Про́мысл Бо́жий (греч. πρόνοια) – непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, непрестанное действие Божье, направленное на сохранение и развитие мира, все обращающее ко благу, направляющее к вечному спасению человечества в целом и каждого человека в отдельности. (Следует различать слова: промысел (ремесло, например, народный промысел) и «Промысл» (Божий)).
Как Бог влияет на сотворённый Им мир?
Бог влияет на события в мире многообразно, Священное Писание даёт нам примеры того, как Бог осуществляет Свой промысл:
- давая человеку возможность самоопределяться между добром и злом, осознанно и свободно идти по пути жизни (Втор.30:19-20);
- помогая человеку в реализации добрых намерений и дел (Флп.2:13; Деян.17:28; Ин.15:5);
- попуская человеку (в той или иной мере) осуществлять даже богопротивные, греховные, злые намерения (Быт.3; Мф.23:37);
- призывая всех людей ко спасению (Иез.33:11; Мф.11:28-29);
- изменяя Свои намерения в отношении нечестивцев в случае их покаяния (Иер.18:7-10, Ион.3);
- благотворно реагируя на молитвы (Лк.1:13; Мф.15:28; Деян.10:4)
- изменяя действия установленных Им физических законов, ради блага верных Ему людей (Исх.14:21; Нав.10:13; 4Цар.20:6; Ин.11:43–44);
- воплотившись ради спасения людей (Лк.2:11; Ин.4:42);
- приводя мир к цели, определённой Его замыслом (Откр.21:1).
Если ты хочешь знать Божий Промысл, определи, каков твой христианский долг в той ситуации, в которой ты сегодня находишься.
Бог непрестанно участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы люди могли осуществлять свободный и осознанный выбор. Промысл Божий в отношении человека проявляется и в том, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу. Впрочем, глубины Промысла Божия непостижимы для ограниченного человеческого рассудка, так что, зная о Промысле Божием, мы не способны постичь его в полной мере.
Бог призывает нас не к бесплодным попыткам попытаться своим ограниченным умом понять громадное число взаимосвязей Его Домостроительства, а к практическим действиям по уменьшению зла. Как минимум в себе и вокруг себя.
Ветхий завет даёт нам два замечательных примера доверия промыслу Божьему: судьбы праотца Авраама (Быт.11-25) и праведного Иова Многострадального (Иов.1-42)
Происходит ли хоть что-то в мире без воли Бога?
Ничто в мире не происходит без воли Бога (без Божьего благоволения или попущения), хотя мы и видим лишь небольшие фрагменты масштабной картины непрестанного попечения Бога о каждом человеке и всём мире.
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). Народное переложение: «человек предполагает, Бог располагает». «... знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:8). «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены...» (Мф.10:29-30).
Бог наделил человека свободной волей. В отношении нравственного выбора и нравственно оцениваемых действий эта свобода может доходить до того, что человек ослушивается Бога. Но даже и ослушание происходит в соответствии с волей Божьей: Бог сам наделил человека свободой воли, способностью к нравственному выбору, и Сам дозволяет ему проявлять эту свободу (в тех пределах, в каких считает нужным).
Ложные учения о Промысле Божьем
1. Языческое представление о предопределённой судьбе как фатуме.
2. Деизм – теории об отстранённости Бога (полной или частичной) от сотворённого Им мира.
3. Дуализм – учение о борьбе равновесных сил добра и зла.
4. Кальвинистское и исламское учение о предопределении.
Почему нам сложно понять Промысл?
Почему нам сложно понять проблематику существования зла в мире, притом, что Бог благ и не благоволит к распространению зла? Люди часто как должное воспринимают дарованную им Творцом свободу, с другой – обвиняют в Его том, что Он не остановил злодеяния, как плод этой самой свободы.
Люди нередко упрощают промысл Божий. Это, в частности, может проявляться в следующем:
- в связывании значимости тех или иных промыслительных действий Божьих, сопряженных с конкретными событиями, исключительно с этими событиями, не рассматривая их, как звенья в ряду множества прочих событий,
- в игнорировании того обстоятельства, что промышляя о каждом конкретном человеке, Бог учитывает огромное множество факторов и промышляет о нем не только как об индивидууме, но и как о представителе социума.
Бог же премудр и всеведущ, Он обладает полнотой ведения. Любое событие может быть звеном большой цепи, охватывать многих людей и иметь далеко идущие последствия. Мы видим один-два-три элемента «пазла» мировой истории, а Творец — всю картину сразу.
Бог поступает всегда наилучшим из всех возможных вариантов, в отношении людей этот способ направлен в первую очередь на спасение нас в вечности. Многие же люди привыкли оценивать происходящее лишь рамками земной жизни.
Душевредная статья или книга по последствиям может быть хуже, чем массовое изнасилование или убийство, ведь он погубит неокрепшие души в вечности, а не тела во временной жизни (см. басню: Сочинитель и разбойник). При этом к первому большинство безучастно, а второе вызывает бурю эмоций.
Промысл Божий над всем человечеством и конкретным человеком
Следует различать промысл Божий над конкретным человеком, семьёй, народами и всем человечеством, или кратко – промысл Божий над всем человечеством и конкретным человеком.
Промысл Божий вообще: Бог дарует людям определённую степень свободы и направляет на то, чтобы они свободно выбирали добро, соблюдали Заповеди Бога и слушали голос совести.
Конкретные следствия тех или иных промыслительных действий Божьих относительно отдельных людей можно осознать в некоторых случаях, но далеко не всегда. Проще всего здесь ответить про себя – Достойное по делам моим приемлю, мне попущено это для вразумления, научения или укрепления в вере. Касаемо других людей мы должны осознать свою ограниченность, мы не всеведущие, как Бог и не премудры, как Бог.
***
Один отшельник просил Бога, чтобы Он дал понять ему пути Своего Промысла, и наложил на себя пост. Когда он отправился к одному вдалеке жившему старцу, ему явился в образе инока Ангел и предложил быть спутником. К вечеру они остановились на ночлег у одного благочестивого мужа, который предложил им пищу на серебряном блюде. Но вот удивление! Тотчас после трапезы спутник старца взял блюдо и бросил его в море.
Пошли далее и на другой день остановились у другого благочестивого мужа. Но опять беда! Когда отшельник со спутником стали собираться в путь, принявший их привел к ним малолетнего сына своего, чтобы благословили его. Но вместо благословления спутник, коснувшись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец в отчаянии не произнесли ни слова. На третий день они приютились в полуразрушенном доме. Старец сел вкусить пищи, а его спутник сначала разобрал стену, а потом снова заделал ее. Тут старец не вытерпел: «Да ты кто – демон или Ангел? Что ты делаешь? Третьего дня у доброго человека блюдо отнял, вчера отрока лишил жизни, а сегодня поправляешь никому не нужные стены».
Не дивись, старче, и не соблазняйся о мне. Я Ангел Божий. Первый человек, принявший нас, богоугодно поступает, но блюдо то приобретено было им неправдою, потому я и выбросил его, чтобы не потерял он награды своей. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы сын его вырос, то был бы страшный злодей. Хозяин дома, где мы остановились, человек безнравственный, ленивый и оттого обнищал. Дед же его, строив этот дом, скрыл в стене золото. Посему-то я и поправил стену, чтобы хозяин его не нашел и через то не погиб. Возвратись, старче, в келью и не мучайся без ума, ибо так глаголет Дух Святой: «суды Господни – неведомы человекам». Посему и ты не испытывай их – не будет тебе это на пользу.
(«Душеполезное чтение» 1879 г. окт.).
Цитаты о Промысле Божьем
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!».
Рим.11:33
«Все от Бога, – и благое и скорбное, и недостойное; но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. И по благоволению, – когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, – когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, – когда и вразумляемые не обращаемся.
Бог благоволил, чтобы человек спасся, как и ангелы взывали говоря: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк.2:14). Опять домостроительно Бог вразумляет нас согрешающих, чтобы не были мы с миром осуждены, как говорит апостол: Судими от Бога наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор.11:32). И несть зло во граде, еже Господь не сотвори (Амос.3:6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению греха, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе, как написано: ослепи Бог очи их и окаменил есть сердца их (Ин.12:40); и: предаде их в неискусен ум, то есть, попустил их свободе творити неподобная (Рим.1:28); также: ожесточая ожесточу сердце Фараоново (Исх.4:21), то есть, попущу ожесточиться за непокорность его».
преп. Ефрем Сирин
«Ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь таких неудобств, какие предполагаешь, и, сверх того, будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить».
прп. Амвросий Оптинский
«Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, – другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» – Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это – душевредно».
Необходимо подвижнику и каждому христианину отличить то, что предоставлено его пониманию, от того, что предоставлено лишь его созерцанию. Уму ограниченному не естественно понимать со всею удовлетворительностию действия ума неограниченного, ума Божия; тщетное усилие к пониманию и объяснению того, что превыше понимания, ведет единственно к заблуждениям, к богохульству, к ересям и безбожию».
Отечник
Спасение после крушения корабля
Потерпев крушение, корабль затонул неподалеку от острова. Выжил лишь молодой мужчина, который подплыл к острову и стал ждать спасения счастливый, что выжил.
День за днем он ждал и молился, но помощи все не было.
В один из дней он возвращался в дом, который построил и увидел, что дом горит. Сгорело и все имущество, которое он использовал для жизни на острове. Мужчину охватили ярость и отчаяние.
— Я столько дней здесь молился! Я просил Тебя! — Обратился он к Господу, — Ты же не только не спасаешь меня, но отнимаешь все, что у меня было.
В изнеможении он заснул рядом с пепелищем.
Следующим утром мужчина проснулся и увидел на горизонте корабль, который подплыл и забрал его с острова. Он спросил у капитана: «Как вы меня нашли? Я ждал столько дней». «Мы увидели большой костер на острове», — ответил капитан.
Литература по теме
- Святые отцы
- Илиотропион или cообразование с Божественной волей свт. Иоанн Тобольский
- Судьбы Божии свт. Игнатий Брянчанинов
- О Промышлении прп. Иоанн Дамаскин
- О промысле Божием Из прибавлений к Творениям св. отцов
- Промысл Божий и законы естества прп. Анастасий Синаит
- Прочие авторы
- О Промысле Божием свящ. Валерий Духанин
- Понятие о Промысле Божием иерей Олег Давыденков
- Промысл Божий или человеческая свобода? прот. Вячеслав Харинов
- О Промысле Божием еп. Иоанн (Соколов)
- Судьбы Божии игумен Марк (Лозинский)
- Примеры, выясняющие ту мысль, что пути Промысла Божие неисповедимы прот. Григорий Дьяченко
- О Промысле Божием игумен Нектарий (Морозов)
- Почему Бог не отвечает на молитвы прот. Дионисий Свечников
- Промысл Божий и человеческая свобода прот. Георгий Нейфах
- О Промысле и свободе воли прот. Валентин Свенцицкий
- Предопределение, промысл и свободная воля С.Л. Худиев
- Вера в Промысл Божий и ее основания проф. В.А. Никольский
- Почему Бог так определил? К. Борисов
- Промысл Божий в моей жизни митр. Вениамин (Федченков)
- Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника Г.И. Беневич
- О промысле и судах Божиих у древних и новых отцов Церкви Г.И. Беневич
Комментировать