Скрыть
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 12-14 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя; Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Захария смущается; ибо необычайное видение возмущает и святых. Но Ангел останавливает возмущение. Ибо везде по сему узнаются видения Божественные и бесовские: если помысл сначала смутится, но потом, с рассеянием страха, вскоре совершенно успокоится, то видение поистине от Бога; если же страх и возмущение более усиливаются, то видение - от бесов. Для чего Ангел сказал: «услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына», ибо Захария молился не о сыне, а о грехах народа? Одни говорят: так как Захария молился о грехах народа, а имел родить сына взывающего: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29), то Ангел прилично говорит ему: услышана молитва твоя об отпущении грехов народа, ибо ты родишь сына, чрез которого будет отпущение грехов. Другие же понимают так: Захария! Молитва твоя услышана, и Бог простил народу грехи. Потом как бы он сказал: откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына; а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 13-17 Ангел же сказал ему (Захарии): …услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие… он будет велик пред Господом… и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный

Иоанн – это совесть. Она в человеке как пророк, как голос Бога в пустыне жизни. И потому даже естественная весть, т. е. не просвещенная христианством, если она не повреждена грехом, всегда влечет к Богу; она, как бы «исполненная Духа Святаго», от дня рождения своего обращена к Богу, и зовет к Нему, и подсказывает исполнение Божиего закона. Вот почему, когда в душе возрождается заглушенный голос совести, тогда наступает «радость и веселие», потому что душе открывается путь к Богу. И как Иоанн Предтеча своим явлением и проповедью «предтек» пред Господом и приготовил душу к принятию Господа, так возрожденный голос совести предшествует явлению душе Бога. Этот голос совести «обратит (душу) ко Господу Богу» ее; он «предыдет (пред Господом) в духе и силе Илии», как неподкупный и суровый обличитель неправды души… И он же выправит кривые пути жизни, когда привьет «непокоривым образ мыслей праведников» и умирит жизнь, вернув «сердца отцов детям». Так возрожденная совесть, как строгий голос пророка, обличает душу человека, выправляет ее кривизну, расчищает терния греха и порока, чтобы освободить путь Господу и представить Ему душу, как «народ приготовленный».

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
 

«Не бойся»: Ангел прежде всего успокаивает смущенного и устрашившегося Захарию, так как для принятия нового откровения нужен спокойный дух, и – новое благовестие имеет предметом не страшное, а радостное; не кару, не наказание, не бедствие хочет возвестить Ангел, а благословение, спасение, радость и веселье.
– «Услышана молитва твоя»: обыкновенно полагают, что Ангел говорит о молитве Захарии относительно разрешения неплодства его жены. И действительно, неплодство у евреев считалось знаком немилости Божией к неплодным и навлекало на таких поношение и от людей (ср. ст. Лк.1:25), а потому несомненно, что праведные Захария и Елисавета пламенно молились Богу о разрешении неплодства, как молились о том и все неплодные в Израиле. Но можно ли ограничивать только этим одним предмет молитвы праведного священника, о которой говорит Ангел? Можно ли полагать, что уже старый священник во святилище, пред лицом Божиим, не имел другого предмета молитвы, кроме лично относящегося к себе, – что у него в душе в то время не было другого желания, другой надежды, другого чаяния, другой молитвы? – Праведник, он без сомнения принадлежал к сонму, хотя не многочисленному вероятно, тех тогдашних праведников, лучших людей того времени, которые ожидали утехи Израилевой, ждавших Царства Мессии и молившихся о скорейшем открытии его (Лк.2:38,25). Не вероятнее ли предположить, что об этом главным образом была его святая молитва старческая, о Мессии и Его царстве?
– Связь речи в повествовании не представляет препятствий так домышляться о предмете молитвы Захарииной и не дает основания считать таковым одно лишь разрешение неплодия, хотя на первый взгляд кажется и указывает на это. – Общее содержание речи Ангела относится собственно к Мессии (ст. Лк.1:16,17) и потом уже к Предтече Его – сыну Захарии и Елисаветы – и может быть выражено применительно к этому объяснению так: молитва твоя, Захария, вместе с молитвой других подобных тебе, о наступлении Царства Мессии услышана; по Божию определению, царство это должно открыться вскоре, вскоре должен родиться Мессия и Его Предтеча, и этим Предтечею будет твой сын Иоанн, которого родит тебе заматорелая в летах жена твоя Елисавета и о рождении которого вы оба так пламенно молили Господа. Такое объяснение подтверждается всем дальнейшим повествованием о рождении Иоанна Крестителя, где первым и главнейшим предметом служит Мессия.
 «Родит тебе сына»: для уверения Захарии Ангел предрекает ему, что жена его родит ему именно сына, и еще прежде рождения предрекает даже имя имеющему родиться младенцу. То же самое было относительно самого Господа (ср. Мф.1:21).
– «Тебе радость и веселье»: если радостью для всякого истого Израильтянина сопровождалось рождение и обыкновенного дитяти, то тем большей радостью и весельем должно было быть рождение дитяти, предвозвещенное Ангелом, так как это дитя по самой необыкновенности события долженствовало быть необыкновенным. Эта радость особенно должна была возрасти при дальнейшем откровении Ангеловом, которое Захария, как видно из его дальнейшей молитвенной песни, понял в ее главных и существенных чертах и значении.
– «О рождении его возрадуются»: со временем, когда он будет благоуспешно совершать дело, к которому призван Богом, многие, на которых он будет иметь благотворное влияние, будут радоваться, что родился на свет такой человек.
– «Он будет велик пред Господом»: что велико в глазах людей, то часто ничтожно пред Господом; а потому, если Иоанн будет велик пред Господом, то этим указывается на истинное, действительное величие его, величие в том деле, которое он по изволению Божию исполнит, величие в жизни, в проповеди, в деле.
– «Не будет пить вина и сикера»: указывается, что Иоанн будет назорей, которые по закону (гл. Чис.6) должны воздерживаться в продолжение всей своей жизни от вина и сикера или вообще всяких хмельных напитков. Таковы были в древности великие назореи Сампсон и Самуил. – Сикер – всякий напиток не из винограда, производящий опьянение, хотя бы легкое.
– «Духа Святаго исполнится» и пр.: исполнение Духа Святого или благодати Святого Духа от чрева матери означает необыкновенно обильное сообщение даров благодати такому человеку для исполнения необыкновенных, предназначенных ему дел, а равно и особенное содействие Божие такому человеку в исполнении его предназначения (Иер.1:5. Пс.23:9,10). Это буквально исполнилось на Иоанне, когда он еще будучи во чреве матери радостно взыграл при входе к Елисавете Богоматери (ст. Лк.1:41-44).
– «Сынов Израилевых»: потомков (см. прим. к Мф.1:1) Израиля или Иакова; так в священных книгах называется иногда весь народ евреиский, и потому выражение – многих из сынов Израиля значит: многих из народа еврейского.
– «Обратит к Господу»: обратит проповедью и вообще деятельностью своей, обратит посредством покаяния, убедит их оставить порочную жизнь и обратиться к жизни по закону Господню. Предтеча действительно обратился к народу с проповедью о покаянии, и к нему стекалось множество иудеев и обращались к Господу.
– «Пред Ним»: то есть пред лицом Господа Бога, или частнее пред лицом Мессии, как Предтеча Его.
– «В духе и силе Илии» (см. прим. к Мф.11:14): с той же несокрушимой ревностью и нравственным могуществом, с какими некогда действовал великий ревнитель по истинной религии во времена безбожия и религиозного отупения народа пророк Илия.
– «Возвратит сердца отцов детям» и пр.: перечисляются некоторые частные действия на народ общеблаготворной деятельности Предтечи Христова. – При упадке народной нравственности в то время, как и всегда в подобных случаях, семейные нравственные связи ослабели, и это – великое несчастие народа как в религиозно-нравственном, так и в политически-социальном отношении. Этому ослаблению весьма много способствовало тогда разделение народа на разные религиозные секты, последователи которых вносили даже в семью разлад и раздвоение, как это обыкновенно бывает у сектантов. Этому противодействовать необходимо было проповеднику близкого открытия Царства Мессии – царства мира и любви между всеми, особенно между членами одной семьи, которая может иметь величайшее благотворное действие во всех отношениях.
– «Непокоривым» и пр.: непокоривый (ἀ’πηυὴς), – противоположность праведному (δι’χαιος), то есть вообще безнравственный, нечестивый, которого основное нравственное начало – непокорность закону Божию и самочиние (эгоизм). Выражение: «непокоривым (возвратит) «образ мыслей праведников» значит: людей безнравственных сделать нравственными, нечестивых – благочестивыми.
– «Представить Господу народ приготовленный»: приготовить народ к принятию Мессии, указывая ему на близость Его пришествия и призывая к покаянию. Бог всегда требовал и требует от людей особенного нравственного очищения, когда имеет особенным образом открыться или явиться им (ср. Исх.19:14, 15. 2Пет.3:11, 12). То же и перед пришествием Искупителя. Само собой разумеется, что от нравственной воли самих людей зависит – последовать такому требованию или нет, приготовиться или не приготовляться, очищаться или нет. В проповеди Крестителя выразилось ясно это требование Божие и – не вина Предтечи, если и после его проповеди народ остался не вполне приготовленным к принятию Мессии. Он вполне приготовлен был проповедью Предтечи, но оказался не вполне готовым к этому по своему нравственному нерадению, невнимательности и злой воле. «Приготовил Господу, то есть Христу, людей способных к принятию проповеди. Скажу некоторое подобие. – Когда приходил какой-нибудь пророк с проповедью, то не все веровали, но способные, т. е. предуготовившие себя к тому: так и Иоанн приготовлял Господу людей, но не непокорных, а способных, то есть предуготовившихся к принятию Христа» (Феофил.).


 

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн

«Услышана молитва твоя». Едва ли Захария, как представитель всего народа (стих 10), мог в это время молиться о своих личных нуждах. Вероятнее всего то предположение (блж. Августин, Евфимий Зигавин), что Захария молился о даровании иудейскому народу давно уже ожидаемого Мессии. Ангел и возвещает ему, что такая его молитва Богом услышана: Мессия скоро придет.

«И жена твоя Елисавета…» В доказательство истинности своего предсказания о скором пришествии Мессии Ангел объявляет, что уже намечен и Предтеча Мессии, каковым будет вскоре родившийся сын Захарии.

«И наречешь…» см. комментарии к Мф.1:21.

«Иоанн». В переводе с еврейского – Бог милостив (Иоханан).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 13-14 Рече же к нему Ангел: не бойся, Захарие: зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисаветь родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн: и будет тебе радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются

Услышана молитва твоя и пр. Некоторые толкователи думают, что здесь разумеется молитва о разрешении неплодства, но вот как рассуждает об этой молитве проф. Богословский: «как ни глубоко лежало в душе Захарии желание потомства, и как ни часто, быть может, он выражал это желание прежде в молитвах пред Господом; в настоящее время он потерял всякую надежду иметь детей и не верил даже Ангелу, возвестившему ему об этом. Гораздо вернее поэтому предположить, что Захария, как один из немногих лучших людей того времени, ожидавших утехи Израилевой – Мессии, молился не о чем-либо другом, как о скорейшем пришествии Его. При том он, как священник, представлявший собою во время каждения посредника между Богом и молившимся народом, без сомнения, и должен был молиться не о своих нуждах, а о нуждах народа, о его спасении.

«Господь милостив, как бы так говорил Ангел Захарии: ты молишься о пришествии Мессии. Молитва твоя услышана. Он придет скоро. Ему будет предшествовать предтеча. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и он будет предтечею Мессии». И будет тебе радость и веселие – о том, что родится у тебя в старости сын, да еще такой сын, рождение которого предвозвещено Ангелом и который будет предтечею Мессии (радость, это – чувство в душе, а веселие – радость, выражаемая внешним образом). И мнози о рождестве его возрадуются, т. е. тогда, когда он благоуспешно будет совершать то дело, для которого родится – дело приготовления людей к принятию Спасителя.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible