Крылов Иван
Басня «Сочинитель и разбойник»

(37 голосов4.4 из 5)

Прослушать басню «Сочинитель и разбойник»
4:32

В жилище мрачное теней
На суд предстали пред судей
В один и тот же час: Грабитель
(Он по большим дорогам разбивал,[1]
И в петлю, наконец, попал);
Другой был славою покрытый Сочинитель:
Он тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена,[2] сладкогласен,
И, как Сирена, был опасен.
В аду обряд судебный скор;
Нет проволочек бесполезных:
В минуту сделан приговор.
На страшных двух цепях железных
Повешены больших чугунных два котла:
В них виноватых рассадили,
Дров под Разбойника большой костер взвалили;
Сама Мегера[3] их зажгла
И развела такой ужасный пламень,
Что трескаться стал в сводах адских камень.
Суд к Сочинителю, казалось, был не строг;
Под ним сперва чуть тлелся огонек;
Но там, чем далее, тем боле разгорался.
Вот веки протекли, огонь не унимался.
Уж под Разбойником давно костер погас:
Под Сочинителем он злей с часу́ на час.
Не видя облегченья,
Писатель, наконец, кричит среди мученья,
Что справедливости в богах нимало нет;
Что славой он наполнил свет
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней.
Тут перед ним, во всей красе своей,
С шипящими между волос змеями,
С кровавыми в руках бичами,[4]
Из адских трех сестер явилася одна.
«Несчастный!» говорит она:
«Ты ль Провидению?[5] пеняешь[6]
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ничто его вина.
По лютости своей и злости,
Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты… уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век-от-веку лютеет.
Смотри (тут свет ему узреть она дала),
Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!
Вон дети, стыд своих семей,–
Отчаянье отцов и матерей:
Кем ум и сердце в них отравлены? – тобою.
Кто, осмеяв, как детские мечты,
Супружество, начальства, власти,
Им причитал в вину людские все напасти
И связи общества рвался расторгнуть? – ты.
Не ты ли величал безверье просвещеньем?
Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облек
И страсти и порок?

И вон опоена твоим ученьем,
Там целая страна
Полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами
И до погибели доведена тобой!
В ней каждой капли слез и крови – ты виной.
И смел ты на богов хулой[7] вооружиться?
А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!
Терпи ж; здесь по делам тебе и казни мера!»
Сказала гневная Мегера –
И крышкою захлопнула котел.[8]

320 013 7497 1 v6062531 - Басня «Сочинитель и разбойник»

Примечания

[1] Разбива́л – здесь: промышлял разбоем, грабежом.

[2] Сире́на – в греческой мифологии демоническое существо, полуптица-полуженщина, своим волшебным пением заманивающая путников к гибели.

[3] Меге́ра – в греческой мифологии одна из трёх эриний (богинь мщения), олицетворение гнева и мстительности.

[4] Бич – длинный кнут или плеть.

[5] Провиде́ние – Промысл Божий, управление миром, предопределение.

[6] Пеня́ть – жаловаться, укорять кого-нибудь.

[7] Хула́ – резкое осуждение, порочащие слова.

[8] При жизни Крылова басня была истолкована как выпад против Вольтера, что вызвало протест баснописца.


Время написания: не позднее декабря 1816 г.
Первая публикация: брошюра «Три новые басни И.А. Крылова, читанные в торжественном собрании Публичной библиотеки января 2 дня 1817 г.», СПБ, 1817 г., стр. 8–11.

Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга шестая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946

Комментировать

5 комментариев

  • Владимир (другой), 21.08.2018

    Какова мораль басни? Не пишите художественной литературы, чтобы она не стала ни для кого «тонким ядом» и не стала для автора причиной вечных мук? Обратите внимание, что Крылов не написал ни слова о том, что «Сочинитель» понимал, что он делает, и сам видел «тонкий яд» в своих творениях?

    Ответить »
  • Кирилл, 22.08.2018

    Мы привыкли всю ответственность взваливать на пишущего человека. Но читатель тоже ответственен за то, что он выбрал для чтения.

    Ответить »
  • Елена, 17.02.2019

    На мой взгляд , эта басня, похожа с сюжетом из Евангелия про, разбойников висевших рядом со Христом , в которой, один из них покаялся , а другой нет . Может мораль в том , чтобы не переставать обращать внимание на свои грехи, а не на чужие, каждого будет Бог судить по  его вере и делам.

    Ответить »
  • Кирилл, 30.10.2020

    Спаси Господи! Автор так прекрасно прочел!

    Ответить »
  • Николай, 14.11.2020

    Вот как раз Вольтера тоже эта басня касается и всех, кто сеет по свету зло, ложь, клевету, наветы в своих писаниях. Всякий вымысел и бред, ложные учения, которым нет конца, ереси и хула на Творца. Все творения рук человеческих, которые уводят человека от Истины и правд,ы и способствуют погибели его души.

    Ответить »