Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры

Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры

Сюжет

На полотне представлена архитектура Загорска, которая покоряет зрителя своей уникальностью. Живописец выбрал необычную точку зрения, по этому для зрителя всё обретает новый неожиданный вид. На заднем плане художник показал обычные дома, а на переднем – ту святыню, которую создали люди.

 

Описание

Юон писал церкви часто, однако более всего его восхищала Троице-Сергиева лавра. Ее купола мы видим на представленной картине — они освещены солнечным светом, а золотые кресты выделяются на фоне ясного голубого неба. Над куполами кружатся ласточки, — небесные гости, они радуются летнему солнцу и теплу. Небольшие облака разбавляют синеву неба. Город весь в зелени, значит. Пышные кроны деревьев бросают тени на дома. Вдалеке виднеются небольшие дома жителей города. Помимо необычного ракурса картину отличает яркость цветов и легкая атмосфера синего бескрайнего неба, которое занимает большую часть холста, в котором кружит множество ласточек. Очень трогательной и достоверной кажется тень от креста, падающая на центральный золоченый купол. Остальные купола белые с золотыми звездами сияют на ярком солнце. Глядя на картину можно представить  дверь в небесную даль, в благословение и ликующую радость божественного бытия. Глядя на «Купола и ласточек», зритель не думает о земных реалиях, устремляясь к созерцанию быстрокрылых ласточек парящих в небесной синеве бескрайнего неба. Художник словно сам стал одной из птиц и витает с ними в облаках. Он как будто с полета, с высоты увидел всю красу земли и передал её зрителям красками. Кружащиеся над городом ласточки подчеркивают желание художника передать людям осознание значимости духовности. В христианстве именно ласточка является символом воскрешения: возвращаясь из-за моря с приходом весны, она приносит новую жизнь.

Хотя на полотне нет ни одного человека, но они, скорее всего, подобно ласточкам радуются теплу и солнцу. Живописец уделил внимание тихой размеренной жизни города и выделил купола церкви на фоне яркого неба. Вся композиция вокруг радуется, ликует. Автор не только заставляет любоваться архитектурой и природой древнего города России, но и приобщится к духовной жизни.

История

Юон Константин (1875–1958) — русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник родился в 1875 году, в Москве. С юности любил рисовать. В 27 лет поступил в художественное Училище в Москве. Его первыми наставниками были Савицкий, Касаткин, Архипов, Серов. Еще на студенческих выставках картины Юона привлекали внимание зрителей и быстро раскупались. На эти деньги Юон ездил по России и даже в Европу набираться впечатлений. В 1903 году  Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Также входил в число участников объединения «Мир искусства». С 1907 года работал в области театральной декорации, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» С. П. Дягилева.

В раннем творчестве художник часто обращался к мотивам русской деревни: мастера интересовало различное состояние природы при  смене времен года или суток. Также интересен ему был  быт провинциальных городов и сел, архитектура старинных церквей и монастырей. Его живописная манера сложилась под влиянием уроков Коровина и Серова.

Отдельного упоминания стоит серия картин, посвященных православным храмам. Самой известная из них — «Купола и ласточки», написанная в 1922 году. Юон очень любил Сергиев Посад, неоднократно туда приезжал, подолгу жил, написал множество видов. По его словам, в Сергиевом Посаде он нашел «всё, что искал» – искал в природе и любил в картинах Серова, Сурикова и Левитана.

Комментировать