Самсон и Далила

Самсон и Далила

Сюжет

Питер Пауль Рубенс, создавая свой шедевр «Самсон и Далила» в стиле барокко, перенес на полотно ветхозаветную историю из Книги Судей о невероятно сильном израильтянине Самсоне и филистимлянке Далиле, продавшей его за серебро своим соотечественникам. Самсон происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от филистимлян. Самсон совершил множество блистательных побед над филистимлянами и стяжал славу непобедимого воина. Будучи посвящёным Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Но однажды Самсон поддался искушению, воспылав греховной страстью к коварной филистимлянке Далиле, обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём кроется сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. «И усыпила его на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его» (Суд. 16:19). Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.

Описание

Место действия, происходящего на картине, – дом терпимости, где Далила усыпила воина и позвала цирюльника, чтобы тот остриг ему волосы. Рубенс изобразил момент, когда Самсон предается сну. Он положил голову на колени Далилы и, конечно, ещё не ведает о своей дальнейшей участи.

На заднем плане, в дверях, уже видны филистимляне, готовые схватить Самсона. Стоящая позади Далилы старуха со свечой в руке смотрит как Самсон теряет силу и радуется его поражению.

В глубине комнаты на заднем плане художник изобразил статую Венеры и Купидона, которые служат напоминанием о том, что именно любовь к женщине послужила причиной гибели Самсона. Художник использует приглушенные цвета, но в то же время выделяет платье Далилы, делая его ярким и чувственным, что придаёт напряжённость сюжету полотна.

Интересно, что для усиления эффекта художник несколько отошёл от библейского сюжета. На картине представлены четыре ярко освещённых лица – именно эти четыре человека привлекают особенное внимание. Первый – это славный воин Самсон, который несмотря на сильное телосложение, кажется беззащитным и слабым.

Второй персонаж – его возлюбленная Далила – женщина распутная и коварная. Обнажённая грудь Далилы и алый цвет её одеяния указывать на ее порочность: так обычно одевались женщины легкого поведения. Третье лицо – старуха со свечой, подсматривающая за влюбленными. Старая сводня, вероятно и познакомила по наущению филистимлян коварную Далилу с Самсоном. Символичным моментом является одинаковый наклон головы у богини любви Венеры и Далилы, что указывает на неверность и порочность женщины.

Не менее ярким является и четвёртый образ, отмеченный живописцем. Это – цирюльник, который состригает волосы с головы Самсона. Он действует очень аккуратно, боясь разбудить заснувшего богатыря. На заднем плане, в дверях, можно заметить филистимлян, готовящихся ворваться в комнату. Они облачены в доспехи, в руках они держат оружие, приготовленное для ослепления и пленения утерявшего силу Самсона.

Благодаря использованным красноречивым символам Рубенс указывает, что даже могучая сила может оказаться слабой и беззащитной перед низким пороком, которому предаётся человек. Тот, кто поддается по слабости душевной греховной страсти непременно погибнет.

История

Картина была написана по заказу бургомистра Антверпена, но вскоре после его смерти бесследно исчезла и была обнаружена лишь в 1929 году. В 1980 году произведение купила Лондонская национальная галерея, заплатив одну из крупнейших на тот момент сумм, уплаченных за картину. Однако на протяжении долгого времени принадлежность вновь найденного в XX веке полотна кисти Рубенса находилась под сомнением.

Рекомендуемая литература

Комментировать