Источник

Часть 7, Глава 87Часть 7, Глава 89

Первый член Символа веры

88. Примеры, выясняющие ту мысль, что пути Промысла Божие неисповедимы

В третьей книге Царств (гл. V и след.) мы читаем, что когда Соломон строил храм Иегове на горе Сионе, то все материалы, служившие для этого громадного здание, должны были приготовляться далеко от Иерусалима, так что, стук инструментов не раздавался в святом граде. Таким образом очень долго работники, размещенные в иудейских долинах и на горах Ливана, рубили кедры или тесали камни. Ни один из них не знал плана великого архитектора, но каждый получал приказание исполнить известный урок к назначенному сроку. Пришел день, когда храм предстал во всем своем величии и убранстве.

Здесь кроется поразительное изображение частных действий Божественного Провидение в исторических судьбах рода человеческого. Бог, этот верховный Архитектор, веками строит (в смысле мироуправления) громадное здание, план которого от нас сокрыт, но которое будет святыней для Его прославление. И здесь-то, в этой земле изгнание, вдали от неба, далеко от святого Сиона, далеко от жилища мира и славы, приготовляются материалы для небесного града. Следовательно, каждый из нас должен исполнять на своем посту вверенную ему работу, не стараясь уразуметь то место, которое она займет в мировой гармонии. Как можем мы, работники одного дня, проникнуть в план Бога вечности?.. Нам достаточно знать, что наша работа, как бы она ни была скромна, известна Всевышнему, – нам достаточно знать, что Он потребует ее рано или поздно и примет ее от нас, – нам достаточно верить, что придет день, когда все эти материалы, которые нам кажутся разбросанными в беспорядке, будут собраны в такой порядок, который восхитить и порадует нас. Тогда человеческие страдание, печали и жертвы не покажутся нам более бесполезными и тяжелыми; тогда мы увидим, как из мрака ничтожества и неизвестности всплывут великие дела христианской любви и тайные добродетели, которых один Бог был свидетелем; тогда ничто не покажется нам малым, случайным или неожиданным ни в истории человечества, ни в нашем собственном существовании. Случая более не будет, а здание, которое Божественная мудрость медленно приготовляла вековой работой, возвысится в своей надзвездной красоте, как вечное святилище бесконечной любви.

Представим теперь несколько примеров, выясняющих ту мысль, что пути Промысла Божие неисповедимы, хотя всегда сопровождаются премудростью и благостью верховного мироправителя.

I. Один отшельник просил Бога, чтобы Он дал понять ему пути Своего Промысла и наложил на себя пост. Однако Бог не открыл ему того, что ему хотелось знать. Инок все-таки не переставал молиться, и, наконец, Господь вразумил его. Когда он отправился к одному, вдалеке жившему от него, старцу, ему явился, в образе инока, Ангел и предложил быть спутником. Отшельник очень рад был предложению, и оба пошли вместе. Когда день склонился к вечеру, они остановились на ночлег у одного благочестивого мужа, который принял их с таким почетом, что даже предложил пищу на серебряном блюде. Но вот удивление! Тотчас, после трапезы, Ангел взял блюдо и бросил в море. Старец недоумевал, однако ничего не сказал.

Пошли далее и на другой день остановились у другого, тоже благочестивого мужа, и этот также принял их с радостию: и ноги им умыл и всякое внимание оказал. Но, опять беда! Когда отшельник с спутником стали собираться в путь, принявший их привел к ним малолетнего сына своего, чтобы благословили его. Но вместо благословление, Ангел, коснувшись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец от отчаяния не могли произнести ни слова, и старец выбежал вон, а спутник, не отставая, последовал за ним. На третий день пути им остановиться негде было, кроме одного полуразрушенного и всеми брошенного дома и они приютились в нем. Старец сел вкусить пищи, а спутник, к его изумлению, опять начал странное дело. Он стал разрушать дом и, разрушив, начал опять строить его. Видя это, старец не вытерпел: «Да что ты демон, или Ангел? Что ты делаешь?» с гневом сказал старец, «третьего дня у доброго человека блюдо отнял и бросил в море, вчера отрока лишил жизни, а сегодня для чего ты разрушил и снова начал строить этот дом?» Тогда Ангел сказал ему: «Не дивись, старче, сему и не соблазняйся о мне, но выслушай, что я скажу тебе: первый, принявший нас, муж действительно во всем богоугодно поступает, но блюдо, брошенное мною, приобретено им неправдою, а потому я бросил его, чтобы он не погубил чрез него награды своей; второй муж тоже угоден Богу, но если бы вырос малолетний сын его, то был бы страшный злодей, – поэтому я и взял душу его, за добро отца его, чтобы и он спасся; этого дома хозяин был человек безнравственный и ради этого обнищал и скрылся, – дед же его, строив этот дом, скрыл в стене золото, и некоторые знают о сем. Посему-то я и раззорил его, чтобы отселе никто не искал здесь золота и чрез него не погиб». Ангел так заключил речь свою: «Возвратись, старче, в келлию свою и не мучайся без ума; ибо так глаголет Дух Святой: «Судове Господни – глубина многа не испытуема и неведома человеком: посему ты и не испытывай их – не будет тебе это на пользу». Ангел затем стал невидим, а пораженный старец раскаялся в своем заблуждении, и после рассказывал всем с ним происшедшее («Душ. чт.» 1879 г. окт.).

II. В 1117 г. когда во всей Италии было землетрясение, некоторые из жителей города Медиолана собрались в одном доме по делу об исправлении нужд общественных; вдруг слышится со двора голос, зовущий по имени одного из числа бывших в том доме, чтобы он вышел. Тот, кого вызывали, недоумевал, кто зовет и кого? а потому медлил выходить, ожидая повторение зова. Неожиданно, некто незнакомый, приблизясь к двери, просит, чтобы позванный поскорее вышел; едва на несколько шагов отступил вызванный от дома, падает дом и убивает своими развалинами всех, бывших внутри его. Спрашивается: почему один только из бывших в доме спасен от смерти, а все прочие погибли? – Суды Господа – великая бездна. Кто не видит ясно в этом происшествии совершившихся древних чудес? Так вывел Ангел Господень Лота с его детьми из Содома, а всех прочих жителей оставил на жертву огня. Таким же чудесным образом сохранены невредимыми и многие другие люди, находившиеся вместе со множеством других людей, которые погибли от какой-либо причины, произведшей общее бедствие, общую пагубу. – Бог высок могуществом Своим, все содержит крепостию Своею, – и кто найдется такой, как Он сильный? – Кто в состоянии исследовать дела Его и сказать Ему: Ты поступаешь несправедливо? (Иов. 36:22, 23). Благоразумно и весьма осторожно в этом отношении выразился царственный пророк, говоря о себе Богу: «я был невежда и не разумел; как скот я был пред Тобою» (Пс. 72:22); другими словами: «Твоих судеб не испытываю я, о Боже, я, ничтожный пред Тобою, подобно другим животным: мое дело слушать Твой голос и повиноваться своему Господу, но не исследовать Твоих дел и предназначений». Это еще не диво, что Давид, с своего детства пасший стадо скота и не занимавшийся высшими науками, понимал себя и судил о себе так скромно по доброте своего сердца и по внушению Божию; но самые Серафимы – высшие духи – служители Божии, также поступають пред Богом; ибо когда слово Господне огласило небеса и землю об отвержении (Богом) иудеев, тогда Серафимы (у каждого из них по 6-ти крыльев) двумя крылами закрывали каждый лице свое, и двумя закрывали ноги свои и двумя летали, обнаруживая тем, что они своим разумом не могут воспарить до той высоты, на которой совершаются чудные и непостижимые дела Божии, потому что никакой разум твари не постигает божественных судеб всемогущего Творца своего: для них достаточно знать и убежденными быть, что трисвятый Бог есть свят и исповедовать друг пред другом неизреченные Его божественные совершенства, взывая к Нему: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! полны суть небеса и земля беспредельной славы Его!" (видение пророка Исаии Ис. 6:3). – (Сост. по кн. «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божествен. волею», цитр. тобольского Иоанна Максимовича. Киев, 1890 г., стр. 32, 33, 36, 37).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle