Николай Мирликийский спасает невинно осужденных на казнь

Николай Мирликийский спасает невинно осужденных на казнь

Сюжет

Сюжет картины связан с одним из деяний святого Николая Чудотворца (Мирликийского), смелые и принципиальные действия которого помогли предотвратить казнь трёх невинных людей. Актуальность этой темы связывалась с нравственной проповедью Льва Толстого и вопросом об отмене смертной казни.

Описание

На картине изображен один из подвигов святителя Николая Мирликийского, связанный со временем его епископства. События эти были связаны с политической обстановкой в городе, их описание мы находим в рукописи четвёртого столетия «Деяния о стратилатах». Стратилаты по поручению императора Константина сев на корабль, отправились в отдалённую провинцию империи, но из-за поднявшейся бури на море были вынуждены пристать к берегам города Миры. Служивший в этом городе Святитель Николай узнал об этом и прибыл в порт Андриаке, чтобы благословить мореплавателей. Во время их беседы прибежали взволнованные жители города Миры и сообщили ужасную новость: правитель города осудил на смерть троих ни в чём не повинных людей, и приговор вот-вот будет исполнен. Николай без промедления отправился к месту казни в сопровождении приставших к берегу воинов императора Константина. Прибыв на место в тот самый момент, когда палач уже занес меч над главой осужденного, Святитель голыми руками схватился за лезвие и с силой вырвал орудие казни из рук палача. Отсрочка исполнения приговора в итоге спасла жизни невинно осужденных, в дальнейшем их дело об измене правителю пересмотрели.

Именно этот драматический момент, когда Николай Чудотворец останавливает меч палача, занесенный над первым из осуждённых, мы видим на картине. Она построена на контрасте: осужденные невиновные чиновники, чья жизнь в буквальном слове висит на волоске, непреклонность уверенного в своей правоте святого, сопротивление палача, по силе явно превосходящего Святителя, испуганное выражение лица градоначальника, обвинившего несправедливо ни в чем не повинных людей. Мастерски художник изобразил фигуры и лица осужденных, которые уже не верили в возможность своего спасения – «один покорный, другой недоумевающий и третий в порыве сумасшедшей надежды».

История

Заказчицей образа Николая Чудотворца была игуменья Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем Харьковского уезда, где проживала сестра художника, принявшая монашеский постриг.

Полотно было закончено в 1888 году, а год спустя оно экспонировалось на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Картину приобрёл император Александр III, причём впоследствии многократно упоминалась «легенда» о том, что именно с покупкой этого полотна было связано решение о создании Русского музея.

Репин написал два повторения картины, одно из которых было всё же передано Николаевскому женскому монастырю. Однако в 1930 году монастырь закрыли и картина пропала. В 1934 году полотно было найдено в квартире председателя местного совета, после чего изъято и передано в Харьковский художественный музей.

Критика

Мнения критиков относительно данной картины были различными. Так, писатель М. Ремезов высоко оценил произведение художника, отметив, что «как по мысли, так и по исполнению» оно было лучшим из всех представленных на выставке работ. Однако Л. Н. Толстой с негодованием отмечал, что содержание полотна «не художественно, не ново, не дорого автору», «вся картина без фокуса, и все фигуры ползут врозь».

Писатель Н. Лесков написал Репину в письме, напротив, восторженный отклик: «Приветствую большой и несомненный успех Ваших произведений. На выставке нет ничего лучше «Св. Николая» и портрета Глазунова. Похвалы Вам единогласные. Стоят картины прекрасно, и лучшего им не надо». В том же письме Лесков привёл мнение журналиста и критика Алексея Суворина, отметив, что «Суворин был в восторге от «Св. Николая»… Толпы у «Св. Николая» не редеют, а толки очень курьёзные и неожиданные – например, что Вы хотите «показать главенство церкви над государством»».

Рекомендуемая литература

Комментировать