцов Церкви не совсем обычны Епифаний Кипрский и папа римский Климент. Творения Епифания были хорошо известны Киевской Руси в славянских переводах, выполненных не позднее XI века. Что же касается Климента, то он был особо почитаем среди славян. Его реликвии хранились в Десятинной церкви, куда они были привезены великим князем Владимиром из Корсуни. Эти реликвии являлись для Киевской Руси национальной святыней.

Все пять фигур на южной стороне апсиды были набраны одним художником: по мастерству индивидуальных характеристик, по тонкости и выразительности рисунка, по изысканности цветовых сочетаний он намного превосходит своих соработников. Это можно видеть, например, по изображению одного из святителей – Григория Чудотворца. Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, что здесь преобладает колючий, ломаный ритм линий одеяний Святителя.

Портрет выполнен в традиции Македонского Ренессанса: мы видим это в аскетичном лике Св. Григория – в обращенном острием вниз треугольнике на переносице и треугольной формы тени между бровями, в оттеняющих впалость щек скул, резко опущенные книзу усов. Но вместе с тем, во взгляде мы видим милосердие и любовь, достигается это с помощью округлых форм бороды, широко раскрытых глаз, с кротостью взирающих на молящегося прихожанина. Этому соответствуют закругленные ветви крестов на омофоре. В таких неприметных с первого взгляда деталях особенно ясно дает о себе знать многовековая культура линии, которая преемственно разрабатывалась десятками поколений византийских художников, принесших свою искусство на Русь.

История

Собор Святой Софии – храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году.

На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков.

В советское время был действующим храмом до 1929 года, в 1934 году стал музеем – Софийским заповедником.

Рекомендуемая литература

Комментировать