издательство П.П. Сойкина

Источник

Филистимляне

Филистимляне – один из народов, населявших Палестину; границами их земли были: на юге – Сихор Египетский (Нав. 13, 3) и пустыни Фаран и Циклаг и (1Цар. 27, 1–6); на севере – город Аккарон и равнина Саронская (Нав. 13, 3); на западе – Средиземное море; на востоке – гористая земля колена Иудина. По сведениям, находимым в Библии, филистимляне происходят от Каслухима и Кафторима, сынов Мицраима, сына Хамова, родоначальника египтян (Быт. 10; 14; Втор. 2,23; 1Пар. 1, 12; Иерем. 47, 4; Амос. 9, 7); таким образом они не природные жители Палестины, а пришельцы, как показывает самое их имя (филистимляне – переселенцы, пришельцы), пришельцы, по-видимому, из Египта. Когда патриарх Авраам был еще бездетен, филистимляне были уже значительным народом, имели своих царей, знали Бога истинного и старались сохранять добрые отношения с патриархами (Быт. 21, 22 и гл. 26). К времени Моисея и Иисуса Навина их патриархальное пастушеское население образовало воинственное союзное государство пяти филистимских царей (Нав. 13, 3). В это время они значительно превосходили израильтян культурой; тогда как у израильтян не было еще ни копья, ни меча, ни кузнецов, у них были оружейные мастера (1Цар. 13, 19–22; Суд. 5, 8). При разделе земли обетованной Иисус Навин отдал землю филистимскую колену Иудину (Нав. 15, 11; 45–47) и Господь, повелев продолжать завоевание этих земель, обещал свое покровительство (Нав. 13, 1–6). По смерти И. Навина города филистимские были покорены (Суд. 1, 18); но уклонение израильтян от Бога и Его закона (Суд. 2, 8–23) было причиной того, что Господь оставил их своею помощью, и филистимляне, вместе с другими ханаанскими народами, снова усилившись (Суд. 3,1–4), часто беспокоили израильтян своими набегами. После, когда израильтяне, оставив Бога отцов своих, стали служить божеством сидонским, моавитским, аммонитским и филистимским, Бог предал их в руки филистимлян и аммонитян (Суд. 10, 6–7, избавив их от власти этих народов при помощи судей Иефая и Самсона лишь после раскаяния в своих преступлениях (Суд. гл. 11–16). Впрочем филистимляне и после того долго угнетали израильтян, так что во дни первосвященника Илия самый Ковчег Завета был взят ими в плен (1 Цар. гл. 4–6). Наконец, пророк Самуил нанес им решительное поражение, так что земля израильская была надолго освобождена от их набегов (1 Цар· гл. 7; 12, 11). Во времена Саула они не раз пытались произвести нападения, но всякий раз терпели поражения (1Цар. 23,4; гл. 13 и 14; 23, 27–28; 24, 2). В этих победах часто участвовал и Давид, победивший в единоборстве Голиафа (1 Цар. гл. 17 и 18) и впоследствии так же счастливо сражавшийся с филистимлянами (1Цар. 18, 27, 30; 19, 18, 23, 1–5). И только впоследствии, в конце жизни Саула, филистимляне одержали верх (1 Цар. гл. 28, 29 и 31) и заняли некоторые области израильской земли (1 Пар. гл. 10). С воцарением Давида они должны были покориться Давиду (Псал. 59, 10; 107,10; 2Цар 15,18–22) и все их попытки к восстанию терпели неудачи. После разделения израильского царства, филистимляне продолжали вести борьбу с переменным успехом, причем Бог употреблял их, как орудие Своего правосудия к народу Своему, смотря по тому, как он верен был Ему в хранении Его заповедей. С разрушением Иерусалима народ филистимский мало-помалу исчезает со страниц истории, хотя страна сохранила свое имя до

новейшего времени. С появлением христианства здесь были основаны христианские общины самими апостолами (Деян. 8,40; 9,—32—43), и церковь христианская процветала здесь до самого нашествия сарацин. В настоящее время здесь мало населенных мест, и эти места представляют большею частью одни развалины.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle