Скрыть
и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 39-42 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего. Дева, услышав от Ангела, что Елисавета зачала, поспешила к ней, частью радуясь благополучию сродницы, а частью, как весьма благоразумная, желая окончательно увериться в том, истину ли сказал явившийся ей, чтобы по справедливости сказанного о Елисавете не сомневаться и в касающемся Ее самой. Ибо хотя Она и надеялась, но все же боялась, чтобы как-нибудь не обмануться, и это - не по неверию, но по желанию точнее узнать дело. Захария жил в нагорной стране; поэтому Дева туда и спешит. А Иоанн, получив некоторое особенное дарование пред прочими людьми, играет в утробе матери, почему он и больше пророков (Мф. 11:9), ибо они пророчествовали после своего рождения, а он удостоился такого дарования будучи еще в утробе матери. Смотри: Дева приветствовала Елисавету, то есть начала речь с ней. Итак, голос Девы был голос воплощающегося в Ней Бога, а потому Он и Предтечу удостоил благодати еще во чреве и соделал пророком, ибо пророчественные слова Елисаветы к Марии были слова не Елисаветы, а младенца; а уста Елисаветы только послужили ему, подобно как и уста Марии послужили Сущему в утробе Ее - Сыну Божию. Ибо Елисавета тогда исполнилась Духом, когда младенец взыграл во чреве; если бы младенец не взыграл, она не пророчествовала бы. Как о пророках говорят, что они прежде приходили в вышеестественное состояние и вдохновлялись, а потом пророчествовали, так, может быть, и Иоанн, как бы вдохновившись, прежде взыграл, потом устами матери пророчествовал. Что же пророчествовал? «Благословенна Ты между женами». Потом, поскольку многие святые жены рождали недостойных детей, например Ревекка Исава, говорит: «и благословен плод чрева Твоего». Можно разуметь и иначе: «Благословенна Ты между женами». Потом, как бы кто спрашивал: почему? - высказывает причину: ибо «благословен плод чрева Твоего», то есть ибо плод чрева твоего - Бог, так как один Бог благословен, как и Давид говорит; «Благословен грядущий» (Пс. 117:26). Ибо в Писании обычно употребление союза «и» вместо союза «ибо»; например: «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна» (Пс. 59:13), вместо: ибо суетно спасение человеческое; и опять: «се, Ты разгневался еси, и мы согрешихом» (Ис. 64:5), вместо: ибо мы согрешихом. - Называет Господа «плодом чрева» Богоматери, потому что зачатие было без мужа. Прочие младенцы суть рождения отцов, а Христос плод одной утробы Богоматери, ибо Она одна понесла Его.

Толкование на Евангелие от Луки

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету

О, сколько благодати и благословений излилось на дом Захарии, когда Пресвятая Дева вошла в него! Ежели Авраам получил столько благодати, приняв в своем доме трёх Ангелов, ежели Иаков принёс столько благословений Лавану, язычнику и идолопоклоннику; ежели Лот избавлен от пламени Содомского, дав ночлег двум Ангелам, ежели Пророк Илия наполнил елеем сосуды бедной вдовы; ежели Елисей воскресил сына соманитянки; наконец, ежели ковчег завета, когда Аведдар дал ему пристанище в своём доме, был для него источником милостей небесных; то как же велики и многообразны поэтому были милости и благословения, исполнившие дом Захарии, когда он принял Ангела великого совета, истинного Иакова, Божественного Пророка, истинный ковчег завета, нашего Спасителя, находившегося во чреве Его Божественной Матери?..

Потщимся и мы, по примеру Пресв. Девы Марии, освящать наши свидания и беседы, служащие для многих Христиан поводом к стольким грехам; будем, подобно Ей, убегать всех разговоров, чуждых святости, пустых и бесполезных. Если дух наш нуждается в отдохновении, постараемся, сколько возможно, чтобы наши беседы служили к соделанию нас более добродетельными или, по крайней мере, к умножению наших познаний и средств делать добро. Изгоним эти ребячества, унижающие и стесняющие душу. Будем скромны: в обществе нет ничего несноснее этих беспрестанных говорунов, которые не могут удержать своего, часто разглашают то, о чём гораздо лучше бы было молчать, высказывают свои мысли, не дав им времени прийти в должный порядок в голове, и, одним словом, имеют талант надоедать всем, становясь сами смешными. От скольких ошибок и неприятностей избавились бы мы, если бы имели счастливую привычку владеть собой и быть осторожными в словах!

Избранные места из Священной Истории

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
 

«Встав же»: задумав и решившись на путешествие.
– «Во дни сии»: непосредственно после благовещения от Ангела Мария узнала тайну, сродную с тайной Ей возвещенной, а потому и по чувству родственному к Елисавете, и по отношению их тайны взаимному, и по другим чувствам и целям («ибо хотя Она и надеялась, но все же боялась, чтобы как-нибудь не обмануться, и это – не по неверию, а по желанию точнее узнать дело». Феофил.), благодатная Дева вознамерилась посетить свою престарелую родственницу.
– «С поспешностью»: так благоговейное, восторженное чувство, наполнявшее сердце Марии после столь радостного благовещения, не терпело медлительности.
– «Пошла»: у евреев не было обычая, чтобы девы обрученные путешествовали одни. Но без сомнения св. Дева предприняла это путешествие по соизволению обручника своего Иосифа, и ничто не препятствует предполагать, что Она путешествовала в сообществе других может быть богомольцев, которые со всех краев Палестины нередко отправлялись в Иерусалим.
– «В нагорную страну»: среднюю и южную часть Палестины от севера к югу прорезывает горный хребет. По разделению еврейского царства на иудейское и израильское после Соломона, часть этого хребта, бывшего в иудейском царстве, называлась горами иудиными, или горой иудиной, или нагорной страной иудейской; часть же хребта, лежавшая в царстве израильском, называлась горами израилевыми, или горой израилевой, или нагорной израильской страной. – Что здесь разумеется нагорная иудейская страна, это видно из прибавления слов: «в город Иудин». Какой это город, – не упомянуто, а потому мнения об этом не одинаковы: думают, что это Иерусалим, или Хеврон, или небольшой левитский город, недалеко от Хеврона, Иутта (ivnct, Iutta, ср. Нав.15:55. Предполагают в этом случае ошибку в сем месте позднейшего писца, которая потом распространилась в рукописях, вместо ἱ’υττα написавшего ἱυδα). – По преданию, дошедшему до царицы Елены о месторождении в Иутте Иоанна Предтечи, она построила здесь Церковь, и это, конечно, много говорит в пользу того, что в Иутте был дом праведных Захарии и Елисаветы, и сюда приходила Матерь Господа. Но с текстом Евангелия от Луки едва ли это можно согласить: невозможно допустить, что ошибка писца так распространилась в древних рукописях, чтобы не осталось ни одной рукописи с чтением ἱ’υττα, а таковой рукописи действительно ни одной нет; надобно признать, или – что ошибка в написании имени допущена самим писателем, или – что Иутта называлась ἱυδα, но ни к тому, ни к другому решительно нет никаких оснований! Потому, кажется, нужно признать правильным чтение ἱυδα, «в город Иудин», то есть в город колена иудина, т. е. в известный город колена иудина, в важный знаменитый город этого колена, что к небольшой Иутте не идет. К Иерусалиму также не идет, потому что столичный город нигде не называется так. Вероятно, разумеется здесь известный важный город колена иудина Хеврон, лежавший на горах иудиных. Это был старинный священнический город, славный по многим воспоминаниям, и не без основания потому предполагают, что здесь был дом Захарии.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 40-41 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа

«Приветствие Марии», т. е. обыкновенное еврейское приветствие: «мир тебе».

«Взыграл младенец…» Вместе с первым словом Матери Господа младенец, находившийся в утробе Елисаветы, дал знать о себе какими-то движениями, которые были не болезненны, как обыкновенно бывает, а, напротив, привели Елисавету в радостное настроение. Что младенец исполнился при этом Святого Духа (Богословский, с. 224) – этого евангелист не говорит. Только о матери – Елисавете – он замечает, что она исполнилась Святого Духа. Благодаря просвещению, полученному тотчас от Духа, она и поняла, что перед нею стоит Мать Мессии, Которую радостным движением приветствовал и находившийся в ее утробе младенец.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Воставши же Мариам во дни тыя, иде в горняя со тщанием, во град Иудов: и вниде в дом Захариин и целова Елисаветь

Во дни тыя (сии), т. е. после того, как Пресв. Богородица получила Архангельское благовестие о рождении от Нея Спасителя мира и в то же время узнала, что и родственница Ея Елисавета скоро будет матерью. Иде со тщанием (пошла с поспешностью) к Елисавете. Пресв. Богородице хотелось поскорее сообщить Свою тайну и радость Елисавете, как ближайшей и старшей Ея Своей родственнице, а также хотелось разделить с нею и ее радость, по случаю имевшего быть скорого рождения ею самою сына: подобное желание обыкновенно бывает очень сильно в обстоятельствах и не такой великой важности. Могла Св. Мария открыть свою тайну и радость Иосифу, как ближайшему к Себе человеку, но боялась, чтобы не смутить его (проф. Богосл.). В горняя (в нагорную страну), во град Иудов. Полагают, что это был Хеврон, знаменитейший священнический город, находившийся в нагорной Иудейской стране, недалеко от Вифлеема, или находившийся близ него, небольшой город Левитов Иутта (Лк. 1:24). По разделении Еврейского царства на Иудейское и Израильское при сыне Соломона Ровоаме, одна часть хребта гор, который прорезывает среднюю и южную часть Палестины, осталась в Иудейском царстве, а другая перешла в Израильское, и стали называться, первая – горою Иудиною или нагорною Иудиною страною, а вторая – горою Израилевою или нагорною Израилевою страною. (Мих.).

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О почитании Пресвятой Богородицы.

Мк.3:33-35. Это не значит, что Дева, родившая от Духа Святаго Еммануила: Мф.1:23, стала чужой Сыну Своему. Здесь нам дается знать, что близость к Богу основывается главным образом на духовно-нравственной связи, так у кого же еще больше было этой связи, как не у Матери Божией? Лк.1:30-49;11:27 – не оставил Своим попечением Ииcус Христос Её и тогда, когда был уже на кресте: Ин.19:26-27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible